Автоматическая локомотивная сигнализация (АЛСН) работает в сочетании с автостопом, регистрирующим скоростемером, устройствами контроля скорости с периодической проверкой бдительности машиниста. Электропневматический клапан автостопа (ЭПК) осуществляет экстренное торможение поезда в случае превышения контролируемых скоростей при запрещающих показаниях локомотивного светофора. ЭПК срабатывает также при потере машинистом способности управлять электропоездом, когда он не нажимает рукоятку бдительности в ответ на свисток ЭПК или на световой сигнал. Таким образом, основная роль автостопа — предупреждение проездов светофора с запрещающими показаниями и остановка поезда, если допустимая скорость была превышена.

АЛСН дублирует в кабине машиниста показания путевых сигналов, к которым приближается поезд: проходных и входных светофоров, а при следовании по станциям — маршрутных и выходных на главных и боковых путях, что значительно облегчает условия труда машиниста. Система АЛСН передает информацию непрерывно во время следования поезда.

Сигнальные показания локомотивного светофора:

  • зеленый огонь — разрешается движение с установленной скоростью, на путевом светофоре, к которому приближается поезд, горит зеленый огонь;
  • желтый огонь — разрешается движение с уменьшенной скоростью, на путевом светофоре горит желтый огонь, требующий его проследования со скоростью не более 60 км/ч;
  • желтый огонь с красным — разрешается движение с готовностью остановиться, на путевом светофоре горит красный огонь;
  • красный огонь — загорается после проезда светофора с красным огнем;
  • белый огонь — показания путевых светофоров не передаются на локомотивный светофор.

Белый огонь на локомотивном светофоре загорается после желтого или зеленого огня, когда поезд принимается на некодированный путь станции, не оборудованный путевыми устройствами локомотивной сигнализации. После проезда светофора с запрещающим показанием желтый с красным огонь локомотивного светофора меняется на красный, при котором дальнейшее следование возможно со скоростью не свыше 20 км/ч. Белый или красный огонь может загореться на локомотивном светофоре и на кодированном участке при обрыве рельсовой цепи или при ее перемыкании металлическим предметом (например, гусеницей трактора при переезде пути). Поэтому внезапное появление таких огней на локомотивном светофоре служит важнейшей информацией машинисту о возможной аварийной ситуации.

Каждый световой сигнал путевого светофора преобразуется в электрический сигнал в виде импульсов тока определенной последовательности. Электрический сигнал передается по рельсовым цепям и поступает на локомотивный светофор. Зеленому огню соответствует комбинация из трех импульсов, следующих друг за другом с определенным интервалом (рис. 6.1). Желтому огню соответствует кодовая комбинация из двух импульсов, желтому с красным — один импульс. Красному или белому огню соответствует непрерывное протекание тока в рельсовых цепях или его отсутствие.

Рис. 6.1. Схема действия локомотивной сигнализации

Рис. 6.1. Схема действия локомотивной сигнализации

Для создания кодовых комбинаций с разным числом импульсов применяют специальные кодовые трансмиттеры. Сигнальные реле зеленого или желтого огня путевого светофора одновременно подключают реле трансмиттера к тем контактам, с которых снимается кодовая комбинация, соответствующая сигналу путевого светофора. Реле трансмиттера коммутирует токи в первичной обмотке кодового трансформатора (его вторичная обмотка подключена к общим рельсовым цепям). При замыкании реле в рельсовую цепь подается импульс переменного тока, при размыкании контакта образуется интервал.

Ток, протекающий навстречу поезду по рельсовой цепи, создает магнитное поле, в которое попадают приемные катушки тягового подвижного состава. В соответствии с кодовыми комбинациями в них наводится эдс. Принятые сигналы проходят через фильтр, усиливаются усилителем и поступают в дешифратор, который состоит из реле-счетчиков и сигнальных реле. Реле-счетчики отсчитывают импульсы, а сигнальные реле управляют лампами локомотивного светофора, одновременно воздействуя на ЭПК через систему АЛСН.

Оборудование АЛСН размещено в кабине управления и в специальном шкафу. В кабине установлены локомотивный светофор, скоростемер 3СЛ-2М, рукоятка бдительности, ножная педаль, электропневматический клапан автостопа ЭПК. В шкафу находятся усилитель п дешифратор, рейка зажимов для соединения проводов локомотивной сигнализации. Приемные катушки установлены на передней тележке за путеочистителем, вблизи головок рельсов.

Для повышения безопасности движения локомотивная сигнализация дополнена системой контроля скорости и устройствами проверки бдительности машиниста. Устройства контроля скорости не допускают следования поезда при желтом с красным и красном огнях локомотивного светофора со скоростью выше контролируемой.

Проверка бдительности машиниста необходима при приближении поезда к светофору с запрещающим показанием. Машинист подтверждает свое бодрствование нажатием рукоятки бдительности в ответ на свисток ЭПК или световой сигнал. Если в течение 7 с с момента подачи предупреждающего сигнала машинист не среагирует, то ЭПК экстренно разрядит тормозную магистраль. Поэтому во время движения электропоезда следует непрерывно следить за работой системы АЛСН.

Автоматическая локомотивная сигнализация постоянно совершенствуется. Так, на электропоездах серии ЭД кнопка безопасности КнБ перенесена с главной рукоятки контроллера машиниста на пульт управления. Ее контакты запараллелены с контактами ножной педали ПБ, и во время движения поезда кнопку или педаль нужно постоянно удерживать в нажатом положении. По свисткам ЭПК кнопку или педаль кратковременно отпускают для восстановления схемы АЛСН.

В схеме АЛСН имеется блок предварительной световой сигнализации БПСС. Перед срабатыванием свистка ЭПК при периодических проверках бдительности машиниста загорается сигнальная лампа “Бдительность’». При этом реле Р1 и Р2 блока БПСС отключаются, загорание сигнальной лампы требует кратковременного отпускания кнопки или педали. За счет выдержки времени на отключение реле Р1 и Р2 блока БПСС свисток ЭПК в течение 3…6 с после загорания лампы не действует. Если за это время машинист не отпустит кнопку или педаль, то реле блока БПСС отключатся и разорвут цепь питания катушки электромагнита ЭПК.

Чтобы на стоянке зажечь белый огонь вместо красного, одновременно кратковременно нажимают кнопки ВК и КП. В пути следования для этого кратковременно нажимают кнопку ВК и отпускают педаль или кнопку безопасности (в зависимости от того, что удерживалось в нажатом положении). При обслуживании электропоезда одним лицом зажигание белого огня вместо красного возможно с помощью одной кнопки ВК, выключатель В при этом должен быть выключен.

Перейти к рубрикам

Архив публикаций

Все публикации на Интернет-сайте автоматически размещаются в архиве публикаций и распределяются по соответствующим рубрикам. Перейти к содержанию любой из рубрик можно воспользовавшись ссылками, которые размещены в правой колонке на каждой странице Интернет-сайта. На страницах с публикациями ссылки на рубрики и архив публикаций перемещены в подвал, для увеличения полезной площади экрана.
Логотип Эсткор и сайта etrain.ru

© 2016-2020 Общество с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная компания "Эсткор" и Джурсенокс Михаил Доминик - машинист электропоезда моторвагонного депо Крюково (ТЧ-6) — структурное подразделение Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиал ОАО "Российские железные дороги". Все права защищены.

Поделиться в социальных сетях:

Условия использования   |   Политика конфиденциальности