Тормозная система высокоскоростного электропоезда «Сапсан» представляет собой электропневматическую тормозную систему на базе непрямодействующего тормоза, которая была специально разработана для высокоскоростных поездов. Пневматические схемы вагонов SR B, DR T, MW T (TR T), SR T и BAT T (BAT R) приведены на рис. 6.2—6.6, условные обозначения изображенных на схемах элементов указаны на рис. 6.1. Пневматические модули и пневматические установки ЭВС «Сапсан» подробно рассмотрены в п. 6.3, 6.6—6.10 и 6.20 настоящей главы.
Для обеспечения питания пневматических систем каждый электропоезд оборудован двумя установками снабжения сжатым воздухом (на вагонах SR T 04 и SR T 07), смонтированными в виде цельных модулей в подвагонной части кузова. При выходе из строя одной компрессорной установки вторая в состоянии обеспечивать сжатым воздухом пневматическую систему всего поезда, при этом ограничиваются дополнительные функции (отключение туалетов или подачи песка). Вспомогательные установки снабжения сжатым воздухом для подъема токоприемников находятся в подвагонном пространстве вагонов DR T 02 и DR T 09 у односистемных электропоездов и DR T 02, TR T 03, TR T 08 и DR T 09 — у двухсистемных электропоездов.