Предохранители служат для защиты электрических цепей от коротких замыканий и перегрузок. Их быстродействие зависит от времени плавления вставки и времени гашения дуги. Время плавления вставки, в свою очередь, зависит от тока, материала вставки и напряжения горения дуги. Большой недостаток плавких предохранителей — их однократное действие, необходимость смены предохранителя или плавкой вставки после срабатывания.

В высоковольтных цепях вспомогательных машин и отопления применяют предохранители ПКПС-3 (рис. 3.42). Они состоят из фарфорового или фибрового патрона 8, заполненного чистым кварцевым песком и закрытого с обеих сторон латунными колпачками 4 и крышками 6. Заливкой цемента между патроном и колпачком добиваются герметизации патрона, с торцов крышки колпачков запаивают. Между колпачком и фарфоровой трубкой установлена асбоцементная прокладка 5.

Рис. 3.42. Высоковольтный предохранитель ПКПС-3 (а) и расположение плавкой вставки (б):

Рис. 3.42. Высоковольтный предохранитель ПКПС-3 (а) и расположение плавкой вставки (б): 1 — пружина указателя; 2 — указатель срабатывания; 3 — крышка; 4 — латунный колпачок; 5 — асбоцементная прокладка; 6 — текстолитовая шайба; 7 — указательная проволока; 8 — фарфоровая трубка; 9 — песок; 10 — шамотный сердечник; 11 — цементная заливка; 12 — оловянный шарик; 13 — плавкая вставка; 14 — бандаж; 15 — держатель

Внутри патрона помещен шамотный сердечник 10, на который намотана плавкая вставка 13, состоящая из четырех медных проволок. Каждая проволока имеет участки разных диаметров: на плавкой вставке с номинальным током 20 А диаметры проволоки 0,25; 0,3; 0,35 мм, на вставке с номинальным током 31,5 А — 0,3; 0,35 и 0,4 мм. Это обеспечивает равномерный нагрев патрона по всей длине и ограничивает перенапряжения при сгорании вставки.

Оловянные шарики 12, припаянные в месте скруток проволок, снижают нагрев предохранителя: они имеют меньшую температуру плавления, поэтому проволоки начинают плавиться в этих местах. Быстрое гашение дуги в предохранителе происходит за счет интенсивной деионизации зоны горения дуги кварцевым песком. Так как дуга насыщена парами металла, которые имеют высокую температуру и создают большое давление, ионизированные частички проникают в песок, охлаждаются и деионизируются. Предохранитель срабатывает без выброса газов и пламени.

Предохранитель имеет специальный указатель, который сигнализирует о сгорании вставки. На крышке 3 патрона укреплена втулка с пружиной указателя. Одна сторона пружины связана с указателем 2, другая прикреплена к торцу втулки, соединенному с указательной проволокой 7. При срабатывании предохранителя проволока перегорает и освобождает пружину. Пружина выбрасывает из втулки колпачок, что свидетельствует о сгорании вставки предохранителя. Сработавший предохранитель перезаряжают: меняют плавкую вставку, отработанный кварцевый песок и вновь запаивают.

Технические данные предохранителя ПКПС-3

Номинальное напряжение, В................................. 4000
Номинальный ток, А........................................ 20/31,5
Сопротивление, Ом......................................... 0,028...0,039
Размеры указательной проволоки, мм
диаметр................................................... 0,15
длина..................................................... 790

В низковольтных цепях управления наиболее широко применяют предохранители ПР-2. Они имеют развинчивающиеся патроны без наполнителя и плавкие вставки на токи 6, 10, 15, 60, 100 и 200 А. Цинковые плавкие вставки имеют зауженные места (перешейки), в которых пластинка расплавляется при прохождении тока, превышающего номинальный.

Предохранитель состоит из фибровой трубки 1 (рис. 3.43), которая при появлении дуги выделяет газы. Под их давлением дуга гасится. На концы трубки насажены латунные втулки 2, на которые навинчиваются колпачки 5. Колпачки служат контактами патрона, вставка 4 зажимается между колпачком 5 и шайбой 3. В предохранителях на большие токи (100 и 200 А) контактами вместо колпачков являются ножи 6.

Рис. 3.43. Патроны низковольтных предохранителей ПР-2:

Рис. 3.43. Патроны низковольтных предохранителей ПР-2: 1 — фибровая трубка; 2 — латунная втулка; 3 — шайба; 4 — плавкая вставка; 5 — колпачок; 6 — медный нож

Междувагонные соединения. Междувагонные соединения обеспечивают электрическое соединение низковольтных или высоковольтных цепей между сцепленными вагонами электропоезда. В комплект таких соединений входят розетка, штепсель и соединительные рукава, в которых проходят заизолированные кабели или низковольтные провода.

Высоковольтные соединения на электропоездах ЭР2 имеют розетки РСБ-20-16В и штепсели ШС-20-16В, на ЭР2Т и поездах более поздних выпусков — розетки 1РШ.006 и штепсели 1ВШ.006, которые отличаются только запорным замком и качеством уплотнений.

Розетка (рис. 3.44, а) состоит из корпуса 7, в котором укреплена изоляционная панель 2 с контактным бронзовым штырем 3. В закрытой коробке 6 верхней части розетки (рис. 3.44, б) размещены блокировочные контакты 77. Высокое напряжение на штырь 3 может быть подано при условии, что эти контакты замкнуты.

Штепсель (рис. 3.44, в) имеет круглый корпус с диаметром несколько меньшим, чем внутренний диаметр розетки. Внутри корпуса находится изоляционная панель с контактным латунным гнездом 14.

Рис. 3.44. Розетка (а), блокировочное устройство (б) и штепсель (в) междувагонного высоковольтного соединения:

Рис. 3.44. Розетка (а), блокировочное устройство (б) и штепсель (в) междувагонного высоковольтного соединения: 1 — корпус; 2 — изоляционная панель; 3 — контактный штырь; 4 — защелка; 5 — паз; 6 — коробка; 7 — крышка; 8 — сегменты; 9 — блокировочный барабан; 10 — вилка; 11 — пальцы; 12 — пружина; 13 — прилив; 14 — латунное гнездо

На внешней цилиндрической поверхности имеется прилив 13, который при соединении входит в паз 5 розетки (см. рис. 3.44, а) и в вилку 10, укрепленную на блокировочном барабане 9. На барабане установлены также сегменты 8, на которые находят пальцы 11.

Для правильного соединения штепсель следует вставить в розетку до упора так, чтобы прилив 13 вошел в паз 5, и повернуть вправо, включив при этом блокировочное устройство. Одновременно со штепселем с помощью вилки 10 поворачивается блокировочный барабан 9 и замыкает блок-контакты 11.

При разъединении поднимают вверх крышку 7, оттягивают вниз защелку 4 и поворачивают штепсель против часовой стрелки. Затем штепсель вынимают из розетки. При повороте штепселя повернулся барабан и разомкнул контакты 11. Таким образом, разъединение силовых контактов происходит при обесточенной цепи (при вынутом штепселе высокое напряжение на розетку подать нельзя).

Продолжительный ток силовых контактов — 45 А, ток блокировочных контактов — 5 А. После расцепления вагонов вынутый штепсель вставляют в холостой приемник. Все манипуляции со штепселем и розеткой можно проводить только при снятом напряжении.

Через низковольтные розетки РУ-101А и штепсели ШУ-101А на электропоездах ЭР2 соединяют цепи управления вагонов.

Розетка (рис. 3.45, а) состоит из корпуса и изоляционной панели 5 с контактными гнездами. С внутренней стороны в гнезда ввернуты контактные зажимы, к которым припаивают провода цепей управления. Алюминиевый корпус 8 штепселя (рис. 3.45, б) закрыт крышкой 7. В нем находится изоляционная панель 9 с контактными штырями, с задней стороны панели в штыри ввернуты контактные зажимы (число штырей равно числу гнезд в розетке).

Рис. 3.45. Розетка (а) и штепсель(б) между вагонного низковольтного соединения:

Рис. 3.45. Розетка (а) и штепсель(б) между вагонного низковольтного соединения: 1, 7 — крышки; 2 — рычажный механизм; 3 — ползуны; 4 — чугунный корпус; 5, 9 — изоляционный панели; 6 — боковые приливы; 8 — алюминиевый корпус

При соединении штепсель боковыми приливами 6 вставляют в ползун 3 рычажного механизма 2 розетки. Рычаг при этом находится вверху, затем его опускают. Ползуны направляют штепсель в розетку, и когда штыри плотно войдут в гнезда, рычажный механизм запирает штепсель. Штепсель вставляют с небольшим усилием. Продолжительный ток через соединения составляет 20 А.

Аналогичные соединения цепей управления применяются и на поездах ЭР2Т, ЭД2Т.

Характерные неисправности междувагонных соединений и методы устранения даны в табл. 14.

Таблица 14. Неисправности междувагонных соединений и способы их устранения

Неисправность Причина Метод устранения
Изгиб контакта, отсутствие электрической цепи контакта Несоосность контактов, некачественная пайка Наличие оксидной пленки Заменить контакт или развести отверткой Зачистить контакты
Поломка осей рукоятки Чрезмерное усилие при соединении или разъединении, механический износ Заменить оси
Негерметичность соединения Некачественное уплотнение Заменить уплотнение

Перейти к рубрикам

Архив публикаций

Все публикации на Интернет-сайте автоматически размещаются в архиве публикаций и распределяются по соответствующим рубрикам.

Перейти к содержанию любой из рубрик можно воспользовавшись ссылками, которые размещены в правой колонке на каждой странице Интернет-сайта. На страницах с публикациями ссылки на рубрики и архив публикаций перемещены в подвал, для увеличения полезной площади экрана.

Для поиска информации на Интернет-сайте по ключевым словам: обозначениям электрических аппаратов и устройств, номерам распоряжений и приказов, фразам, названиям документов воспользуйтесь формой поиска:

Логотип Эсткор и сайта etrain.ru

© 2016-2020 Общество с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная компания "Эсткор" и Джурсенокс Михаил Доминик - машинист электропоезда моторвагонного депо Крюково (ТЧ-6) — структурное подразделение Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиал ОАО "Российские железные дороги". Все права защищены.

Поделиться в социальных сетях:

Условия использования   |   Политика конфиденциальности