Токоприемники

Токоприемник служит для электрического соединения контактного провода с электрическим оборудованием электропоезда. К аппарату предъявляются следующие требования: величина его контактного нажатия должна быть постоянной и не зависеть от высоты подвески контактного провода, токоприемник не должен отрываться от контактного провода, износ полоза (угольных вставок) и контактного провода должен быть наименьшим и равномерным, конструкция аппарата не должна допускать перегрева ее контактных элементов, подвижные части должны быть по возможности более легкими.

Разрядники

Они предназначены для защиты электрооборудования электропоезда от перенапряжений, которые возникают в контактной сети при мощных атмосферных электрических разрядах. На крыше каждого моторного вагона установлены два разрядника. Кроме того, данные аппараты предохраняют оборудование от коммутационных перенапряжений при работе моторных и прицепных вагонов.

Быстродействующий выключатель БВП-105А

Быстродействующий выключатель (БВ) служит для защиты силовой цепи тяговых двигателей от токов короткого замыкания и перегрузок. Основное требование, предъявляемое к выключателю, — как можно быстрее прекратить нарастание тока короткого замыкания (к.з.) и отключить защищаемую цепь, не допуская повреждения ее элементов.

Силовые контакторы

Электрическим контактом называется поверхность соприкосновения двух проводников, по которым проходит ток. Повышенное сопротивление контакта вызывает повышенный нагрев, в результате которого происходит окисление контактных поверхностей. Это приводит к дальнейшему увеличению сопротивления, оплавлению и свариванию контактов, повреждению аппарата и т.д.

Электропневматические контакторы

Для выключения контактора обесточивают вентиль. Воздух из цилиндра выпускается, под действием пружины поршень отходит вниз и размыкает контакты. Вначале под действием притирающей пружины происходит перекатывание со скольжением подвижного контакта по неподвижному, после чего контакты расходятся. Возникающая дуга взаимодействует с магнитным полем дугогасительной катушки и выбрасывается в камеру. Там она переходит на дугогасительные рога, разделяется перегородками, охлаждается о стенки камеры, растягивается и гаснет.

Электромагнитные контакторы

Эти контакторы применяют для включения вспомогательных машин, системы отопления и передачи высокого напряжения на прицепные вагоны. Электромагнитный привод позволяет использовать контакторы при отсутствии сжатого воздуха на электропоезде. Поскольку токи вспомогательных высоковольтных цепей относительно невелики и не нагревают контакты, электромагнитный привод обеспечивает нормальную работу контакторов при небольших нажатиях. На электропоездах ЭР2 устанавливают контакторы КМВ-104, на ЭР2Т и ЭД2Т — 1КМ.016.

Групповые переключатели

Групповые переключатели (контроллеры) объединяют несколько контакторов с кулачковыми приводами и осуществляют переключения в силовой цепи тяговых двигателей при пуске и электрическом торможении. В зависимости от условий работы аппарат может быть многопозиционным (реостатный контроллер) или двухпозиционным (реверсор, тормозной переключатель). Такие аппараты переключаются при обесточенной цепи и поэтому не имеют дугогасительных устройств. Однако в отдельных случаях на контакторах устанавливают систему дугогашения.

Реостатные контроллеры

Реостатный контроллер (РК) можно считать главным аппаратом в системе автоматического пуска моторного вагона. Кулачковый вал аппарата выводит пускотормозные резисторы из цепи тяговых двигателей при пуске в режиме тяги и в режиме электрического торможения. РК управляется с помощью контроллера машиниста и под контролем реле ускорения производит переключения в силовой цепи.

Реверсивные и тормозные переключатели

С помощью реверсора изменяют направление тока в обмотках возбуждения тяговых двигателей, чтобы изменить направление движения поезда. Тормозной переключатель переводит силовую схему и схему управления в режим тяги или режим электрического торможения. Кулачковый вал реверсора имеет положения — «Вперед» и «Назад», тормозного переключателя — «Тяга» и «Тормоз». На электропоездах ЭР2 установлен реверсивный переключатель ПР-320А.

Резисторы

В силовых цепях электропоездов нашли широкое применение резисторы КФ. Он представляет собой спиральную фехралевую ленту, навитую на фарфоровые или стеатитовые изоляторы. Изоляторы собраны в виде сегментов на стальных держателях. Спиральная лента имеет выводные медные пластины, приваренные латунью к концам элемента или средним виткам.

Предохранители

Предохранители служат для защиты электрических цепей от коротких замыканий и перегрузок. Их быстродействие зависит от времени плавления вставки и времени гашения дуги. Время плавления вставки, в свою очередь, зависит от тока, материала вставки и напряжения горения дуги. Большой недостаток плавких предохранителей — их однократное действие, необходимость смены предохранителя или плавкой вставки после срабатывания.

Реле

Силовая цепь тяговых двигателей защищена от перегрузок и коротких замыканий быстродействующим выключателем БВ, ток его уставки (600±50) А. Если произойдет замыкание в начале цепи, например, будет перекрыта стойка линейного контактора, ток короткого замыкания превысит уставку выключателя, БВ сработает и отключит цепь. Если же короткое замыкание произойдет ближе к «земле», например, пробит полюс одного из двигателей, в цепи создастся так называемое неполное короткое замыкание, при котором ток не достигает уставки срабатывания защитного аппарата. Он будет продолжать выжигать место пробоя, а БВ на это не среагирует. Следовательно, нужен аппарат более чувствительный к подобным режимам.

Контроллеры машиниста

Контроллер машиниста служит для дистанционного управления тяговыми двигателями в режимах тяги и электрического торможения. Управление происходит за счет замыкания и размыкания контакторных элементов контроллера в определенной последовательности при перемещении главной рукоятки (штурвала).

Электропневматические вентили

Они служат для управления пневматическими приводами электрических аппаратов и автоматических дверей. Вентиль имеет два клапана (верхний и нижний), при помощи которых сжатый воздух поступает в цилиндр аппарата или выпускается из него.

Трансформаторы

Трансформатор — это статическое электромагнитное устройство, установленное в цепях переменного тока, для преобразования электроэнергии с одним соотношением тока и напряжения в электроэнергию с другим соотношением этих величин (преобразовывать постоянный ток трансформатор не может). Его работа основана на принципе взаимной индукции. Простейший однофазный трансформатор состоит из прямоугольного сердечника, собранного из листовой стали и двух расположенных на нем, не связанных между собой, обмоток с разным числом витков — первичной и вторичной.

Общие сведения о полупроводниках и схемах выпрямления

Полупроводниками называют материалы, занимающие промежуточное положение между проводниками и диэлектриками. Особенность металлических проводников в том, что в них имеются свободные электроны — носители электрических зарядов. В диэлектриках таких электронов нет, поэтому они не проводят ток. Электропроводность полупроводников существенно возрастает при введении в них различных примесей, причем проводимость может быть электронной (n) или дырочной (р). Она во многом зависит от температуры, освещенности, напряженности электрического поля, сжатия и других факторов.

Схемы выпрямления переменного тока

Схема однополупериодного выпрямления. В данной схеме в цепь вторичной обмотки трансформатора последовательно с вентилем Д введена нагрузка Rн. При синусоидальном напряжении на первичной обмотке трансформатора напряжение на его вторичной обмотки имеет ту же форму. В течение положительного полупериода начало вторичной обмотки, обозначенное точкой, оказывается под более высоким потенциалом. Поэтому напряжение прикладывается к вентилю Д в прямом направлении. Диод открывается и проводит ток i, напряжение на вентиле равно нулю.

Электропоезд ЭР2

Токоприемник Л-13У

Токоприемник служит для электрического соединения контактного провода с электрическим оборудованием электропоезда.

Электропоезд ЭР2

Разрядники РМВУ-3,3 и РВКУ-3,3А01

Они предназначены для защиты электрооборудования электропоезда от перенапряжений, которые возникают в контактной сети при мощных атмосферных электрических разрядах. На крыше каждого моторного вагона установлены два разрядника. Кроме того, данные аппараты предохраняют оборудование от коммутационных перенапряжений при работе моторных и прицепных вагонов.

Электропоезд ЭР2

Быстродействующий выключатель БВП-105А

Быстродействующий выключатель (БВ) служит для защиты силовой цепи тяговых двигателей от токов короткого замыкания и перегрузок. Основное требование, предъявляемое к выключателю, — как можно быстрее прекратить нарастание тока короткого замыкания (к.з.) и отключить защищаемую цепь, не допуская повреждения ее элементов.

Электропоезд ЭР2Т-2201

Силовые контакторы 1КП.005

Электрическим контактом называется поверхность соприкосновения двух проводников, по которым проходит ток. Повышенное сопротивление контакта вызывает повышенный нагрев, в результате которого происходит окисление контактных поверхностей. Это приводит к дальнейшему увеличению сопротивления, оплавлению и свариванию контактов, повреждению аппарата и т.д.

Электропоезд ЭР2Р-7029

Электропневматические контакторы ПК-350, ПК-306Т, 1КП.005

Контактор ПК-350. Этот аппарат (рис. 3.19) применяют на электропоездах ЭР2 в качестве мостового контактора. Он состоит из металлической изолированной стойки 1, на которой укреплены кронштейны 2 и 8 подвижного и неподвижного контактов, пневматического привода, дугогасительной камеры 12 и низковольтного блокировочного устройства.

Электропоезд ЭР2

Электромагнитные контакторы КМВ-104, 1КМ.016

Эти контакторы применяют для включения вспомогательных машин, системы отопления и передачи высокого напряжения на прицепные вагоны. Электромагнитный привод позволяет использовать контакторы при отсутствии сжатого воздуха на электропоезде.

Электропоезд ЭР2

Групповые переключатели

Групповые переключатели (контроллеры) объединяют несколько контакторов с кулачковыми приводами и осуществляют переключения в силовой цепи тяговых двигателей при пуске и электрическом торможении. В зависимости от условий работы аппарат может быть многопозиционным (реостатный контроллер) или двухпозиционным (реверсор, тормозной переключатель).

Электропоезд ЭР2

Реостатные контроллеры

Реостатный контроллер (РК) можно считать главным аппаратом в системе автоматического пуска моторного вагона. Кулачковый вал аппарата выводит пускотормозные резисторы из цепи тяговых двигателей при пуске в режиме тяги и в режиме электрического торможения. РК управляется с помощью контроллера машиниста и под контролем реле ускорения производит переключения в силовой цепи.

Электропоезд ЭР2

Реверсивные и тормозные переключатели ПР-320А, 1П.004.У2, ПР-320Б-1

С помощью реверсора изменяют направление тока в обмотках возбуждения тяговых двигателей, чтобы изменить направление движения поезда. Тормозной переключатель переводит силовую схему и схему управления в режим тяги или режим электрического торможения. Кулачковый вал реверсора имеет положения — «Вперед» и «Назад», тормозного переключателя — «Тяга» и «Тормоз».

Электропоезд ЭР2

Резисторы

В силовых цепях электропоездов нашли широкое применение резисторы КФ. Элемент такого резистора приведен на рис. 3.36.

Электропоезд ЭР2

Предохранители

Предохранители служат для защиты электрических цепей от коротких замыканий и перегрузок. Их быстродействие зависит от времени плавления вставки и времени гашения дуги. Время плавления вставки, в свою очередь, зависит от тока, материала вставки и напряжения горения дуги. Большой недостаток плавких предохранителей — их однократное действие, необходимость смены предохранителя или плавкой вставки после срабатывания.

Электропоезд ЭР2

Реле применяемые на поездах постоянного тока

Дифференциальное реле Р104Б. Силовая цепь тяговых двигателей защищена от перегрузок и коротких замыканий быстродействующим выключателем БВ, ток его уставки (600±50) А. Если произойдет замыкание в начале цепи, например, будет перекрыта стойка линейного контактора, ток короткого замыкания превысит уставку выключателя, БВ сработает и отключит цепь.

Электропоезд ЭР2

Контроллеры машиниста

Контроллер машиниста служит для дистанционного управления тяговыми двигателями в режимах тяги и электрического торможения. Управление происходит за счет замыкания и размыкания контакторных элементов контроллера в определенной последовательности при перемещении главной рукоятки (штурвала).

Электропоезд ЭР2

Электропневматические вентили

Они служат для управления пневматическими приводами электрических аппаратов и автоматических дверей. Вентиль имеет два клапана (верхний и нижний), при помощи которых сжатый воздух поступает в цилиндр аппарата или выпускается из него.

Электропоезд ЭР2

Трансформаторы

Принцип действия трансформатора. Трансформатор — это статическое электромагнитное устройство, установленное в цепях переменного тока, для преобразования электроэнергии с одним соотношением тока и напряжения в электроэнергию с другим соотношением этих величин (преобразовывать постоянный ток трансформатор не может).

Логотип Эсткор и сайта etrain.ru

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

Поддержку Интернет-ресурса осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная компания "Эсткор" (ОГРН: 1205000045700, ИНН/КПП: 5012102260/501201001). Все права защищены.

Обратная связь

мкр. Железнодорожный,
г. Балашиха,
Московская область, 143980