Для защиты электрооборудования электропоезда от перенапряжений, возникающих в контактной сети при электрических разрядах, а также от коммутационных перенапряжений, появляющихся, например, при отключении тока короткого замыкания, применяют вентильные разрядники с нелинейным вилитовым сопротивлением. Работа таких разрядников основана на свойстве вилита (смесь карборунда, графита и глины) увеличивать с повышением напряжения число проводящих каналов, в связи с чем общее сопротивление его уменьшается и волна перенапряжений быстро отводится в «землю». Кроме ограничения уровня перенапряжений, разрядник должен обеспечить прекращение тока в его цепи после прохождения волны перенапряжения. Это условие обеспечивается нелинейностью характеристики вилитовых дисков.

На электропоездах ЭР2 и ЭР2Р устанавливают униполярные вилитовые разрядники РМВУ-3,3, имеющие большую пропускную способность и мощную систему дугогашения. В разряднике РМВУ-3,3 искровые промежутки расположены в нижней части полости кожуха, поэтому дуга, возникающая при пробое искровых промежутков, должна выдуваться в верхнюю часть камеры. Для этого к контактному болту подключают напряжение положительной полярности.

Разрядник РМВУ-3,3 (рис. 96) состоит из двух вилитовых дисков 5, 7, двух искровых униполярных промежутков 14, дугогасительного устройства, монтажных деталей и пружины 8, помещенных внутри фарфорового кожуха 3. Снизу кожух закрыт дном 16 и соединен с основанием 1 заливочной массой 2. Вилитовые диски диаметром 130 мм по бокам покрыты твердой изоляционной обмазкой, которая скрепляет их и предохраняет от разрядов по боковой поверхности. Фетровые прокладки 6 удерживают диски от горизонтального перемещения.

Дугогасительное устройство разрядника состоит из двух постоянных магнитов 12, 15, расположенных между вилитовыми дисками и дном. Магниты обеспечивают равномерность магнитного поля у искрового промежутка и в зоне горения дуги. Искровые промежутки 14 шунтированы высокоомными тиритовыми резисторами 21. Так как вилит гигроскопичен и при попадании в него влаги теряет свои электрические свойства, кожух герметически уплотняют кольцевыми прокладками 9, 17 из морозостойкой резины. В случае перекрытия вилитовых дисков возникает короткое замыкание и повышается давление внутри разрядника. Чтобы предотвратить возможность взрыва разрядника, в его дне предусмотрено предохранительное устройство — клапан 19. При нормальных условиях давление газов внутри разрядника невысокое.

Рис. 96. (а) Конструкция разрядника РМВУ-3,3:

Рис. 96. (а) Конструкция разрядника РМВУ-3,3: 1 — основание; 2 — заливочная масса; 3 — фарфоровый кожух; 4, 11, 13, 18 — монтажные детали; 6 — фетровая прокладка; 8 — пружина; 9, 17 — кольцевые прокладки; 10 — контактный болт; 12, 15 — постоянные магниты; 14 — искровые униполярные промежутки; 16—-дно; 19 — предохранительный клапан; 20 — болт

Рис. 96. (б)  Электрическая схема разрядника РМВУ-3,3:

Рис. 96. (б)  Электрическая схема разрядника РМВУ-3,3:  5, 7 — вилитовые диски;  21 — тиритовые резисторы

При давлении 0,5 МПа (5 кгс/см2) и выше предохранительное устройство срабатывает и газы выходят в атмосферу.

Искровые промежутки пробиваются при напряжении 7,5—9 кВ. После прохождения волны перенапряжения и снижения напряжения контактной сети до номинального сопротивление вилитовых дисков увеличивается до 140— 160 Ом, а ток спадает до 25—30 А. При этом дуга на искровых промежутках под действием магнитного поля постоянных магнитов растягивается и гаснет.

Для контроля срабатывания вилитового разрядника применяют регистраторы РВР. Регистратор представляет собой небольшой аппарат, автоматически заменяющий плавкие вставки, перегорающие при срабатывании разрядника. Регистратор включен в цепь разрядника; при его срабатывании через резистор регистратора сопротивлением 0,5—5 кОм протекает импульсный ток, сжигающий плавкую вставку регистратора. Затем под действием заводной пружины на место сгоревшей плавкой вставки устанавливается новая вставка. Регистратор рассчитан на девять срабатываний разрядника и имеет указатель числа срабатываний.

Технические данные разрядника РМВУ-3,3

Номинальное напряжение, кВ..................................... 3
Наибольшее допустимое напряжение, кВ........................... 4,2
Пробивное напряжение при частоте 50 Гц, кВ..................... 6,7—7,4
Ток проводимости (утечки) при напряжении 4000 В, мкА........... 80—120

На каждом моторном вагоне установлено по два разрядника: первый разрядник подключен к токоприемнику, а второй — к фильтру. Второй разрядник служит для отвода перенапряжений, возникающих на конденсаторе при срабатывании первого разрядника. Разрядники по соображениям безопасности обнесены металлическим сетчатым ограждением.

Смотрите так же: Аппараты электрических цепей напряжением выше 1000 В | Электропоезда ЭР2 и ЭР2Р | Железнодорожная литература | Электрические печи ПЭТ-1У3, нагревательные элементы, предохранители электропоездов ЭР2 и ЭР2Р | Резисторы и индуктивные шунты электрических цепей электропоездов ЭР2 и ЭР2Р | Разрядник РМВУ-3,3 | Главный разъединитель ГР-1Б и индуктивно-емкостный фильтр | Реверсивные и тормозные переключатели электропоезда ЭР2 и ЭР2Р | Реостатные контроллеры электрических цепей электропоездов ЭР2 и ЭР2Р | Силовые контакторы ПК-350В, ПК-306Т, ПКУ-1 и ПКУ-2 | Быстродействующий контактор КМБ-3 | Быстродействующий выключатель БВП-105А электропоездов ЭР2 и ЭР2Р | Токоприемник электропоездов ЭР2 и ЭР2Р

Александр Николаевич Коляко - 10/04/2020 - Опубликовано в разделе: ЭР2 / ЭР2Р - Комментарии: нет комментариев

Оставить отзыв


Логотип Эсткор и сайта etrain.ru

Контакты

мкр. Железнодорожный,
г. Балашиха,
Московская область, 143980

What'sApp: +7 (925) 577-38-84
Форма обратной связи с Эсткор

Понедельник-Четверг: 9:00 - 16:00
В пятницу и сокращенные дни: 9:00 - 14:00
В выходные и праздничные дни обработка обращений не осуществляется.

© 2016-2020 Общество с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная компания "Эсткор" и Джурсенокс Михаил Доминик - машинист электропоезда моторвагонного депо Крюково (ТЧ-6) — структурное подразделение Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиал ОАО "Российские железные дороги". Все права защищены.

Поделиться этой страницей в социальных сетях: