Перед пуском в эксплуатацию электропоезда, прибывшего с завода после постройки или после заводского ремонта, а также после длительной стоянки (более 15 дней), необходимо произвести осмотр по программе текущего ремонта (ТР-1). Особое внимание следует обратить на крепление деталей, подбор и состояние щеток. При боковых износах и сколах краев щеток независимо от степени износа по высоте их заменяют. Новые щетки следует приработать к коллекторным пластинам при движении электропоезда со скоростью 15 км/ч.

Загрязненный коллектор необходимо протереть спиртом или бензином, грязь и копоть на изоляторах щеткодержателей удалить чистой тряпкой, слегка смоченной бензином. В эксплуатации нельзя допускать поджогов и наплывов на коллекторе, скопления конденсата в нижней части тягового двигателя.

При выдаче из депо электропоезда сопротивление изоляции обмоток тягового двигателя не должно быть ниже 1,2 МОм. Если оно ниже этого значения, необходимо определить место утечки тока и устранить дефект. Если изоляция отсырела, следует произвести ее сушку электрическим током или горячим воздухом. Ток для сушки изоляции должен быть от 120 до 140 А (обмоток якоря и дополнительных полюсов) и от 90 до 100 А (обмотки главных полюсов). Продолжительность сушки определяется сопротивлением изоляции. Нельзя допускать нагрев обмоток якоря и катушек полюсов до температуры выше 120°С. Если их температура достигла 120°С, а сопротивление изоляции ниже нормы, необходимо для дальнейшей сушки уменьшить ток.

Уход за подшипниками тяговых двигателей заключается в правильной их смазке. При недостаточной смазке подшипник может перегреваться, при чрезмерной смазка через лабиринтные уплотнения будет выдавливаться. Попадание грязи внутрь подшипниковой камеры может привести к повреждениям подшипников. Необходимо проверять наличие пробок в смазочных отверстиях.

С целью увеличения срока работы тяговых двигателей локомотивная бригада обязана внимательно следить за контрольными лампами и показаниями приборов на пульте управления. В момент разгона поезда после остановки для высадки и посадки пассажиров машинист не должен допускать срабатывания защиты и отключения тяговых двигателей. Последнее свидетельствует о том, что ток двигателей сильно возрос. Это может привести к недопустимому нагреву обмоток, перекрытию коллекторных пластин и, как следствие, к пробою изоляции, выплавлению петушков.

Такое явление может произойти и в период боксования электропоезда, так как под щетками возникает опасное искрение, которое может привести к круговому огню. Боксование колесных пар может быть причиной ослабления, а иногда и обрыва металлических бандажей якорей, вызвать нарушение целостности изоляции обмотки. В некоторых случаях электрическая дуга перебрасывается на корпус двигателя, вызывая короткое замыкание. Это приводит к повреждению электроаппаратуры моторного вагона. Машинист должен твердо знать и выполнять инструкционные указания по режиму ведения поезда при возникновении боксования, а также не допускать повторных включений токовой защиты, не предусмотренных инструкциями.

При срабатывании токовой защиты на вагонах по прибытии на конечную станцию машинист должен проверить состояние коллекторов тяговых двигателей моторного вагона, на котором срабатывала защита, и при необходимости зачистить их.

Тяговые двигатели требуют особого ухода в зимнее время года. В них попадает снег, изоляция отсыревает и, как следствие, понижается ее электрическая прочность, иногда изоляция пробивается. Ремонтный персонал, машинист и его помощник обязаны следить за состоянием уплотнений всех щелей и отверстий, через которые может попасть снег. Нижние вентиляционные отверстия в остове закрывают заглушками, уплотняют мешковиной жалюзи в кузове электросекции. При резких колебаниях температур после длительного отстоя на коллекторе может образовываться иней, произойти обледенение коллектора. В таких условиях следует осмотреть коллекторы тяговых двигателей. Для удаления инея и сушки изоляции обмоток машинист должен вести поезд при последовательном соединении тяговых двигателей с ослабленным возбуждением.

Возможные неисправности тяговых двигателей и способы их устранения .приведены в табл. 2.

Таблица 2

Причина Способ устранения
Чрезмерное искрение под щетками
Плохо притерты щетки к коллекторным пластинам
Изоляция между коллекторными пластинами выступает над ними, коллектор плохо прошлифован
Изношены щетки более допускаемого предела
Недостаточное нажатие щеток или неравномерное их нажатие
Биение коллектора, выступают отдельные пластины или изоляция
Неправильная установка траверсы
Оборван проводник обмотки якоря
Короткое замыкание в обмотке дополнительных полюсов
Приработать щетки к коллекторным пластинам при малых скоростях движения
Выполнить продорожку, зачистку и шлифовку коллектора
Заменить щетки
Отрегулировать нажатие щеток
Необходимо закрепить и проточить коллектор
Установить траверсу в правильное положение
Отремонтировать обмотку
Отыскать поврежденную катушку дополнительного полюса и заменить ее
Чрезмерное нагревание коллектора
Щетки слишком сильно прижаты к коллекторным пластинам
Щетки не подобраны по марке
Установить нормальное нажатие щеток
Заменить щетки
Чрезмерное нагревание якоря
Замыкание между секциями обмоток якоря или коллекторными пластинами В эксплуатации отключить тяговый двигатель.
По прибытии в депо отремонтировать якорь
Перекрытие или пробой кронштейна щеткодержателя
Попадание влаги в тяговый двигатель, перенапряжение, грязный изолятор или кронштейн щеткодержателя Необходимо определить тяговый двигатель, протереть чистой салфеткой, смоченной в бензине, заменить изолятор или кронштейн щеткодержателя
Пробои изоляции обмоток якорей и полюсов
Механические повреждения, резкое снижение сопротивления изоляции при частых перенапряжениях на двигатели, попадании влаги, пыли и т. д. Устранить дефекты в депо. В условиях эксплуатации это сделать нельзя
Междувитковое замыкание обмоток (сильное искрение под щетками и срабатывание токовой защиты)
Механическое повреждение изоляции, старение изоляции, снижение изоляционных свойств вследствие частых перенапряжений В эксплуатации отключить тяговый двигатель. По прибытии в депо устранить дефекты

Перейти к рубрикам

Архив публикаций

Все публикации на Интернет-сайте автоматически размещаются в архиве публикаций и распределяются по соответствующим рубрикам. Перейти к содержанию любой из рубрик можно воспользовавшись ссылками, которые размещены в правой колонке на каждой странице Интернет-сайта. На страницах с публикациями ссылки на рубрики и архив публикаций перемещены в подвал, для увеличения полезной площади экрана.
Логотип Эсткор и сайта etrain.ru

© 2016-2020 Общество с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная компания "Эсткор" и Джурсенокс Михаил Доминик - машинист электропоезда моторвагонного депо Крюково (ТЧ-6) — структурное подразделение Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиал ОАО "Российские железные дороги". Все права защищены.

Поделиться в социальных сетях:

Условия использования   |   Политика конфиденциальности