Быстродействующий выключатель ВБ-11. Он установлен в блоке БВБ-368 (рис. 5.2, см. вкладку), закрытом кожухом 3. Кожух состоит из каркаса К) с крышкой 5 и пластикового кожуха 8 с резиновыми уплотнениями. Внутри блока имеются выводы для подсоединения низковольтных проводов, две электрические блокировки безопасности 2, закрепленные кабель 7 и воздухопровод 1. Штоки блокировок упираются в пружинные планки на крышке 5 и кожухе 8. После снятия крышки или кожуха шток блокировки освобождается, и контакты размыкаются.

На боковой стенке 9 каркаса установлен блок резисторов, который включен между контактным мостиком подвижных контактов и неподвижными контактами главной цепи. На верхнем основании каркаса блока имеются четыре бобышки для крепления под кузовом вагона и пятая — для ввода проводов. Рабочее положение блока — горизонтальное, охлаждение — естественное.

Рама, на которой закреплены основные узлы быстродействующего выключателя, состоит из кронштейна 9 (рис.5.3, см. вкладку) и двух изоляционных боковин 10, установленных при помощи распорок 34 и стальных уголков 33 на гетинаксовой панели 25.

На оси 5 между боковинами находятся магнитопровод 4, якорь 6 и контактный рычаг 7, которые могут поворачиваться относительно этой оси на некоторый угол. На контактном рычаге 7 закреплен мостик подвижных главных контактов 40 выключателя. К торцам стержней магнитопровода 4 прижат магнитопровод 29 с установленной на нем удерживающей катушкой 31.

Противоположные торцы стержней магнитопровода 4 являются полюсами. Концы токовой катушки 32, через которую проходит магнитный шунт, расположены между сердечником магнитного шунта и магнитопроводом 29 навстречу друг другу. Винты 30, ввернутые в отверстие стержней магнитопровода 4, служат для регулировки тока уставки аппарата.

К уголкам 33 приварены пластины, на которых установлены изоляторы 27. К ним и кронштейну 9 прикреплена изоляционная панель 23. На ней находятся неподвижный главный контакт 41 и стойка с осью и установленным на ней подпружиненным вторым главным контактом 44. На панели размещены две пары магнитопроводов системы дугогашения. Главные контакты 41 и 44 установлены между полюсами этих магнитопроводов.

На магнитопроводе 43 установлена катушка 42, один из выводов которой подсоединен к главному контакту 41. На втором (свободном) выводе имеется отверстие, обозначенное для подключения выключателя. На магнитопроводе 48 установлена катушка 46, один из выводов которой подсоединен к оси 45 главного контакта 44. а второй —к одному из концов токовой катушки удерживающего электромагнита 4. Второй конец токовой катушки подсоединен к шине 38, имеющей выводное отверстие, обозначенное Шина 38 прикреплена к кронштейну 9 через изолятор 37.

К панели 23 присоединены две планки 22 с пазами, образующими окна. Внутри окон размещена изоляционная планка 21, которая воздействует при замыкании главных контактов на рычаг 26, переключающий низковольтные блокировки 24 на панели 25. Пружина 28 возвращает рычаг 26 в исходное положение.

На панели 23 размещены две стойки, на которых закреплены две дугогасительные камеры 39 и кронштейн 19 с тягой 75. Тяга 15 шарнирно соединена с магнитопроводом 4 удерживающего электромагнита стержнями 17.

На кронштейне 9 установлены упор 12, толкатель 13 и два пневматических привода 17 и 18. Шток привода 11 соединен с тягой 15, закрепленной на оси, а привод 18 может воздействовать на толкатель 13. Тягу 15 и якорь 6 связывают отключающие пружины 14, которые стараются прижать якорь и контактный рычаг к упору 12, а магнитопровод 4 — к упору 3, закрепленному на боковинах 10. Пружины 8 прижимают якорь 6 и контактный рычаг 7 друг к другу и обеспечивают нажатие главных контактов, когда якорь 6 прижат к полюсам.

На одном из уголков 33 установлен вентиль 2, от которого к приводам 11 и 18 подходят воздухопроводы 36 и 16. На втором уголке 33 закреплена панель 35 с выводами “+” и удерживающей катушки 31. На этой же панели установлены диоды, снижающие коммутационные перенапряжения при отключении катушки.

Работу выключателя удобнее рассмотреть по кинематической схеме (рис. 5.4, см. вкладку). Включение аппарата происходит в два приема. как и на ранее применявшихся БВ. После включения кнопки ВУ напряжение подается по проводу 20А на удерживающую катушку 23. Протекающий через нее ток создает магнитный поток Ф (сплошная линия). Однако он ослаблен, так как замыкается через воздушный зазор между полюсами электромагнита 2, поскольку якорь 5 еще не прижат. Якорь 5, контактный рычаг 6 с мостиком подвижных контактов и магнитопровод 2 могут поворачиваться относительно неподвижной оси 4.

После нажатия кнопки “Возврат защиты” запитывается вентиль 7, и сжатый воздух поступает в пневматические приводы 8 и 12. Поршень привода 8 поднимается и вращает тягу 10 относительно оси 11 по часовой стрелке, растягивая отключающие пружины 9. Поскольку стержни 13 вместе с тягой 10 также перемещаются вверх, магнитопровод 2 начинает поворачиваться вокруг оси 4 против часовой стрелки.

Поршень привода 12 под действием сжатого воздуха опускается и толкателем 14 воздействует на контактный рычаг с якорем, поворачивая их по часовой стрелке до прижатия якоря к полюсам электромагнита. При этом между главными контактами остается зазор, так как дальнейший ход контактного рычага ограничивает повернутый навстречу магнитопровод. Магнитный поток удерживающей катушки Ф теперь замыкается через прижатый якорь 5, усиливается и прочно удерживает якорь.

После отпуска кнопки “Возврат защиты” вентиль 7 обесточивается. Сжатый воздух из приводов 8 и 12 выходит в атмосферу, и поршни возвращаются в исходное положение. Якорь 5 остается притянутым к полюсам электромагнита. Отключающие пружины 9 сжимаются и поворачивают магнитопровод 2 по часовой стрелке до замыкания главных контактов. При этом контактный рычаг 6 воздействует на блокировочное устройство 22, и блокировки переключаются, т.е. сигнальная лампа погаснет в момент отпуска кнопки “Возврат защиты” в отличие от ранее применявшихся выключателей.

Отключающие пружины продолжают доворачивать электромагнит до упора 1. Между якорем и контактным рычагом образуется зазор, благодаря чему обеспечивается провал и нажатие главных контактов при притянутом якоре.

Ток силовой цепи тяговых двигателей проходит по токовой (размагничивающей) катушке 21, витки которой охватывают магнитный шунт 20. Он создает в магнитопроводе и якоре магнитный поток Фр (показан штриховой линией), направленный встречно магнитному потоку удерживающей катушки Фу. Выключатель отрегулирован на 650 А (ток уставки аппарата). Это значит, что при таком токе магнитный поток размагничивающей катушки преодолевает поток удерживающей катушки, что возможно, например, при пробое на “землю” силовой цепи тяговых двигателей. Результирующий магнитный поток в якоре уменьшится, и отключающие пружины 9 отрывают якорь от полюсов электромагнита. Якорь ударяет по контактному рычагу 6, и главные контакты 16,17 размыкаются. Отрыв подвижных контактов от неподвижных происходит без предварительного перекатывания контактов.

Возможно и принудительное отключение аппарата при снятии питания с удерживающей катушки 23 (под действием дифференциальной защиты или вручную). Таким образом, быстродействующий выключатель отключает малые токи или вообще отключается без разрыва тока. Электрическая дуга, возникающая при расхождении главных контактов, гасится в дугогасительных камерах.

Технические данные быстродействующего выключателя ВБ-11

Номинальное напряжение главной цепи, В..................................................................... 3000
Номинальный ток главной цепи, А............................................................................ 260
Ток уставки (срабатывания), А.............................................................................. 650±50
Номинальный отключаемый ток при U=3000 В и индуктивности 15 мГн, А, не менее............................... 10000
Предельный отключаемый ток при U=4000 В и индуктивностях 5,10, 15 мГн, А................................... 20000
Номинальное напряжение постоянного тока удерживающей катушки, В............................................ 110
Номинальный ток удерживающей катушки, А.................................................................... 0,24 
Давление сжатого воздуха приводов, ат...................................................................... 5
Число вспомогательных контактов
замыкающих................................................................................................. 3
размыкающих................................................................................................ 3
Собственное время срабатывания аппарата при начальной скорости нарастания тока 300 А/мс, мс, не более...... 4
Масса аппарата, кг......................................................................................... 92,5

(Поскольку принцип действия нового аппарата аналогичен работе быстродействующего выключателя БВП-105А, ранее устанавливаемого на электропоездах, полезно ознакомиться с работой БВ, описанной более подробно в главе 3 книги.)

Быстродействующий выключатель ВБ-6 (выключатель защиты торможения ВЗТ). Данный аппарат, расположенный в подвагонном ящике Я-427 моторного вагона, защищает электрическое оборудование оттоков короткого замыкания в режимах электрического торможения. Выключатель устанавливают взамен быстродействующего контактора КЗ. Его конструкция и кинематическая схема по принципу действия напоминают быстродействующий выключатель ВБ-11.

Все узлы ВБ-6 размещены на раме, состоящей из кронштейна 9 (рис.5.5, см. вкладку) и двух изоляционных боковин 10, укрепленных распорками 31 и уголками 39 на гетинаксовой панели 40.

На оси 5 между боковинами находятся магнитопровод 4, якорь 6 и контактный рычаг 7 с подвижным контактом 22. К торцу магнитопровода 4 прижат магнитопровод 38с удерживающей катушкой 36.

Противоположный конец магнитопровода 4 образует полюсы электромагнита. Внутри магнитопровода расположена отключающая катушка 37, в окне которой размещается сердечник магнитного шунта. К выводам этой катушки подсоединен блок управления БУ-ВЗТ (блок защиты), тогда как у выключателя ВБ-11 размагничивающая катушка обтекается током силовой цепи.

Контактный рычаг 7 соединен гибким проводником с кронштейном 9, на котором имеется вывод для подключения выключателя к главной электрической цепи. К уголкам 39 приварены пластины, на которых установлены изоляторы 34. К изоляторам и кронштейну 9 прикреплена панель 21, на которой находятся неподвижный контакт 25 и магнитопровод 23 с полюсами 24 дугогасителыюй системы.

На магнитопроводе установлены дугогасительные катушки 26. соединенные последовательно. Вывод одной из них подсоединен к неподвижному контакту 25, вывод второй служит для подключения выключателя.

К панели 21 прикреплены две планки 27 с пазами, образующими окна. В окнах имеется изоляционная планка 28, воздействующая на рычаг 33, переключающий блокировки 32, установленные на панели 40. Пружина 35 возвращает рычаг 33 в исходное положение.

На кронштейне 9 имеются два пневмопривода 11 и 18, упор 12. толкатель 13 и стойка 19. на которой закреплена дугогасительная камера 20. Привод 11 связан с тягой 15. привод 18— с толкателем 13. Тяга 15 при помощи стержней 17 шарнирно соединена с магнитопроводом 4. К тяге 15 подсоединены две отключающие пружины 14, которые прижимают якорь 6 и контактный рычаг 7 к упору 12, а магнитопровод 4 — к упору 3. Пружины 8 прижимают якорь к контактному рычагу, обеспечивая нажатие главных контактов на полюсы при притянутом якоре.

На одном из уголков установлен вентиль, соединенный с изолированным воздухопроводом, который связывает оба пневматических привода. На другом уголке закреплена панель 30 с выводами удерживающей катушки 36. Чтобы включить выключатель, подают питание на удерживающую катушку (рис. 5.6, см. вкладку) и катушку вентиля. Сжатый воздух перемещает поршень привода 2 влево, а поршень привода 5 — вправо. Электромагнит 18 поворачивается против часовой стрелки, а якорь и контактный рычаг — по часовой стрелке до соприкосновения якоря с полюсами электромагнита 18. Отключающие пружины 6растягиваются, а между главными контактами 10 и 11 образуется зазор, поскольку их замыканию препятствует повернутый навстречу электромагнит 18.

Напряжение с вентиля 1 снимается, и поршни приводов возвращаются в исходное положение. Однако якорь 22 остается прижатым к полюсам электромагнита. Отключающие пружины поворачивают электромагнит по часовой стрелке до замыкания главных контактов. При этом переключаются блокировочные контакты 15.

Отключающие пружины продолжают поворачивать магнитопровод до упора 19. Между контактным рычагом и якорем образуется зазор, благодаря чему под действием пружины 24 обеспечиваются требуемое нажатие и провал контактов.

Выключатель отключается следующим образом. В случаях срабатывания дифференциальной защиты или поступления аварийного сигнала на блок управления БУ-ВЗТ от датчика тока блок запитывает размагничивающую катушку 9. магнитный поток Фр которой направлен встречно магнитному потоку Фу удерживающей катушки. Магнитный поток Фу значительно ослабляется, якорь перестает удерживаться электромагнитом 18. Под действием отключающих пружин 6 он отрывается от полюсов и ударяет по контактному рычагу 23. вызывая отключение аппарата. Размыкание главных контактов происходит без предварительного притирания и проскальзывания. Выключатель отключается, электрическая дуга между расходящимися главными контактами гасится в дугогасительных камерах. Цепь главных контактов зашунтироваиа резистором 8 Ом.

Технические данные быстродействующего выключателя ВБ-6 (выключателя защиты торможения ВЗТ)

Номинальное напряжение главной цепи, В............................................................................. 3000
Номинальный ток главной цепи, А.................................................................................... 250
Ток срабатывания, А................................................................................................ 6
Род тока отключающей катушки....................................................................................... Импульсный
Амплитудное значение импульса напряжения в отключающей катушке, В.................................................. 300
Номинальный отключаемый ток главной цепи при U=3000 В и индуктивности 30 мГн, А, не менее.......................... 5000
Предельный отключаемый ток главной цепи при U=4000 В и индуктивностях 5, 10, 15 мГн, А, не менее................... 10000
Номинальное напряжение цепи управления, В.......................................................................... 110
Номинальный ток удерживающей катушки, А............................................................................ 0,24
Номинальное давление сжатого воздуха приводов, ат.................................................................. 5
Собственное время срабатывания при начальной скорости нарастания тока в отключающей катушке не менее 10 А/мс, мс... 4
Масса, кг.......................................................................................................... 70

Пневматический контактор ПК-12А предназначен для включения и отключения главных цепей силовой схемы моторного вагона. Все узлы и детали контактора собраны на изоляционном стержне 3 (рис. 5.7). Аппарат состоит из неподвижного и подвижного контактов, дугогасительной камеры 10, пневматического привода 2 и блокировочных контактов 1. Неподвижный контакт представляет собой кронштейн 9 с дугогасительной катушкой и контактом 8. На кронштейне 5 подвижного контакта шарнирно установлен рычаг 6 держателя с контактом 7. Рычаг 6 связан изоляционной тягой 4 со штоком пневматического привода 2.

Привод (рис. 5.8) состоит из цилиндра 5, отключающей пружины 4, штока 6, поршня 2, крышки 7, электромагнитного вентиля 7. Поршень уплотнен резиновыми манжетами 3.

Контактор имеет однощелевую дугогасительную камеру, выполненную из двух прессованных боковин с лабиринтом и перегородкой на выходе.

Блокировочные контакты (см. рис. 5.7) изготовлены в виде отдельного узла. Контакты мостикового типа с контактными деталями из серебра закрыты прозрачным конусом. Они установлены на скобе пневматического привода и замыкаются или размыкаются под действием скобы, закрепленной на штоке привода.

Рис. 5.7. Пневматический контактор ПК-12А:

Рис. 5.7. Пневматический контактор ПК-12А: 1 — блок-контакты; 2 — пневматический привод; 3 — изоляционный стержень; 4 — изоляционная тяга; 5 — кронштейн подвижного контакта; б — рычаг держателя; 7 — контакт; 8 — неподвижный контакт; 9 — кронштейн; 10 — дугогасительная камера

Рис. 5.8. Пневматический привод контактора ПК-12А:

Рис. 5.8. Пневматический привод контактора ПК-12А: 1 — крышка; 2 — поршень; 3 — резиновая манжета; 4 — отключающая пружина; 5 — цилиндр; б — шток; 7 — вентиль

Сжатый воздух, поступая в цилиндр привода, перемещает поршень и подвижную систему контактора и замыкает главные контакты, переключая блокировочные контакты.

Размыкаются контакты под действием отключающей пружины после снятия питания с катушки вентиля. Воздух из цилиндра выходит через вентиль в атмосферу, подвижная система контактора возвращается в исходное положение, размыкая главные контакты. Возникшая между контактами дуга под действием магнитного поля дугогасительной катушки входит в щель камеры, где охлаждается, удлиняется и гаснет.

На входе электромагнитного вентиля имеется втулка с калиброванным отверстием диаметром 1,5 мм, через которое сжатый воздух равномерно поступает в цилиндр привода. Поэтому при включении контакты не воспринимают ударных нагрузок.

Технические данные контактора ПК-12А

Род тока.......................................................... Постоянный
Номинальное напряжение, В......................................... 3000
Номинальный ток, А................................................ 400
Номинальный отключаемый ток. А, не более
U=3000 В, L=15 мГн................................................ 300
U=3500 В, L=50 мГн................................................ 200
Номинальная индуктивная нагрузка зашунтирована диодами............ 300
Предельный отключаемый ток, А
U=3600 В, L=15 мГн................................................ 700
U=4000 В, L=15 мГн................................................ 500
Критический отключаемый ток, А
U=4000 В, L=15 мГн................................................ 20
U=3600 В, L=100 мГн............................................... 10
Вспомогательная цепь
Род тока.......................................................... Постоянный
Номинальное напряжение, В......................................... 110
Номинальный ток, А................................................ 15
Число контактов
замыкающих........................................................ 2
размыкающих....................................................... 2
Номинальное давление сжатого воздуха, ат.......................... 5
Масса, кг......................................................... 26,2

Электромагнитные контакторы МК-18, МК-18-01, МК-19, МК-19-01, МК-30. Эти аппараты конструктивно похожи. Отличаются они назначением, наличием и положением блокировочных контактов. Так, контакторы МК-18 и МК-18-01 применяют для включения и выключения цепей отопления электропоезда. Контактор МК-19 предназначен для включения и отключения вспомогательных цепей, контактор МК-19-01 служит для включения и выключения преобразователя. Контактор МК-30 используют для подключения обмоток возбуждения тяговых двигателей.

Контактор имеет электромагнитный привод с катушкой постоянного тока. Все узлы и детали смонтированы на скобе 1 электромагнита (рис. 5.9). В окне скобы на призме установлен якорь 2, при помощи болта к скобе прикреплена катушка. Система дугогашения состоит из дугогасительной катушки и дугогасительной камеры 5 с полюсами. Вся система собрана на изоляционном основании 3.

Рис. 5.9. Электромагнитные контакторы МК-18, MK-18-01:

Рис. 5.9. Электромагнитные контакторы МК-18, MK-18-01: 1 — скоба; 2 — якорь; 3 — изоляционное основание; 4 — регулировочная пластина; 5 — камера; 6 — неподвижный контакт; 7 — подвижный контакт; 8 — вспомогательные блокировочные контакты; 9 — шайба

В контактную систему входят два подвижных контакта, соединенные гибким шунтом и образующие мостиковый контакт 7, два неподвижных контакта б, которые соединены последовательно через кронштейны с дугогасительными катушками, сами катушки соединены с выводами контактора.

Подвижные контакты 7 установлены в изоляционных корпусах на игольчатых опорах. Блокировки изготовлены из профильной меди, чтобы повысить их электрическую износостойкость. Зазор и провал контактов регулируют пластинами 4 и шайбами 9.

Вспомогательные контакты 8 выполнены в виде отдельного узла и закрыты прозрачным кожухом. Контактирующие поверхности покрыты серебряными напайками.

При подаче напряжения на втягивающую катушку электромагнита якорь поворачивается на призматической опоре, перемещая подвижную систему контактора. Замыкаются главные контакты, и переключаются вспомогательные. Контактор срабатывает под действием отключающей пружины после снятия питания с включающей катушки. Контакторы МК-19 и МК-19-01 в дугогасительных камерах имеют перегородки.

Таблица 2 3. Технические данные электромагнитных контакторов

Параметры МК-18 МК-18-01 МК-19 МК-19-01
Номинальное напряжение, В 3000 3000 3000 3000
Номинальный ток, А 3,2 16 25 25
Число замыкающих контактов с двойным зазором 1 1 1 1
Вспомогательная цепь
Номинальное напряжение, В 110 110
Номинальный ток, А 15 15
Число контактов

замыкающих размыкающих

1

2

2

2

Цепь управления
Номинальное напряжение, В 110
Сопротивление катушки, Ом 214,4
Число витков 10000
Марка провода ПЭТ-200
Диаметр провода, мм 0,45
Масса аппарата, кг 14.46 14,5 14,73 14,86

Электромагнитные контакторы МК1-22Б и МК1-30. Эти аппараты предназначены для включения и отключения аккумуляторной батареи и вспомогательных цепей электропоезда. Контакторы МК1-22Б и МК1-30 внешне похожи, отличаются числом и исполнением главных контактов.

Приводом контактора служит электромагнит с катушкой 5 постоянного тока (рис. 5.10). Узлы и детали аппарата смонтированы на скобе 1, якорь 4 вращается на призмах с пружинами 9. Колодка 6 ограничивает ход якоря, подпружиненная колодка 10 служит для снятия системы главных контактов 8.

Рис. 5.10. Электромагнитные контакторы МК1-22Б, МК1-30А:

Рис. 5.10. Электромагнитные контакторы МК1-22Б, МК1-30А: 1 — скоба: 2 -— регулировочная пластина; 3 — пластина; 4 — якорь; 5 — катушка; 6 — ограничительная колодка; 7 — контакты вспомогательной цепи; 8 — контакты главной цепи; 9 — пружина; 10 — подпружиненная колодка

Для регулирования зазоров и провалов контактов имеются регулировочные пластины 2 и ограничительная колодка 6. Система контактов вспомогательной цепи 7 состоит из контактных колодок, на которых закреплены скобы неподвижных контактов и траверсы с подвижными контактными мостиками.

Система контактов главной цепи (рис. 5.11) состоит из контактной колодки 1, на которой установлены контактные скобы 7 и дугогасительные катушки 8, траверсы 2 с контактными мостиками 6 и дугогасительной камеры 3. Пружина 5 обеспечивает контактное нажатие. В исходное положение контакты возвращаются за счет пружины 4.

Рис. 5.11. Система главных контактов контакторов МК1-22Б. МК1-30А:

Рис. 5.11. Система главных контактов контакторов МК1-22Б. МК1-30А: 1 — контактная колодка; 2 — траверса; 3 — дугогасительная камера; 4. 5 — пружины: 6 — скоба; 7 — контактная скоба; 8 — дугогасительная катушка

Таблица 24. Технические данные контакторов

Параметры МК1-22Б МК1-30
Главная цепь
Номинальное напряжение, В 380
Номинальный ток, А 40
Число контактов
замыкающих 2 3
размыкающих 2
Вспомогательная цепь
Номинальное напряжение. В 110 110
Номинальный ток, А 10 10
Число контактов
замыкающих 2 2
размыкающих 2 2
Цепь управления
Номинальное напряжение, В 110
Масса, кг 4,7 4,2

Электромагнитный контактор КН-143. Он предназначен для переключений во вспомогательных цепях. Контактор состоит из электромагнитной системы, главных и вспомогательных контактов и системы дугогашения.

В электромагнитную систему входит магнитопровод 2 (рис. 5.12), катушка 3 со стальным сердечником и якорь 4. Верхняя часть сердечника закреплена хомутом 1, который в то же время является винтом, увеличивающим собственное время отпускания контактора для придания ударостойкости.

Рис. 5.12. Электромагнитный контактор КН-143:

Рис. 5.12. Электромагнитный контактор КН-143: 1 — хомут; 2 — магнитопровод: 3 — катушка; 4 — якорь со стальным сердечником; 5 — изоляционная панель; 6 — крышка; 7 — вывод: 8 — траверса; 9 — главные контакты; 10, 12, 16 — пружины; 11 — вспомогательные контакты; 13. 15 — скобы; 14 — ось; 17 — пружинящая ламель; 18 — угольник; 19 — деионная решетка; 20 — металлокерамические контактные детали; 21 — стальная пластинка; 22 — дугогасительная катушка

К подвижной системе контактора относятся якорь 4, траверса 8 с подвижными главными контактами 9 и вспомогательными 11, скоба 13, фиксируемая скобой 15 с возвратной пружиной 16. Скоба 15 шарнирно закреплена на неподвижной оси 14.

Траверса 8 имеет окна, в которых установлены подвижные контактные мостики главных контактов 9 с пружинами 10 и вспомогательные контактные мостики 11 с пружинами 12. Мостики и неподвижные держатели имеют металлокерамические контактные детали 20. Вспомогательные контакты выполнены из серебра, неподвижная контактная деталь, изготовленная в виде пружинящей ламели 17, установлена на угольнике 18. Неподвижные главные и вспомогательные держатели закреплены на изоляционных панелях 5 и закрыты крышками 6. Последовательно с держателями главных контактов установлена дугогасительная катушка 22 с сердечником. Один ее конец служит выводом 7 контактора. Свободный конец неподвижного главного контакта является дугогасительным рогом. Стальные пластины 21 прикреплены к сердечнику дугогасительной катушки и служат магнитопроводом для образующегося потока, подводимого в зону главных контактов. Возникающая электрическая дуга под воздействием магнитного потоке! переходит на рог, растягивается и гаснет в узкощелевой деионной решетке 19.

Технические данные контактора КН-143

Главная цепь......................................................... 250
Номинальное напряжение, В............................................ 25
Номинальный ток, А................................................... 2
Число замыкающих контактов........................................... 2
Вспомогательная цепь
Номинальное напряжение. В............................................ 110
Номинальный ток, А................................................... 1,5
Число контактов
замыкающих........................................................... 1
размыкающих.......................................................... 1
Цепь управления
Напряжение, В........................................................ 110
Род тока............................................................. Постоянный
Масса контактора, кг................................................. 1,5

Электромагнитный контактор КМ2311-7М4. Этот аппарат применяют во вспомогательных цепях. Он состоит из основания 1 (рис. 5.13), электромагнитной системы, главных и вспомогательных контактов и системы дугогашения. В свою очередь электромагнитная система состоит из сердечника 10, якоря б и катушки 5.

Рис. 5.13. Электромагнитный контактор КМ2311-7М4:

Рис. 5.13. Электромагнитный контактор КМ2311-7М4: 1 — основание; 2 — выводы; 3 — основание дугогасительной камеры; 4 — клиновидный контакт; 5 — катушка; 6— якорь; 7 — рычаг; 8 — груз; 9 — пружина; 10 — сердечник; 11 — планка; 12 — крышка дугогасительной камеры

Главные подвижные мостиковые контакты установлены в направляющей колодке и связаны с планкой 11. Неподвижные контакты расположены в камере дугогашения. Контактное нажатие создают цилиндрические пружины. Внешние провода при помощи выводов 2 присоединены к главным контактам. Дугогасительная камера состоит из основания 3 и крышки 12.

Неподвижная система контактора шарнирно связана рычагом 7 с якорем 6 и частично уравновешена грузом 8. В качестве вспомогательного контакта использован клиновый контакт 4.

Технические данные контактора КМ2311-7М4

Главная цепь
Номинальное напряжение. В................................. 380
Номинальный ток, А........................................ 25
Число замыкающих контактов................................ 3
Вспомогательная цепь
Номинальное напряжение, В................................. 110
Номинальный ток, А........................................ 10
Напряжение цепи управления, В............................. 110
Масса, кг................................................. 2,1

После возбуждения катушки 5 якорь притягивается к сердечнику и перемещает подвижную систему, замыкая главные и вспомогательные контакты. После обесточивания катушки подвижная система возвращается в исходное состояние под действием пружины 9, размыкая главные и вспомогательные контакты.

Автоматические выключатели АЕ2531 и АЕ2532. Данные аппараты отключают низковольтные цепи при перегрузках и коротких замыканиях. Узлы автоматического выключателя собраны в пластмассовом корпусе, препятствующем несанкционированному доступу к токоведущим частям. Если в цепях появляются токи перегрузки или короткого замыкания, автоматы срабатывают независимо от того, удерживается или нет рукоятка во включенном положении.

Работа аппарата основана на свободном расцеплении, что обеспечивает мгновенное размыкание и замыкание контактов независимо от скорости движения рукоятки.

После отключения цепей рукоятка выключателя встает в среднее положение. Включают автоматы после срабатывания в два этапа: вначале рукоятку перемещают в сторону отключения для взвода (положение «О»), затем—в сторону включения для замыкания контактов (положение «1»).

Технические данные автоматических выключателей АЕ2531, АЕ2532

Номинальное напряжение, В
постоянного тока.............................................. 110
переменного тока.............................................. 380
Номинальный ток, А............................................ 25/63
Исполнение
по номинальному току, А....................................... 6,3; 10; 16; 25; 40; 63
по уставке тока мгновенного срабатывания, А................... 2; 5; 10

Автоматический выключатель ВА21-29В. Он служит для защиты преобразователя от токов короткого замыкания в цепях переменного тока и отключает нагрузку при токах, не превышающих номинальный. Конструктивно представляет собой три одинаковых контактных устройства, размещенных в пластмассовом корпусе. Для включения выключателя имеется рукоятка: вначале ее переводят в положение “Отключено”, а затем — в положение “Включено”. После срабатывания автомата рукоятка занимает среднее промежуточное положение. Чтобы принудительно отключить автомат, необходимо переместить рукоятку в положение “Отключено”.

Технические данные автоматического выключателя ВА21-29В

Номинальное напряжение переменного тока, В...................... 660
Номинальный ток, А.............................................. 31,5
Масса, кг....................................................... 1,3

Предохранители. Высоковольтный предохранитель ВПК-006 состоит из заполненного кварцевым наполнителем патрона, вставленного в контакты, закрепленные на изоляторах. Расположен в подвагонном ящике моторного вагона. Отключение тока короткого замыкания происходит за счет интенсивной деионизации электрической дуги, возникающей при сгорании плавкой вставки между песчинками наполнителя.

Таблица 25. Технические данные предохранителей

Номинальные параметры Предохранители
ВПК-006 ПКЖ 106- 3-20-20У2 Пр2
исполнение 1 исполнение 2
Напряжение, В 3000 3000 220 220
Ток, А 31,5 20 60 200
Ток плавкой вставки, А 35 60
Масса, кг 5,4 4,1 0,18 0,9

Рабочее положение предохранителя — вертикальное, положение указателя срабатывания — вниз.

На электропоезде применяются также аналогичные предохранители ПКЖ 106-3-20-20У2, устанавливаемые без металлического каркаса. В низковольтных цепях используют предохранители Пр2. Они представляют разборные конструкции без наполнителя, в патронах которых установлена плавкая вставка. На втулки патронов предохранителей до 60 А навинчивают латунные колпачки. В предохранителях до 200 А контактами являются медные зажимы, к которым с помощью винтов прикреплены плавкие вставки. Перезарядка предохранителей должна производиться только плавкими вставками, специально предназначенными для предохранителей Пр2.

Пневматическое устройство УПН-5 служит для дистанционного управления пневматическим приводом автоматических дверей. На распределительной коробке 1 (рис. 5.14, см. вкладку) укреплены два электромагнитных вентиля 3. Каналы сообщения впускного и выпускного патрубков с камерами вентилей уплотнены резиновыми втулками 2. Корпус вентиля закрыт снизу пробкой 5.

При подаче питания на катушку вентиля воздух из патрубка поступает к исполнительному устройству, при обесточивании катушки воздух выходит в атмосферу и приводит исполнительное устройство в первоначальное состояние.

Технические данные УПН-5

Режим работы электромагнитных вентилей............................... Кратковременный
Род тока............................................................. Постоянный
Номинальное напряжение, В............................................ 110
Номинальный ток, А................................................... 0,1
Номинальное давление воздуха, ат..................................... 5
Сопротивление катушек вентилей, Ом................................... 810

Пневматическое устройство УПН-6 (срывной клапан) предназначено для контроля за правильным включением и целостностью проводов электропневматических тормозов. При обесточивании устройство УПН-6 приводит в действие электропневматический клапан ЭПК, вызывая его срыв на экстренное торможение. На распределительной коробке 2 закреплен электромагнитный вентиль 1 (рис. 5.15). Каналы сообщения воздухопроводов с камерами вентиля уплотнены резиновыми кольцами 4, размещенными на втулках 3.

Рис. 5.15. Пневматическое устройство УПН-6:

Рис. 5.15. Пневматическое устройство УПН-6: 1 — вентиль; 2 — распределительная коробка; 3— втулка; 4— резиновое кольцо

При подаче питания на вентиль воздух через впускной патрубок поступает в исполнительное устройство, при снятии питания воздух выходит в атмосферу.

Технические данные УПН-6

Режим работы электромагнитного вентиля........................... Продолжительный
Род тока......................................................... Постоянный
Номинальное напряжение, В........................................ 50
Номинальный ток. А............................................... 0,13
Номинальное давление воздуха, ат................................. 5
Сопротивление катушки вентиля, Ом................................ 285

Клапан токоприемника КТ-19 состоит из пневматического привода, клапанной коробки, двух электромагнитных вентилей, шарикового фиксатора и механизма ручного переключения. Цилиндр пневмопривода 19 (рис. 5.16) и корпус 12 клапанной коробки соединены своими фланцами таким образом, что их внутренние полости расположились соосно. Поршень 1 с двумя манжетами 20 помещен в цилиндр, который закрыт крышкой 21. Шток поршня уплотнен резиновым кольцом 2, торец штока взаимодействует со стержнем 4 клапанной коробки.

Рис. 5.16. Клапан токоприемника КТ-19:

Рис. 5.16. Клапан токоприемника КТ-19: 1 — поршень; 2 — резиновое уплотнительное кольцо; 3 — шарнирный рычаг ручного переключения; 4 — стержень; 5 — регулирующая гайка; 6 — пружина; 7 — тарелка; 8 — резиновое кольцо; 9 — резиновое уплотнение; 10 — пружина; 11 — пробка; 12 — корпус клапанной коробки; 13 — регулировочная гайка; 14 — шарик; 15 — толкатель; 16 — регулировочный болт; 17— пружина; 18— вентиль; 19— цилиндр пневмопривода; 20 — манжета; 21 — крышка

На приливе цилиндра 19 закреплены два вентиля 18. Левый через каналы в цилиндре сообщается с подпоршневой, а правый — с надпоршневой камерами пневмопривода. В цилиндре имеется шариковый фиксатор, состоящий из шарика 14, толкателя 15, пружины 17 и регулировочной гайки 13. При перемещении поршня в правое положение шарик перекатывается по канавке штока и фиксирует поршень 1.

На штоке имеется выступ, который охватывает паз шарнирного рычага ручного переключения 3, закрепленного на оси в ушках цилиндра 19. Корпус 12 клапанной коробки имеет прилив, в котором находится дроссельный клапан, состоящий из тарелки 7, пружины 6, регулировочной гайки 5.

Стержень 4 между дроссельным клапаном и фланцем крепления к цилиндру уплотнен резиновым кольцом 8. Соединительный патрубок «Б», подходящий снизу к корпусу 12, сообщается через каналы с вентилями и впускной камерой корпуса 12, размещенной между пробкой 11 и резиновым уплотнением 9. В канале питания камеры клапанной коробки имеется болт 16, регулирующий сечение впускного отверстия. Патрубок «В» сообщается с камерой клапанной коробки, находящейся между резиновым уплотнением 9 и кольцом 8.

Патрубок “Б” сообщается с источником сжатого воздуха, патрубок “В” — с приводом токоприемника. В начале работы патрубки «Б» и «В» между собой не сообщаются, так как пружина 10 прижимает резиновое уплотнение 9 к седлу корпуса 12. После возбуждения левого вентиля 18 воздух поступает в подпоршневую камеру привода и перемещает поршень 1 вправо. Смещается также стержень 4, отводя от седла резиновое уплотнение 9 и открывая сообщение между патрубками «Б» и «В».

После снятия питания с левого вентиля пневмопривод перестает воздействовать на стержень. Однако он под влиянием пружины 10 не будет смещаться влево, так как поршень 1 зафиксирован шариковым фиксатором (шарик 14 находится в канавке штока).

После возбуждения катушки правого вентиля 18 воздух попадет в надпоршневую камеру привода и сорвет поршень 1 с шарикового фиксатора. Усилием пружины 10 стержень 4 вместе с уплотнением 8 переместится влево до посадки на седло корпуса и перекроет сообщение патрубков «Б» и «В». Сжатый воздух поступит из привода токоприемника по патрубку “В” через полость корпуса 12 между уплотнениями 8 и 9 к дроссельному клапану, воздействуя через тарелку 7 на пружину 6.

Вначале давление сжатого воздуха больше усилия пружины. Тарелка перемещается, обеспечивая интенсивный выход воздуха из пневмопривода . Поэтому в начальный момент полоз быстро отрывается от контактного провода. Когда давление воздуха сравняется с усилием пружины, тарелка сместится вниз до посадки на седло.

Теперь сжатый воздух выходит в атмосферу через отверстие в тарелке диаметром 1 мм, что резко снижает темп падения давления. В цилиндре токоприемника создается демпфирующая воздушная подушка, и перемещение верхней рамы токоприемника плавно замедляется.

Меняя сжатие пружины 6 дроссельного клапана, регулируют время опускания токоприемника. Следует помнить, что реверсивной рукояткой, установленной на рычаг 3, можно вручную изменять положение клапана на подъем или опускание токоприемника.

Перейти к рубрикам

Архив публикаций

Все публикации на Интернет-сайте автоматически размещаются в архиве публикаций и распределяются по соответствующим рубрикам. Перейти к содержанию любой из рубрик можно воспользовавшись ссылками, которые размещены в правой колонке на каждой странице Интернет-сайта. На страницах с публикациями ссылки на рубрики и архив публикаций перемещены в подвал, для увеличения полезной площади экрана.
Логотип Эсткор и сайта etrain.ru

© 2016-2020 Общество с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная компания "Эсткор" и Джурсенокс Михаил Доминик - машинист электропоезда моторвагонного депо Крюково (ТЧ-6) — структурное подразделение Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиал ОАО "Российские железные дороги". Все права защищены.

Поделиться в социальных сетях:

Условия использования   |   Политика конфиденциальности