Богомолов Никита Юрьевич,
Ширяев Алексей Валерьевич,
Изварин Михаил Юрьевич и др.
Общие сведения о поезде

Эксплуатационные характеристики в режимах тяги и электрического торможения

Механическая часть

Электрические машины и трансформаторы

Электрические аппараты и преобразователи

Пневматическая схема

Бортовые сети собственных нужд

Приборы и системы безопасности

Внутрисалонное оборудование

Управление ЭВС «Сапсан»

Заключение

Список литературы

Высокоскоростные электропоезда «Сапсан»

Приборы и системы безопасности

8.1. Унифицированное комплексное локомотивное устройство безопасности КЛУБ-У
8.2. Телемеханическая система контроля бодрствования машиниста ТСКБМ
8.3. КУРС-ТС
8.4. Цифровой стандарт связи «Тетра», принцип и организация работы цифровой радиосети. Радиостанция РВС-1-15
8.5. Петли безопасности ЭВС «Сапсан»

Цифровой стандарт связи «Тетра», принцип и организация работы цифровой радиосети. Радиостанция РВС-1-15

В настоящее время для обеспечения безопасности движения в условиях ввода в эксплуатацию высокоскоростных электропоездов, а также для оперативного взаимодействия всех структур, служб и отделов железных дорог Российской Федерации определена необходимость организации цифровых систем технологической радиосвязи ОАО «РЖД».

Технические требования к цифровой системе технологической связи стандарта «Тетра»

Цифровая система технологической радиосвязи на основе стандарта «Тетра», помимо организации комплекса сетей голосовой связи, обеспечивает решение ряда новых технологических проблем, а именно: передачу по радиоканалу машинисту поезда ответственных приказов и команд, оповещение машиниста о состоянии железнодорожного переезда, дополнительный контроль диспетчером местоположения и скорости поезда, дистанционное управление переездами, устройствами электроснабжения или другими удаленными объектами железнодорожного транспорта.

Система стандарта «Тетра» и цифрового стандарта GSM-R позволяет выполнить комплекс многофункциональных задач, таких как:

  • увеличение числа абонентов сетей железнодорожной радиосвязи в несколько раз с оснащением радиосредствами работников всех служб ОАО «РЖД»;
  • увеличение протяженности зон связи и повышение надежности связи диспетчерского аппарата при организации поездной и станционной радиосвязи;
  • организация сетей радиосвязи работников ремонтных и эксплуатационных подразделений на перегонах и станциях с диспетчерским аппаратом служб, руководителями подразделений, дежурными по станциям и поездными диспетчерами в условиях существенного увеличения длины перегонов и диспетчерских участков;
  • оповещение ремонтных бригад и машинистов поездов о приближении к месту проведения ремонтных работ и ряд других функций и технических операций.

Организация цифровой системы радиосвязи на основе стандарта «Тетра» обеспечивает возможность выхода абонентов радиосети одной службы в другие сети радиосвязи, а также в автоматические коммутируемые сети технологической связи. Важной функцией данной системы является возможность подключения и использования стандартов GSM сотовых операторов мобильной связи, интернета и спутниковой навигации ГЛОНАСС (рис. 8.28).

Цифровой стандарт «Тетра» по сравнению с применявшейся ранее аналоговой системой радиосвязи обеспечивает комплексную организацию сетей связи оперативно-технологического назначения: поездную диспетчерскую радиосвязь, ремонтно-оперативную связь на перегонах и станциях, станционную радиосвязь, каналы передачи информации для автоматического управления поездов, оповещения ремонтных бригад и машинистов поездов, передачи диагностической информации, телеуправления объектами железнодорожного транспорта и др. Система интегрирована в сложившиеся на железнодорожном транспорте структуры первичных цифровых сетей технологического назначения.

Абонентами сети являются поездные диспетчеры и диспетчерский аппарат различных служб, дежурные по станциям, машинисты всех видов подвижного состава, работники ремонтных подразделений служб связи, пути, электроснабжения, локомотивных и вагонных депо и др.

Рис. 8.28. Организация цифровой системы «Тетра»

Рис. 8.28. Организация цифровой системы «Тетра»

Одним из достоинств системы цифровой радиосвязи является возможность функционирования в условиях высокой интенсивности трафика, когда все службы железной дороги работают параллельно. Это наиболее важно при работе в экстренных условиях (при авариях, ремонтно-восстановительных работах, экологических катастрофах).

Система осуществляет приоритетную организацию связи руководителей движения, поездных диспетчеров, дежурных по станциям с машинистами поездов и режимы индивидуального (по номеру поезда и локомотива) и группового вызовов.

Поездная диспетчерская радиосвязь обеспечивает организацию радиосвязи в пределах диспетчерского участка (или на расстоянии, превышающем диспетчерский участок, при наличии устойчивого радиосигнала) для следующих групп абонентов:

  • поездного диспетчера;
  • локомотивного диспетчера;
  • энергодиспетчера;
  • дежурных по станциям (на станциях и в пределах перегонов прилегающих к данной станции независимо от длины перегонов, а также при необходимости и для всего диспетчерского круга);
  • машинистов поездных локомотивов и других подвижных единиц железнодорожного транспорта;
  • начальников поездов (с машинистами поездных локомотивов, ДСП дежурными по вокзалам и другими абонентами);
  • абонентов, имеющих носимые радиостанции (помощники машинистов, ДСП при выходе на перрон, работники ведомственной охраны, сопровождающие поезд, и др.).

Ремонтно-оперативная цифровая связь (радиотелефонная связь диспетчеров служб электроснабжения, пути и др., дежурных по станциям с ремонтными бригадами и ремонтных бригад с машинистами поездов, а также связь между членами бригад при проведении ремонтно-восстановительных работ) обеспечивает оперативное управление работой ремонтных бригад на перегонах и станциях.

Каналы передачи данных предназначены для организации на их основе информации в системах железнодорожной автоматики, включая системы автоматического управления движением поездов, оповещения ремонтных бригад и машинистов поездов, передачи диагностических сообщений и т.п. Также каналы обеспечивают автоматическую двустороннюю передачу сообщений между базовой станцией и поездами, между поездами и носимыми радиостанциями.

Система радиосвязи строится в полосе частот 457,40—458,45 МГц, 467,40—468,45 МГц и используется совместно с существующими системами технологической радиосвязи ОАО «РЖД» диапазонов ГМВ (2,130 МГц), МВ (151,7—156,0 МГц).

Система «Тетра» сохраняет работоспособность:

  • при отказе любой из базовых станций, причем обеспечивается переключение каналов транспортной сети «в обход» данной базовой станции для сохранения работоспособности других базовых станций, включенных с вышедшей из строя в единый поток;
  • при отказе цифрового канала, соединяющего базовые станции с центром коммутации, а также базовые станции между собой (реализована кольцевая структура организации каналов в транспортной сети); при полном отказе цифрового канала для абонентов, находящихся в зоне действия отключившейся от общей системы базовой станции, с поддержанием основных функциональных возможностей аппаратуры;
  • при отказе аппаратуры коммутационного оборудования, причем базовые станции продолжают и обеспечивают радиосвязь в пределах своих зон.

В состав аппаратуры системы входят:

  • базовые станции;
  • коммутационное оборудование (коммутаторы);
  • абонентское оборудование (локомотивные и автомобильные радиостанции, носимые радиостанции, пульты управления диспетчеров всех служб и дежурных по станциям;
  • комплекс высокочастотных устройств);
  • система мониторинга и администрирования.

Сооружения и устройства инфраструктуры системы включают:

  • мачтовые сооружения;
  • системы электропитания;
  • системы транспортной сети;
  • устройства сопряжения с другими сетями передачи данных, ведомственной телефонной сетью и др. (рис. 8.29).

Система осуществляет документальную регистрацию всех переговоров и передачи данных с фиксацией текущего времени и даты, предоставляет возможность работы локомотивных радиостанций в цифровой (460 МГц) и аналоговой (2, 130; 160 МГц) системах радиосвязи.

Базовое и коммутационное оборудование обеспечивает установление и поддержание речевых соединений и сервисы передачи данных мобильным абонентам сети при скоростях движения объектов, оснащенных средствами радиосвязи, до 300 км/ч.

Рис. 8.29. Состав системы

Рис. 8.29. Состав системы

Варианты схем построения сетей и структура системы связи «Тетра»

Система предусматривает организацию многоуровневой структуры, включающей:

  • линейные сети базовых радиостанций, подключенных цифровым каналом связи к коммутатору, установленному в Управлении дороги, или к региональному отделению;
  • дорожные сети, объединяющие несколько линейных сетей. Коммутатор, установленный в Управлении железной дороги, соединяется с коммутатором линейных сетей, все коммутаторы соединяются друг с другом по принципу «Каждый с каждым», «Каждый с двумя соседними» или «Звезда». При этом все коммутаторы должны обеспечивать транзитные соединения;
  • верхний транзитный уровень, объединяющий коммутационное оборудование железных дорог, расположенное в Управлении железных дорог.

Для системы, работающей в стандарте «Тетра», обычным является наличие нескольких коммутаторов, которые должны быть соединены друг с другом. Способ их соединения и подключения к ним базовых станций определяется наличием возможности использовать то или иное количество цифровых каналов связи, требованиями по поддержанию безотказной работы системы в целом при выходе из строя отдельных ее элементов, а также требованиями по необходимости обеспечения соединений и количеству таких соединений для абонентов, находящихся территориально в разных зонах общей сети.

Система радиосвязи по стандарту «Тетра» может быть построена несколькими способами (рис. 8.30, 8.31). На рис. 8.30 приведены варианты соединения коммутаторов друг с другом, а на рис. 8.31 — варианты подключения к коммутаторам базовых станций.

Рис. 8.30. Функциональная схема соединения коммутаторов

Рис. 8.30. Функциональная схема соединения коммутаторов

Рис. 8.30. Функциональная схема соединения коммутаторов
Рис. 8.30. Функциональная схема соединения коммутаторов Рис. 8.30. Функциональная схема соединения коммутаторов

С точки зрения обеспечения максимальной надежности работы системы наилучшими вариантами являются использование схемы «Кольцо» для подсоединения базовых станций к коммутатору и схемы «Каждый с каждым» для соединения коммутаторов друг с другом. На практике чаще используется «Смешанный» тип включения базовых станций. При использовании схемы «Кольцо» осуществляется резервирование линейного канала связи, что позволяет сохранять работоспособность системы при нарушении канала связи путем организации и использования обходного альтернативного канала. В этом случае обязательным требованием, предъявляемым к базовым станциям, является наличие интерфейса для подключения к резервному каналу и обеспечение переключения на него при пропадании основного канала.

Функциональные схемы построения сети связи стандарта «Тетра» — совокупность элементов сети, соединенных определенными специализированными интерфейсами. Схема построения сети нижнего уровня приведена на рис. 8.32.

Рис. 8.31. Функциональная схема соединений коммутатора с базовыми станциями

Рис. 8.31. Функциональная схема соединений коммутатора с базовыми станциями

Рис. 8.32. Схема построения нижнего уровня

Рис. 8.32. Схема построения нижнего уровня

Основу сети «Тетра» составляет подсистема управления и коммутации, включающая базовые станции, оборудование коммутации и сопряжения с внешними сетями, оборудование управления сетью. Абонентские радиостанции осуществляют взаимодействие с подсистемой управления и коммутации через стандартный радиоинтерфейс «Тетра». Помимо соединений между абонентскими радиостанциями, в сети «Тетра» обеспечивается обмен с фиксированными абонентами (диспетчерами, абонентами телефонной и других сетей).

Базовая приемо-передающая станция — базовая стационарная радиостанция, обеспечивающая связь в определенной зоне. Она выполняет основные функции, связанные с передачей радиосигналов: сопряжение с мобильными станциями, шифрование линий связи, пространственно-разнесенный прием, управление выходной мощностью мобильных радиостанций, управление радиоканалами. Базовая станция осуществляет поддержку одного или более радиоканалов, используемых абонентскими радиостанциями в пределах одной зоны обслуживания и включает один или несколько базовых приемопередатчиков, каждый из которых поддерживает один физический радиоканал.

Диспетчерский пульт — устройство, подключаемое к центру коммутации по проводной линии и обеспечивающее обмен информацией между диспетчером и другими пользователями сети. Голосовой сервер предназначен для организации работы сети диспетчерских пультов управления, системы регистрации переговоров, СОРМ.

Сервер приложений служит для организации работы сети диспетчерских пультов.

Мобильная станция — локомотивная, автомобильная или носимая радиостанция, используемая подвижными абонентами.

Система мониторинга и администрирования предназначена для контроля за состоянием системы «Тетра», проведения диагностики неисправностей, учета тарификационной информации, внесения изменений в базу данных абонентов и т.п.

Для работы в системе «Тетра» используются специализированные локомотивные радиостанции с адаптированным пультом управления, создавать которые наиболее целесообразно применяя уже отработанные технические решения по разработке локомотивных радиостанций, предъявляя следующие дополнительные требования. Радиостанция должна:

  • обеспечивать функционирование в сетях поездной (ПРС), станционной (СРС) и ремонтно-оперативной (РОРС) радиосвязи, в дуплексной системе поездной радиосвязи ПРС-Д, в цифровых системах технологической радиосвязи стандарта «Тетра», в сетях передачи данных;
  • автоматически определять в диапазоне ДМВ один из видов радиосвязи — цифровой «Тетра» или аналоговый ПРС-Д. При заходе локомотива на участок, оснащенный системой цифровой радиосвязи или дуплексной радиосвязью, в радиостанции должна быть предусмотрена приоритетная работа в этих сетях в режиме радиотелефонных переговоров;
  • обеспечивать одновременную независимую работу не менее чем в трех (для трехдиапазонной и более станции) диапазонах. Состав диапазонов определяется регионом эксплуатации радиостанции;
  • в диапазоне ДМВ (ПРС-Д, «Тетра») обеспечивать прием команды «Остановка поезда» от ДНЦ и передачу управляющей команды на исполнительное устройство (два сигнала 10—14 В в противофазе с частотой следования 100 Гц).

Радиостанция должна функционировать:

  • в диапазоне ГМВ на частотах 2130 кГц и 2150 кГц в режиме одночастотного симплекса в сетях ПРС и РОРС;
  • в диапазоне МВ в полосах частот 151,7—154,0 МГц и 155,0—156,0 МГц в режимах одно- и двухчастотного симплекса в сетях ПРС, СРС, РОРС, сетях передачи данных;
  • в диапазоне ДМВ (стандарт «Тетра») в полосах частот 457,4—458,45 и 467,4— 468,45 МГц в дуплексном и симплексном режимах сетях ПРС, СРС, РОРС, сетях передачи данных.

В состав радиостанции должен входить универсальный пульт управления, обеспечивающий работу радиостанции как в двух, так и в трех диапазонах, должна быть предусмотрена возможность установки машинистом номера поезда с пульта управления и вызова машиниста (радиостанции) по установленному номеру поезда.

При работе в цифровых системах технологической радиосвязи (диапазон ДМВ, стандарт «Тетра») радиостанция должна осуществлять:

  • установление соединений с поездным диспетчером, дежурными по станциям, подвижными абонентами при нажатии кнопок «ДНЦ», «ДСП», «ЛОК»;
  • установление групповых и индивидуальных соединений с радиоабонентами сетей технологической радиосвязи;
  • установление соединений с абонентами сети связи ОТС;
  • выбор группы абонентов;
  • аварийный вызов;
  • изменение номера поезда;
  • доступ к телефонной книге;
  • регулировку громкости;
  • установку типа вызова (дуплекс, полудуплекс);
  • включение/выключение пульта управления (должна производиться блокировка пульта в нерабочей кабине).

При работе в цифровых системах радиосвязи (стандарт «Тетра» 460 МГц) с технологического пульта управления или пульта управления радиостанцией должны обеспечиваться:

  • задание принимаемых и передаваемых коротких сообщений;
  • задание приоритетности доступа и вызова (неоперативно при программировании);
  • включение радиостанции в группы абонентов различного технологического назначения посредством перепрограммирования от технологического пульта или пульта управления;
  • установка кода сети;
  • программирование частот управляющих каналов;
  • настройка временных и количественных параметров установления соединения и доступа;
  • настройка отображаемой на экране информации;
  • конфигурирование клавиш быстрого набора;
  • настройка звуковой индикации;
  • настройка параметров аварийного вызова;
  • конфигурирование параметров взаимодействия с внешними устройствами;
  • настройка маршрутизации вызовов.

Исполнение радиостанции — трехдиапазонная с третьим диапазоном ДМВ «Тетра» 460 МГЦ, в ее состав входят:

  • блок радиооборудования, включающий приемопередатчики гектометрового и метрового диапазонов, блок автоматики и блоки питания (2 шт.);
  • блок радиооборудования, включающий приемопередатчик дециметрового диапазона, блок автоматики и блок питания (1 шт.);
  • пульты управления с микротелефонной трубкой (2 или 4 шт.);
  • антенно-согласующее устройство гектометрового диапазона;
  • антенна гектометрового диапазона (2 МГц);
  • антенна метрового (160 МГц) диапазона;
  • антенна дециметрового («Тетра» 460 МГц или GSM-R 900 МГц) диапазона;
  • технологический пульт для конфигурирования радиостанции;
  • блок выносного громкоговорителя;
  • соединительные кабели.

Основные вызывные кнопки (ДНЦ1, ДНЦ2, ДСП, ЛОК) на пульте являются общими для ГМВ, МВ и ДМВ-диапазонов.

Технология использования системы в режиме поездной радиосвязи

Основными пользователями системы поездной радиосвязи являются поездной диспетчер (ДНЦ), дежурный по станции (ДСП) и машинист поезда (ТЧМ).

Для вызова машиниста поезда от поездного диспетчера должен использоваться групповой вызов машинистов поездов, находящихся вблизи определенной железнодорожной станции и двух-трех соседних или индивидуальный (симплексный) вызов по номеру поезда (или локомотива), а также общий групповой вызов машинистов по диспетчерскому участку.

Для вызова машиниста поезда от дежурного по станции следует применять групповой вызов машинистов, находящихся вблизи определенной железнодорожной станции и двух-трех соседних, индивидуальный (симплексный) вызов по номеру поезда или локомотива.

Для вызова дежурного по станции от машиниста поезда необходимо использовать групповой вызов (с помощью нажатия одной и той же кнопки на пульте локомотивной радиостанции независимо от местоположения поезда) дежурных нескольких ближайших к поезду железнодорожных станций, индивидуальный (симплексный) вызов ДСП по номеру ДСП.

Для вызова поездного (локомотивного или энергодиспетчера) от машиниста поезда должен применяться индивидуальный (симплексный) вызов (с помощью нажатия одной и той же кнопки на пульте локомотивной радиостанции независимо от местоположения поезда), аварийный вызов.

Для вызова машинистом поезда машинистов встречных или следующих за ним поездов следует использовать групповой вызов в зоне действия одной или нескольких базовых станций.

Радиостанция РВС

Назначение изделия

Радиостанция предназначена для работы в цифровых сетях технологической радиосвязи на железнодорожном транспорте в качестве радиостанции передачи данных.

Обозначение, наименование и назначение радиостанции приведены в табл. 8.3

Таблица 8.3. Модификации используемых радиостанций

Наименование изделия Обозначение Техническое исполнение
Радиостанция РВС-1-15 ЦВИЯ464514.005-15 Локомотивный вариант
Радиостанция РВС-1-16 ЦВИЯ464514.005-16 Переносной вариант

Общий вид радиостанции представлен на рис. 8.33.

Радиостанция состоит (рис. 8.34):

  • из блока радиооборудования БАРС;
  • антенны ДМВ-диапазона;
  • пультов ПУ-Т (ПУ-ТВ, ПУ-ТП);
  • антенно-согласующего устройства АнСУ-В;
  • громкоговорителя.
Рис. 8.33. Общий вид радиостанции

Рис. 8.33. Общий вид радиостанции

Рис. 8.34. Состав радиостанции

Рис. 8.34. Состав радиостанции

Конструктивно БАРС выполнен в виде стального штампованного каркаса, размещаемого на основании ЦВИЯ301314.076 из комплекта монтажных частей. Крепление осуществляется на стене или горизонтальной поверхности.

Пульт ПУ-Т (ПУ-ТП) изготовлен в металлическом корпусе, размещается в кабине машиниста локомотива и встраивается в приборные панели управления локомотивом.

АнСУ-В выполнено в виде стального настенного шкафа, размещаемого в отсеках подвижного состава.

Блок радиооборудования БАРС состоит:

  • из блока автоматики САУ-Ц;
  • блока питания;
  • приемопередатчика ПП-ТД ДМВ-диапазона.

Пользователями радиостанции являются машинисты и помощники машиниста локомотивов, аппаратура ТУ-ТС.

Блок БАРС-06 устанавливается в кабине машинистов локомотивов или в специально предусмотренных местах подвижного состава, ПУ-Т — в кабине локомотива на рабочем месте машиниста и помощника машиниста, АнСУ-В — в непосредственной близости от проходного изолятора КВ-антенны.

При работе в аналоговых сетях ГМВ и МВ-диапазонов машинист локомотива с помощью пульта ПУ-Т может вызвать в групповом канале ДСП, ДНЦ1 или ДНЦ2, машинистов других локомотивов. Для этого необходимо выбрать требуемый рабочий диапазон и нажать соответствующие кнопки на панели пульта ПУ-Т. Вызов ДНЦ1 передается тональным сигналом частотой 700 Гц (кнопка «ДНЦ»), вызов ДНЦ2 — 2100 Гц (кнопка «ЛИН»), вызов ДСП — 1400 Гц (кнопка «ДСП»), вызов локомотива — 1000 Гц (кнопка «ЛОК»).

Вызов сопровождается звуковым сигналом в громкоговорителе пульта, по окончании которого машинист голосом вызывает абонента. Ведение переговоров осуществляется с помощью трубки МТТ или встроенного микрофона пульта ПУ и громкоговорителя (встроенный микрофон пульта ПУ используется при отказе трубки МТТ).

При работе в КВ-диапазоне машинист локомотива может перевести радиостанцию на другой канал нажатием кнопок «1» или «2» на пульте ПУ-Т. Индикация выбранного канала представляет собой свечение соответствующего светодиода на передней панели пульта ПУ и отображается на ЖК-индикаторе.

Во время работы в УКВ-диапазоне машинист локомотива может перевести радиостанцию на другой канал в пределах одной группы нажатием кнопок от «1» до «9» или на другую группу частот. Переход на другую группу производится при удерживании клавиши «УКВ» посредством нажатия одной из кнопок от «1» до «9» на пульте ПУ-Т. Индикация выбранного канала и группы осуществляется на графическом индикаторе пульта ПУ-Т.

При работе в цифровых сетях ДМВ-диапазона машинист локомотива с помощью пульта ПУ-Т может вызвать:

  • ДСП близлежащих станций в групповом симплексном канале;
  • одного из ДСП близлежащих станций индивидуальным симплексным или дуплексным вызовом;
  • ДНЦ индивидуальным симплексным или дуплексным вызовом;
  • ДНЦ аварийным индивидуальным симплексным или дуплексным вызовом;
  • машинистов других локомотивов групповым симплексным вызовом;
  • ТНЦ, ЭЧЦ индивидуальным вызовом.

Устройство и работа составных частей радиостанции

Основой радиостанции является блок БАРС-06, структурная схема которого представлена на рис. 8.35.

Рис. 8.35. Структурная схема блока БАРС-06

Рис. 8.35. Структурная схема блока БАРС-06: ПП-1 — приемопередатчик диапазона ГМВ; ПП-2 — приемопередатчик диапазона МВ; ПП-ТТ — приемопередатчик диапазона ДМВ; САУ — устройство связи и автоматики; П — источник электропитания

Пульт управления ПУ (рис. 8.36) представляет собой оконечное устройство ввода-вывода речевой информации. Он предназначен для управления работой радиостанции, отображения ее состояния с помощью графического ЖКИ-индикатора и светодиодных индикаторов и ведения переговоров с помощью трубки МТТ, микрофона, встроенного громкоговорителя, а также для конфигурирования параметров радиостанции.

Рис. 8.36. Структурная схема ПУ

Рис. 8.36. Структурная схема ПУ

Речевые сигналы от трубки МТТ или встроенного микрофона МКФ передаются на кофидек, где производится их оцифровка. Цифровой сигнал через схему управления поступает на микросхему линейного интерфейса, которая преобразует этот сигнал в линейный код и передает в линию связи на блок БАРС-06. Принимаемый по двухпроводной линии связи линейный код от БАРС-06 преобразуется схемой линейного интерфейса в цифровой код и через схему управления поступает на кофидек, где становится речевым сигналом, который подается на МТТ и через усилитель низкой частоты (УНЧ) — на громкоговоритель.

Линейный контроллер через схему управления и линейный интерфейс производит обмен служебной информацией с блоком БАРС-06, а микроконтроллер МК осуществляет опрос клавиш пульта ПУ и обеспечивает вывод информации на встроенный индикатор.

Включение радиостанции

Необходимо включить электропитание радиостанции тумблером «СЕТЬ» ячейки ЭП блока БАРС-06 (верхнее положение переключателей). При правильном подключении должны засветиться индикаторы «13V1» и «13V2» на передней панели ячейки ЭП, «РАБ» — на передней панели САУ.

Затем следует убедиться в наличии связи между пультами ПУ-Т и БАРС-06. При наличии питания радиостанции должна включиться подсветка индикатора пульта управления. На индикаторе кратковременно, не более 3 с, высветится надпись «Установление соединения пульта с радиостанцией». Затем появится меню — приглашение ввода номера поезда, представленное на рис. 8.37.

В случае соответствия номера поезда требуемому значению нужно подтвердить это нажатием клавиши «F», а в случае несоответствия нажать клавишу «5» для изменения номера и выполнить следующие действия:

  1. ) для ввода номера поезда войти в «Меню 1». Нажатием клавиши «2» войти в меню ввода номера поезда (рис. 8.38);
  2. ) с помощью клавиш «#», «0»… «9» и «*» ПУ-Т ввести номер поезда;
  3. ) после подтверждения или ввода номера поезда на индикаторе ПУ-Т должно появиться меню, представленное на рис. 8.39, засветится светодиод диапазона и канала, установленного в конфигураторе

Рис. 8.37. Меню ввода номера поезда

Рис. 8.37. Меню ввода номера поезда

Рис. 8.38. Ввод номера поезда

Рис. 8.38. Ввод номера поезда

Если при первом включении радиостанции не был введен номер поезда, то на индикаторе будет выведено сообщение: «РВС Локомотив».

Пользование радиостанцией

При правильном монтаже, подключении всех устройств и установке параметров конфигуратора, радиостанция сразу начинает функционировать. После настройки АнСУ-В и порогов ПШ радиостанция готова к работе. В процессе эксплуатации необходимость в обслуживании возникает только при появлении неисправностей или при профилактических работах.

Выбор рабочего диапазона

После включения радиостанции и ввода номера поезда на индикаторе ПУ-Т появится сообщение, представленное на рис. 8.39.

Рис. 8.39. Выбор рабочего диапазона

Рис. 8.39. Выбор рабочего диапазона

При этом на индикаторе ПУ-Т отображается:

  • для диапазона КВ — номер рабочего канала;
  • для диапазона УКВ — номер рабочего канала и рабочей группы;
  • для диапазона ДМВ, если радиостанция находится в зоне обслуживания какой-либо базовой станции, — ее название, если нет сигнала от базовой станции и связь невозможна, — сообщение «Вне зоны».

Выбор рабочего диапазона осуществляется нажатием клавиш «КВ», «УКВ» или «ДМВ» на передней панели ПУ-Т. Обозначение выбранного диапазона отличается более контрастным начертанием шрифта индикатора ПУ-Т и свечением индикатора «ОТ/ЗК» напротив кнопки выбранного диапазона.

Порядок работы радиостанции в режиме «ПРС»

Необходимо снять трубку МТТ с держателя ПУ-Т. Радиостанция перейдет в режим открытого канала — индикатор «ОТ/ЗК» напротив кнопки выбранного диапазона засветится зеленым светом. Для смены диапазона или канала следует нажать на соответствующие кнопки ПУ-Т. Переключение отображается светодиодным индикатором.

Диапазон УКВ

При работе в диапазоне МВ (УКВ) перевести радиостанцию на другой канал можно нажатием одной из кнопок от «1» до «9» . Переход на другую группу частот производится при удерживаемой клавише «УКВ» нажатием одной из кнопок от «1» до «9» . Номер выбранных канала и группы отображаются на графическом индикаторе пульта ПУ-Т. Если диапазон занят переговорами других абонентов, необходимо дождаться конца переговоров, после чего на пульте ПУ-Т кратковременно нажать кнопку вызова:

  • «ДСП» — для соединения с дежурным по станции;
  • «ЛОК» — для связи с соседним локомотивом;
  • «ДНЦ» — для связи с диспетчером ДНЦ1;
  • «ЛИН» — для связи с диспетчером ДНЦ2.

Индикатор «ПМ/ПД» во время вызова светится красным светом.

Для осуществления вызова требуется нажать тангенту трубки МТТ (индикатор «ПМ/ ПД» засветится красным светом) и голосом вызвать требуемого абонента, а для приема ответа — отпустить тангенту (красный индикатор «ПМ/ПД» погаснет) и прослушать ответ. По окончании переговоров вернуть трубку МТТ в держатель.

При приеме вызова от абонентов других радиостанций нужно поднять трубку МТТ из держателя, нажать тангенту и ответить вызываемому абоненту.

Диапазон ДМВ

Рис. 8.40. Работа в ДМВ-диапазоне

Рис. 8.40. Работа в ДМВ-диапазоне

Рис. 8.41. Выход из зоны действия базовой станции

Рис. 8.41. Выход из зоны действия базовой станции

Рис. 8.42. Исходящие вызовы

Рис. 8.42. Исходящие вызовы

Рис. 8.43. Входящие вызовы

Рис. 8.43. Входящие вызовы

 

Перед началом работы необходимо убедиться в наличии сигнала от базовой станции по индикатору ПУ-Т согласно рис. 8.40. При наличии сигнала базовой станции, т.е. когда на индикаторе ПУ-Т высвечивается название базовой станции, следует нажать клавишу ДМВ. При этом на индикаторе появится надпись, представленная на рис. 8.40.

При выходе из зоны действия базовой станции на индикаторе появится надпись, представленная на рис. 8.41. В этом случае связь в диапазоне ДМВ невозможна.

Для организации исходящего вызова необходимо поднять из трубкодержателя микротелефонную трубку и нажать и отпустить соответствующую вызываемому абоненту клавишу на ПУ-Т:

  • для группового вызова абонентов, входящих в группу ДСП указанной на индикаторе станции (на рис. 8.40 — станции Бологое), — клавишу «ДСП»;
  • для группового вызова абонентов, входящих в группу машинистов локомотивов, указанной на индикаторе станции (на рис. 8.42 — станции Бологое), — клавишу «ЛОК»;
  • для индивидуального вызова ДНЦ — клавишу «ДНЦ»;
  • для индивидуального вызова абонентов, отображаемых на индикаторе под цифрами I…6, — соответствующую клавишу «1». «6».

При этом на индикаторе отобразится соответствующая надпись (см. рис. 8.42).

Необходимо нажать тангенту трубки МТТ и голосом вызвать абонента. При этом индикатор «ПМ/ ПД» засветится красным светом. Затем следует отпустить тангенту (индикатор «ПМ/ПД» погаснет), прослушать ответ. По завершении переговоров — положить трубку в трубкодержатель.

При приеме голосового вызова от других радиостанций в громкоговорителе радиостанции и пульта будет слышен короткий сигнал вызова, а на индикаторе ПУ-Т появится категория вызывающего абонента (рис. 8.43).

Для ответа необходимо снять МТТ из трубкодер-жателя, нажать тангенту трубки МТТ и ответить вызываемому абоненту. При нажатии тангенты радиостанция переходит в режим передачи, при этом индикатор «ПМ/ПД» напротив клавиши «ДМВ» должен засветиться красным светом. По завершении переговоров положите МТТ в трубкодержатель.

Порядок работы радиостанции в режиме служебной (межкабинной) связи

Режим служебной (межкабинной) связи используется при размещении двух пультов одной радиостанции в разных кабинах локомотива. Вход в режим служебной связи представлен на рис. 8.44 и производится клавишей «F» пульта через «Меню 1», затем нажатием клавиши «3».

Рис. 8.44. Межкабинная связь

Рис. 8.44. Межкабинная связь

Работа межкабинной связи имеет следующие особенности:

  • служебная связь не влияет на режим приема радиостанции, для работы на передачу необходимо выйти из режима служебной связи;
  • выход из режима служебной связи производится однократным нажатием любой кнопки пульта, кроме кнопок «↓» и «↑»;
  • регулировка громкости режима служебной связи производится только для внутреннего громкоговорителя пульта, выносной громкоговоритель в работе служебной связи не участвует;
  • если второй пульт включен, то вызов с первого пульта производится голосом и для ответа необходимо войти в режим служебной связи.
Рис. 8.45. Регулировка громкости

Рис. 8.45. Регулировка громкости

Регулировка громкости вынесенного громкоговорителя производится клавишами ПУ «л» или «V». При этом на экране пульта высвечивается меню «Громкость» (рис. 8.45).

Для регулировки громкости встроенного в ПУ громкоговорителя следует нажать и отпустить клавишу «F» пульта, при этом на экране пульта появится меню «Громкость пульта» и отобразится текущий уровень громкости. Клавишами ПУ «л» или «V» можно произвести регулировку громкости.

Оставить отзыв


Архив публикаций по месяцам:

Архив публикаций по датам:

Июль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Логотип Эсткор и сайта etrain.ru

Контакты

мкр. Железнодорожный,
г. Балашиха,
Московская область, 143980

What'sApp: +7 (925) 577-38-84
Форма обратной связи с Эсткор

Понедельник-Четверг: 9:00 - 16:00
В пятницу и сокращенные дни: 9:00 - 14:00
В выходные и праздничные дни обработка обращений не осуществляется.

© 2016-2020 Общество с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная компания "Эсткор" и Джурсенокс Михаил Доминик - машинист электропоезда моторвагонного депо Крюково (ТЧ-6) — структурное подразделение Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиал ОАО "Российские железные дороги". Все права защищены.

Поделиться этой страницей в социальных сетях: