Тормоза подвижного состава должны обладать хорошей управляемостью и действовать надежно в различных условиях эксплуатации. Тормозные системы обязаны обеспечивать плавность торможения, причем замедляющая сила каждой единицы подвижного со­става должна быть пропорциональна ее массе.

При пневматическом торможении поездов возникают проблемы, связанные с неодновременностью переключения тормозных приборов вагонов с режима отпуска на режим торможения ввиду запаздывания этого процесса на удаленных от локомотива вагонах. При электропневматическом торможении тормоза всех вагонов срабатывают одновременно, но и в этом случае тормозные приборы действуют в различных условиях.

Все это машинисту надо учитывать, чтобы умело пользоваться краном машиниста, не вызывая опасных продольных усилий в поезде. Машинист должен владеть рациональными приемами управления тормозами, для чего ему необходимо знать устройство и эксплуатационные свойства тормозных систем.

Содержание тормозного оборудования и включение тормозов

  • В каких случаях и с какой целью устанавливается повышенное зарядное давление 6,0—6,2 кгс/см? Почему зарядное давление в тормозной сети грузовых поездов установлено выше, чем в пассажирских?
  • Какое влияние на работу тормозов оказывает утечка воздуха из тормозной магистрали поезда? Каковы причины утечек?
  • Почему в пассажирских поездах и на одиночных локомотивах плотность тормозной сети проверяют по снижению давления в магистрали после прекращения ее питания, а в грузовых поездах — по снижению давления в главных резервуарах после остановки компрессоров регулятором давления?
  • Почему при зарядном давлении 6,0—6,2 кгс/см2 нормы допустимых утечек увеличиваются на 20% (нормы времени снижения давления на 0,5 кгс/см2 в главных резервуарах уменьшаются на 20%)?
  • Для чего и каким образом проверяют плотность тормозной и питательной сетей локомотива?
  • Почему с введением Инструкции ЦТ-ЦВ-ЦНИИ/3969 изменены нормы плотности тормозной сети в грузовых поездах?
  • В каких случаях опробования тормозов проверяют плотность тормозной сети грузовых поездов! Каким образом используются машинистом результаты этой проверки?
  • В каких случаях и почему воздухораспределитель грузового локомотива необходимо включать на порожний, средний или груженый режим?
  • Как включают тормоза в пассажирских и грузопассажирских поездах?
  • Почему в сдвоенных пассажирских поездах, оборудованных тройными клапанами, воздухораспределители включают через один вагон и без ускорителя экстренного торможения?
  • С какой целью и на каких локомотивах заглушают импульсную магистраль между секциями?
  • Какая разница и почему в выходе штока тормозного цилиндра при ступени и полном торможении? В каких случаях следует использовать норматив выхода штока при ступени, а в каких при полном торможении?
  • Для чего устанавливают хомут на штоке тормозного цилиндра пассажирского вагона с композиционными колодками! Почему его нет на грузовых вагонах?
  • Какой выход штока тормозного цилиндра установлен для пассажирских вагонов габарита РИЦ с тормозом типа КЕ! Как правильно его установить?
  • Как устанавливают норматив минимальной толщины тормозных колодок с учетом увеличения участков безостановочного следования поездов и затяжных спусков?
  • Как при осмотре отличить композиционную колодку с сетчатопроволочным каркасом от колодки с металлической спинкой! Почему различны нормативы минимальной толщины этих колодок, каковы эти нормативы?
  • Почему при техническом обслуживании вагонов необходимо проверять расстояние от контрольной риски на стержне винта авторегулятора № 574Б (536) до торца защитной трубы? Какая установлена допустимая величина этого расстояния?
  • Как определить необходимый режим включения воздухораспределителя на крытом вагоне при неизвестной его загрузке?

Проверка тормозов на стоянке и в пути следования

  • Как проверить взаимодействие крана машиниста с воздухораспределителем на одиночном локомотиве?
  • Почему при проверке торможения локомотива на первой ступени уравнительный резервуар необходимо разряжать на 0,7—0,8 кгс/см2, если воздухораспределитель наполняет тормозные цилиндры через кран № 254?
  • По истечении какого времени стоянки пассажирского и грузового поездов необходимо выполнить проверку автотормозов! Какая это проверка и почему установлены разные нормативы времени?
  • В чем особенность полного опробования электропневматических и автоматических тормозов на моторвагонных поездах при наличии сигнализатора отпуска?
  • Как выполняют полное опробование ЭПТ в пассажирском поезде с локомотивной тягой! Какие особенности этого опробования?
  • В каких случаях производят полное и сокращенное опробование ЭПТ и проверку их действия в пути следования?
  • Каково назначение проверки действия тормозов в пути следования и каковы особенности ее выполнения в различных условиях?

Управление тормозами

  • В каких случаях разрешается отпускать тормоза грузового поезда ступенями?
  • В каких случаях и почему в грузовом поезде нужно снижать давление в тормозной магистрали первой ступенью более чем на 0,6—0,7 кгс/см2?
  • Как влияет на работу автотормозов длительное непрерывное торможение на равнинном и горном режимах, какова рекомендуемая максимальная продолжительность непрерывного торможения? Каковы оптимальные режимы управления тормозами на спусках?
  • Какими методами управления тормозами на площадке или спуске небольшой крутизны можно обеспечить минимальную опасность повреждения поверхности катания колес без практического увеличения времени хода поезда?
  • Каково назначение положения VA ручки крана машиниста? Как правильно пользоваться этим положением?
  • Почему и какие установлены пределы давления, ниже которых при служебном торможении не разрешается разряжать тормозную магистраль в грузовых и пассажирских поездах?
  • Почему при первой ступени торможения необходимо снижать давление в тормозной магистрали не менее чем на 0,5 кгс/смв грузовых и 0,3 кгс см2 в пассажирских поездах?
  • Почему при торможении V положением после постановки ручки крана машиниста в IV положение давление в уравнительном резервуаре вновь повышается! От чего зависит это повышение давления и как оно влияет на работу тормозов?
  • Как в пассажирских поездах обеспечить плавность торможения и отпуска?
  • В каких случаях и почему в пассажирских поездах используют III и IV положения (перекрыша без питания и с питанием)?
  • Какие особенности управления автотормозами пассажирского поезда и чем они вызваны, если в его составе имеются вагоны прямого международного сообщения с тормозами типов КЕ, Эрликон, ДАКО со ступенчатым отпуском?
  • Почему при торможении первой ступенью у пассажирских поездов после постановки ручки крана машиниста в IV положение некоторое время продолжается выпуск воздуха из тормозной магистрали в атмосферу через кран, а в грузовых поездах такого явления нет?
  • В чем заключаются преимущества и недостатки работы электровоздухораспределителей с разрядкой тормозной магистрали поезда и без разрядки?
  • В каких случаях и почему при электропневматических тормозах следует тормозить с разрядкой тормозной магистрали! Как практически выполняют такое торможение?
  • Каковы преимущества и недостатки дублированного питания электропневматического тормоза? Как обеспечить при дублированном питании в процессе торможения на крутом затяжном спуске зарядку тормозной сети нормальным зарядным давлением?
  • В чем заключаются особенности работы тормозных композиционных колодок! Как изменяется режим управления тормозами при наличии таких колодок в поезде?
  • Каковы особенности торможения ЭПТ при наличии в кране машиниста № 395 положения VА для торможения длинносоставных грузовых поездов?
  • Как управляют вспомогательным тормозом локомотива в пути следования?
  • Какую максимальную силу допустимо прикладывать от локомотива к составу поезда?
  • Как необходимо управлять автотормозами при трогании грузового поезда на подъеме, если в растянутом состоянии привести в движение его не удается?

Экстренное торможение

  • Почему при внезапно возникшем препятствии требуется экстренное торможение, а не полное служебное?
  • Для чего при экстренном торможении предусмотрено приведение в действие крана № 254 вспомогательного тормоза локомотива?
  • Почему нельзя прекращать экстренное торможение до полной остановки поезда?
  • Следует ли производить экстренное торможение, если в поезде уже произведено полное служебное торможение и машинист замечает опасность?
  • Каковы действия машиниста после остановки поезда экстренным торможением на уклоне?

Эксплуатация тормозов в зимних условиях

  • Какие требования предъявляют к тормозному оборудованию для обеспечения его надежной работы в зимних условиях?
  • Почему при низких температурах возможен самопроизвольный отпуск тормозов в поезде, имеющем воздухораспределители № 270-002 и 270-005?
  • Каковы основные особенности обслуживания автотормозов и управления ими зимой?
  • Почему при температуре —40 °C разрядку магистрали для усиления торможения производят в грузовых поездах ступенью не менее 0,5 кгс/см2?
  • Почему в зимнее время допускается ставить на вагоны только воздухораспределители, хранящиеся при температуре окружающей среды?
  • Какое влияние на работу тормозных приборов в зимнее время оказывает обильное смазывание резиновых деталей и какой установлен порядок их смазывания?
  • В каких случаях и почему требуется замена резиновых уплотнителей в тормозных приборах, если сами приборы работают нормально?

Контроль тормозов по скоростемерным лентам

  • Что и как фиксируется на ленте скоростемера четырехмагнитной приставкой?
  • Можно пи по скоростемерной ленте определить место применения машинистом электропневматических тормозов?

Кожаная обложка для служебного удостоверения

Абонемент

129.00Бессрочно
Приобрести!
Фотографии к справочнику по тормозам

Содержание тормозного оборудования и включение тормозов

С полным переходом на композиционные тормозные колодки создается возможность вождения длинносоставных поездов с нормальным зарядным давлением, так как при этих колодках груженые вагоны тормозятся максимально на среднем режиме и выход штоков тормозных цилиндров уменьшен.

Фотографии к справочнику по тормозам

Эксплуатация тормозов в зимних условиях

Тормозное оборудование в соответствии с техническими требованиями МПС должно нормально действовать до температуры минус 55 °C. При такой температуре проверяют все поставляемые транспорту тормозные приборы.

Фотографии к справочнику по тормозам

Контроль тормозов по скоростемерным лентам

Если машинист не нажмет рукоятку бдительности в течение 5 с или будет превышена скорость, контролируемая при желтом с красным или красном огнях локомотивного светофора, ЭПК автостопа сработает на экстренное торможение и писец ЭЭ сделает соответствующую запись 8 на ленте (как показано на рисунке). Отметка 4 на ленте фиксирует включение локомотивной сигнализации.

Фотографии к справочнику по тормозам

Экстренное торможение

При экстренном торможении происходит наиболее быстрое наполнение тормозных цилиндров во всем поезде. При этом практически исключаются случаи самопроизвольного отпуска автотормозов при таких неисправностях, как «дутье» отдельных воздухораспределителей, завышение давления краном машиниста, небольшие утечки из золотниковой и рабочей камер воздухораспределителей.

Фотографии к справочнику по тормозам

Управление тормозами

При электропневматических тормозах с использованием III положения обеспечивается наиболее быстрый переход на автоматический тормоз в случае отказа ЭПТ, а также возможность нормального затормаживания поезда стоп-краном.

Фотографии к справочнику по тормозам

Проверка тормозов на стоянке и в пути следования

При зарядном давлении 5,3—5,5 кгс/см2 снижают давление в уравнительном резервуаре на 2 кгс/см2 (до 3,3—3,5 кгс/см2) и в течение 1 мин выдерживают ручку крана в положении перекрыши с питанием. Тормоз не должен давать отпуска.

Комментарии



inozemcev-s-1-015

Отказы тормозного оборудования и методы обеспечения безопасности движения при этом

В третьей главе справочника рассмотрены отказы тормозного оборудования и методы обеспечения безопасности движения при этом: самопроизвольный отпуск автотормозов, обрыв поезда, завышение зарядного давления, перекрытие концевых кранов, замораживание тормозного оборудования, повреждение колесных пар, отказы электропневматических тормозов, неисправности кранов машиниста и воздухораспределителей.

Фотографии к справочнику по тормозам

Особенности конструкции и работы тормозных приборов и оборудования

Особенности конструкции и работы тормозных приборов и оборудования: компрессорной установки, крана машиниста и вспомогательного тормоза, воздухораспределителя, электронневматического тормоза, механической части тормоза.

Фотографии к справочнику по тормозам

Эффективность тормозных средств

Коэффициент сцепления колес с рельсами и расчетное тормозное нажатие тормозных колодок определяют эффективность тормозных средств поезда, поэтому важно рассмотреть вопрос об обеспечении безопасности движения поездов при различных расчетных нажатиях тормозных колодок.

Фотографии к справочнику по тормозам

Повышение массы, длины и скорости движения поездов

Повышение весовых норм является одним из приоритетных направлений, позволяющее увеличить провозную способность, повысить эффективность работы железных дорог в рыночных условиях.

Фотографии к справочнику по тормозам

Эксплуатация тормозов

Тормоза подвижного состава должны обладать хорошей управляемостью и действовать надежно в различных условиях эксплуатации. Тормозные системы обязаны обеспечивать плавность торможения, причем замедляющая сила каждой единицы подвижного со­става должна быть пропорциональна ее массе.

Независимая оценка качества Интернет-сайта:

Яркий логотип Интернет-сайта Машинист электропоезда и Эсткор

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

Поддержку Интернет-ресурса осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная компания "Эсткор" (ОГРН: 1205000045700, ИНН/КПП: 5012102260/501201001). Все права защищены.

Обратная связь

мкр. Железнодорожный,
г. Балашиха,
Московская область, 143980