Вагоны 81-765, 81-766 и 81-767 оборудованы системой обеспечения климата салонов вагонов. Системы обеспечения климата салонов вагонов метрополитена применяемые на вагонах метрополитена 81-765, 81-766 и 81-767 предназначены для обеспечения и автоматического поддержания требуемых параметров микроклимата в салонах вагонов в режимах «Вентиляция», «Охлаждение», «Отопление».
В состав климатического оборудования салонов вагонов 81-765, 81-766 и 81- 767 входят:
- ) Установка кондиционирования воздуха салонов вагонов метрополитена (УКВ СВМ) – 2 шт.
- ) Система управления климатом салонов вагонов метрополитена (СУ СВМ) – 2 шт.
- ) Установка обеззараживания воздуха в составе:
- УФ-модуль «МЕГАЛИТ» (2 шт.);
- блок пускорегулирующей аппаратуры (2 шт.);
- кабель.
- ) Преобразователь электроэнергии кондиционера салона вагонов метрополитена (ПЭК СВМ) – 1 шт.
- ) Датчики температуры салона вагона ДТ СВМ – 2 шт.
- ) Клапан для слива воды – 4 шт.
Оборудование системы кондиционирования салона размещено на крышах и рамах вагонов.
Установка кондиционирования воздуха салонов вагонов УКВ СВМ
Предназначена для обеспечения требуемых параметров микроклимата в салонах вагонов метрополитена совместно с другим оборудованием вагонов при работе в режимах «Охлаждение», «Вентиляция» и «Отопление».
На вагонах устанавливаются по две независимых УКВ СВМ. Основные технические параметры электрооборудования УКВ СВМ соответствуют параметрам, приведенным ниже:
Таблица №4
№ п.п |
Электроборудование | |
Параметры | Значение | |
1. | Компрессор | |
род тока | переменный, 3-х фазный | |
номинальное напряжение при частоте 50 ±1% Гц, В | 380±5% | |
пусковой ток, А, не более | 125 | |
номинальный ток, А, не более | 25 | |
2. | Вентилятор конденсатора | |
род тока | переменный, 3-х фазный | |
номинальное напряжение при частоте 50 ±1% Гц, В | 380±5%; | |
пусковой ток, А, не более | 17 | |
номинальный ток, А, не более | 3 | |
3. | Вентилятор приточный | |
род тока | постоянный | |
напряжение, В | 50-82 | |
мощность при номинальном напряжении питания, кВт, не более | 1,8 | |
4. | Электрокалорифер | |
род тока | постоянный | |
напряжение, В | 750 В | |
5. | Заслонка наружного/рециркуляционного воздуха | |
напряжение управляющего сигнала, В | 0…10 | |
род тока | постоянный | |
напряжение, В | 24±10% |
УКВ СВМ выполнена в виде моноблочной конструкции и монтируется в нише крыши салонов вагонов.
Установка УКВ СВМ состоит из двух отделений-испарительного и конденсаторного. В конденсаторном отделении расположен компрессорно-конденсаторный агрегат холодильного контура, а в испарительном отделении – воздухообрабатывающее оборудование.
Режим работы УКВ СВМ определяется по заданному алгоритму, который обеспечивает поддержание заданной температуры в вагоне метрополитена.
Оценка технического состояния УКВ СВМ осуществляется СУ СВМ по сигналам датчиков, фиксирующих основные параметры оборудования УКВ СВМ.
Система управления климатом салонов вагонов метрополитена (СУ СВМ)
Предназначена для управления электрооборудованием УКВ СВМ с целью обеспечения заданных параметров микроклимата в салонах вагонов в автоматическом режиме и без поддержания параметров микроклимата в остальных режимах.
Объектами управления СУ СВМ является электрооборудование:
- установка кондиционирования воздуха УКВ СВМ;
- преобразователь электроэнергии кондиционера ПЭК СВМ.
В состав СУ СВМ входят:
- блок управления (БУ СВМ);
- кабель подключения диагностического оборудования;
- комплект монтажных частей (КМЧ СУ СВМ).
Блок управления БУ СВМ состоит из электронных узлов и разъемных соединителей, смонтированных на металлическом основании и устанавливается внутри УКВ СВМ.
СУ СВМ представляет собой программируемое устройство, реализующее алгоритм, который обеспечивает управление работой электрооборудования в автоматическом и тестовом режимах.
Автоматический режим управления является основным режимом работы СУ СВМ. В этом режиме СУ СВМ осуществляет автоматическое поддержание параметров микроклимата в салоне вагона по сигналам от датчиков температуры УКВ СВМ.
Выбор режима управления, настройка параметров работы (заданная температура в салоне, расход приточного воздуха) и передача данных о текущих значениях параметров работы осуществляется в соответствии с протоколом обмена между бортовым компьютером вагонного управления (БКВУ) и СУ СВМ.
Управление работой СУ СВМ, минуя автоматический режим, а также считывание накопленной во внутренней памяти СУ СВМ информации о работе УКВ СВМ возможно через программное обеспечение диагностики и управления путём подключения СУ СВМ к персональному компьютеру посредством шины RS485 через разъем диагностики на корпусе УКВ СВМ.
СУ СВМ обеспечивает сохранение информации о текущем состоянии и ошибках в работе УКВ СВМ в энергонезависимой памяти с привязкой ко времени и дате
Преобразователи электроэнергии ПЭК СВМ
Предназначены для питания системы обеспечения климата салонов вагонов метрополитена трехфазным переменным напряжением 3х380 В, 50 Гц, а также для питания калорифера постоянным напряжением 750 В.
Как указано выше, на вагонах 81-765/766/767 для питания электрооборудования систем СОК салонов используются преобразователи электроэнергии (ПЭК СВМ).
Указанный преобразователь ПЭК СВМ преобразует постоянное напряжение 750В (предел изменения от 550 В до 1000 В) контактной сети вагона тока в напряжение питания:
- регулируемое переменное трехфазное напряжение (канал 1);
- регулируемое постоянное напряжение (канал 2).
Для собственных нужд ПЭК СВМ необходимо постоянное напряжение 80В от бортовой сети вагона. Потребляемая мощность не более 100 Вт.
Конструктивно ПЭК СВМ выполнен в металлическом ящике прямоугольной формы.

Рис. 28. Преобразователи электроэнергии ПЭК СВМ
Установка обеззараживания воздуха (УОВ) «МЕГАЛИТ»
Предназначена для дезинфекции воздуха, поступающего из установки кондиционирования воздуха (УКВ) через воздуховод в салон вагона.
Способ обеззараживания воздуха – ультрафиолетовое излучение бактерицидного диапазона (длина волны 253,7 нм).
Производительность установки «МЕГАЛИТ» – не более 3300 м3/ч, потребляемая мощность -не более 250 Вт при номинальном напряжении питания (80±2) В. Температура обрабатываемого воздуха плюс (10-40) 0С.
ВНИМАНИЕ! УЛЬТРАФИОЛЕТОВОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ, ПРИМЕНЯЕМОЕ ДЛЯ ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЯ ВОЗДУХА В УОВ, ПРИ ПОПАДАНИИ МОЖЕТ ВЫЗЫВАТЬ ОЖОГИ КОЖНЫХ ПОКРОВОВ И СЕТЧАТКИ ГЛАЗ.