Для проведения как служебных, так и экстренных торможений в распоряжении машиниста имеется тормозной контроллер FS41-2, который находится на панели управления в кабине. Конструкция тормозного контроллера FS41-2 выполнена следующим образом: рычаг управления жестко связан с распределительным валом. Распределительный вал представляет собой полый вал, в головной части которого встроены два параллельно расположенных микровыключателя, переключаемых посредством кнопки в ручке рычага и тяги управления. Кнопка при отпускании возвращается в исходное положение усилием пружины. На распределительный вал насажены шестерня для перемещения потенциометров, кулачковый диск для задействования выключателя экстренного торможения и храповик для настройки ступеней торможения и отпуска. Подпружиненный рычаг служит, с одной стороны, для задания фиксированных ступеней торможения и отпускания посредством храповика и, с другой стороны, для открытия седла клапана экстренного торможения.

Кожаная обложка для служебного удостоверения

Абонемент

129.00Бессрочно
Приобрести!
Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Общее описание тормозной системы ЭВС1(2) "Сапсан"

Для обеспечения питания пневматических систем каждый электропоезд оборудован двумя установками снабжения сжатым воздухом (на вагонах SR T 04 и SR T 07), смонтированными в виде цельных модулей в подвагонной части кузова. При выходе из строя одной компрессорной установки вторая в состоянии обеспечивать сжатым воздухом пневматическую систему всего поезда, при этом ограничиваются дополнительные функции (отключение туалетов или подачи песка). Вспомогательные установки снабжения сжатым воздухом для подъема токоприемников находятся в подвагонном пространстве вагонов DR T 02 и DR T 09 у односистемных электропоездов и DR T 02, TR T 03, TR T 08 и DR T 09 — у двухсистемных электропоездов.

Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Виды торможения электропоезда Сапсан

Служебные торможения (служебные разрядки ТМ) с различных скоростей движения производит машинист из активной кабины, задавая требуемое тормозное усилие посредством тормозного контроллера FS41-2 (или резервного тормозного крана ZB11-6). При задании требуемого тормозного усилия за счет применения электропневматического или пневматического тормоза происходит разрядка тормозной магистрали и, соответственно, наполнение тормозных цилиндров на заданную величину. Кроме того, в режиме служебного торможения на моторных вагонах совместно с электропневматическим тормозом используется электрический тормоз, причем ему отдается предпочтение.

Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Главная установка ЭВС1 (ЭВС2) снабжения сжатым воздухом

Главная установка снабжения сжатым воздухом А01 является модульной установкой и располагается в подвагонном пространстве вагонов с тяговым преобразователем SR T 04 и SR T 07. Она снабжает тормозную систему и других потребителей сжатым воздухом с рабочим давлением 8,5-10 атм и состоит из следующих основных компонентов: безмаслянный компрессорный агрегат VV-180T, обратный клапан, предохранительный клапан 12 атм, предохранительный клапан 10,5 атм, двухкамерная воздухоосушительная установка LTZ015-H, два главных резервуара по 60 л, разобщительный кран, штуцерный разъем для подсоединения внешнего источника питания сжатым воздухом, электромагнитный клапан.

Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Вспомогательная установка снабжения сжатым воздухом на электропоезде "Сапсан"

Вспомогательные установки снабжения сжатым воздухом смонтированы в подвагонном пространстве дроссельных вагонов DR T 02 и DR T 09, а на двухсистемных электропоездах типа В2 - и в трансформаторных вагонах TR T 03 и TR T 08. Установка обеспечивает подачу сжатого воздуха в цилиндр токоприемника рабочим давлением 6,5-7,3 атм и состоит из следующих компонентов: безмаслянный компрессорный агрегат V10-T, однокамерный осушитель воздуха LTE01, предохранительный клапан на 9,0 атм.

Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Система управления торможением высокоскоростного электропоезда Сапсан ЭВС1 (ЭВС2)

ТМ проходит через все 10 вагонов электропоезда. В пространстве носовых обтекателей головных вагонов можно подключить внешнюю подачу сжатого воздуха в тормозную и напорную магистрали через соединительные рукава типа Р17Б. Регулирование давления в ТМ возможно как посредством релейного клапана RH2 (пневматическое торможение), так и с помощью электропневматических клапанов В01.4.02 и В01.4.03 (электропневматическое торможение). Кроме того, с помощью различных элементов тормозная магистраль может быть разряжена до 0 атм с целью выполнения экстренного торможения (клапаны экстренного торможения С25, N03, N04, N06, устройства безопасности ЭПК-150, ЭПВ-266, КОН, КЛУБ-У). Каждый вагон оборудован воздухораспределителем, реагирующим на изменение управляющего давления в тормозной магистрали и формирующим управляющее давление для преобразователя давления DU.

Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Модуль управления тормозной магистралью ЭВС1 (ЭВС2)

Аналоговый преобразователь AW4.4A (В01.2.02 или В01.2.03) преобразует электрический сигнал от БУТ в управляющее давление Cv для релейного клапана RH2. Два аналоговых преобразователя установлены для обеспечения функции резервирования. При сбое в работе аналогового преобразователя БУТ с помощью электропневматического клапана В01.2.10 переключает управление релейным клапаном RH2 с одного аналогового преобразователя на другой. Электропневматический клапан В01.2.10 сообщает свое текущее коммутационное состояние системе управления тормозной магистралью с помощью встроенного датчика.

Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Модуль резервного управления тормозной магистралью

Каждый воздухораспределитель В01.5.02 типа КЕ, находящийся в модуле воздухораспределителя В01.5, преобразует поступающее от модуля управления тормозной магистралью В01.2 давление ТМ в управляющее давление Су для преобразователя давления DU, которое затем становится давлением в тормозном цилиндре С. На каждом воздухораспределителе смонтировано электрическое устройство отключения типа ЕАЕ, которое при активации переводит воздухораспределитель в режим отпуска.

Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Модуль воздухораспределителя электропоезда Сапсан

В случае неотпуска пневматического тормоза по причине завышенного давления в тормозной магистрали как на отдельных вагонах, так и на всем электропоезде (после буксировки, при переходе с резервного режима управления тормозной магистралью на штатный режим) возможен перевод воздухораспределителей в режим отпуска с помощью функции «Выравнивание давления ТМ», которая активируется нажатием кнопки «Выровнять ТМ» на базисном окне «Тормоз» дисплея машиниста. Это приводит к выполнению адаптации всех воздухораспределителей к перепаду давления в тормозной магистрали по всему поезду. При нажатии кнопки давление в ТМ поднимается выше нормального зарядного давления до уровня 5,7 атм. После этого автоматически выполняется падение давления в тормозной магистрали с малым градиентом. Темп снижения давления установлен ниже степени чувствительности воздухораспределителя, т.е. тормоз не срабатывает при снижении давления в ТМ менее 0,5 атм за 50 с.

Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Модуль преобразователя давления ЭВС1 (ЭВС2)

Управляющее давление Сv, составляющее от 0 до 3,7 атм, от воздухораспределителя направляется в модуль преобразователя давления В01.4 к двухступенчатому преобразователю (реле) давления В01.4.06. На основании управляющего давления Сv формируется давление в тормозных цилиндрах, которое зависит от типа каждого конкретного вагона.

Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Модуль стояночного тормоза электропоезда Сапсан

Стояночный тормоз служит для удержания электропоезда на месте. В каждом вагоне предусмотрено управление стояночным тормозом при помощи импульсного клапана В01.3.02, который контролирует давление в магистрали управления стояночным пружинным тормозом С-FS.

Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Управление функциями торможения ЭВС1 (ЭВС2)

Электронное управление различает функции управления торможением электропоезда, отдельного сегмента и отдельного вагона. Отказ одной из функций ограничивается тем вагоном, где произошел отказ, поэтому функции вагона выполнены без резервирования, т.е. в каждом контейнере один блок управления тормозами В01.1 берет на себя управление местными функциями вагона. В вагонах без тягового привода находится второй электронный блок управления В01.11, осуществляющий функцию независимого контроля движения.

Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Тележечное тормозное оборудование электропоезда Сапсан

Тормозное тележечное оборудование моторной тележки состоит из колесных тормозных дисков с центрированием сухарей (D05) на моторной оси, клещевых механизмов для колесных тормозных дисков типа RZKK с кронштейном, мембранным цилиндром, без пружинного аккумулятора стояночного тормоза (D02), клещевых механизмов для колесных тормозных дисков типа RZKK с кронштейном, мембранным цилиндром и пружинным аккумулятором стояночного тормоза (D03), дистанционного управления ручным аварийным устройством отпуска стояночного пружинного тормоза (D08).

Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Приборы управления тормозами ЭВС1, ЭВС2 и устройства контроля

Для проведения как служебных, так и экстренных торможений в распоряжении машиниста имеется тормозной контроллер FS41-2, который находится на панели управления в кабине. Конструкция тормозного контроллера FS41-2 выполнена следующим образом: рычаг управления жестко связан с распределительным валом. Распределительный вал представляет собой полый вал, в головной части которого встроены два параллельно расположенных микровыключателя, переключаемых посредством кнопки в ручке рычага и тяги управления. Кнопка при отпускании возвращается в исходное положение усилием пружины. На распределительный вал насажены шестерня для перемещения потенциометров, кулачковый диск для задействования выключателя экстренного торможения и храповик для настройки ступеней торможения и отпуска. Подпружиненный рычаг служит, с одной стороны, для задания фиксированных ступеней торможения и отпускания посредством храповика и, с другой стороны, для открытия седла клапана экстренного торможения.

Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Управление торможением на электропоезде Сапсан

Задача управления торможением состоит в том, чтобы контролировать все имеющиеся для замедления электропоезда тормозные системы. Высокоскоростные электропоезда «Сапсан» оснащены следующими из них: системой служебного и экстренного торможения и системой стояночного пружинного тормоза. В штатном рабочем состоянии программное обеспечение приборов управления тормозами В01.1 и В01.11 по таким входным параметрам, как запрос на торможение, скорость, наличие и готовность тормозных систем, определяет необходимые тормозные усилия для служебного торможения. Система управления торможением распределяет силы торможения по имеющимся тормозным системам, при этом в штатном режиме в первую очередь задействуется электрический тормоз.

Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Режимы торможения электропоезда Сапсан

Рекуперативный тормоз является неизнашиваемым и обладает способностью возвращать в контактную сеть генерируюмую в процессе торможения электрическую энергию. Поэтому в иерархии систем служебного и экстренного торможения он занимает первое место. Однако рекуперативная функция ограничивается тем фактором, что контактная сеть не всегда способна принимать электрическую энергию. По этой причине необходом и реостатный тормоз. Смешанное использование двух режимов торможения с технической точки зрения является возможным и считается обычным при нормальной эксплуатации.

Электропоезд ЭВС1 и ЭВС2 Сапсан

Режимы служебного тормоза электропоезда Сапсан

Изменение программы торможения производится путем нажатия кнопки на тормозном контроллере FS41-2. В зависимости от выбора программы торможения («Нормальный режим», «Пропорциональный режим», «Режим прибытия на тупиковый путь» и «Режим чистки дисков») и скорости электропоезда осуществляется реализация различных способов применения тормозных систем.

Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Тормозные диски колесных пар электропоезда Сапсан

Толщина фрикционного кольца, а также количество и форма ребер охлаждения подобраны таким образом, чтобы температура фрикционного кольца находилась во время торможения в пределах допустимых значений. Наряду с этим в конструкции учитывалось требование минимального общего веса. Для крепления, центрирования и передачи тормозного момента фрикционных дисков колеса предназначены специальные крепежные винты и центровочные пазы. Центровочные пазы расположены со стороны, противоположной поверхности трения, и предназначены для центровки фрикционного диска колеса по отношению к его оси колеса в том случае, если фрикционный диск колеса увеличился от нагрева.

Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Тормозные накладки ISOBAR

Тормозная накладка из медно-углеродистого сплава состоит из нескольких расположенных на небольшом расстоянии друг от друга элементов, с помощью которых достигается равномерное поверхностное давление на тормозной диск.

Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Клещевые механизмы колесного и осевого тормоза Сапсан

На ЭВС «Сапсан» используются компактные клещевые механизмы, оптимизированные по весу, с мембранным цилиндром типа RZKK с кронштейном. Эти клещевые механизмы отличаются модульной конструкцией раздельных узлов тормозного цилиндра, регулятора износа и пружинного аккумулятора (при исполнении с функцией стояночного тормоза), а также компактностью конструкции, позволяющей минимизировать место для монтажа в тележке при малом весе.

Электропоезд ЭВС1 и ЭВС2 Сапсан

Вспомогательное пневматическое оборудование электропоезда Сапсан

Вспомогательное пневматическое оборудование электропоезда включает в себя вспомогательный компрессор, который применяется если требуется привести электропоезд в рабочее состояние при отсутствии необходимого давления сжатого в главных резервуарах, звуковые сигналы - рупоры высокого и низкого тона, устройства для подачи песка, которые улучшают коэффициент сцепления колеса с рельсом, противоюзная защита, пневматическая подвеска.

Независимая оценка качества Интернет-сайта:

Яркий логотип Интернет-сайта Машинист электропоезда и Эсткор

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

Поддержку Интернет-ресурса осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная компания "Эсткор" (ОГРН: 1205000045700, ИНН/КПП: 5012102260/501201001). Все права защищены.

Обратная связь

мкр. Железнодорожный,
г. Балашиха,
Московская область, 143980