Токоприемник

Созданию нового токоприемника для высокоскоростного электропоезда предшествовала большая научно-исследовательская работа по обоснованию технических требований и разработке основных конструктивных параметров. В результате исследований, выполненных во ВНИИЖТе, было установлено, что для обеспечения удовлетворительного токосъема при скорости 200 км/ч приведенная масса 1 нового токоприемника должна быть меньше, чем у моторного вагона пригородного электропоезда с конструкционной скоростью 130 км/ч.

Тиристорный регулятор и аппараты системы регулирования

Электрические аппараты и полупроводниковые приборы, из которых собраны тиристорный регулятор и система регулирования, расположены в подвагонных ящиках и шкафах вагонов МТ.

Блок пускотормозных резисторов

Блок пуско-тормозных резисторов 1БС.012 используется в системе реостатного пуска и торможения. Он состоит из фехралевых элементов (кассет), прикрепленных к изолирующей раме, которая установлена в кожухе, соединенном брезентовым рукавом с изолирующим патрубком вентилятора и подвешенном на изоляторах к раме вагона.

Реостатный контроллер

Для осуществления переключений в силовых цепях и цепях управления моторного вагона электропоезда ЭР200 использован контроллер 1 КС.008. Это групповой аппарат с кулачковым коммутирующим устройством и приводом Л. Н. Решетова.

Индивидуальные контакторы

Примененные на электропоезде ЭР200 индивидуальные электро-пневматические и электромагнитные контакторы не разрабатывались специально для этого электропоезда. Были использованы типовые индивидуальные контакторы электропоездов постоянного тока, устройство которых, принцип- действия и особенности обслуживания и ремонта описаны в литературе по пригородным электропоездам. Ниже приведены только некоторые основные технические данные контакторов.

Тормозной и реверсивный переключатели

Для бестокового переключения силовых цепей и цепей управления с тягового режима на тормозной и обратно использован тормозной переключатель 1П.002, а для переключения обмоток возбуждения тяговых двигателей с целью изменения направления движения электропоезда — реверсивный переключатель 1П.003.

Высоковольтный быстродействующий выключатель

На электропоезде ЭР200 установлен высоковольтный быстродействующий выключатель 1ВВ-001, который защищает силовую цепь при коротких замыканиях и перегрузках. По принципу действия и конструктивному исполнению он не имеет существенных особенностей в сравнении с выключателями пригородных электропоездов постоянного тока.

Реле

На моторных вагонах электропоезда ЭР200 использованы многие типовые реле электропоездов постоянного тока, поэтому в табл. 4 приведены лишь регулировочные параметры реле, которые специфичны для ЭР200 (условные обозначения аппаратов соответствуют принципиальным схемам электропоезда ЭР200).

Контроллер машиниста

Контроллер машиниста 1КУ.017 предназначен для дистанционного управления электропоездом из кабины машиниста.

Разрядник, аккумуляторная батарея, счетчик киловатт-часов, скоростемер, информационная система

Для защиты силовой цепи тяговых двигателей от перенапряжений в контактной сети на крыше вагона МТ установлен вилитовый униполярный разрядник с магнитным гашением дуги РМВУ-3,3.

Внутренняя телефонная связь, отопление, освещение

 Машинист электропоезда, пользуясь телефонным аппаратом «Тракт», разговаривает с проводником любого вагона и персоналом, находящимся в кабине машиниста хвостового вагона электропоезда.

Датчик скорости противоюзного и противобоксовочного уст­ройства

Импульсный датчик скорости ИДС-1 имеет зубчатые статор и ротор. Поскольку в создании магнитного потока датчика принимают участие все зубцы ротора и статора, то возможная неравномерность воздушного зазора из-за биения ротора не оказывает в целом влияния на амплитуду выходного синусоидального напряжения.

Высокоскоростной электропоезд ЭР-200

Токоприемник электропоезда ЭР-200

Созданию нового токоприемника для высокоскоростного электропоезда предшествовала большая научно-исследовательская работа по обоснованию технических требований и разработке основных конструктивных параметров.

В результате исследований, выполненных во ВНИИЖТе, было установлено, что для обеспечения удовлетворительного токосъема при скорости 200 км/ч приведенная масса 1 нового токоприемника должна быть меньше, чем у моторного вагона пригородного электропоезда с конструкционной скоростью 130 км/ч. Это требование вытекает из того, что при высоких скоростях движения в квадратичной зависимости возрастают как аэродинамическая подъемная сила токоприемника, так и динамическая (инерционная) составляющая нажатия токоприемника на контактную подвеску. Динамическая составляющая зависит от ускорения, получаемого приведенной массой токоприемника в вертикальном направлении, и, в конечном счете, она пропорциональна квадрату скорости движения электропоезда.

Высокоскоростной электропоезд ЭР-200

Тиристорный регулятор электропоезда ЭР200 и аппараты системы регулирования

Электрические аппараты и полупроводниковые приборы, из которых собраны тиристорный регулятор и система регулирования, расположены в подвагонных ящиках и шкафах вагонов МТ. В ящике 1ЯА.030 установлены панели с электрическими аппаратами и полупроводниковыми приборами тиристорных регуляторов обоих моторных вагонов тяговой секции.

Высокоскоростной электропоезд ЭР-200

Блок пускотормозных резисторов электропоезда ЭР-200

Блок пуско-тормозных резисторов 1БС.012 (рис. 39) используется в системе реостатного пуска и торможения. Он состоит из фехралевых элементов (кассет), прикрепленных к изолирующей раме, которая установлена в кожухе, соединенном брезентовым рукавом с изолирующим патрубком вентилятора и подвешенном на изоляторах к раме вагона.

Высокоскоростной электропоезд ЭР-200

Реостатный контроллер электропоезда ЭР200

Для осуществления переключений в силовых цепях и цепях управления моторного вагона электропоезда ЭР200 использован контроллер 1 КС.008 (рис. 42). Это групповой аппарат с кулачковым коммутирующим устройством и приводом Л. Н. Решетова. Контроллер имеет силовые контакторы КР-6А-1 без дугогашения и КР-8А-1 с дугогашением, которые установлены на изоляционных рейках по обе стороны главного вала с кулачковыми шайбами. Для четкой фиксации позиций имеются два храповика и два фиксатора. Главный вал контроллера имеет пневматический привод с зубчатой передачей.

Высокоскоростной электропоезд ЭР-200

Индивидуальные контакторы ЭР-200

Примененные на электропоезде ЭР200 индивидуальные электро-пневматические и электромагнитные контакторы не разрабатывались специально для этого электропоезда. Были использованы типовые индивидуальные контакторы электропоездов постоянного тока, устройство которых, принцип действия и особенности обслуживания и ремонта описаны в литературе по пригородным электропоездам. Ниже приведены только некоторые основные технические данные контакторов.

Электропневматические контакторы ПКУ-1 использованы в качестве контактора ослабления возбуждения (в схеме силовой цепи обозначены КШ1, КШ2), мостового (КМ) и переходно-тормозного (КПТ1, КПТ2). Электропневматический контактор ПКУ-2 использован в качестве линейного (КЛ1, КЛ2).

Высокоскоростной электропоезд ЭР-200

Тормозной и реверсивный переключатели ЭР-200

Для бестокового переключения силовых цепей и цепей управления с тягового режима на тормозной и обратно использован тормозной переключатель 1П.002 (рис. 44), а для переключения обмоток возбуждения тяговых двигателей с целью изменения направления движения электропоезда — реверсивный переключатель 1П.003.

Оба переключателя имеют одинаковый пневматический привод с электропневматическими вентилями ВВ-2Г-2 и ряд общих конструктивных узлов: кулачковый вал с кулачковыми шайбами, силовые контакторы КР-6А-1, контакторы управления КЭ-42. Переключатели имеют два рабочих положения, соответствующие одному из двух положений поршня пневматического привода.

Высокоскоростной электропоезд ЭР-200

Высоковольтный быстродействующий выключатель 1ВВ-001

На электропоезде ЭР200 установлен высоковольтный быстродействующий выключатель 1ВВ-001, который защищает силовую цепь при коротких замыканиях и перегрузках. По принципу действия и конструктивному исполнению он не имеет существенных особенностей в сравнении с выключателями пригородных электропоездов постоянного тока.

Высокоскоростной электропоезд ЭР-200

Реле, применяемые на электропоезде ЭР-200

На моторных вагонах электропоезда ЭР200 использованы многие типовые реле электропоездов постоянного тока, поэтому в табл. 4 приведены лишь регулировочные параметры реле, которые специфичны для ЭР200 (условные обозначения аппаратов соответствуют принципиальным схемам электропоезда ЭР200).

Высокоскоростной электропоезд ЭР-200

Контроллер машиниста электропоезда ЭР-200

Контроллер машиниста 1 КУ.017 (рис. 45) предназначен для дистанционного управления электропоездом из кабины машиниста.

Высокоскоростной электропоезд ЭР-200

Разрядник, аккумуляторная батарея, счетчик киловатт-часов, скоростемер, информационная система

Разрядник. Для защиты силовой цепи тяговых двигателей от перенапряжений в контактной сети на крыше вагона МТ установлен вилитовый униполярный разрядник с магнитным гашением дуги РМВУ-3,3.

Высокоскоростной электропоезд ЭР-200

Внутренняя телефонная связь, отопление, освещение вагонов ЭР-200

Внутренняя телефонная связь. Машинист электропоезда, пользуясь телефонным аппаратом «Тракт», разговаривает с проводником любого вагона и персоналом, находящимся в кабине машиниста хвостового вагона электропоезда. Аппаратура телефонной связи позволяет проводникам любых вагонов вести разговор не только с машинистом, но и между собой. Вызов абонента осуществляется при этом через помощника машиниста или бригадира поезда.

Высокоскоростной электропоезд ЭР-200

Датчик скорости противоюзного и противобоксовочного уст­ройства ЭР-200

Импульсный датчик скорости ИДС-1 (рис. 48) имеет зубчатые статор и ротор. Поскольку в создании магнитного потока датчика принимают участие все зубцы ротора и статора, то возможная неравномерность воздушного зазора из-за биения ротора не оказывает в целом влияния на амплитуду выходного синусоидального напряжения.

Высокоскоростной электропоезд ЭР-200

Чудо-поезд. Отслужив четверть века, ЭР-200 уходит в прошлое.

25 лет назад, 1 марта 1984 года, от перрона Московского вокзала в Ленинграде в свой первый графиковый рейс на Москву отправился советский скоростной электропоезд ЭР200. В новом веке легендарный поезд уступает дорогу современным высокоскоростным экспрессам.

Высокоскоростной электропоезд ЭР-200

Высокоскоростной электропоезд ЭР-200

На железных дорогах СССР в 1965 – 1966 гг. был завершён комплекс работ по определению основных параметров подвижного состава с конструкционной скоростью 200 – 250 км/ч. Техническое задание на проектирование 14-вагонного электропоезда постоянного тока напряжением 3 кВ и с конструкционной скоростью 200 км/ч было утверждено МПС СССР в 1967 году.

В разработке и создании электропоезда, получившего наименование ЭР200, участвовали коллективы более 50 научно-исследовательских институтов, проектных организаций и заводов.

Высокоскоростной электропоезд ЭР-200 прибывает на Ленинградский вокзал города Москвы

Основные технические данные электропоезда ЭР-200

Особенности оборудования, результаты испытаний и технические параметры  электропоезда

Электропоезд ЭР-200 постоянного тока напряжением 3000 В предназначен для междугородных пассажирских перевозок со скоростью 200 км/ч. Техническими условиями проектировщикам был задан следующий расчетный режим работы электропоезда: движение с равновесной скоростью 200 км/ч и повторяющимися через каждые 20 км пути ограничениями скорости до 140 км/ч на пути 1 км; на линии длиной 650 км допускаются одна плановая и одна дополнительная промежуточные остановки.

Высокоскоростной электропоезд ЭР-200

Высокоскоростной электропоезд ЭР-200

Высокоскоростной электропоезд ЭР-200

Особенности тяговой и тормозной характеристик электропоезда ЭР-200

Обоснование выбора тяговой характеристики и мощности электропоезда

Тяговые и тормозные характеристики высокоскоростного электропоезда разработаны с учетом результатов комплексного исследования по установлению главных параметров высокоскоростной магистрали: максимальной и средней (маршрутной) скоростей, допустимых скоростей движения в кривых и расстояний между пунктами, где скорость отличается от максимальной, а также расстояний между промежуточными остановками.

Высокоскоростной электропоезд ЭР-200

Высокоскоростной электропоезд ЭР-200

Высокоскоростной электропоезд ЭР-200

Особенности механической части электропоезда ЭР-200

Кузов и внутреннее устройство вагона

С целью выбора наилучшей аэродинамической формы вагонов поезда и определения минимального коэффициента воздушного сопротивления институтом механики МГУ и Харьковским авиационным институтом были проведены специальные исследования моделей головного вагона в аэродинамической трубе.

Высокоскоростной электропоезд ЭР-200

Общая характеристика и конструктивные особенности электрических машин ЭР-200

Тяговый двигатель

На моторных вагонах электропоезда ЭР-200 установлены само-вентилируемые тяговые двигатели 1ДТ-001 последовательного возбуждения с рамной подвеской.

Высокоскоростной электропоезд ЭР-200

Схема высоковольтных цепей электропоезда ЭР-200

Обоснование выбора схемы силовых высоковольтных цепей

Надежность работы тягового электрооборудования, его габариты и масса определяются во многом построением схемы силовых цепей электропоезда. С целью повышения надежности оборудования, уменьшения габаритов и облегчения электроаппаратуры моторных вагонов электропоезда ЭР200 при проектировании схемы силовых цепей были применены принципы, проверенные практикой отечественного и зарубежного электровагоностроения.

Высокоскоростной электропоезд ЭР-200

Схема цепей управления электропоезда ЭР-200

Действие цепей управления

Управление электропоездом в тяговом и тормозном режимах осуществляется контроллером машиниста, краном машиниста, кнопками управления и выключателями, расположенными на пульте головного вагона, а также системой автоматической локомотивной сигнализации, которая в необходимых случаях принимает на себя управление тормозами электропоезда, отменяя все. команды машиниста или автомашиниста.

Высокоскоростной электропоезд ЭР-200

Особенности эксплуатации электропоезда ЭР-200

Управление электропоездом

Управление электропоездом слагается из подготовки электропоезда к работе и ведения его на линии.

Логотип Эсткор и сайта etrain.ru

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

Поддержку Интернет-ресурса осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная компания "Эсткор" (ОГРН: 1205000045700, ИНН/КПП: 5012102260/501201001). Все права защищены.

Обратная связь

мкр. Железнодорожный,
г. Балашиха,
Московская область, 143980