В настоящее время на сети дорог успешно внедряется система автоматического ведения электропоезда. Она предусматривает автоматический разгон поезда до требуемой скорости, поддержание скорости и ее снижение перед сигналами, требующими ограничить скорость, предупреждениями, а также безусловную остановку электропоезда перед запрещающими сигналами. При приближении к остановочным пунктам торможение выполняет машинист.

Система САВПЭ обеспечивает экономию электроэнергии до 8…10% за счет выбора оптимального режима ведения электропоезда, сокращения дополнительных торможений, вызванных сигналами светофоров, ограничивающими скорость. Повышение точности движения поезда по участку позволяет уменьшить интервалы попутного следования поездов, снизить задержки поездов по приему и отправлению, повысить участковую скорость на 2…3 км/ч.

Система САВПЭ повышает безопасность движения, так как облегчает труд машиниста, освобождая его от ряда обязательных операций для разгона поезда, постоянного расчета режима ведения, выполнения торможений в местах ограничения скорости и от остановок при движении на запрещающие сигналы. В соответствии с графиком движения САВПЭ рассчитывает время хода поезда по перегонам и определяет скорость поезда согласно расчетному времени с учетом мест предупреждений и расположения сигналов снижения скорости. Учитывая текущее время и время, остающееся до ближайшего остановочного пункта, система сравнивает фактическую скорость электропоезда с расчетной и выбирает оптимальный по расходу электроэнергии режим ведения поезда.

САВПЭ поддерживает заданное значение скорости в режимах тяги, выбега и торможения. При подъезде к местам ограничения скорости, при желтом, красном с желтым показаниях локомотивного светофора система автоматически отключает тягу, и электропоезд переходит в режим электропневматического торможения с гарантированной остановкой перед запрещающим показанием сигнала.

При срабатывании реле боксования система отключает режим тяги и включает его вновь через некоторое время после прекращения боксования.

При срабатывании реле напряжения PH при снятии напряжения в контактной сети, появлении давления в тормозных цилиндрах не по команде САВПЭ (например, при срыве стоп-крана), при переводе ручки крана машиниста или главной рукоятки контроллера машиниста в одно из тормозных положений система автоматически переходит в режим «Подсказка». В этом состоянии прекращаются воздействия САВПЭ на цепи управления электропоезда. Автоматическое подключение тяги происходит только при отсутствии давления в тормозных цилиндрах, переводе ручки крана машиниста в поездное положение II, рукоятки контроллера — в нулевое положение и нажатии машинистом кнопки “Пуск”.

Во время движения поезда при красном с желтым огне локомотивного светофора система затормозит поезд до остановки, если в течение 10 с после появления красного с желтым огня не сменилось показание локомотивного светофора или машинист не отменил автоматическое торможение нажатием кнопки “Пуск”.

Система подключается к цепям управления электропоезда автоматически после включения тумблера “Выходные цепи”, нажатия и удержания кнопки или педали безопасности и установки реверсивной рукоятки в положение “Вперед”. При включенном электронно-речевом информаторе САВПЭ выдает речевые сообщения служебного характера для локомотивной бригады и справочную информацию для пассажиров. На панели световой индикации машинист постоянно получает информацию о режиме ведения поезда, расчетной скорости, оставшемся времени хода до ближайшей контрольной станции следования, расстоянии до ближайшего остановочного пункта.

Система САВПЭ расположена в кабинах машиниста головного и хвостового вагонов. Она включает в себя следующие узлы:

  • блок центрального процессора и индикации ЦПИ;
  • блок коммутации и сопряжения КС;
  • датчик пути и скорости ДПС;
  • тумблер питания системы, тумблер “Выходные цепи” и кнопку “Пуск”.

Датчик пути и скорости устанавливают на оси колесной пары, кнопки и тумблеры расположены на пульте управления. Остальная аппаратура системы размещается в кабине машиниста.

В верхней части лицевой стороны панели ЦПИ (рис. 6.8) имеются вакуумно-люминесцентный индикатор и переключатель яркости индикатора “день-ночь”. В нижней части панели расположены кнопки “Пуск”, дополнительной информации “Астрономическое время, поезд, перегон”, ввода ограничений, коррекции пути (для корректировки диаметра бандажа), изменения интенсивности тяги, включения или выключения торможения, выбора максимальной заданной позиции разгона и включения речевого информатора, кнопки “0…9” для ввода ограничений скорости от 15 до 120 км/ч, “сброс”. Над кнопками “0…9” расположены индикаторы режима ограничения скорости и сигнализатор сбоя работы блока центрального процессора.

Рис. 6.8. Лицевая сторона панели блока центрального процессора и индикации ЦПИ

Рис. 6.8. Лицевая сторона панели блока центрального процессора и индикации ЦПИ

  • На индикаторе имеются следующие сокращенные надписи: «Время оставш./астр. ” — индикатор времени хода в минутах и секундах, которое остается до ближайшей контрольной станции;
  • «Скорость расч./тек. ” — индикатор расчетной скорости. Если расчетная скорость выше скорости ограничения, то на индикаторе отображается скорость ограничения и впереди высвечивается знак “X”;
  • «Путь оставш./факт. » — индикатор пути, оставшегося до ближайшей остановки, в сотнях метров;
  • «Тяга»— индикация тяговой позиции (М, 1, 2, 3, 4);
  • «Пер. ”— порядковый номер перегона;
  • «Торм. ” — индикатор электропневматических тормозов (П — перекрыша, Т — торможение);
Рис. 6.9. Пример индикации системы САВПЭ в рабочем состоянии

Рис. 6.9. Пример индикации системы САВПЭ в рабочем состоянии

На рис. 6.9 показан пример индикации САВПЭ в рабочем состоянии:

  • 03:25 — до ближайшей контрольной станции осталось ехать 3 мин 25 с;
  • 3 — включена 3-я тяговая позиция;
  • 65 — до сигнального знака “Остановка первого вагона” ближайшего остановочного пункта осталось 6 км 500 м;
  • 90 — расчетная скорость, при которой произойдет отключение тяги, равна 90 км/ч.

Если введены временные ограничения скорости, то па индикаторе «ограничение» высвечиваются координата ближайшего ограничения и скорость движения. Например, символы 051, 05, 50 обозначают: 51 км, 5-й пикет, скорости движения 50 км/ч (рис. 6.10).

Рис. 6.10. Пример индикации ограничения скорости

Рис. 6.10. Пример индикации ограничения скорости

Когда до места ограничения скорости остается менее 750 м, на индикаторе отображается оставшееся до него расстояние в метрах, а за 250 м до начала ограничения речевой информатор предупреждает локомотивную бригаду об ограничении скорости. При этом система поддерживает скорость на заданном уровне ограничения.

Управление электропоездом. Прежде чем проверять работоспособность системы, необходимо убедиться в исправности цепей электропоезда. Затем устанавливают тумблер “Выходные цепи” в положение “Откл”, а тумблер “САВПЭ” — в положение “Вкл”. Через 2 с на индикаторе должна появиться информация: время, скорость, путь. Свечение индикатора скорости ограничения НО и погасший сигнализатор “Сбой” говорят об автоматической установке системы в исходное состояние. Если этого не происходит, следует нажать кнопку “Сброс” и, если после этого система дважды не устанавливается, ее требуется отключить и записать о неисправности в журнал ТУ-152.

При исправно работающей системе в нее вводят исходную информацию (время, номер поезда, а если движение начинается с промежуточной станции — номер перегона). Информация о координатах мест временных ограничений скорости может быть введена перед отправлением или в любое время по желанию машиниста, но не позже, чем за 1 км до начала действия ограничения скорости.

Информацию вводят и проверяют следующим образом:

  1. Нажимают кнопку вводимой информации. На индикаторе должно отобразиться название информации и ее значение. Если название информации появилось около клавиши не на первом месте, клавишу следует нажать несколько раз.
  2. После набора нужного значения цифровой информации для ее ввода в память системы следует повторно нажать клавишу с вводимой информацией.
  3. После ввода информации следует проконтролировать правильность ввода. При обнаружении несоответствия вводимой информации и высвечиваемой на индикаторе — набор повторяют.

Текущее время, номер поезда и диаметр бандажа вводят только во время приведения системы в исходное состояние (до первого нажатия кнопки “Пуск”). Чтобы установить время, нажимают клавишу “Т/астр, поезд, перегон” и добиваются высвечивания на индикаторе надписи “Время”. Затем текущее время набирают на клавиатуре. Повторное нажатие клавиши “Т/астр., поезд, перегон” приводит в действие часы системы.

Для ввода номера поезда требуется дважды нажать клавишу “Т/астр., поезд, перегон”, набрать номер поезда на клавиатуре. При этом номер перегона начала движения система устанавливает автоматически.

Вручную номер перегона вводят, если движение поезда начинается с промежуточной станции или в пути следования произошел сбой системы. Для этого клавишу “Т/астр., поезд, перегон” нужно трижды нажать и набрать на клавиатуре номер перегона. Например, сочетание “02” соответствует второму перегону, “10” — десятому.

Для ввода временных ограничений скорости следует нажать клавишу “Огр” и набрать на клавиатуре координату начала ограничения, пикет и скорость движения по нему. Километры задаются тремя цифрами, пикет и скорость — двумя. Например, цифры “019 04 60” обозначают: “19 км, 4 пк, 60 км/ч”. Ограничение скорости, указанное на бланке предупреждений, вводят поочередным нажатием клавиши “Огр”. Если ограничение введено неправильно, то для его удаления требуется нажать клавишу “Огр”, набрать комбинацию цифр “999 99 99” и повторно нажать клавишу “Огр».

Для трогания поезда необходимо нажать кнопку “Пуск” на лицевой панели или пульте машиниста. По этой команде система определяет время, оставшееся до прибытия на следующую контрольную станцию, и высвечивает эту информацию на индикаторе. Если расчетная скорость окажется больше, чем введенная скорость ограничения, то па индикаторе высветится знак “X” перед скоростью ограничения, которую система будет поддерживать. Если фактическая скорость поезда меньше расчетной, система выдает команду на включение тяги. Машинист может изменить максимальную скорость поезда нажатием одной из клавиш ограничения скорости.

Тяга может быть отключена в следующих ситуациях:

  • после установки тумблера “Выходные цепи” в положение “Выкл”;
  • после перевода ручки крана машиниста или рукоятки котроллера в одно из тормозных положений;
  • при срабатывании сигнализатора отпуска тормозов “СОТ” (срыв стоп-крана, срабатывание ЭПК);
  • после загорания красного с желтым огня на локомотивном светофоре при скорости 50 км/ч и более;
  • при срабатывании реле напряжения.

В перечисленных случаях система перестает воздействовать на цепи управления и переходит в режим “Подсказка”. Машинист управляет электропоездом сам, но перед каждым отправлением ему требуется нажимать кнопку “Пуск”. Команду машиниста “Пуск” за 200 м до остановки поезда система воспринимает как отправление на следующий перегон.

Машинист должен помнить, что САВПЭ не относится к приборам безопасности и не освобождает его от обязанности соблюдать требования должностных инструкций при управлении электропоездом. САВПЭ контролирует скорость движения поезда при желтом и красном с желтым огнях локомотивного светофора, а также в местах действия ограничения скорости, заложенных в память.

Система может служить в качестве тренажера для обучения малоопытных машинистов правильному и рациональному ведению поезда.

В местах ограничения скорости движения система поддерживает постоянство скорости движения в режимах “выбег-тяга-выбег” или “выбег-торможение-выбег”. Тяга отключается, когда фактическая скорость равна заданной скорости ограничения. Соответствие позиций контроллера машиниста значениям фактической скорости и скорости включения и отключения тяги приведено в табл. 27.

Таблица 2 7. Соответствие позиций контроллера и скоростей включения-отключения тяги

Позиция контроллера машиниста Скорость, км/ч
ограничения отключения тяги включения тяги
м 15 12 9
м 25 19 12
1 40 37 33
1 50 47 43
1 60 57 52
2 70 67 62
3 80 77 70
3 90 87 80
3 100 97 91
4 110 107 98

Если постоянного ограничения скорости достигают применением тормозов, то система переходит в режим разгона после нажатия кнопки “Пуск” и проследования конца опасного места хвостовым вагоном. В память системы заложено, что поезд состоит из двенадцати вагонов. Если в нем меньше вагонов, то, нажав кнопку “Пуск”, можно осуществить разгон раньше. При проследовании ограничения скорости без применения тормозов нажимать кнопку “Пуск” не требуется.

САВПЭ, кроме того, реагирует на желтый и красный с желтым огни автоматической локомотивной сигнализации. При желтом огне локомотивного светофора система обеспечит проход путевого светофора с желтым огнем со скоростью не выше 60 км/ч. При красном с желтым огне система позволяет прицельно затормозить электропоезд до остановки в соответствии с инструкцией по эксплуатации тормозов подвижного состава.

При загорании лампы “РБ” система переключает режимы ведения поезда для уменьшения силы тока тяговых двигателей, вплоть до отключения тяги. Через 5…6 с после прекращения боксования повторно начинается набор тяговых позиций с дополнительной задержкой 4…5 с на маневровой или первой позиции контроллера.

При возникновении нештатных ситуаций, влияющих на работоспособность электропоезда, САВПЭ необходимо выключить тумблером, отсоединить разъем, находящийся под пультом в кабине, от цепей управления электропоезда и поставить на место разъема заглушку.

Возможные неисправности системы и способы их устранения приведены в табл. 28.

Таблица 28. Рекомендации по устранению неисправностей САВПЭ

Признак неисправности Способ устранения
При включении тумблера “САВПЭ” индикатор не светится Несколько раз включить и выключить систему.
Проверить включение тумблера “Сеть” на блоке коммутации и сопряжения (КС).
Выключить тумблер “САВПЭ” и проверить целость предохранителя на блоке КС.
Проверить состояние разъемов на блоке КС и ЦПИ, затянуть разъемы в случае необходимости
Загорается световой индикатор “Сбой” Отключить тумблер “Выходные цепи”.
Нажать кнопку “Сброс”, если индикатор “Сбой” погас, проверить информацию о номерах поезда и перегона, астрономическом времени, диаметре бандажа, временных ограничениях и в случае необходимости откорректировать информацию.
Нажать кнопку “Пуск” и, если информация, выдаваемая системой, соответствует требуемой, включить тумблер «Выходные цепи»
Не выполняется команда “Пуск” Проверить, установлены ли главная рукоятка контроллера в нулевое положение, реверсивная — в положение «Вперед”, ручка крана машиниста — в положение II, кнопки (или педали) безопасности — в удерживаемом положении Убедиться, что отсутствует давление в тормозных цилиндрах
Поезд разгоняется только на маневровой позиции или при достижении расчетной скорости команда на отключение тяги не проходит Проверить работу датчиков пути и скорости, нажимая кнопку “Доп. информ.”, сравнить скорость на индикаторе с фактической скоростью по скоростемеру.
Переключить тумблер ДПС1/ДПС2 на блоке КС в другое положение.
При исправном датчике пути и скорости проверить крепление разъемов на блоках и пульте
В процессе работы информация на индикаторе явно не соответствует фактической Проверить соответствие используемой системой информации (номер поезда, перегона, астрономическое время, фактическая скорость и диаметр бандажа) требуемой и, если необходимо, исправить.
При несоответствии скоростей переключить тумблер ДПС1/ДПС2 на блоке КС в другое положение.
Проверить крепление разъемов

Если при обнаружении неисправности системы устранить ее не удается, необходимо выключить тумблеры “Выходные цепи” и “САВПЭ” и перейти на ручное управление. Обо всех замечаниях и неисправностях сделать запись в журнале ТУ-152.

Перейти к рубрикам

Архив публикаций

Все публикации на Интернет-сайте автоматически размещаются в архиве публикаций и распределяются по соответствующим рубрикам. Перейти к содержанию любой из рубрик можно воспользовавшись ссылками, которые размещены в правой колонке на каждой странице Интернет-сайта. На страницах с публикациями ссылки на рубрики и архив публикаций перемещены в подвал, для увеличения полезной площади экрана.
Логотип Эсткор и сайта etrain.ru

© 2016-2020 Общество с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная компания "Эсткор" и Джурсенокс Михаил Доминик - машинист электропоезда моторвагонного депо Крюково (ТЧ-6) — структурное подразделение Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиал ОАО "Российские железные дороги". Все права защищены.

Поделиться в социальных сетях:

Условия использования   |   Политика конфиденциальности