Они служат для управления пневматическими приводами электрических аппаратов и автоматических дверей. Вентиль имеет два клапана (верхний и нижний), при помощи которых сжатый воздух поступает в цилиндр аппарата или выпускается из него.

Вентиль ВВ-2Г имеет магнитопровод 1 (рис. 3.69), полый сердечник 2 и якорь 4. Сердечник соединен с корпусом 10, в который запрессовано бронзовое седло 11 клапана 13. Внутри полого сердечника проходит бронзовый шток 9 верхнего клапана. На сердечнике установлена включающая катушка 3. Нижний клапан 13 своей иглой 12 соприкасается с верхним клапаном и прижимается к своему седлу пружиной 14. В верхней части вентиля установлена коробка с крышкой, закрепленной винтом. На крышке имеется кнопка с пружиной для ручного включения вентиля.

Рис. 3.69. Электропневматический вентиль ВВ-2Г:

Рис. 3.69. Электропневматический вентиль ВВ-2Г: 1 — магнитопровод; 2 — сердечник; 3 — катушка; 4-якорь; 5 — кнопка; 6 — крышка; 7 — коробка; 8 — штифт; 9 — стержень; 10 — корпус; 11 — седло; 12 — игла нижнего клапана; 13 — нижний клапан; 14 — пружина; 15 — пробка

Работает вентиль следующим образом. При подаче питания на катушку 3 она намагничивает сердечник. Якорь 4 притягивается к нему и надавливает на стержень 9 верхнего клапана. Верхний клапан перекрывает отверстие в седле и, воздействуя на иглу, отжимает от седла нижний клапан 13. Сжатый воздух из магистрали попадает в цилиндр аппарата, вызывая его срабатывание.

После отключения катушки пружина 14 прижимает нижний клапан к седлу, закрывая отверстие источника сжатого воздуха. Своей иглой нижний клапан отожмет от седла верхний клапан. Цилиндр аппарата сообщается с атмосферой.

На реостатных контроллерах электропоездов ЭР2 применяют вентили ВВ-3, с большими впускными и выпускными отверстиями для повышения быстродействия аппарата. На магнитопроводе имеются медные кольца, в которых при отключениях катушки наводятся вихревые токи. Под их действием происходит замедление срабатывания клапанов вентиля. Это предотвращает заедания привода реостатного контроллера между позициями.

Неисправности вентиля ВВ-2Г приведены в табл. 16.

Таблица 16. Неисправности вентиля ВВ-2Г

Неисправность Причина Способ устранения
При отсутствии напряжения на катушке вентиль пропускает воздух Засорилось седло или нижний клапан Несколько раз включить и выключить вентиль вручную. Отвернуть пробку, вынуть пружину и нижний клапан. Конусные части клапана и седла протереть безворсовой льняной тряпкой, смоченной керосином.
Собрать вентиль и убедиться, что игла вошла в отверстие клапана. Протереть клапан
При выключенной катушке вентиль пропускает воздух Засорилось седло или верхний клапан Несколько раз включить и выключить вентиль. Снять крышку вентиля, вынуть якорь и клапан. Конусные части седла и клапана протереть безворсовой льняной тряпкой, смоченной керосином.
Собрать вентиль и убедиться, что отверстие в торце клапана закрылось иглой. Притереть клапан
Вентиль не включается Обрыв цепи катушки Нарушение цепи управления Заменить катушку.
Устранить неисправность в цепи управления вентилем

Технические данные вентилей

Тип вентиля                                      ВВ-2Г              ВВ-3
Напряжение, В................................... 50/110             50/110
Диаметр клапана, мм
впускного...................................... 8                   6
выпускного..................................... 19                  6,5
Ход клапана, мм................................ 1,3                 0,9
Давление воздуха, ат
номинальное.................................... 5                   5
минимальное.................................... 3,75                3,75
максимальное................................... 6,75                6,75

Клапан токоприемника. При помощи клапанов токоприемников осуществляется одновременное управление всеми токоприемниками поезда. Клапан представляет собой трехходовой кран с пневматическим приводом, устанавливается в шкафу моторного вагона.

Пневматический привод (рис. 3.70) состоит из цилиндра 2 и двух электропневматических вентилей 1. Внутри цилиндра проходят каналы, соединяющие вентили с двумя полостями цилиндра, на которые он разделен поршнем 3. Поршень имеет уплотняющее кольцо 4 и соединен со штоком 5, который через отверстие во фланце, уплотненное резиной, может выходить из цилиндра.

Рис. 3.70. Клапан токоприемника КЛП-101:

Рис. 3.70. Клапан токоприемника КЛП-101: 1 — вентиль; 2 — цилиндр; 3 — поршень; 4 — уплотнительное кольцо; 5 — шток; 6 — фланец; 7 — головка хвостовика пробки; 8 — уплотняющая гайка; 9 — набивка уплотнения; 10 — звезда; 11 — хвостовик; 12 — редукционный клапан; 13 — винт редукционного клапана; 14— винт дросселирующего устройства; 75 — гайка; 16 — корпус редукционного клапана; 17 — пружина; 18 — клапан; 19 — седло; 20 — выпускное отверстие в седле; 27 — атмосферное отверстие; 22 — калиброванное отверстие в клапане

В хвостовике поршня проделана прорезь, в ней укреплены два ролика. При перемещении штока ролики входят во впадины звезды 10 и поворачивают ее. Звезда надета на хвостовик пробки трехходового крана, поэтому при перемещении штока пробка смещается из одного положения в другое. В корпусе крана и переключательной пробке имеются отверстия и каналы, соединяющие цилиндр токоприемника с резервуаром сжатого воздуха при подъеме или с атмосферой при опускании.

Чтобы клапан токоприемника сработал на подъем или на опускание, достаточно кратковременно подать питание на один из вентилей (постоянно держать под напряжением катушку вентиля нет необходимости). Правый вентиль клапана является поднимающим, левый — опускающим. После возбуждения катушки правого вентиля сжатый воздух поступает в правую полость цилиндра. Поршень переместится в крайнее левое положение. Ролик штока, войдя во впадину звезды, поворачивает ее на 90° против часовой стрелки. Вместе со звездой поворачивается и пробка, перекрывает атмосферное отверстие крана и соединяет цилиндр токоприемника с источником сжатого воздуха. Токоприемник поднимается.

Отверстия в пробке сравнительно небольшие, скорость поступления воздуха в цилиндр токоприемника невелика, и подъем происходит достаточно медленно. Время подъема токоприемника можно регулировать винтом 14 с помощью отвертки, изменяя сечение воздухопровода дроссельного отверстия. При завертывании винта сечение уменьшается, и время подъема увеличивается, при вывертывании винта — подъем ускоряется.

После снятия напряжения с катушки вентиля поршень и пробка крана останутся в прежнем положении из-за сил трения, и токоприемник будет поднят.

При подаче питания на левый вентиль поршень перемещается в крайнее правое положение, шток выходит из цилиндра и роликом поворачивает звезду на 90° по часовой стрелке. Поворачиваясь, пробка перекрывает отверстие от источника сжатого воздуха и соединяет цилиндр токоприемника с атмосферой через редукционный клапан 12, ввинченный в корпус клапана.

В начальный момент воздух находится под большим давлением, отжимает клапан 18 и сожмет пружину 17. При отжатии поршня воздух будет ускоренно выходить в атмосферу через большое отверстие 22 диаметром 6,5 мм, и полоз токоприемника быстро отойдет от контактного провода.

По мере опускания токоприемника давление в его цилиндре будет уменьшаться, пружина 17 поднимет клапан 18 вверх. Воздух продолжит выходить через калиброванное отверстие 22 клапана. На заключительной стадии токоприемник медленно ложится на резиновые амортизаторы. Требуемые скорости подъема и опускания токоприемника обеспечиваются дроссельным устройством и редукционным клапаном.

Как правило, клапан токоприемника надежно работает в эксплуатации. Однако иногда, особенно в зимнее время, он может не переключиться из одного положения в другое или переключиться с заеданиями. Возможные причины— образование льда на подвижных частях трущихся деталей из-за попадания влаги из воздухопровода, малое давление воздуха, неисправность вентиля, отсутствие смазки. При серьезных неисправностях проводят ревизию в объеме ТР-2, заменяют вентиль. Чаще всего достаточно разобрать и смазать пробку крана.

Технические данные клапана токоприемника КЛП-101

Диаметр цилиндра, мм...................................... 45
Ход поршня, мм............................................ 70
Угол поворота пробки, град................................ 90
Номинальное давление воздуха, ат.......................... 5
Номинальное напряжение катушки вентиля, В................. 50/110
Диаметр проходного отверстия в редукторе, мм.............. 16,5/1
Площадь сечения воздушного прохода клапана, мм2
для выпуска воздуха....................................... 50,54
для впуска воздуха........................................ 12,6
Время подъема, с.......................................... 4...7
Время опускания, с........................................ 3,5...5
Масса, кг................................................. 12,2

Примечание. В числителе — для электропоездов ЭР2, в знаменателе — для электропоездов ЭР2Т.

Перейти к рубрикам

Архив публикаций

Все публикации на Интернет-сайте автоматически размещаются в архиве публикаций и распределяются по соответствующим рубрикам.

Перейти к содержанию любой из рубрик можно воспользовавшись ссылками, которые размещены в правой колонке на каждой странице Интернет-сайта. На страницах с публикациями ссылки на рубрики и архив публикаций перемещены в подвал, для увеличения полезной площади экрана.

Для поиска информации на Интернет-сайте по ключевым словам: обозначениям электрических аппаратов и устройств, номерам распоряжений и приказов, фразам, названиям документов воспользуйтесь формой поиска:

Логотип Эсткор и сайта etrain.ru

© 2016-2020 Общество с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная компания "Эсткор" и Джурсенокс Михаил Доминик - машинист электропоезда моторвагонного депо Крюково (ТЧ-6) — структурное подразделение Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиал ОАО "Российские железные дороги". Все права защищены.

Поделиться в социальных сетях:

Условия использования   |   Политика конфиденциальности