Общие сведения

Электрическим аппаратом называют устройство, служащее для включения, выключения или регулирования тока в электрических цепях электропоезда. В зависимости от назначения аппараты подразделяют на аппараты силовых цепей, включаемые в цепи тяговых двигателей, аппараты вспомогательных цепей, включаемые в цепи вспомогательных машин, аппараты цепей управления и измерительные приборы. В зависимости от типа привода различают аппараты с ручным, электропневматическим, электромагнитным или моторным приводом.

Токоприемник

Токоприемник служит для передачи электрической энергии от контактного провода к электрическому оборудованию электропоезда. Токоприемник имеет полоз, обеспечивающий скользящий контакт с контактным проводом, и систему подвижных рам.

Быстродействующий выключатель

Конструкция БВ обеспечивает настолько быстрое отключение, что при к.з. ток не успевает достигнуть наибольшего значения. Это значительно повышает защитные свойства выключателей. Следует иметь в виду, что время нарастания тока к.з. составляет сотые доли секунды, поэтому собственное время выключателя (время от момента достижения током уставки до начала расхождения контактов) должно быть не более 0,002—0,005 с. Это требование определяет конструкцию БВ. Он не должен иметь механических фиксаторов включенного положения, выключение должно осуществляться сильными пружинами, способными создать достаточную скорость движения контактов, подвижные части должны быть легкими, чтобы меньше сказывалась их инерция. Дугогасящее устройство выключателя должно быть способным разрывать возникающую между контактами дугу.

Быстродействующий контактор

Отопительная система вагонов состоит из электрических печей ПЭТ-1У3, предназначенных для нагрева воздуха внутренних помещений электропоезда, и электрокалориферов — для подогрева наружного воздуха, поступающего в пассажирское помещение. Электрические печи ПЭТ-1 У3 расположены в заземленных кожухах на полу пассажирского помещения под диванами. Каждая печь имеет четыре трубчатых нагревательных элемента 6, через которые пропущены проволочные спирали. Для предотвращения вибрации и смещения спиралей трубки заполнены кварцевым песком. Они укреплены на изоляторах 5 и соединены последовательно. Выводные зажимы 4 присоединены к шпилькам, пропущенным через изолятор.

Силовые контакторы

Контакторами называют аппараты, предназначенные для замыкания и размыкания электрических цепей. В зависимости от типа привода их подразделяют на электропневматические, электромагнитные и кулачковые. Кроме главных контактов, контакторы могут иметь блок-контакты, предназначенные для переключений в цепях управления и сигнализации. Контакты, разомкнутые при недействующем приводе, называют замыкающими, а замкнутые — размыкающими.

Реостатные контроллеры

Реостатные контроллеры относят к групповым аппаратам. Они состоят из нескольких механически связанных кулачковых контакторов, замыкающихся и размыкающихся в заданной последовательности. Реостатные контроллеры на электропоездах ЭР2 и ЭР2Р имеют пневматический привод.

Реверсивные и тормозные переключатели

Реверсивные и тормозные переключатели относят к групповым контакторам с двухпозиционным приводом, которые производят переключения при отсутствии тока в силовых цепях. Эти аппараты имеют пневматический привод и выполнены без дугогашения. На электропоезде ЭР2 применяют реверсивный переключатель ПР-320А, а на электропоезде ЭР2Р— реверсивно-тормозной переключатель 1П.004. Реверсивный переключатель предназначен для изменения направления тока в обмотках возбуждения тяговых двигателей с целью изменения направления движения поезда, тормозной переключатель — для переключения силовой цепи из тягового режима работы в тормозной.

Главный разъединитель и индуктивно-емкостный фильтр

Главный разъединитель ГР-1Б, установленный на электропоезде ЭР2, предназначен для заземления силовой цепи при осмотре или ремонте тяговых двигателей и высоковольтных аппаратов. Он установлен в подвагонной камере и представляет собой однополюсный переключатель ножевого типа с клиновидными контактами. Переключения выполняют вручную при обесточенной цепи.

Разрядники

Для защиты электрооборудования электропоезда от перенапряжений, возникающих в контактной сети при электрических разрядах, а также от коммутационных перенапряжений, появляющихся, например, при отключении тока короткого замыкания, применяют вентильные разрядники с нелинейным вилитовым сопротивлением. Работа таких разрядников основана на свойстве вилита (смесь карборунда, графита и глины) увеличивать с повышением напряжения число проводящих каналов, в связи с чем общее сопротивление его уменьшается и волна перенапряжений быстро отводится в «землю». Кроме ограничения уровня перенапряжений, разрядник должен обеспечить прекращение тока в его цепи после прохождения волны перенапряжения. Это условие обеспечивается нелинейностью характеристики вилитовых дисков.

Резисторы и индуктивные шунты

Резисторы служат для ограничения тока в цепях тяговых двигателей и вспомогательных машин, а также для регулирования электрических процессов. В силовых цепях электропоездов резисторы применяют для пуска и электрического торможения тяговых двигателей, ослабления возбуждения; во вспомогательных цепях —для пуска вспомогательных машин, в качестве дополнительных и разрядных. В зависимости от тока резисторы могут быть ленточными или проволочными.

Электрические печи, нагревательные элементы, предохранители

Отопительная система вагонов состоит из электрических печей ПЭТ-1У3, предназначенных для нагрева воздуха внутренних помещений электропоезда, и электрокалориферов — для подогрева наружного воздуха, поступающего в пассажирское помещение.

Электропоезд ЭР2

Общие сведения об аппаратах электрических цепей напряжением свыше 1000В электропоездов ЭР2 и ЭР2Р

Электрическим аппаратом называют устройство, служащее для включения, выключения или регулирования тока в электрических цепях электропоезда.

Электропоезд ЭР2Р-7029

Токоприемник электропоездов ЭР2 и ЭР2Р

Токоприемник служит для передачи электрической энергии от контактного провода к электрическому оборудованию электропоезда. Токоприемник имеет полоз, обеспечивающий скользящий контакт с контактным проводом, и систему подвижных рам.

Электропоезд ЭР2

Быстродействующий выключатель БВП-105А электропоездов ЭР2 и ЭР2Р

Быстродействующий выключатель (БВ) предназначен для защиты силовой цепи тяговых двигателей от токов к. з. и перегрузок.

Электропоезд ЭР2

Быстродействующий контактор КМБ-3

Быстродействующий контактор защиты КМБ-3 служит для защиты силовой цепи тяговых двигателей от токов к.з., возникающих в генераторном режиме.

Электропоезд ЭР2

Силовые контакторы ПК-350В, ПК-306Т, ПКУ-1 и ПКУ-2

Контакторами называют аппараты, предназначенные для замыкания и размыкания электрических цепей. В зависимости от типа привода их подразделяют на электропневматические, электромагнитные и кулачковые.

Электропоезд ЭР2

Реостатные контроллеры электрических цепей электропоездов ЭР2 и ЭР2Р

Реостатные контроллеры относят к групповым аппаратам. Они состоят из нескольких механически связанных кулачковых контакторов, замыкающихся и размыкающихся в заданной последовательности.

Электропоезд ЭР2

Реверсивные и тормозные переключатели электропоезда ЭР2 и ЭР2Р

Реверсивные и тормозные переключатели относят к групповым контакторам с двухпозиционным приводом, которые производят переключения при отсутствии тока в силовых цепях.

Электропоезд ЭР2

Главный разъединитель ГР-1Б и индуктивно-емкостный фильтр

Главный разъединитель ГР-1Б, установленный на электропоезде ЭР2, предназначен для заземления силовой цепи при осмотре или ремонте тяговых двигателей и высоковольтных аппаратов.

Электропоезд ЭР2

Разрядник РМВУ-3,3

Для защиты электрооборудования электропоезда от перенапряжений, возникающих в контактной сети при электрических разрядах, а также от коммутационных перенапряжений, появляющихся, например, при отключении тока короткого замыкания, применяют вентильные разрядники с нелинейным вилитовым сопротивлением.

Электропоезд ЭР2

Резисторы и индуктивные шунты электрических цепей электропоездов ЭР2 и ЭР2Р

Резисторы служат для ограничения тока в цепях тяговых двигателей и вспомогательных машин, а также для регулирования электрических процессов.

Электропоезд ЭР2

Электрические печи ПЭТ-1У3, нагревательные элементы, предохранители электропоездов ЭР2 и ЭР2Р

Отопительная система вагонов состоит из электрических печей ПЭТ-1У3, предназначенных для нагрева воздуха внутренних помещений электропоезда, и электрокалориферов — для подогрева наружного воздуха, поступающего в пассажирское помещение.

Комментарии



Электропоезд ЭР2

Технические данные электропоездов и расположение оборудования

Электропоезда постоянного тока предназначены для перевозки пассажиров на линиях пригородного сообщения, электрифицированных на постоянном токе с номинальным напряжением 3000В. В 1926 г. в СССР было открыто, движение поездов на электрической тяге. В 1929 г. началось движение электропоездов т пригородном участке Москва— Мытищи протяженностью 18 км с напряжением в контактной сети 1500.В. Дальнейшая электрификация пригородных зон Москвы, Ленинграда, Киева и других городов в то время производилась также на постоянном токе напряжением 1500 В.

Электропоезд ЭР2

Механическая часть электропоездов ЭР2Р и ЭР2

Все тележки электропоездов двухосные и расположены по концам кузовов на одинаковом расстоянии от середины вагонов. Тележки имеют различную конструкцию, поэтому их подразделяют на тележки моторных и прицепных (головных) вагонов. Кузов вагона шарнирно соединен с тележкой посредством пятникового устройства, вокруг которого она может поворачиваться в горизонтальной плоскости. Когда вагон проходит по кривым участкам пути, то оси колесных пар устанавливаются по радиусу кривой, что уменьшает угол набегания колеса на рельс и, следовательно, уменьшается износ гребня колеса и головки рельса.

Электропоезд ЭР2

Тяговые двигатели

Тяговые двигатели электропоезда служат для преобразования электрической энергии в механическую, необходимую для вращения колесных пар моторного вагона. На электропоездах ЭР2 установлены самовентилируемые тяговые двигатели УРТ-110Б последовательного возбуждения, Подвеска тягового двигателя рамная. Двигатель закреплен на поперечной балке рамы тележки и масса его полностью подрессорена.

Электропоезд ЭР2

Вспомогательные машины

На электропоезде ЭР2 установлен динамотор ДК-604В. Он состоит из делителя напряжения и генератора управления. Делитель напряжения служит для получения напряжения 1500 В, необходимого для питания двигателя компрессора, а также является приводом для генератора управления, якорь которого насажен на конец вала делителя напряжения.

Электропоезд ЭР2

Аппараты электрических цепей напряжением выше 1000 В

Электрическим аппаратом называют устройство, служащее для включения, выключения или регулирования тока в электрических цепях электропоезда. В зависимости от назначения аппараты подразделяют на аппараты силовых цепей, включаемые в цепи тяговых двигателей, аппараты вспомогательных цепей, включаемые в цепи вспомогательных машин, аппараты цепей управления и измерительные приборы. В зависимости от типа привода различают аппараты с ручным, электропневматическим, электромагнитным или моторным приводом.

Электропоезд ЭР2

Реле и регуляторы

При коротких замыканиях в цепи тяговых двигателей ток быстро увеличивается до значения уставки БВ. В тех случаях, когда замыкание на «землю» происходит по цепи с сопротивлением или в цепи остается часть включенных тяговых двигателей, ток неполного короткого замыкания может быть меньше значения, на которое отрегулирован БВ. Между тем этот ток опасен для целости электрического оборудования. Дифференциальное реле является в таких случаях более чувствительным.

Электропоезд ЭР2-1260

Аппараты низковольтных цепей

Для дистанционного автоматического управления электропоездом в режимах тяги и реостатно-рекуперативного торможения предназначен контроллер машиниста (КМ). В кабине машиниста электропоезда ЭР2Р устанавливают контроллер машиниста 1КУ-019. Он имеет каркасную конструкцию.

Электропоезд ЭР2

Аккумуляторная батарея электропоездов ЭР2 и ЭР2Р

Положительные пластины соединены железной рамкой с выводом. Рамка, соединяющая отрицательные пластины, имеет свой вывод. В собранном виде в банке каждая отрицательная пластина находится между двумя положительными. Разноименные пластины изолированы друг от друга эбонитовыми палочками, а для изоляции банок служат резиновые чехлы. На крышке банки около отверстия, через которое выходит штырь положительных пластин, выштампован знак «+». Положительные пластины соединены с корпусом аккумулятора, так как крайние из них соприкасаются со стенками банки, поэтому штырь положительных пластин не изолирован от корпуса.

Электропоезд ЭР2-1260

Управление тяговыми двигателями

Эти режимы определяются требуемыми режимами движения электропоездами которым относятся разгон поезда (пуск), движение поезда с установившейся скоростью при включенных тяговых двигателях, движение при выключенных тяговых двигателях (выбег), торможение и стоянка на остановочном пункте.

Электропоезд ЭР2

Электрические схемы электропоезда ЭР2

Схема силовых цепей моторного вагона позволяет производить реостатный пуск тяговых двигателей с переключением их в процессе пуска с последовательного на последовательно-параллельное соединение. Переход осуществляется по мостовой схеме без разрыва цепи. На каждом из двух соединений предусмотрено двухступенчатое ослабление возбуждения тяговых двигателей шунтированием их обмоток возбуждения. Схема предусматривает реверсирование тяговых двигателей с помощью группового реверсивного переключателя, а также защиту их от коротких замыканий, перегрузок, перенапряжений и боксования. Система управления двигателями групповая.

Электропоезд ЭР2

Электрические схемы электропоезда ЭР2Р

На моторном вагоне электропоезда ЭР2Р установлены четыре тяговых двигателя, которые всегда соединены последовательно. Силовая цепь обеспечивает их работу как в режиме тяги, так и в режиме электрического торможения. В режиме тяги она позволяет осуществлять реостатный пуск поезда, ослабление возбуждения тяговых двигателей, изменение направления движения поезда переключением (реверсированием) обмоток возбуждения тяговых двигателей.

Электропоезд ЭР2

Тормозное и пневматическое оборудование

Электропоезд ЭР2Р имеет тормоза: электрический (реостатно-рекуперативный); служебный (ручной); электропневматический колодочный, предназначенный для торможения всеми вагонами, а также для замещения электрического торможения при дотормаживании или срыве последнего; пневматический (колодочный), являющийся резервным для служебного и экстренного торможения, а также при пересылке одиночных вагонов или электропоезда в недействующем состоянии в составе поезда и при срыве стоп-крана или электропневматического клапана автостопа.

Электропоезд ЭР2

Автоматическая локомотивная сигнализация. Автостопы

Автоматическая локомотивная сигнализация и поездные автостопы служат для повышения безопасности движения поездов, повышения пропускной способности железных дорог и улучшения труда локомотивной бригады.

Электропоезд ЭР2

Организация технического обслуживания и ремонта, правила приемки и сдачи электропоездов локомотивными бригадами

Министерство путей сообщения большое внимание обращает на повышение уровня контроля за соблюдением локомотивными бригадами установленного порядка ухода за наиболее ответственными узлами и аппаратами, а ремонтными бригадами — за качеством выполнения технологических процессов в депо.

Электропоезд ЭР2

Эксплуатация электропоездов ЭР2 и ЭР2Р. Методика обнаружения и устранения неисправностей.

Режим ведения электропоезда выбирается в соответствии с расписанием и условиями движения. Режимов движения поезда в эксплуатации может быть бесконечное множество, так как они определяются многими факторами.

Электропоезд ЭР2

Приложения к книге электропоезда ЭР2 и ЭР2Р

В данном разделе перечень поездных и секционных проводов электропоезда ЭР2, параметры резисторов электропоезда ЭР2 с №1028, параметры предохранителей электропоезда ЭР2, карта смазки электропоезда ЭР2, перечень электрических машин и аппаратов электропоезда ЭР2.

Электропоезд ЭР2

Список литературы

В данной публикации представлен список литературы об электропоездах.

Яркий логотип Интернет-сайта Машинист электропоезда и Эсткор

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

Поддержку Интернет-ресурса осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная компания "Эсткор" (ОГРН: 1205000045700, ИНН/КПП: 5012102260/501201001). Все права защищены.

Обратная связь

мкр. Железнодорожный,
г. Балашиха,
Московская область, 143980