Чудо-поезд. Отслужив четверть века, ЭР200 уходит в прошлое.

25 лет назад, 1 марта 1984 года, от перрона Московского вокзала в Ленинграде в свой первый графиковый рейс на Москву отправился советский скоростной электропоезд ЭР200. В новом веке легендарный поезд уступает дорогу современным высокоскоростным экспрессам.

На железных дорогах СССР в 1965 – 1966 гг. был завершён комплекс работ по определению основных параметров подвижного состава с конструкционной скоростью 200 – 250 км/ч. Техническое задание на проектирование 14-вагонного электропоезда постоянного тока напряжением 3 кВ и с конструкционной скоростью 200 км/ч было утверждено МПС СССР в 1967 году.

В разработке и создании электропоезда, получившего наименование ЭР200, участвовали коллективы более 50 научно-исследовательских институтов, проектных организаций и заводов.

Уже в декабре 1973 года опытный электропоезд вышел из ворот Рижского вагоностроительного завода. Первую обкатку проводили на участке Рига – Саулкрасти Прибалтийской дороги, где весной 1974 года была достигнута скорость 160 км/ч.

В том же году электропоезд поступил для обкатки и испытаний на скоростной полигон ВНИИЖТа Белореченская – Майкоп. В 1975 году на перегоне Ханская – Белореченская впервые была достигнута скорость 210 км/ч. В 1976 году поезд был направлен на Октябрьскую дорогу и приписан в парк локомотивного депо Ленинград-пассажирский-Московский. Началась череда долгих испытаний, в ходе которых модернизировали и усиливали наиболее ответственные узлы.

И только 1 марта 1984 года электропоезд поставили на постоянную нитку в графике поездов.

Заместитель начальника департамента пассажирских сообщений ОАО «РЖД» – сотрудник инспекции при президенте компании Алексей Емельянович вспоминает:

– Я прекрасно помню 1984 год, когда, будучи школьником, я увидел рекламу ЭР200. Уже в то время я интересовался железнодорожной техникой, поэтому немедленно пошёл и купил на него билет. Поезд меня потряс – до сих пор помню с казавшейся невероятной быстротой пролетающие за окном станции, мягкие сиденья в салоне, пахнущем по-особенному, как пахнет только новый вагон, и, конечно же, табло, на котором высвечивалась невиданная по тем временам скорость – 200 км/ч.
Эта поездка оказала серьёзное влияние на выбор будущей профессии – стал я, как видите, железнодорожником».

Инженер моторвагонного депо Санкт-Петербург-Московский Константин Емельянов рассказывает «Гудку»: «Я отработал на ЭР200 шесть лет. Допускали к его вождению исключительно машинистов первого класса. Любой машинист вам скажет, что водить такой поезд престижно. Даже сегодня поезд производит впечатление техники совсем другого, более высокого уровня, нежели та, которая ходит на линии параллельно с ним. Его конструкция сильно отличается от существующих серий моторвагонного подвижного состава. Что уж говорить о начале 70-х годов, когда приступили к испытаниям поезда, – для тех времён это был настоящий технический прорыв! Его называли чудо-поездом.

В первые свои рейсы он ходил со 100-процентной населённостью. С самого начала эксплуатации он курсировал раз в неделю – в четверг из Ленинграда в Москву, в пятницу – обратно. Вероятнее всего, нечастая эксплуатация объяснялась тем, что поезду требовалось тщательное техническое обслуживание, также изучалось его влияние на инфраструктуру. В декабре 2005 года поезд стал ходить чаще – до 5 раз в неделю, позже график снова подвергался корректировке. Но всегда он неизменно оставался одним из самых востребованных у пассажиров поездов, курсирующих между двумя столицами. Что касается моих личных впечатлений от его вождения – признаюсь, особенно в первой поездке они были просто незабываемыми, возникало ощущение настоящего полёта. Сегодня я вместе с коллегами занимаюсь технической поддержкой организации скоростного движения поездами «Сапсан» и «Пендолино». Возможно, моё мнение покажется кому-то ошибочным, но я считаю, что, несмотря на скорый приход новых поездов, ЭР200 ещё рано на свалку истории. Это не только символ целой эпохи, но и быстрый и удобный поезд, который ещё имеет определённый невыработанный ресурс».

Но на прошедшей неделе состоялось прощание с ЭР200. Более подробно об этом событии «Гудок» расскажет в ближайшем номере.

Елена Мирошникова

Справка «Гудка»:

  • На испытания электропоезда ЭР200 ушло более 10 лет;
  • Среднее время нахождения ЭР200 в рейсе – 4 часа 30 минут. На опытной поездке в 2007 году было достигнуто минимальное время в пути – 3 часа 55 минут;
  • 4 вагона поезда ЭР200 – два головных и секция – помещены в Музей железнодорожной техники на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга.

Смотрите так же: Электропоезд ЭР200 | Скоростные и высокоскоростные электропоезда | Особенности эксплуатации электропоезда ЭР200 | Схема цепей управления электропоезда ЭР200 | Схема высоковольтных цепей | Общая характеристика и конструктивные особенности электрооборудования электропоезда ЭР200 | Общая характеристика и конструктивные особенности электрических машин ЭР200 | Особенности механической части электропоезда | Особенности тяговой и тормозной характеристик электропоезда ЭР200 | Основные технические данные электропоезда ЭР200 | Чудо-поезд. Отслужив четверть века, ЭР200 уходит в прошлое.

Оставить отзыв


Логотип Эсткор и сайта etrain.ru

Контакты

мкр. Железнодорожный,
г. Балашиха,
Московская область, 143980

What'sApp: +7 (925) 577-38-84
Форма обратной связи с Эсткор

Понедельник-Четверг: 9:00 - 16:00
В пятницу и сокращенные дни: 9:00 - 14:00
В выходные и праздничные дни обработка обращений не осуществляется.

© 2016-2020 Общество с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная компания "Эсткор" и Джурсенокс Михаил Доминик - машинист электропоезда моторвагонного депо Крюково (ТЧ-6) — структурное подразделение Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиал ОАО "Российские железные дороги". Все права защищены.

Поделиться этой страницей в социальных сетях: