Глава 9 Правил технической эксплуатации железных дорог
Российской Федерации утвержденных приказом Минтранса
от ДД.ММ.2021 №ЧЧЧЧ «Техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава»

  1. На инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожных путях необщего пользования не допускается эксплуатация железнодорожного подвижного состава и его составных частей, иных технических средств, не соответствующих требованиям эксплуатационной и ремонтной документации. Ответственными за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, являются владельцы железнодорожного подвижного состава. Структура и порядок функционирования системы контроля технического состояния подвижного состава в пути следования и поддержания его работоспособности устанавливается владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
  2. На каждый локомотив, вагон, единицу моторвагонного, специального подвижного состава должен вестись технический паспорт (формуляр), имеющий информацию о прохождении подвижным составом инспекторского контроля и оформленный в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Порядок и правила оформления уведомления о приемке вновь изготовленного, модернизированного, прошедшего ремонт железнодорожного подвижного состава устанавливается владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожного пути необщего пользования.
  3. Порядок допуска железнодорожного подвижного состава на железнодорожные пути общего и необщего пользования устанавливается владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожного пути необщего пользования. Порядок проследования опытных образцов подвижного состава к месту проведения испытаний и обратно устанавливается владельцем инфраструктуры. Допуск к эксплуатации подвижного состава исторического осуществляется без ограничения по календарному возрасту (назначенному сроку его службы) в случае:
    • соответствия техническим характеристикам оригинала;
    • сохранения способности к передвижению и наличию исправных ходовых частей, автосцепного, тормозного оборудования, приборов безопасности, а также радиосвязи;
    • выполнения технического обслуживания и ремонта, определяемого в соответствии с нормативными и техническими документами владельца подвижного состава или владельца инфраструктуры;
    • осуществления установленным порядком пономерного учета подвижного состава и внесения в перечень подвижного состава исторического, утверждаемого владельцем инфраструктуры.
      Порядок допуска к эксплуатации подвижного состава исторического определяется владельцем инфраструктуры, владельцем пути необщего пользования. Порядок включения подвижного состава исторического в пассажирские поезда устанавливается владельцем инфраструктуры.
  4. Каждая единица железнодорожного подвижного состава должна иметь маркировку в соответствии с Техническим регламентом «О безопасности железнодорожного подвижного состава» ТР ТС 001/2011, которая обеспечивает идентификацию продукции независимо от года ее выпуска. Требования и порядок маркировки устанавливаются в соответствии с конструкторской документацией. На тендерах паровозов должны быть обозначены серия, номер и наименование владельца. На раму вагона, предназначенного для установки железнодорожных кузовов, наносится масса тары грузового вагона с массой железнодорожного кузова. Каждый железнодорожный кузов должен иметь следующие отличительные знаки и надписи:
    • наименование (товарный знак) изготовителя;
    • дату выпуска;
    • идентификационный номер вагона;
    • грузоподъемность вагона;
    • массу тары вагона с учетом массы железнодорожного кузова.
      Эксплуатация грузовых вагонов допускается без табличек завода-изготовителя с указанием даты и места постройки с нанесением трафарета с обозначением кода завода-изготовителя и даты постройки вагона.
  5. Порядок расшифровки скоростемерных лент и/или файлов, размещенных на электронных носителях, устанавливается владельцем инфраструктуры, железнодорожного пути необщего пользования владельцем железнодорожного подвижного состава.
  6. Порядок эксплуатации технических средств автоматической идентификации бортового номера железнодорожного подвижного состава устанавливается владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
  7. В соответствии с пунктом 1, подпунктом 5.2.55 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» порядок курсирования железнодорожного подвижного состава (включая его перемещение в порожнем состоянии), предназначенного для перевозок грузов по железнодорожным путям общего пользования устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
    В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»  правила приписки железнодорожного подвижного состава (включая вагоны), предназначенного для перевозок грузов по железнодорожным путям общего пользования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
  8. Для обслуживания пассажирских поездов, обращающихся со скоростями более 140 км/ч и включающих вагоны локомотивной тяги, назначаются локомотивы, специально выделенные и подготовленные в соответствии с порядком установленном владельцем инфраструктуры.
  9. Каждая колесная пара в эксплуатации должна удовлетворять требованиям, установленным эксплуатационной документацией и иметь на оси четко поставленные знаки о времени и месте формирования и полного освидетельствования колесной пары. Знаки и клейма ставятся в местах, предусмотренных эксплуатационной документацией.
    Порядок формирования (нового изготовления) и плановых видов ремонтов, а также осмотра под железнодорожным подвижным составом колесных пар устанавливается владельцем подвижного состава.
    Порядок обслуживания и ремонта колесных пар вагонов устанавливается Федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
  10. Расстояние между внутренними гранями колес у ненагруженной колесной пары должно составлять 1440 мм с учетом следующих допусков:
    • у локомотивов и вагонов, а также специального самоходного подвижного состава, обращающихся в поездах со скоростью от 121 км/ч до 140 км/ч, отклонения допускаются в сторону увеличения и уменьшения не более 1 мм, при скоростях до 120 км/ч отклонения допускаются в сторону увеличения и уменьшения не более 3 мм;
    • у железнодорожного подвижного состава, не имеющего выхода на железнодорожные пути общего пользования, отклонения допускаются в сторону увеличения и уменьшения не более 3 мм.
  11. Колесные пары локомотивов, предназначенных для вождения скоростных пассажирских поездов в интервале скорости движения от 141 до 160 км/ч включительно дополнительно к требованиям, перечисленным в пункте 183, должны удовлетворять требованиям:
    • равносторонний прокат по кругу катания бандажа (цельнокатаного колеса)  не более 5 мм; толщина гребней не более 33 мм и не менее 28 мм;
    • разница равномерных прокатов по кругу катания бандажа (цельнокатаного колеса) у левого и правого колеса одной колесной пары не более 1,5 мм;
    • толщина бандажей электровозов не менее 50 мм; тепловозов не менее45 мм; толщина обода цельнокатаных колес не менее 40 мм;
    • разница диаметров бандажей (цельнокатаных колес) по кругу катания одной колесной пары после обточки с выкаткой и без выкатки колесной пары из-под локомотива не более 0,5 мм;
    • разница диаметров составных колес (с бандажами) комплекта колесных пар секции локомотива — не более 5 мм, в одной тележке — не более 3 мм;
    • разница диаметров цельнокатаных колес комплекта колесных пар локомотива не более 0,5 мм, в одной тележке не более 0,3 мм;
    • не допускается на поверхности катания бандажа (цельнокатаного колеса) ползун глубиной более 0,5 мм и длиной более 10 мм.
  12. Колесные пары локомотивов, предназначенных для вождения скоростных пассажирских поездов в интервале скорости движения от 161 до 250 км/ч включительно, дополнительно к требованиям перечисленным в пункте 184 должны удовлетворять требованиям:
    • равномерный прокат по кругу катания цельнокатаного колеса  должен быть не более 2 мм;
    • толщина обода цельнокатаных колес не менее 45 мм;
    • ползуны и выщербины на поверхности катания обода цельнокатаного колеса не допускаются;
    • по кругу катания одной колесной пары после обточки с выкаткой и без выкатки колесной пары из-под локомотива не более 0,3 мм»;
    • «разница равномерного проката по кругу катания у левого и правого цельнокатаного колеса одной колесной пары не более 1,5 мм»;
    • «толщина гребня цельнокатаного колеса должна быть не более 33 мм и не менее 28 мм»;
    • «разница диаметров цельнокатаных колес комплекта колесных пар локомотива не более 0,5 мм, в одной тележке не более 0,3 мм».
  13. Расстояние между внутренними гранями колес у ненагруженной колесной пары моторвагонного подвижного состава должно быть не более 1443 мм и не менее 1439 мм.
  14. Не допускается выпускать из ремонта, эксплуатировать, устанавливать в поезда  железнодорожный подвижной состав с трещиной в любой части оси колесной пары, трещиной в ободе, диске, спице, ступице колесного центра, с трещиной или отколом в любой части обода и гребня  бандажа (колеса), остроконечным накатом, трещиной и/или изломом зуба зубчатой передачи, трещиной  на корпусах моторно-осевых подшипников качения, а также при следующих неисправностях колесных пар, нарушающих нормальное взаимодействие пути и подвижного состава:
    • при скоростях движения от 121 км/ч до 140 км/ч:
      • прокат по кругу катания у локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава, пассажирских вагонов более 5 мм;
      • толщина гребня более 33 мм или менее 28 мм у локомотивов при измерении на расстоянии 20 мм от вершины гребня при высоте гребня 30 мм, а у железнодорожного подвижного состава с высотой гребня 28 мм — при измерении на расстоянии 18 мм от вершины гребня;
      • выщербины на круге катания колеса глубиной более 10 мм или длиной более 50 мм у грузовых вагонов и более 25 мм у пассажирских вагонов, трещина в выщербине или расслоение, идущее вглубь металла. Допускается эксплуатация колесной пары с выщербиной глубиной до 1 мм при отсутствии расслоения металла независимо от их длины;
      • выщербина, раковина или вмятина на круге катания колесных пар глубиной более 3 мм и длиной у локомотивов и моторного вагона подвижного состава более 10 мм, а у прицепного вагона более 25 мм;
    • при скоростях движения до 120 км/ч:
      • прокат по кругу катания  локомотивов, а также моторвагонного железнодорожного подвижного состава и пассажирских вагонов в поездах дальнего сообщения — более 7 мм, у моторвагонного железнодорожного и специального самоходного подвижного состава и пассажирских вагонов в поездах местного и пригородного сообщений — более 8 мм, у вагонов рефрижераторного парка и грузовых вагонов, а также у железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях необщего пользования — более 9 мм;
      • неравномерный прокат по кругу катания (при обнаружении) у грузовых вагонов более 2 мм. Неравномерный прокат определяется разностью измерений в сечениях максимального износа и с каждой стороны от этого сечения на расстоянии до 500 мм по окружности;
      • толщина гребня  более 33 мм или менее 24 мм у грузовых вагонов при измерении на расстоянии 18 мм от вершины гребня, толщина гребня более 33 мм или менее 25 мм у локомотивов при измерении на расстоянии 20 мм от вершины гребня при высоте гребня 30 мм, а у иного железнодорожного подвижного состава с высотой гребня 28 мм — при измерении на расстоянии 18 мм от вершины гребня, у железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях необщего пользования (горнорудных предприятий) — менее 22 мм;
      • вертикальный подрез гребня высотой более 18 мм, измеряемый специальным шаблоном;
      • ползун (выбоина) на круге катания колеса у локомотивов, моторвагонного железнодорожного и специального подвижного состава, у тендеров паровозов, а также у грузовых вагонов более 1 мм; грузовых вагонов с кассетными подшипниками более 2 мм, а у тендеров с подшипниками скольжения более 2 мм;
    • при любых скоростях движения:
      • забоины, вмятины, протертость средней части оси глубиной более 2,5 мм (5 мм по диаметру);
      • следы контакта с электродом или электросварочным проводом в любой части оси колесной пары;
      • сдвиг или ослабление ступицы колеса на подступичной части оси;
      • кольцевые выработки на круге катания колеса глубиной у основания гребня более 1 мм или кольцевые выработки — на средних участках поверхности круга катания колеса более 1 мм, кольцевые выработки на фаске с внешней стороны колесной пары — более 2 мм или шириной более 15 мм;
      • местное уширение обода колеса (раздавливание) более 5 мм;
      • поверхностный откол наружной грани обода колеса глубиной (по радиусу колеса) более 10 мм, наличие трещины, распространяющейся в глубь металла, а также если ширина оставшейся части обода в месте откола менее 120 мм;
      • повреждение на круге катания колеса, вызванное смещением металла у колесных пар: пассажирских вагонов высотой более 0,5 мм; грузовых вагонов с буксовыми подшипниками высотой более 1 мм; грузовых вагонов с подшипниками кассетного типа с адаптером высотой 2 мм и более;
      • толщина обода колеса по кругу катания у грузовых вагонов менее 22 мм, у пассажирских вагонов менее 30 мм, в том числе у пассажирских вагонов местного и пригородного сообщения;
      • неисправности буксового узла колесной пары, включая: ослабление болтового крепления смотровой или крепительной крышек буксы; трещины, вмятины, выпуклости и протертости смотровой крышки или крепительной буксы; сдвиг корпуса буксы; разрушение или трещины корпуса буксы; выброс смазки на диск и обод колеса; нагрев корпуса буксы более 60 °C без учета температуры окружающей среды;
      • неисправности колесной пары с подшипниками кассетного типа, включая: сдвиг подшипника на шейке оси колесной пары; обрыв болтов торцевого крепления подшипников на оси; повреждение уплотнения;
      • нагрев корпуса подшипника кассетного типа или адаптера более 80 °C без учета температуры окружающего воздуха.
        При обнаружении в пути следования у вагона, кроме моторного вагона моторвагонного железнодорожного подвижного состава или тендера с роликовыми буксовыми подшипниками, ползуна (выбоины) глубиной более 1 мм, но не более 2 мм разрешается довести такой вагон (тендер) без отцепки от поезда (пассажирский со скоростью не свыше 100 км/ч, грузовой — не свыше 70 км/ч) до ближайшего пункта технического обслуживания, имеющего средства для замены колесных пар.При величине ползуна у вагонов, кроме моторного вагона моторвагонного железнодорожного подвижного состава, от 2 до 6 мм, у локомотива и моторного вагона моторвагонного железнодорожного подвижного состава, а также специального самоходного подвижного состава от 1 до 2 мм допускается следование поезда до ближайшей железнодорожной станции со скоростью 15 км/ч, а при величине ползуна, соответственно, свыше 6 до 12 мм и свыше 2 до 4 мм — со скоростью 10 км/ч, где колесная пара должна быть заменена. При ползуне свыше 12 мм у вагона и тендера, свыше 4 мм у локомотива, моторного вагона моторвагонного железнодорожного подвижного состава и специального самоходного подвижного состава разрешается следование со скоростью 10 км/ч при условии вывешивания или исключения возможности вращения колесной пары. Локомотив, специальный самоходный подвижной состав при этом должен быть отцеплен от поезда, тормозные цилиндры и тяговый электродвигатель (группа электродвигателей), осевой редуктор поврежденной колесной пары отключены.Наличие выделения смазки независимо от ее количества и внешнего вида не является признаком неисправности для колесной пары с подшипниками кассетного типа с адаптером.
  15. Не допускается выпускать в эксплуатацию скоростной и высокоскоростной моторвагонный подвижной состав при следующих износах и повреждениях колесных пар:
    • прокат по кругу катания не более 5 мм;
    • толщина гребня более 35 мм или менее 29 мм;
    • выщербина, раковина или вмятина на поверхности катания колесных пар глубиной более 3 мм и длиной или шириной более 24 мм;
    • ползун (выбоина) на поверхности катания при скорости движения более 140 до 200 км/ч более 0,5 мм, при скорости движения более 200 до 250 км/ч более 0,17 мм.
  16. При обнаружении в пути следования ползуна (выбоины) на колесных парах скоростного и высокоскоростного мотровагонного подвижного состава не более 1,0 мм разрешается поезд довести со скоростью не более 200 км/ч до железнодорожной станции назначения, при выявлении ползуна глубиной от 1 до 2 мм включительно на немоторной колесной паре со снижением скорости до 100 км/ч до железнодорожной станции назначения, от 2 до 4 мм включительно на немоторной колесной паре или от 1 до 2 мм на моторной со снижением скорости до 15 км/ч до ближайшей железнодорожной станции, при глубине ползуна от 2 до 4 мм на моторной со снижением скорости до 10 км/ч до ближайшей железнодорожной станции, при глубине ползуна более 4 мм со скоростью до 10 км/ч до ближайшей железнодорожной станции при условии вывешивания или исключения возможности вращения колеса.
    Для транспортировки моторвагонного железнодорожного подвижного состава до места обточки или замены колесных пар могут использоваться специальные транспортные тележки. Порядок использования специальных транспортных тележек и места их дислокации устанавливаются владельцем инфраструктуры.
  17. Не допускается выпускать в эксплуатацию пассажирские вагоны локомотивной тяги, эксплуатируемые в поездах со скоростями движения более 140 км/ч до 200 км/ч, при следующих износах и повреждениях колесных пар:
    1. ) толщина гребня колеса менее 30 мм и более 33 мм;
    2. ) толщина обода колеса менее 40 мм;
    3. ) равномерный прокат всех колесных пар более 5 мм;
    4. ) неравномерный прокат колесных пар при отправлении с пунктов формирования и оборота для пассажирских вагонов, эксплуатируемых в интервале скорости движения более 140 до 160 км/ч включительно, — более 1,5 мм, редукторных колесных пар — более 1 мм; в интервале скорости движения более 160 до 250 км/ч включительно — более 1 мм.Ползуны (выбоины) на поверхности катания колес при отправлении вагонов из пункта формирования и оборота не допускаются.При обнаружении в пути следования у колесной пары пассажирского вагона, следующего со скоростью свыше 160 км/ч, ползуна (выбоины) глубиной не более 1,0 мм разрешается такой пассажирский вагон без отцепки от поезда довести со скоростью не более 140 км/ч до ближайшего пункта технического обслуживания, имеющего средства для смены колесных пар. При обнаружении ползуна глубиной свыше 1 мм — руководствоваться требованиями пункта 187 Правил.
  18. Для скоростных пассажирских вагонов сочлененного типа с использованием колесных блоков, наклоном кузова и системой установки колес по радиусу кривой устанавливаются:
    • толщина гребней колес в эксплуатации не менее 27 мм и не более 33 мм;
    • разница диаметров колес по кругу катания одной тележки не более 10 мм.При обнаружении в пути следования ползуна глубиной не более 1,0 мм разрешается поезд из пассажирских вагонов сочлененного типа довести без снижения скорости до железнодорожной станции назначения, при выявлении ползуна глубиной от 1 до 2 мм включительно со снижением скорости до 100 км/ч до железнодорожной станции назначения, от 2 до 6 мм включительно со снижением скорости до 15 км/ч до ближайшей железнодорожной станции, при глубине ползуна 6 мм и более со скоростью до 10 км/ч до ближайшей железнодорожной станции.Не допускается выпускать в эксплуатацию скоростные пассажирские вагоны сочлененного типа с использованием колесных блоков, наклоном кузова и системой установки колес по радиусу кривой с трещиной в любой части оси колесного блока или трещиной в ободе, диске и ступице колеса, при наличии остроконечного наката на гребне колеса, а также при вертикальном подрезе гребня высотой более 18 мм, измеряемый специальным шаблоном.
  19. Для железнодорожного подвижного состава, оборудованного сцепными, совместимыми между собой устройствами, высота оси автосцепки над уровнем верха головок рельсов должна быть:
    • у локомотивов, пассажирских и грузовых порожних вагонов — не более 1080 мм;
    • у локомотивов и пассажирских вагонов с людьми — не менее 980 мм;
    • у грузовых вагонов (груженых) — не менее 950 мм;
    • у специального подвижного состава: в порожнем состоянии — не более 1080 мм; в груженом — не менее 980 мм.
      Высота автосцепки UNILINK на головных вагонах, курсирующих в поездах в международном сообщении не должна быть менее 1015 мм и не должна превышать 1115 мм при наличии ограничителя вертикальных перемещений. Для железнодорожного подвижного состава, выпускаемого из ремонта, высота оси автосцепки над уровнем верха головок рельсов должна соответствовать ремонтной документации и обеспечиваться в эксплуатации при наибольших износах и нагрузках. Разница по высоте между продольными осями автосцепок допускается не более:
    • в грузовом поезде — 100 мм;
    • между локомотивом и первым груженым вагоном грузового поезда — 110 мм;
    • в пассажирском поезде, следующем со скоростью до 120 км/ч, — 70 мм;
    • в пассажирском поезде, следующем со скоростью 121 — 140 км/ч, — 50 мм;
    • между локомотивом и первым вагоном пассажирского поезда — 100 мм;
    • между локомотивом и подвижными единицами специального подвижного состава — 100 мм.Автосцепка пассажирских вагонов должна иметь ограничители вертикальных перемещений. Автосцепка специального подвижного состава, работающего по технологии совместно в сцепе, должна иметь ограничитель вертикальных перемещений.
  20. Для транспортировки с помощью локомотива моторвагонного железнодорожного подвижного состава и пассажирских вагонов локомотивной тяги, оборудованных сцепными устройствами жесткого типа, к месту обточки или замены колесных пар для обеспечения их сцепления должны быть предусмотрены переходные устройства (адаптеры). Высота оси переходного устройства (адаптера) над уровнем верха головок рельсов должна быть не более 1080 мм и не менее 980 мм.
  21. К эксплуатации в интервале скорости движения более 140 до 160 км/ч включительно допускаются вагоны локомотивной тяги, оборудованные сцепными (автосцепными) устройствами, отвечающими следующим требованиям:
    1. ) устройство должно быть ударно-тяговым и включать автосцепку полужесткого типа или сцепку жесткого типа;
    2. ) центрирующее устройство должно быть жесткого типа (только в комплекте с автосцепкой полужесткого типа) или с эластичной опорой хвостовика сцепки (в комплекте с автосцепкой полужесткого типа или со сцепкой жесткого типа).Пассажирские вагоны должны быть оборудованы межвагонными пассажирскими переходами, содержащими П-образное резиновое ограждение баллонного типа или герметизированное ограждение замкнутого контура (при использовании сцепки жесткого типа), а также переходной мостик, исключающий при движении появление ступенек высотой более 20 мм, за исключением пассажирских вагонов, оборудованных автосцепкой полужесткого типа.
  22. Для пассажирских вагонов локомотивной тяги, эксплуатируемых в интервале скорости движения от 160 до 200 км/ч включительно, допускается применение автосцепки полужесткого типа с нижним ограничителем вертикальных перемещений согласно конструкторской документации. Центрирующее устройство, поглощающий аппарат, расцепной привод автосцепного устройства жесткого типа должны обеспечивать возможность замены на автосцепку полужесткого типа. Наличие буферов при использовании сцепных устройств жесткого типа не является обязательным.
  23. Установка сцепки (автосцепки) и межвагонного пассажирского перехода, полный ход буферов и поглощающего аппарата должны обеспечивать в эксплуатации:
    1. ) автоматическое сцепление пассажирских вагонов в кривой радиусом 250 м и ее сопряжении с прямой, при невыполнении указанного условия должна быть предусмотрена возможность предварительного отклонения сцепки (автосцепки) внутрь кривой при сцеплении;
    2. ) проход сцепленных пассажирских вагонов по S-образной кривой радиусом 170 м, круговой кривой радиусом 120 м и ее сопряжению с прямой.Головная и хвостовая сцепки составов поездов для эксплуатации в интервале скорости движения более 140 до 250 км/ч включительно должны быть полужесткого типа.
  24. На скоростных, высокоскоростных пассажирских вагонах на правых верхних болтах крепительной крышки буксы правой шейки оси колесных пар должна быть бирка, на которой для скорости движения до 160 км/ч включительно и до 250 км/ч включительно должно быть выбито соответственно: «160 км/ч» и «250 км/ч». Бирка должна сохраняться на весь период эксплуатации пассажирских вагонов с указанными скоростями.
  25. Не допускается выпускать в эксплуатацию и к следованию в поездах железнодорожный подвижной состав, имеющий неисправности, угрожающие безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также ставить в поезда грузовые вагоны, имевшие сход с рельсов, до их осмотра и признания годными для движения и грузовые вагоны, состояние которых не обеспечивает сохранность перевозимых грузов, за исключением случаев передислокации неисправных грузовых вагонов, отцепленных в пути следования в текущий ремонт, к ближайшему пункту текущего отцепочного ремонта или вагоноремонтному предприятию, с соблюдением мер, гарантирующих безопасность движения. Порядок передислокации таких вагонов определяется владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования. Не допускается выдача под поезда локомотивов, назначенный срок службы которых истек. Не допускается включать в поезда, следующие по инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования во всех видах сообщения груженые грузовые вагоны, в отношении которых после 1 января 2016 г. выполнены работы по продлению сроков их службы или модернизации с продлением сроков их службы, за исключением:
    1. ) специального железнодорожного подвижного состава, включаемого в хозяйственные поезда и предназначенного для производства работ по содержанию, обслуживанию, ремонту сооружений и устройств железных дорог;
    2. ) вагонов-цистерн для перевозки: патоки; желтого фосфора; виноматериалов; гептила; амила; уксусной кислоты; ядохимикатов; алкилбензолсульфокислоты; меланжа; молока; поливинилхлорида; капролактама; суперфосфорной кислоты; сульфанола;
    3. ) рефрижераторных вагонов;
    4. ) вагонов-термосов;
    5. ) вагонов-дизель-электростанций;
    6. ) вагонов-транспортеров;
    7. ) вагонов-платформ для перевозки гусеничной и колесной техники.Не допускается включать в пассажирские поезда пассажирские вагоны, имеющие неисправности электропневматического тормоза, системы отопления, электрооборудования, вентиляции, климатических систем, нарушающие безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, а также пассажирские вагоны с радиокупе (штабные) с неисправной радиосвязью начальника (механика-бригадира) пассажирского поезда с машинистом локомотива. Пассажирские вагоны на тележках ЦМВ, специальные вагоны на тележках типа КВЗ-И2 могут следовать со скоростью не более 120 км/ч. Специальные вагоны на тележках типа КВЗ-И2, ЦМВ запрещается включать в состав пассажирских поездов.
  26. Требования к техническому состоянию железнодорожного подвижного состава при его техническом обслуживании и ремонте устанавливаются ремонтной и эксплуатационной документацией. Порядок его технического обслуживания и ремонта устанавливается, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.Владелец подвижного состава обеспечивает содержание подвижного состава в исправном состоянии, организацию его своевременного ремонта и технического обслуживания.
  27. Локомотивы и моторвагонный железнодорожный подвижной состав, а также специальный самоходный подвижной состав должны быть оборудованы средствами поездной радиосвязи, совместимыми с поездной радиосвязью инфраструктуры по маршрутам обращения поездов (в случае эксплуатации на инфраструктуре), скоростемерами с регистрацией установленных показаний, локомотивными устройствами автоматической локомотивной сигнализации, а также оборудоваться устройствами безопасности.
    Локомотивные устройства автоматической локомотивной сигнализации должны обеспечивать прием от путевых устройств и передачу на локомотивный светофор информации о показаниях путевых светофоров, а при движении только по показаниям локомотивных светофоров, обеспечивать передачу информации о занятости или свободности впереди лежащих блок-участков. Локомотивные светофоры, устанавливаемые в кабине управления локомотива, моторвагонного поезда, специального самоходного подвижного состава, должны давать сигнальные показания непосредственно машинисту и его помощнику или водителю дрезины и его помощнику в соответствии с показаниями путевых светофоров, к которым приближается поезд.
    Локомотивные устройства автоматической локомотивной сигнализации на локомотивах, моторвагонном железнодорожном подвижном составе и специальном самоходном подвижном составе должны дополняться устройствами безопасности, обеспечивающими контроль установленных скоростей движения, самопроизвольного ухода поезда и периодической проверки бдительности (бодрствования) машиниста. В случаях потери машинистом способности управления локомотивом, моторвагонным поездом, специальным самоходным подвижным составом, а дрезины — водителем дрезины, указанные устройства должны обеспечивать автоматическую остановку поезда перед путевым светофором с запрещающим показанием или у границы блок-участка, занятого железнодорожным подвижным составом при движении по показаниям локомотивных светофоров.
    Локомотивы, моторвагонный железнодорожный подвижной состав, а также специальный самоходный подвижной состав владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев такого железнодорожного подвижного состава, не выходящие на железнодорожную станцию примыкания и не находящиеся в обращении на железнодорожных путях общего пользования, оборудуются указанными устройствами в соответствии с планом, утверждаемым их владельцем.
  28. Не допускается выпускать на пути общего пользования локомотивы, моторвагонный подвижной состав и специальный самоходный подвижной состав в эксплуатацию, если имеется хотя бы одна из следующих неисправностей:
    • неисправность прибора для подачи звукового сигнала;
    • неисправность пневматического, электропневматического, электрического, ручного или автоматического стояночного тормозов или компрессора;
    • неисправность или отключение хотя бы одного тягового электродвигателя;
    • неисправность привода передвижения;
    • неисправность вентилятора холодильника дизеля;
    • неисправность вентилятора выпрямительной установки;
    • неисправность тягового преобразователя электрической энергии, выпрямительной установки;
    • неисправность автоматической локомотивной сигнализации или устройств безопасности;
    • неисправность скоростемера или регистрирующего устройства;
    • неисправность устройств поездной радиосвязи;
    • неисправность устройств станционной радиосвязи (на локомотивах, предназначенных для производства маневровых работ);
    • неисправность радиоэлектронных средств передачи данных на локомотивах, моторвагонном подвижном составе и специальном самоходном подвижном составе, оборудованном системами управления движением и контроля, использующими радиоканал в качестве среды передачи данных;
    • неисправность связи «пассажир — машинист» на моторвагонном подвижном составе;
    • неисправность автосцепных устройств или беззазорного сцепного устройства, в том числе обрыв цепочки расцепного рычага или его деформация;
    • неисправность системы подачи песка на локомотиве, специальном самоходном подвижном составе;
    • неисправность прожектора, буферного фонаря, освещения, контрольного или измерительного прибора;
    • трещина в хомуте, рессорной подвеске или коренном листе рессоры, излом рессорного листа;
    • трещина в корпусе буксы;
    • неисправность буксового или моторно-осевого подшипника;
    • отсутствие или неисправность предусмотренного конструкцией предохранительного устройства от падения деталей на железнодорожный путь;
    • трещина или излом хотя бы одного зуба тяговой зубчатой передачи;
    • неисправность кожуха зубчатой передачи, вызывающая вытекание смазки;
    • неисправность защитной блокировки высоковольтной камеры;
    • неисправность токоприемника;
    • неисправность средств учета электроэнергии;
    • неисправность средств пожаротушения и пожарной сигнализации;
    • неисправность устройств защиты от токов короткого замыкания, перегрузки и перенапряжения, аварийной остановки дизеля;
    • появление стука, постороннего шума в дизеле;
    • неисправность питательного прибора, предохранительного клапана, водоуказательного прибора, течь контрольной пробки огневой коробки котла паровоза;
    • отсутствие защитных кожухов электрооборудования;
    • неисправность гидродемпферов;
    • неисправность аккумуляторной батареи;
    • неисправность запорных устройств или контроля закрывания входных дверей моторвагонного подвижного состава;
    • неисправность стопорных и предохранительных устройств приведения рабочих органов специального самоходного подвижного состава в транспортное положение, предусмотренное их конструкцией;
    • неисправность кодового бортового датчика системы автоматической идентификации;
    • неисправность системы регистрации и анализа параметров работы подвижного состава при наличии;
    • неисправность системы определения географической координаты местоположения при наличии;
    • неисправность системы учета расхода дизельного топлива при наличии;
    • неисправность систем информирования машиниста о расписании и энергооптимальной скорости движения поезда при наличии;
    • неисправность системы газоподготовки (для газомоторных локомотивов);
    • неисправность системы контроля загазованности (для газомоторных локомотивов).
  29. Запрещается выпускать в эксплуатацию поездные локомотивы, моторвагонный и специальный самоходный подвижной состав, управляемые машинистом без помощника машиниста, при неисправности или отсутствии следующих устройств безопасности:
    • систем контроля скорости движения  поезда, автоматического торможения при превышении допустимой скорости, контроля бодрствования машиниста;
    • зеркал и (или) видеокамер заднего вида;блокировки тормоза (для локомотивов).
      Запрещается выпускать в эксплуатацию маневровые локомотивы, управляемые машинистом без помощника машиниста, при неисправности или отсутствии следующих устройств безопасности:
    • устройств дистанционной отцепки их от вагонов;
    • второго пульта управления;
    • зеркалами заднего вида;
    • устройств, обеспечивающих автоматическую остановку в случае внезапной потери машинистом способности к ведению локомотива;
    • средств станционной радиосвязи, совместимыми со станционной радиосвязью, используемой на железнодорожных станциях обращения;
    • устройств автоматической локомотивной сигнализации на маневровых локомотивах владельцев железнодорожных путей необщего пользования, выходящих на железнодорожную станцию примыкания железнодорожных путей общего пользования.
  30. Локомотивные, а также установленные на моторвагонном и специальном самоходном подвижном составе устройства безопасности, в том числе маневровая автоматическая локомотивная сигнализация, устройства поездной и станционной радиосвязи, средства беспроводной передачи данных, системы автоведения, системы регистрации параметров работы и учета расходов дизельного топлива и электроэнергии, системы автоматизированного вождения грузовых соединенных поездов и поездов повышенной массы и длины, автоматического и/или дистанционного управления должны обслуживаться согласно технической документации на контрольном пункте с проверкой действия и регулировкой (при необходимости) этих устройств.
    Контрольные пункты должны быть в основных локомотивных и моторвагонных депо, в депо для специального самоходного подвижного состава, в пунктах технического обслуживания и оборота локомотивов, моторвагонного и специального самоходного подвижного состава.
    Периодичность и порядок технического обслуживания устройств безопасности и поездной радиосвязи устанавливается ремонтной и эксплуатационной документацией.
  31. Локомотивы должны быть снабжены двумя носимыми радиостанциями, необходимыми сигнальными приборами, инструментами и другим инвентарем по решению владельца инфраструктуры, владельца железнодорожных путей необщего пользования. В случае оборудования локомотива двухдиапазонной или трехдиапазонной радиостанцией допускается иметь на локомотиве одну носимую радиостанцию. Локомотивы и моторвагонные поезда, кроме того, должны быть снабжены четырьмя тормозными башмаками на случай необходимости закрепления состава на перегоне. Специальный самоходный подвижной состав должен быть снабжен приборами, устройствами и инвентарем в соответствии с порядком, устанавливаемым владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
  32. Состав локомотивных бригад и порядок обслуживания ими локомотивов и моторвагонных поездов, в том числе при обслуживании машинистом без помощника машиниста, а также порядок обслуживания автоматически и/или дистанционно управляемого железнодорожного подвижного состава, устанавливается владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования в зависимости от типа железнодорожного подвижного состава, применяемых систем управления и автоматизации, а также от местных условий эксплуатации.
    Пассажирские вагоны в составе пассажирских поездов обслуживаются проводниками пассажирских вагонов и другими работниками в порядке, установленном, соответственно, владельцем инфраструктуры, перевозчиком, владельцем железнодорожных путей необщего пользования, владельцем подвижного состава.
    Состав бригады и порядок обслуживания специального самоходного подвижного состава устанавливается владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования, в зависимости от типа и назначения подвижного состава, а также от местных условий эксплуатации при условии выделения работников для управления данным специальным самоходным подвижным составом в транспортном режиме.
    При электрической и тепловозной тяге одной локомотивной бригадой могут обслуживаться несколько локомотивов или постоянно соединенных секций, управляемых из одной кабины.
    На отдельных участках железнодорожных путей общего пользования в соответствии с перечнем, определяемым владельцем инфраструктуры, с уведомлением федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, осуществляющего функции по контролю и надзору, допускается обслуживание машинистом без помощника машиниста моторвагоного и специального самоходного подвижного состава по мере оборудования их устройствами безопасности.
    Владелец инфраструктуры, владелец железнодорожных путей необщего пользования устанавливает порядок обслуживания поездов машинистом без помощника, обеспечивающий безопасность движения поездов.
    Проезд в нерабочей кабине локомотива, моторвагонного подвижного состава наряда ведомственной охраны при исполнении ими своих служебных обязанностей, а также иных лиц, допускается в порядке, установленном соответственно владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
  33. Железнодорожный подвижной состав по решению владельца инфраструктуры, железнодорожных путей необщего пользования оборудуются бортовыми устройствами автоматического и/или дистанционного управления подвижным составом. Локомотивы, оборудованные системами автоматического управления подвижным составом должны иметь конструктивную возможность управления вручную.
    Не допускается оставлять на станционных железнодорожных путях и железнодорожных путях необщего пользования в рабочем состоянии локомотивы, моторвагонный и специальный самоходный подвижной состав без наблюдения работника, знающего правила их обслуживания и умеющего их остановить.
    Порядок нахождения автоматически и/или дистанционно управляемого железнодорожного подвижного состава, а также имеющего систему автоматического поддержания работоспособности подвижного состава  на станционных железнодорожных путях и железнодорожных путях необщего пользования в рабочем состоянии устанавливается владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования исходя из местных условий эксплуатации.
  34. Требования и порядок проведения периодической и внеочередной аттестации пунктов технического обслуживания грузовых и пассажирских вагонов на право технических обслуживаний и ремонтов устанавливается владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
  35. На железнодорожных станциях формирования, расформирования и оборота, в пути следования на железнодорожных станциях, имеющих пункты технического обслуживания железнодорожного подвижного состава, каждый вагон поезда должен пройти техническое обслуживание, а при выявлении неисправности – отремонтирован. При этом владельцем инфраструктуры и владельцем подвижного состава (пассажирских вагонов) могут быть определены иные условия проведения технического обслуживания в соответствии с эксплуатационной и ремонтной документацией.
    Порядок предъявления вагонов и поездов к техническому обслуживанию и уведомления о готовности, а также порядок технического обслуживания и ремонта вагонов перед постановкой в поезд на станциях, где пункты технического обслуживания вагонов не предусмотрены, устанавливается, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
  36. Работники пунктов технического обслуживания грузовых и пассажирских вагонов должны производить техническое обслуживание и ремонт вагонов, обеспечивающий проследование вагонов в исправном состоянии в составе поезда в пределах гарантийного участка.
    Гарантийные участки для поездов грузовых на инфраструктуре устанавливаются владельцем инфраструктуры, исходя из протяженности участков обращения локомотивов, необходимости проведения полного опробования автотормозов, качественного технического обслуживания и коммерческого осмотра вагонов.
    Гарантийным участком для пассажирских поездов является маршрут следования от пункта формирования поезда до пункта назначения, если не определено другое, в соответствии с эксплуатационной и ремонтной документацией на вагоны. Размещение пунктов технического обслуживания в пути следования поездов пассажирских определяются владельцем инфраструктуры по согласованию с владельцем железнодорожного подвижного состава.

Перейти к рубрикам

Архив публикаций

Все публикации на Интернет-сайте автоматически размещаются в архиве публикаций и распределяются по соответствующим рубрикам. Перейти к содержанию любой из рубрик можно воспользовавшись ссылками, которые размещены в правой колонке на каждой странице Интернет-сайта. На страницах с публикациями ссылки на рубрики и архив публикаций перемещены в подвал, для увеличения полезной площади экрана.
Логотип Эсткор и сайта etrain.ru

© 2016-2020 Общество с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная компания "Эсткор" и Джурсенокс Михаил Доминик - машинист электропоезда моторвагонного депо Крюково (ТЧ-6) — структурное подразделение Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава - филиал ОАО "Российские железные дороги". Все права защищены.

Поделиться в социальных сетях:

Условия использования   |   Политика конфиденциальности