Требования охраны труда
При выполнении любых работ при выходу из технически нестандартных ситуаций работник обязан максимально обезопасить себя: надежно закрепись все движущиеся механизмы, осуществить выпуск воздуха из пневматических систем, использовать исправный инструмент, соблюдать правила нахождения на железнодорожных путях.
Выполнение работ по выходу из технически нестандартной ситуации на железнодорожной станции или на перегоне осуществляется локомотивной бригадой, при этом работы по устранению неисправности выполняет машинист электропоезда, помощник машиниста электропоезда выполняет обязанности сигналиста.
Ответственным за соблюдение требований охраны труда и техники безопасности является машинист электропоезда.
В публикации рассмотрены два варианта исполнения клещевого механизма устанавливаемых на скоростной электропоезд Ласточка:
Выход из положения
Локомотивная бригада обязана:
![]() |
Остановить электропоезд.
Перед выходом на железнодорожные пути:
В темное время суток:
|
![]() |
Закрепить электропоезд тормозными башмаками с двух сторон, с накатом на полоз.
Внести запись о закреплении подвижного состава тормозными башмаками в журнал ф. ТУ-152. |
![]() |
Отключить аппараты защиты, опустить токоприемники.
Изъять ключ активации кабины управления (произойдет срабатывание автоматических тормозов на каждом вагоне электропоезда). Ключи активации электропоезда должны находится у машиниста. |
![]() |
Включить и проверить работу устройств связи. Согласовать порядок совместных действий: машинист обязан проинструктировать помощника. |
При выходе на железнодорожные пути локомотивная бригада обязана:
![]() |
Убедиться визуально, через камеры видео наблюдения об отсутствии приближающегося подвижного состава.
При выходе на железнодорожный путь в тёмное время суток:
В темное время суток запрещается освещать дорогу при помощи фонарей мобильного телефона, освещение вагонов электропоезда. |
![]() |
Осуществлять проход вдоль состава на безопасном расстоянии от железнодорожного пути.
Осуществлять подход к вагонам электропоезда убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава (визуально, на слух). |
Непосредственно у неисправного вагона:
Тормозная система Knorr-Bremse | Тормозная система Транспневматика | |
![]() |
Выставив сигналиста, убедившись лично в отсутствии приближающегося подвижного состава по смежному пути, машинист подходит к вагону и открывает контейнер с тормозным оборудованием. В темное время суток машинист устанавливает и подключает переносной фонарь.
Помощник машиниста наблюдает за приближающимся подвижным составом. В случае визуального или слухового восприятия приближающегося поезда предупредить машиниста о необходимости прекращения работы со стороны смежного пути. Перед началом работы под вагоном, машинист должен выпустить сжатый воздух из тормозной системы вагона: |
|
Перекрыть кран B51.05 | Перекрыть КрРШ5 | |
![]() |
Отключить пневматический привод стояночного пружинного тормоза: | |
Перекрыть краны В53.01 и В53.02 | Перекрыть краны КрРШ8, КрРШ9 | |
![]() |
В темное время суток осветить место производства работ перевесив переносную электрическую лампу.
Произвести аварийный отпуск стояночного пружинного тормоза: |
|
Снять защитную крышку адаптера цилиндра пружинного стояночного тормоза при помощи торекса TX25 | ||
Поддеть кулачок цилиндра стояночного тормоза тормозного блока отверткой и принудительно повернуть до щелчка кулачок цилиндра стояночного тормоза, воздействуя на его вилку. | Воздействовать на кулачок цилиндра стояночного тормоза тормозного блока надев на его вилку ключ на 13 и принудительно повернуть до щелчка кулачок цилиндра стояночного тормоза. | |
Если после щелчка тормозные накладки не разошлись, то их необходимо развести при помощи авторегулятора: | ||
поворотом верхнего болта авторегулятора ключом на 24 по часовой стрелке. | поворотом верхнего болта авторегулятора ключом на 17 по часовой стрелке. | |
Установить на место крышку адаптера цилиндра пружинного стояночного тормоза | ||
![]() |
Перед выходом из-под вагона убедиться через помощника машиниста об отсутствии приближающегося подвижного состава.
Восстановить работу тормоза вагона, закрыть тормозной контейнер и отойти от электропоезда на безопасное расстояние: |
|
Открыть разобщительный кран B51.05 | Октрыть КрРШ5 |
По завершению работы локомотивная бригада обязана:
![]() |
Осуществить возвращение в кабину с соблюдением требований охраны труда.
Внести соответствующие записи в журнал ТУ-152: о неисправности механизма аварийного отключения стояночного тормоза с указанием колёсной пары, предпринятых мерах. |
![]() |
Привести электропоезд в рабочее состояние, произвести опробование тормозов.
Изъять тормозные башмаки. Сделать соответствующую запись в журнале ф. ТУ-152. Согласовать возможность дальнейшего следования с ДСП (ДНЦ). |
![]() |
Переключить буферные фонари. |
![]() |
Опробовать автоматические тормоза в движении. |
Цилиндр пружинного стояночного тормоза Knorr-Bremse
Установлен на электропоездах ЭС1, ЭС2Г до номера 44, включительно.

Цилиндр стояночного пружинного тормоза и клещевой механизм Knorr-Bremse на немоторной тележке
Отключить стояночный пружинный тормоз можно при помощи непосредственного воздействия на коромысло тросика аварийного отключения через технологическую выемку корпуса отверткой.

Технологическая выемка защитной крышки адаптера пружинного стояночного тормоза
Или развести тормозные накладки путём отворачивания верхнего болта ключом на 24:

Развод тормозных накладок клещевого механизма при помощи закручивания верхнего болта авторегулятора.
Стояночный пружинный тормоз Транспневматика
Устанавливается на электропоездах ЭС2Г с номера 45, ЭС2ГП, ЭС1П.

Клещевой механизм колесно-осевого тормоза ТРАНСПНЕВМАТИКА перед установкой на моторную тележку.
При эксплуатации на линии электропоездов ЭС2Г Русский Стандарт (Премиум), трос аварийного отключения стояночного пружинного тормоза подвержен негативному воздействию окружающей среды, что приводит к окислению троса внутри патрубка и его стопорение. Приложение больших усилий при помощи рычагов может привести к обрыву окислившегося троса. Освобождение пружинного энергоаккумулятора на тормозах производства ТРАНСПНЕВМАТИКА, в таком случае, может быть осуществлено непосредственным воздействием на коромысло тросика.

Расположение цилиндра стояночного пружинного тормоза на моторной тележке электропоезда Ласточка

Расположение цилиндра стояночного пружинного тормоза на немоторной тележке электропоезда Ласточка
Для доступа к рычагу отпуска пружинного энергоаккумулятора необходимо снять защитную крышку коромысла, расположенную снизу клещевого механизма на торце адаптера. Крышка закреплена 3 винтами, которые можно открутить при помощи торекса TX25: 2 винта снизу и 1 сбоку.

Защитная крышка коромысла тросика аварийного отпуска пружинного стояночного тормоза
Сняв защитную крышку можно вставить рожковый ключ на 13 в коромысло и поворачивая отщелкнуть (отпустить пружинный энергоаккумулятор) СПТ.

Воздействие на коромысло тросика стояночного тормоза рожковым ключом.
В случае механического разрушения коромысла или повреждения цилиндра стояночного пружинного тормоза, его отпуск можно произвести путём развода тормозных накладок путем откручивания верхнего болта авторегулятора ключем на 17.

Клещевой механизм колесно-осевого тормоза ТРАНСПНЕВМАТИКА перед установкой на моторную тележку.

Стягивающий болт клещевого механизма колёсно-осевого тормоза