На электропоезде ЭР2Р установлен преобразователь 1ПВ.005 (рис. 68 и 69). Он состоит из двигателя и синхронного генератора трехфазного переменного тока.

Двигатель преобразователя служит для приведения во вращение ротора генератора и представляет собой одноколлекторную четырехполюсную машину постоянного тока со смешанным возбуждением и самовентиляцией.

Остов 13 (см. рис. 68) двигателя цилиндрической формы выполнен из стального литья и имеет четыре прилива для подвески его к раме вагона. Со стороны коллектора предусмотрены смотровые люки, закрытые крышками с резиновыми уплотнениями и специальными замками, а с противоположной стороны — отверстия для выброса воздуха вентилятором, закрытые сетками. С торцовых сторон устанавливают подшипниковые щиты 10, 23, в которые запрессовывают наружные обоймы роликовых подшипников, а внутренние кольца подшипников насаживают на вал. Со стороны коллектора имеется радиальноупорный роликовый подшипник 25 № 8Н92320К, который предохраняет вал якоря от продольных перемещений, а со стороны вентилятора — радиальный роликовый подшипник 11 № 8Н32322, допускающий осевое перемещение вала при температурных изменениях его длины. Подшипники заполняют смазкой ЖРО. Для предотвращения выбрасывания смазки предусмотрены лабиринтные уплотнения, а для добавления смазки — трубки с пробками. В верхней части остова имеются четыре отверстия для выводных проводов.

Вал 27 якоря двигателя одним концом выходит из остова и на него насажен ротор синхронного генератора.

На средней части вала набирают сердечник 18 якоря двигателя, состоящий из отдельных штампованных стальных листов, изолированных друг от друга лаком и зажатых между двумя нажимными шайбами. В 49 пазах якоря уложена его волновая обмотка 21, состоящая и семи секций, каждая из которых имеет по три витка, изготовленных из прямоугольной меди сечением 0,9×2,1 мм2. Корпусная изоляция обмотки якоря состоит из четырех слоев липкой стеклоэскапоновой лакоткани и одного слоя стеклоленты. Пазовые и лобовые части обмотки крепят бандажной лентой из стекловолокна. Коллектор набран из 343 пластин 24, изолированных миканитовыми прокладками, и стянут между втулкой коллектора и нажимным корпусом шестью болтами. Изоляцией коллектора являются миканитовый цилиндр и манжеты. Собранный якорь удерживается на валу шпонками. Вращается якорь двигателя по часовой стрелке, если смотреть со стороны коллектора.

Внутри остова имеются четыре главных полюса и четыре дополнительных. Сердечники 17 главных полюсов набраны из листовой электротехнической стали. Сердечники 16 дополнительных полюсов выполнены из стального литья и имеют между собой и остовом диамагнитные прокладки 15 толщиной 6 мм. Назначение их то же, что и у дополнительных полюсов тяговых двигателей. Как главные, так и дополнительные полюсы крепят к остову болтами. Катушки полюсов укреплены на сердечниках пружинными фланцами. На каждом главном полюсе имеется по две катушки: высшего напряжения, — последовательного возбуждения 19 и низшего напряжения — независимого возбуждения 20. На дополнительном полюсе имеется одна катушка 14 высшего напряжения (рис. 70).

Корпусная изоляция катушек высшего напряжения выполнена из одного слоя тафтяной ленты, намотанной встык, четырех слоев стеклоэскапоновой лакоткани и одного слоя киперной ленты. Обмотка независимого возбуждения имеет корпусную изоляцию из одного слоя стеклоэскапоновой лакоткани и одного слоя стеклоленты.

Рис. 68. Продольный разрез преобразователя 1ПВ.005:

Рис. 68. Продольный разрез преобразователя 1ПВ.005: 1 — статор синхронного генератора; 2 — шпонка; 3 — обмотка статора; 4 — сердечник статора; 5 —сердечник полюса ротора; 6 — болт; 7 — сердечник ротора; 8 — втулка; 9, 26 — крышки подшипников; 10, 23 — подшипниковые щиты; 11 — роликовый подшипник № 8Н32322; 12 — вентилятор; 13 — остов агрегата; 14 — катушка дополнительного полюса; 15 — диамагнитная прокладка; 16 — сердечник дополнительного полюса; 17 — сердечник главного полюса; 18 — сердечник якоря; 19 — катушка последовательного возбуждения высшего напряжения; 20 — катушка независимого возбуждения; 21 — обмотка якоря; 22 — щеткодержатель; 24 — коллекторная пластина; 25 — упорный роликовый подшипник Ns 8Н92320К; 27 — вал; 28 — коллекторный люк; 29 — болт; 30 — контактное кольцо; 31 — катушка полюса ротора; 32 — крышке

B двигателе преобразователя установлены четыре щеткодержателя 22 (см. рис. 68), в каждом из которых расположено по одной щетке. Латунный корпус щеткодержателя крепят рифленой поверхностью к пальцу, который имеет опрессованную пластмассой часть, входящую в замок на траверсе. На палец насажен фарфоровый изолятор. Траверсу щеткодержателя устанавливают в подшипниковом щите на специальной выточке, притягивают к нему болтами и после испытания электродвигателя фиксируют винтом. Щетки снабжены гибкими шунтами с напаянными на них наконечниками. Нажатие на щетку осуществляет ленточная спиральная пружина, укрепленная на щеткодержателе.

Рис. 69. Поперечный разрез двухмашинного агрегата 1ПВ.005:

Рис. 69. Поперечный разрез двухмашинного агрегата 1ПВ.005: 1 — остов; 2 — сердечник главного полюса; 3 — катушка последовательного возбуждения; 4 — катушка независимого возбуждения; 5 — обмотка статора; 6 — сердечник статора; 7 — болт для крепления полюса; 8 — сердечник ротора

Вентилятор 12 насажен на вал со стороны, противоположной коллектору. Он имеет два ряда лопаток, расположенных по обе стороны диска. Первый ряд служит для вентиляции электродвигателя, второй — синхронного генератора. Крепят его на валу двигателя шпонкой. Забор воздуха производится через патрубок, который воздухопроводом соединен с салоном вагона.

Синхронный генератор служит для питания вспомогательных цепей электропоезда трехфазным переменным напряжением 220 В, частотой 50 Гц, Синхронный генератор состоит из неподвижной части (статора) и подвижной — (ротора).

Ротор генератора устанавливают на выступающий конец вала двигателя преобразователя (со стороны вентилятора). Сердечник ротора 7 стальной, литой, имеет шестигранную форму. Он удерживается на валу шпонкой. Полюсы набраны из отдельных стальных листов и укреплены на сердечнике 5 тремя болтами 6 каждый. Болты имеют цилиндрическую головку с крестообразным шлицем и утоплены в полюс. На полюсах ротора расположена обмотка возбуждения, которая питается постоянным током и создает основной магнитный поток. Полюсные катушки удерживаются козырьками, приваренными к торцам полюсов. Соединены они последовательно. Изоляция полюсных катушек выполнена из одного слоя стеклоленты, намотанной встык, одного слоя стеклоэскапоновой ленты и одного слоя киперной ленты. Катушки дважды пропитывают в компаунде 225.

На сердечник ротора напрессовывают стальную втулку, имеющую пластмассовый корпус. На нем сверху смонтированы два контактных кольца 30.

Корпус статора стальной, литой, установлен на замок подшипникового щита двигателя преобразователя и прикреплен к нему четырьмя болтами.

Статор набран из отдельных листов электротехнической стали Э12 -толщиной 0,5 мм и запрессован в корпус, где фиксируется шпонкой, приваренной к корпусу (остову).

Пазы статора изолированы двумя слоями электроизоляционного картона толщиной 0,2 мм, между которыми проложен гибкий миканит толщиной 0,2 мм. Изоляция между катушками выполнена из одного слоя картона и одного слоя миканита. Катушки крепят в пазах буковыми клиньями. В 36 пазах статора расположена трехфазная обмотка, соединенная в звезду.

При вращении ротора магнитный поток, создаваемый полюсами, пересекает проводники трехфазной обмотки статора и индуктирует в них синусоидальные э. д. с.

Выводные концы обмотки статора, сделанные из провода ПС-1000, имеют сечение 25 мм2, а вывод нулевого провода 6 мм2.

Технические данные динамотора и преобразователя приведены в табл. 3. Катушки 3 статора, намотанные из круглого изолированного провода, имеют восемь витков. Каждый виток состоит из трех параллельных проводников.

К торцу корпуса крепят щит, к которому посредством кронштейна и двух пластмассовых пальцев прикреплены четыре щеткодержателя. Корпус щеткодержателя изготовлен из стальных штампованных деталей. В нем установлены щетки М-6, нажатие на которые осуществляют винтовые пружины. Провода, подводящие напряжение к щеткам, имеют сечение 6 мм2.

Охлаждается синхронный генератор воздухом, забор которого производится патрубком (фильтром), а выброс — через специальные отверстия в щите двигателя.

Рис. 70. Схема соединения обмоток двигателя преобразователя:

Рис. 70. Схема соединения обмоток двигателя преобразователя: Я1-ЯЯ1 — начало и конец обмотки якоря и обмотки последовательного возбуждения; Н1—НН1 — начало и конец обмотки независимого возбуждения

Таблица 3

Показатель Значения показателей
Динамотор ДК-604В Преобразователь 1ПВ.005
Делитель напряжения Генератор управления Двигатель Синхронный генератор
Мощность, кВт 12 10 50 30
Напряжение, В 3000 50 3000 220
Ток якоря, А 5,3 200 19,2 94,3
Частота вращения, об/мин 1000 1000 1000 1000
Якорь
Число пазов 45 27 49 36 (статор)
Размеры паза, мм 10,8×32,2 10,2×32,5 12,4×25,5
Число сторон секций в пазу 2×14 8 14
Число витков в секции 4 1 3
Общее число проводников в пазу 2×56 8 42
Тип обмотки Волновая Катушечная
Сопротивление при 20°С, Ом 9,6 0,019 3,71 0,052
Число коллекторных пластин 315 107 343
Шаг по пазам 1 — 12 1—7 1 — 13 1—6
Шаг по коллектору 1—158 1—54 1—171
Размер неизолированного провода, мм ø 0,86 1,56×5,9 0,9×2,1 ø 1,81
Класс изоляции В В В В
Число пазов на полюс и фазу 2
Число параллельных ветвей 2
Число витков в катушке 8
Число витков на фазу и полюс 16
Число параллельных проводов 3
Полюсы
Число главных полюсов 4 4 4 6 (ротор)
Число дополнительных полюсов 4 4
Воздушный зазор, мм 2,5 2,2 2,5
Число витков на полюс обмотки:
Последовательного возбуждения 170 63
Независимого возбуждения 530 510 458 298
Параллельного возбуждения 510
Дополнительных полюсов 350 185
Сопротивление обмотки при 20°С, Ом:
Последовательного возбуждения 2,44 0,52 6,18
Независимого возбуждения 11,4 8,11
Параллельного возбуждения 4,5—5,1
Дополнительных полюсов 3,4 0,983
Размеры неизолированного провода,. мм, обмотки:
Последовательного возбуждения ø 2,1 2,83×3,28
Независимого возбуждения ø 1,68 1,16×4,1 1,35×2,44
Параллельного возбуждения 0 2,26
Дополнительных полюсов ø 2,1 2,83×3,28
Число полюсных катушек 6
Ток возбуждения, А _ 10,6
Класс изоляции В В В В
Щетки
Число щеткодержателей 2×4 4 4 4
Число щеток на один щеткодержатель 1 2 1 1
Размеры щетки, мм 8×25×30 16×32×32 10×40×40 10×16×25

 

Перейти к рубрикам

Архив публикаций

Все публикации на Интернет-сайте автоматически размещаются в архиве публикаций и распределяются по соответствующим рубрикам.

Перейти к содержанию любой из рубрик можно воспользовавшись ссылками, которые размещены в правой колонке на каждой странице Интернет-сайта. На страницах с публикациями ссылки на рубрики и архив публикаций перемещены в подвал, для увеличения полезной площади экрана.

Для поиска информации на Интернет-сайте по ключевым словам: обозначениям электрических аппаратов и устройств, номерам распоряжений и приказов, фразам, названиям документов воспользуйтесь формой поиска:

Логотип Эсткор и сайта etrain.ru

© 2016-2020 Общество с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная компания "Эсткор" и Джурсенокс Михаил Доминик - машинист электропоезда моторвагонного депо Крюково (ТЧ-6) — структурное подразделение Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиал ОАО "Российские железные дороги". Все права защищены.

Поделиться в социальных сетях:

Условия использования   |   Политика конфиденциальности