В книге описаны конструкции электропоездов постоянного тока ЭР2, ЭР2Т, ЭД2Т, эксплуатируемых в настоящее время; особенности поезда ЭД4М. Подробно рассмотрены электрические схемы силовых и вспомогательных цепей, цепи управления. Описывается работа механического, пневматического и электрического оборудования. Книга предназначена в качестве учебного пособия для учащихся ПТУ, дорожных технических школ, машинистов. Книгу также можно использовать для технических занятий с локомотивными и ремонтными бригадами в депо.

Электропоезда постоянного тока

Борис Константинович Просвирин. Учебное пособие для учащихся образовательных учреждений ж.-д. транспорта, осуществляющих начальную профессиональную подготовку.

Борис Константинович Просвирин. Учебное пособие для учащихся образовательных учреждений ж.-д. транспорта, осуществляющих начальную профессиональную подготовку. Редакторы: Сергеев Н.А., Богдасарова Г.Н. Корректор: Каменская Н.А.
Художники: Улъяненкова В.А., Соколов А.С. Компьютерная верстка: Пирязев К. В.

От Автора

В данном учебном пособии сделана попытка описать в доступной форме конструкции, принципы действия и основные характеристики электрического, механического и пневматического оборудования электропоездов постоянного тока. За основу взяты наиболее распространенные поезда ЭР2Т и ЭД2Т. Поскольку конструктивно они принципиально одинаковы, описание является общим, на существенные различия в их схемах сделаны ссылки.

Определенное место уделяется рассказу об электропоезде ЭР2, который модернизируется и усовершенствуется. В первую очередь, это относится к тяговой передаче. Электропоезда ЭР2 еще будут какое-то время работать, и их описание дается в сжатой конспективной форме.

Более подробно рассмотрены перспективные поезда с электрическим торможением, которое все шире применяют на моторвагонном подвижном составе. В связи с этим приведено описание работы двигателей в режимах тяги и торможения, действие полупроводниковых приборов и выпрямительной техники, рассмотрена работа электрических тормозных схем.

Электропоезда ЭТ2 Торжокского завода ввиду их ограниченного выпуска и электропоезда ЭР2Р не рассматриваются, так как, несмотря на некоторые различия, они представляют собой те же составы ЭР2Т. Отдельная глава отведена описанию поездов ЭД4 и ЭД4М. На этих электропоездах вместо традиционной и отлаженной электроаппаратуры Рижского электротехнического завода установлена аппаратура Новочеркасского электровозостроительного завода. Принцип действия аппаратов не изменился, но их конструкция совершенно иная. Первый опыт эксплуатации показал, что электровозная аппаратура, перенесенная на электропоезд, не всегда работает удовлетворительно в изменившихся условиях: она расположена в подвагонных ящиках, а не в высоковольтной камере, характеризуется более частыми включениями и отключениями, сравнительно малые токи создают трудности при дугогашении и др. Поскольку аппаратура в настоящее время совершенствуется, в книге приведено только краткое описание некоторых основных узлов и
электрических схем.

Как показывает практика, электрические схемы при кажущейся простоте вызывают наибольшие затруднения у обслуживающего персонала. Поэтому перед описанием схем завода-изготовителя, как правило, приведены упрощенные схемы, что должно облегчить понимание материала. Такой же метод используется и при разборе сложных пневматических схем и тормозного оборудования. Первая глава учебного пособия посвящена механическому оборудованию как самой ответственной части, обеспечивающей безопасную работу электропоезда. В последующих главах описаны часто встречающиеся неисправности, приведены рекомендации по их поиску и устранению. Рассмотрена работа автоматической локомотивной сигнализации, скоростемеров. Уделено внимание вопросам техники безопасности. В заключение изложены рекомендации по эксплуатации электропоездов.

В данной работе не предполагалось дать исчерпывающий справочный материал, в ней в основном рассмотрены ответственные узлы оборудования, позволяющие понять, как работает электропоезд и технически грамотно его эксплуатировать.

Книгу желательно прочесть целиком, обратив особое внимание на схему электропневматических тормозов (см. раздел об электропоездах ЭР2.). Ее следует твердо усвоить, так как на электропоездах ЭР2Т, ЭД2Т и т.д. схема ЭПТ та же, но усложненная, выполняющая дополнительные функции.

Содержание

Глава 1. Механическая часть электропоездов

  • Общие сведения об электропоездах
  • Технические данные электропоездов постоянного тока
  • Расположение электрического и пневматического оборудования
  • Механическое оборудование
  • Тележки

Глава 2. Тяговые двигатели и вспомогательные машины

  • Электрические машины постоянного тока (генераторы и двигатели)
  • Электрические машины переменного тока
  • Конструкция тяговых двигателей
  • Вспомогательные машины
  • Аккумуляторная батарея

Глава 3. Электрические аппараты

  • Токоприемники
  • Разрядники
  • Быстродействующий выключатель БВП-105А
  • Силовые контакторы
  • Электропневматические контакторы
  • Электромагнитные контакторы
  • Групповые переключатели
  • Реостатные контроллеры
  • Реверсивные и тормозные переключатели
  • Резисторы
  • Предохранители
  • Реле
  • Контроллеры машиниста
  • Электропневматические вентили
  • Трансформаторы
  • Общие сведения о полупроводниках и схемах выпрямления
  • Схемы выпрямления переменного тока

Глава 4. Электрические схемы

  • Электрические схемы электропоездов с электрическим торможением
    • Характеристика схемы моторного вагона поездов ЭР2Т, ЭД2Т
    • Низковольтные источники тока
    • Приведение поезда в рабочее состояние
    • Цепи переменного тока. Резервирование
    • Схема цепей управления моторного вагона. Режим тяги
    • Режим торможения
    • Схема электропневматических тормозов (ЭПТ)
    • Управление отоплением пассажирских помещений и кабины машиниста
    • Назначение блок-контактов в цепях управления электропоездов ЭР2Т и ЭД2Т
  • Электрические схемы электропоезда ЭР2
    • Силовые цепи моторного вагона
    • Схемы цепей управления
    • Схема электропневматического тормоза (ЭПТ)
    • Схема управления вентиляцией и отоплением
    • Схемы управления освещением, автоматическими дверями, обогревом маслоотделителей
    • Назначение блокировочных контактов электрических аппаратов в схемах электропоезда

Глава 5. Некоторые особенности в конструкции электропоезда ЭД4М и изменения в электрических схемах

  • Изменения в механической и пневматической частях
  • Электрические аппараты
  • Основные характеристики наиболее важных реле управления и защиты
  • Особенности электрических схем

Глава 6. Автоматическая локомотивная сигнализация и измерительные приборы

  • Принцип действия
  • Скоростемер 3СЛ-2М
  • Амперметр и вольтметр
  • Частотомер
  • Счетчик электрической энергии
  • Система автоматического ведения электропоезда (САВПЭ)

Глава 7. Пневматическое оборудование тормоза

  • Общие сведения о работе пневматических и электропневматических тормозов
  • Компрессоры, регулятор давления. Главный компрессор ЭК-7В
  • Приборы управления тормозами и конструктивные узлы пневматической системы
  • Главные резервуары
  • Пневматическая схема электропоездов ЭР2Т и ЭД2Т
  • Пневматическая схема электропоезда ЭР2

Глава 8. Виды и характеристики технического обслуживания и ремонта электропоездов

  • Перечень работ, выполняемых локомотивной бригадой при ТО-1
  • Краткие характеристики технического обслуживания ТО-2, ТО-3 и текущих ремонтов ТР-1, ТР-2, ТР-3
  • Обслуживание механического оборудования
  • Общие требования к электрическим аппаратам
  • Проверка технического состояния и подготовка электропоезда к работе на линии
  • Управление электропоездом в режиме тяги и торможения
  • Техника безопасности при обслуживании электропоездов
  • Устранение неисправностей во время эксплуатации. Механическое оборудование
  • Перечень номеров проводов цепей управления
  • Назначение предохранителей
  • Регулировка аппаратов электропоезда ЭД2Т
  • Карта смазки электропоезда
Головной вагон электропоезда ЭП2Д-002

Электропоезд ЭП2Д

Руководство по эксплуатации предназначено для обслуживающего персонала, производящего осмотры и ремонты в условиях депо при эксплуатации электропоезда ЭП2Д изготовленного в соответствии с комплектом конструкторской документации согласно спецификации 377.00.00.001. Данная книга содержит описание, руководство по эксплуатации и ремонтам механической, пневматической и электрической части электропоезда (ОАО “ДМЗ”).

Описание, эксплуатация, обслуживание и ремонты комплекта электрооборудования АО “РЭЗ” в руководстве по эксплуатации на комплект электрооборудования «ЭП2Д ОТР.460.075». Дополнительно к Руководствам необходимо пользоваться инструкциями по эксплуатации на отдельную аппаратуру, прилагаемыми к формулярам поезда и вагонов, а также действующими Положениями, Инструкциями и Правилами ремонта ОАО «РЖД». Эксплуатационные документы, поставляемые с электропоездом, перечислены в Ведомости эксплуатационных документов. Выполнение требований и указаний данного Руководства по эксплуатации является обязательным при эксплуатации электропоезда.

Электропоезд ЭР2

Электропоезда постоянного тока (ЭР2, ЭР2Т, ЭД2Т, ЭД4, ЭД4М) Б.К. Просвирин

В книге описаны конструкции электропоездов постоянного тока ЭР2, ЭР2Т, ЭД2Т, эксплуатируемых в настоящее время; особенности поезда ЭД4М. Подробно рассмотрены электрические схемы силовых и вспомогательных цепей, цепи управления. Описывается работа механического, пневматического и электрического оборудования. Книга предназначена в качестве учебного пособия для учащихся ПТУ, дорожных технических школ, машинистов. Книгу также можно использовать для технических занятий с локомотивными и ремонтными бригадами в депо.

Электропоезд ЭР2

Электропоезда ЭР2 и ЭР2Р

В книге описаны конструкция механической части, электрическое и тормозное оборудование,  электрические и пневматические схемы электропоездов ЭР2 и ЭР2Р. Указано назначение электрооборудования и блок-контактов. Даны рекомендации по управлению электропоездом, устранению возможных неисправностей, организации технического обслуживания и ремонта. Рассмотрена работа тормозов и локомотивной сигнализации. Отражены вопросы техники безопасности.

Электропоезд ЭР1

Электропоезд ЭР1

В книге приведены основные технические данные типа нового пригородного десятивагонного электропоезда ЭР1 и его оборудования. Описана конструкция механической части, тормозов, пневматического оборудования, тяговых двигателей, вспомогательных машин и аппаратуры, подробно рассмотрены электрические схемы. Книга рассчитана на широкий круг работников электрифицированных железных дорог, связанных с обслуживанием и ремонтом моторвагонного подвижного состава.

Авторы: Барский Моисей Рафаилович, Колесниченко Виталий Онуфриевич, Кастер Ефим Самуилович. Редактор инж. А.И. Ширяев

Электропоезд ЭР2

Электропоезд ЭР2

В книге описаны конструкции механической части электропоезда ЭР2, тяговых двигателей, вспомогательных электрических машин и аппаратов и даны указания по уходу за ними, кузовом и ходовой частью электропоезда.

Приведены электрические и пневматические схемы; показано расположение оборудования; даны основные рекомендации по управлению электропоездом, технике безопасности, по устранению возможных неисправностей механической части и аппаратов.

Книга одобрена Главным управлением локомотивного хозяйства МПС для машинистов и работников, связанных с обслуживанием и ремонтом моторвагонного подвижного состава.

Логотип Эсткор и сайта etrain.ru

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

Поддержку Интернет-ресурса осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная компания "Эсткор" (ОГРН: 1205000045700, ИНН/КПП: 5012102260/501201001). Все права защищены.

Обратная связь

мкр. Железнодорожный,
г. Балашиха,
Московская область, 143980