На электропоезде ЭР9 от вспомогательной обмотки главного трансформатора а2 — х2 напряжением 220 в питаются вспомогательные цепи через рубильник-переключатель деповского питания ПДП и автоматический выключатель вспомогательных цепей АВ по проводам 61, 62. По проводам 67, 68 через, предохранители П1, П2 и контактор ОС получают питание цепи освещения вагонов. В (цепь вспомогательной обмотки включены также розетка деповского питания, вольтметр и катушка реле напряжения.

Проводами 61 и 62 через ТРФ, контакторы КР и КПР питание подводится к расщепителю фаз АРФ, который преобразует однофазный ток в трехфазный. Трехфазный переменный ток проводами 61, 62, 63 подводится к вспомогательным машинам ДВТ, ДНТ, ДВР, ДВВ1, ДВВ2, ДВ1, ДВ2, а также передается на головной (или прицепной) вагон. В цепь каждого двигателя включены соответствующие защитные автоматы: АВТ, АНТ, АВР, АВВ1, АВВ2, АВ1, АВ2. Общим контактором КВВ включаются двигатели ДВВ1 и ДВВ2, общим контактором КНТ —(двигатели ДНТ, ДВР, остальные двигатели включаются отдельными контакторами КВТ, КВ1, КВ2.

Цепь включения АРФ (рис. 294) от провода 15 следующая: предохранитель П10, блок-контакт PH, блок-контакт ТРФ, контакт ПНФ, пусковой контактор КПР. При включении КПР его замыкающий блок-контакт подает питание на КР (после (включения КР он своей блокировкой-обеспечивает питание катушки — это условно называется «самоподхват») и замыкающим контактом подключает РНФ параллельно генераторной фазе 0—С2. После включения КПР и КР фазорасщепитель начинает вращаться, так как собралась его схема:

провод 61, фаза С3— 0;
провод 62, ТРФ, КР, фаза C1— 0.

Генераторная фаза подключена по цепи: 62И, КПР, пусковое сопротивление 62Ж — 63Д, вывод П.

По мере увеличения скорости вращения ротора АРФ напряжение генераторной фазы увеличивается и при полном разгоне включает РНФ. Его замыкающий контакт в цепи проводов 15Д—28 включает ПНФ (оно становится на самоподхват). Размыкающий контакт ПНФ в цепи КПР отключает его пусковое сопротивление из цепи генераторной фазы, а замыкающий контакт КПР размыкает цепь РНФ. По проводу 28 реле ПНФ включено также в прицепном (головном) вагоне.

Рис. 294. Схема включения расщепителя фаз и электродвигателей вспомогательных машин и управления ими на электропоезде ЭР9

Рис. 294. Схема включения расщепителя фаз и электродвигателей вспомогательных машин и управления ими на электропоезде ЭР9

Очередность включения вспомогательных машин видна на схеме рис. 294: включается КНТ и запускает ДНТ и ДВР, замыкающий блок-контакт КНТ (15Н — 15НА) замыкает цепь КВТ, КВВ, включаются ДВТ, ДВВ1, ДВВ2.

На электропоезде ЭР9П (см. рис. 295) контактор КНТ включает ДНТ, а охлаждение трансформатора, реактора и выпрямительной установки осуществляет вентилятор, насаженный на вал АРФ. Двигатели ДВТ, ДВР, ДВВ1, ДВВ2 отсутствуют.

Трехфазный ток по секционным проводам 61, 62, 63 передается в прицепной и головной вагоны и питает там двигатели компрессора ДК И вентиляторов двигателя насоса трансформатора и управления ДВ1 ДВ2.

Включение ДК осуществляется от провода 15 цепи П12, АК (только на головном вагоне) через размыкающий блок-контакт РВК, контактор КМК. По проводу 27 выключаются все ДК поезда. Также включается и выключается ДК на электропоезде ЭР9П.

Включение вентиляторов вагонов и отопления. Управление двигателями вентиляторов моторного вагона аналогично прицепному и головному вагонам. Оперативное отключение АРФ и вспомогательных машин производится отключением ВВ, а вспомогательные машины могут быть отключены с помощью ручного привода АВ и индивидуальных автоматических выключателей.

Рис. 295, Схема включения расщепителя фаз,двигателя насоса трансформатора и управления на электропоезде ЭР9П

Рис. 295, Схема включения расщепителя фаз,двигателя насоса трансформатора и управления на электропоезде ЭР9П

Отключение АРФ при перегрузках и аварийных режимах осуществляется токовым тепловым реле ТРФ.

Отключение ДК при достижении верхнего предела давления воздуха в напорной магистрали осуществляется АК, который разрывает цепь питания КМК на своем вагоне и по проводу 27 на всех вагонах поезда.

При остановке АРФ теряет питание ПНФ и его размыкающий контакт включит реле времени компрессора РВК, которое с выдержкой времени 3—5 сек размыкает своим размыкающим контактом цепь КМК. При срабатывании цепь проводов 62 и 63 разрывается их силовыми контактами, а блок-конткты в проводах 15-33 дают питание лампам сигнализации в головном вагоне и вагоне, где сработал АМК.

Отключение вентиляторов при аварийном режиме осуществляется автоматами АВ1, АВ2. Через их блок-контакты в церях катушек КВ1, КВ2 отключаются контакторы КВ1 и КВ2. В свою очередь блок-контакты этих контакторов размыкают цепь катушек КО1 и КО2 — отопление отключается.

На головном вагонечерез предохранитель П10 питание подводится к разделительным трансформаторам РТ1 и РТ2, от которых через стабилизатор напряжения СН и селеновые выпрямители ВС1 и ВС2 получают питание цепи управления постоянного тока и цепи заряда аккумуляторных батарей.

Рис. 296. Схема включения двигателя компрессора и управления им на головном вагоне электропоезда ЭР9

Рис. 296. Схема включения двигателя компрессора и управления им на головном вагоне электропоезда ЭР9

Рис. 297. Схема включения мотор-компрессора и управления им на головном вагоне электропоезда ЭР9П

Рис. 297. Схема включения мотор-компрессора и управления им на головном вагоне электропоезда ЭР9П

Рис. 298. Схема управления вентиляцией и отоплением на головном вагоне электропоезда ЭР9

Рис. 298. Схема управления вентиляцией и отоплением на головном вагоне электропоезда ЭР9

Рис. 299. Схема управления вентиляцией и отоплением электропоезда ЭР9П:

Рис. 299. Схема управления вентиляцией и отоплением электропоезда ЭР9П: а — в кабине управления; б — в вагоне

На электропоезде ЭР9П вспомогательная обмотка 01— x1—х2 главного трансформатора имеет выводы x1 на 220 в и х2 — на 257 в. В зависимости от величины напряжения на трансформаторе контакторами КТ1—КТ3 вспомогательные цепи подключаются к одному из выводов вспомогательной обмотки. На рис. 302 показаны цепи вспомогательной обмотки и управления ими. При отсутствии напряжения замкнуты контакторы КТ2 и КТ3. При появлении напряжения обмотка подключена в цепь выводом х2 с повышенным напряжением. При увеличении напряжения до 248 в через контактор КТ1 вспомогательные цепи подключаются к выводу xt с низким напряжением. Все переключения осуществляются с помощью РНВЦ, ПРВЦ, их блок-контактов и блок-контактов КТ 1—КТ3.

Подъем токоприемника производят нажатием кнопки «Токоприемник поднят» в кабине головного вагона (рис. 303, 304). При этом от провода 15 через предохранитель П25 питание подается на провод 25, от которого на всех моторных вагонах получают питание вентили КЛП-П клапанов токоприемника по цепи: провод 25, размыкающий контакт кнопки «Токоприемник поднят», контакт ПВВ1. Все токоприемники поезда поднимаются. При нажатии кнопки «Токоприемник поднят» на моторном вагоне питание на КЛП-П подается от провода 15 через предохранитель П9 через замыкающий контакт кнопки и замыкающий контакт ПВВ1. При Этом размыкающий контакт кнопки отключит провод 25 и токоприемник поднимется только на этом моторном вагоне.

Реле ПВВ1 включается от провода 15 через П9 по цепи: РЗ, ЗТ, ПВВ3, РОП, ТР11, РОВ, АМД (см. рис. 303).

Опускание токоприемника осуществляют нажатием кнопки «Токоприемник опущен» на головном или моторном вагоне, при этом провод 26 соединяется с проводом 30, реле РОП теряет питание и размыкающим контактом подает питание от провода 15 на КЛП-О. Все токоприемники поезда опускаются. В цепь РОП включены все размыкающие блокировки шкафов высоковольтного оборудования ДШ1 —ДШVII, поэтому при открытии любой двери шкафа реле РОП потеряет питание и токоприемник этого моторного вагона опустится.

На электропоезде ЭР9П (рис. 304) цепи подъема токоприемника ничем не отличаются от принятых на электропоезде ЭР9. Цепь опускания токоприемника отличается только тем, что соединение провода 26 с 30 осуществляется посредством реле ПРОП, возбуждаемого нажатием кнопки «Токоприемник опущен» головного вагона (это сделано и на части поездов ЭР9), а также уменьшенным количеством блокировок шкафов. В цепи катушки ПВВ1 отсутствует блок-контакт ТР11.

Рис. 300. Схема питания цепей управления и заряда аккумуляторной батареи на электро поезде ЭР9

Рис. 300. Схема питания цепей управления и заряда аккумуляторной батареи на электро поезде ЭР9

Рис. 301. Схема питания цепей управления и заряда аккумуляторной батареи на электропоезде ЭР9П. Схема приведена для электропоездов ЭР9П, начиная с выпуска 1909 г.

Рис. 301. Схема питания цепей управления и заряда аккумуляторной батареи на электропоезде ЭР9П. Схема приведена для электропоездов ЭР9П, начиная с выпуска 1909 г.

Включение высоковольтного выключателя ВВ на отдельном моторном вагоне производят кнопкой «Включение ВВ» на этом вагоне. Включение всех ВВ поезда импульсной кнопкой «Восстановление ВВ, защиты» в головном вагоне по цепи: провод 7, включающие вентили ВВ-В блок-контакт ПВВ2, контакт ПВВ1, собственный блок-контакт ВВ, блок-контакт ГК7 (см. рис. 303).

Удерживающая катушка ВВ-У подключена параллельно ПВВ1 по той же цепи, приведенной выше. Высоковольтные выключатели ВВ включаются на всех вагонах. Отключение всех ВВ производят кнопкой «Отключение ВВ» в головном вагоне, при этом просод 19 соединяется с проводом 30, ПВВ3 теряет питание и его контакт в цепи катушки ВВ-У отключает ее. Отключение ВВ на одном моторном вагоне производят нажатием кнопки «Отключение ВВ» на данном вагоне.

Автоматическое отключение В В осуществляется:

разрывом блок-контакта ТРИ в цепи ВВ-У при длительной перегрузке первичной обмотки ГТ током 70—80 а;
разрывом блок-контакта РОВ в цепи ВВ-У при токе короткого замыкания в цепи первичной обмотки 80—120 а;
срабатыванием катушки ВВ-0 автоматического отключения выключателя при токе короткого замыкания в цепи вторичной обмотки ГТ свыше 1200 а;
размыкание блок-контакта РЗ в цепи ВВ-У при срабатывании реле РЗ из-за замыкания (переброса) в силовой цепи на заземленные части;
размыканием АМД в цепи ВВ-У при понижении давления в резервуаре ВВ ниже 4 ат.

На электропоезде ЭР9П питание на провод 7 при нажатии кнопки «Восстановление ВВ, защиты» подается через контакт реле ПРВВ. При нажатии кнопки «Отключение ВВ» отключается ПРОВ и его блок-контакт замыкает цепь проводов 19 и 30. В остальном схема управления ВВ отличий от ЭР9 не имеет.

Контактор защиты КЗ включается при нажатии кнопки в головном вагоне «Восстановление ВВ, защиты», при этом получает питание провод 7, в моторном вагоне через контакт кнопки «Включение КЗ» питание подается на блок-контакт РВ2 на РВ1. В эту цепь можно также подать питание нажатием кнопки «Включение КЗ» на моторном вагоне. При этом включится РВ1 на данном вагоне. Реле РВ2 включено от провода 22 через П4 и блок-контакт КЗ.

При включении РВ1 и РВ2 замыкаются их блок-контакты в цепи проводов 22 —22Б и 22Д — 30. Удерживающие катушки контактора защиты КЗ включены параллельно. Контактор включается своим блок-контактом 22 — 22Е, отключает РВ2 и затем РВ1, а блок-контактом 22Г—22Д включает контактор КРВ.

После размыкания блок-контактов РВ2в цепи 22Д—30 иРВ1 в цепи 22 А — 22Б, катушки КЗ будут включены последовательно по цепи; 22 А, КВВ, КЗ, 22Д, две последовательно соединенные катушки КЗ — на провод 30.

Рис. 302. Схема стабилизации напряжения вспомогательных цепей электропоезда ЭР9П

Рис. 302. Схема стабилизации напряжения вспомогательных цепей электропоезда ЭР9П

Рис. 303. Схема управления токоприемником и высоковольтным выключателем на электропоезде ЭР9

Рис. 303. Схема управления токоприемником и высоковольтным выключателем на электропоезде ЭР9

Рис. 304. Схема управления токоприемником на электропоезде ЭР9П:

Рис. 304. Схема управления токоприемником на электропоезде ЭР9П: а — головной вагон; б — моторный вагон

Контактор КРВ включает цепь размагничивающей катушки КЗр, которая в аварийном режиме получает питание по проводу 22П и отключает КЗ, а контактов своим блок-контактом 22Г—22Д отключает КРВ. Последний рвет цепь аварийного сигнала, поданного на размагничивающую катушку КЗр.

Для оповещения машиниста о возникновении аварийного режима или ненормальной работе схемы управления на поезде имеется система сигнализации, состоящая из ламп на пульте управления и на торцах вагонов и сигнальных устройств (блинкеров).

Лампа «ЛК» включается на короткое время при постановке рукоятки контроллера машиниста в маневровое или другое рабочее положение и гаснет после включения ЛК2. Ее цепь: провод 1А, лампа ЛК, провод 31, блок-контакт ЛК2, РУМ, провод 30. При отключении ЛК блок-контакт ЛК2 включает цепь лампы. В кабине управления в этом случае следует нажать кнопку «Блинкеры», соединив провод 6 с проводом 30. При этом от провода 3 получит питание сигнальное реле БС, выпадет блинкер и блок-контакт БС включит цепь ламп СНВ этого вагона.

Лампа «ЛК» загорается также в следующих случаях:

превышение максимально допустимой температуры масла трансформатора— включается ТРТ, замыкает цепь БТМ;
блок-контакт БТМ размыкает цепь катушки ЛК1; на электропоезде ЭР9П контакт БТМ непосредственно отключает цепь ЛКГ, перегрузка в цепи тяговых двигателей — в цепи ЛК1 размыкается блок-контакт РП и на этом реле выпадает сигнальный флажок;
неисправность выпрямительной установки — срабатывает защита выпрямительной установки, отключается КЗ, его блок-контакт в цепи ЛК1 размыкается;
снятие напряжения контактной сети — размыкается блок-контакт PH в цепи ЛКГ, на электропоезде ЭР9П блок-контакт PH размыкает цепь КНТ, а блок-контакт КНТ отключает цепь Л КГ, отключение высоковольтного выключателя — реле напряжения своим блок-контактом PH размыкает цепь ЛК1 (на электропоезде ЭР9П реле PH размыкает цепь КНТ, а последний — цепь ЛК1);
снижение давления сжатого воздуха ниже допустимого предела — срабатывает АВУ и размыкает цепь ЛК1

Лампа «Защита тяговых цепей» включается при срабатывании РО — его блок-контакт в цепи 15Д—15Ц (при включенном ВВ) подает питание на провод 32, от которого в головном вагоне включается указанная лампа. На ЭР9П эта лампа светит при выключении ВВ, контакт которого в цепи 15Д—32 подает по проводу 32 питание на лампу.

Рис. 305. Схема управления высоковольтным выключателем и контактором защиты на электропоезде ЭР9П:

Рис. 305. Схема управления высоковольтным выключателем и контактором защиты на электропоезде ЭР9П: а — головного вагона; б — моторного вагона

Лампа «Напряжение сети» включается при отсутствии напряжения вспомогательной обмотки, когда PH отключится и блок-контакт ПРН (15Я—34) подаст по проводу 34 питание сигнальной лампы (на ЭР9П эту цепь замыкает блок-контакт PH).

Лампа «Защита вспомогательных цепей» включается по проводу 33, питание на которой подается с провода 15А через замкнутые контакты ПНФ, РТВ (15А — —15Б—15), а на ЭР9П через замкнутый блок-контакт РТВ, а также при отключении ДК автоматом АМК.

Лампа «Боксование» загорается при боксовании хотя бы одной колесной пары и срабатывании РБ. После прекращения боксования лампа гаснет.

Лампа «Зарядный агрегат» включена в цепь разделительного трансформатора проводами 71А и 71Б, а на ЭР9П — в цепь провода 15И, получающего питание через блок-контакт РНЗ.

Смотрите так же: Электрические схемы электропоездов переменного тока | Справочник машиниста электропоезда | Железнодорожная литература | Схемы цепей управления | Схемы вспомогательных цепей | Общие сведения об электрических схемах электропоездов переменного тока

Логотип Эсткор и сайта etrain.ru

Контакты

мкр. Железнодорожный,
г. Балашиха,
Московская область, 143980

What'sApp: +7 (925) 577-38-84
Форма обратной связи с Эсткор

Понедельник-Четверг: 9:00 - 16:00
В пятницу и сокращенные дни: 9:00 - 14:00
В выходные и праздничные дни обработка обращений не осуществляется.

© 2016-2020 Общество с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная компания "Эсткор" и Джурсенокс Михаил Доминик - машинист электропоезда моторвагонного депо Крюково (ТЧ-6) — структурное подразделение Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиал ОАО "Российские железные дороги". Все права защищены.

Поделиться этой страницей в социальных сетях: