Иноземцев Владимир Григорьевич, Издательство М.: Транспорт, 1987

В книге рассмотрены особенности конструкции и эксплуатации тормозов Управления тормозами грузовых поездов увеличенной массы и длины приведены возможные отказы тормозного оборудования и методы обеспечения безопасности движения поездов в этих случаях. Второе издание вышло в 1986 г. Предназначена для локомотивных бригад и работников вагонного хозяйства. Рекомендована Главным управлением локомотивного хозяйства МПС в качестве пособия при подготовке машинистов локомотивов и их помощников. Заведующий редакцией В.К. Терехов, редактор В.Е. Мельников

Оглавление

Иноземцев Владимир Григорьевич. Тормоза железнодорожного подвижного состава: Вопросы и ответы

1. Повышение массы, длины и скорости движения поездов

1.1. Грузовые поезда
1.2. Пассажирские поезда
1.3. Повышение скорости грузовых и пассажирских поездов

2. Эксплуатация тормозов

2.1. Содержание тормозного оборудования и включение тормозов
2.2. Проверка тормозов на стоянке и в пути следования
2.3. Управление тормозами
2.4. Экстренное торможение
2.5. Эксплуатация тормозов в зимних условиях
2.6. Контроль тормозов по скоростемерным лентам

3. Отказы тормозного оборудования и методы обеспечения безопасности движения при этом

3.1. Самопроизвольный отпуск автотормозов
3.2. Обрыв поезда
3.3. Завышение зарядного давления
3.4. Перекрытие концевых кранов
3.5. Замораживание тормозного оборудования
3.6. Повреждение колесных пар
3.7. Отказы электропневматических тормозов
3.8. Неисправности кранов машиниста и воздухораспределителей

4. Особенности конструкции и работы тормозных приборов и оборудования

4.1. Компрессорная установка
4.2. Краны машиниста и вспомогательного тормоза, воздухораспределители, электронневматические тормоза
4.3. Механическая часть тормоза

5. Эффективность тормозных средств

5.1. Коэффициент сцепления колес с рельсами и расчетное тормозное нажатие тормозных колодок
5.2. Обеспечение безопасности движения поездов при различных расчетных нажатиях тормозных колодок

От автора

Тормоза подвижного состава железных дорог — область транспортной техники, без глубокого знания которой машинист локомотива не может достигнуть профессионального мастерства.

Главная цель настоящей книги оказать машинистам, особенно молодым, начинающим, практическую помощь в правильном управлении автотормозами при ведении поездов. Именно с таких позиций рассматриваются в книге наиболее важные вопросы, относящиеся к вождению поездов повышенной массы и длины, эксплуатации тормозов, теории торможения, конструкции отдельных тормозных приборов и оборудования. Хорошее знание этих материалов необходимо и при сдаче экзаменов на получение права управления локомотивом, а также повышение классности машинистов. Приведенные к наиболее простому виду формулы дают возможность читателю сделать самому необходимые тормозные расчеты.

Книга написана с использованием размерностей единиц физических величин, принятых в Правилах тяговых расчетов.

В соответствии со стандартом СЭВ 1052—78 происходит переход на международную систему единиц физических величин (СИ), в качестве основных единиц в которой используются единица длины — метр (м), времени секунда (с), массы— килограмм (кг). Единица силы в этом случае является производной и определяется как сила, обеспечивающая массе в 1 кг ускорение 1 м/с2. Эта единица силы получила наименование Ньютон (Н) и имеет размерность, вытекающую из второго закона механики (F = ma, где F сила, m масса, а ускорение):

Широко используемая в технике и на транспорте единица силы—килограмм-сила (кгс) равна 9,81 Н и тонна-сила - 9,81 кН. Учитывая, что единицы кгс и тс связаны с Н и кН через постоянный безразмерный коэффициент 9,81, а также что пересчет ряда нормативов МПС (например, тормозных) через коэффициент 9,81 при выражении их в Н вызовет появление дробных значений, неудобных для практического использования (например, расчетное нажатие чугунных тормозных колодок грузового вагона на ось составит на груженом режиме 68,7 Н, на среднем — 49 Н, на порожнем — 34,3 Н), Госстандарт, как исключение, согласовал применение в Правилах тяговых расчетов Международной системы единиц с использованием в качестве единиц силы кгс и тс. В этом случае вес в кгс и тс, определенный по стандартному ускорению силы тяжести g' = 9,81 м/с2 (как известно, ускорение силы тяжести меняется в зависимости от широты и высоты над уровнем моря), численно равен массе в килограммах (кг) и тоннах (т).

Используемые в тяговых и тормозных расчетах удельные силы, т. е. силы, действующие на единицу массы подвижного состава от тяги, торможения, сопротивления движению, уклона пути, имеют размерность килограмм-сила на тонну (кгс/т).

Удельная сила в кгс/т численно равна ускорению от этой силы, выраженному в 10 g. Это вытекает из второго закона механики a = F/M и может быть выведено следующим преобразованием размерностей:

Преобразование размерностей

Удельная тормозная сила определяется обычно через тормозной коэффициент ν. Если принять ν как отношение тормозного нажатия к массе, то b1 = 1000νр φкркгс/т.

В предлагаемой Вашему вниманию книге используются следующие размерности физических величин: длина - метр (м), километр (км), время — секунда (с), минута (мин), час (ч); сила - килограмм-сила (кгс), тонна-сила (тс); масса—килограмм (кг), тонна (т), скорость—м/с, км/ч, площадь—см2, дм2; объем - см3, дм3, м3; давление—кгс/см2.

В определенной мере в книге использованы материалы викторины «Хорошо ли Вы знаете автотормоза?» Организационное руководство викториной осуществлял бывший главный редактор журнала «Электрическая и тепловозная тяга» Алексей Иванович Потемин, а в ее подготовке принимали участие машинисты, присылавшие материалы по эксплуатации тормозного оборудования, а также ведущие спеииалисты-тормозники тт. Крылов В. И., Клыков Е. В., Коврижкин Н. П., Климов Н. Н., Тихонов И. С., Второв А. К., Албегов Н. А., Абашкин И. В., Шарунин А. А., Ясенцев В. Ф., Посмитюха А. А., Крылов В. В. и др.

Книга не является простым собранием ранее опубликованных вопросов и ответов: подавляющая часть материала написана заново (частично или полностью заимствованные из викторин ответы отмечены звездочкой).

В.Г. Иноземцев,
доктор технических наук,
профессор

Кожаная обложка для служебного удостоверения

Абонемент

129.00Бессрочно
Приобрести!
inozemcev-s-1-015

Отказы тормозного оборудования и методы обеспечения безопасности движения при этом

В третьей главе справочника рассмотрены отказы тормозного оборудования и методы обеспечения безопасности движения при этом: самопроизвольный отпуск автотормозов, обрыв поезда, завышение зарядного давления, перекрытие концевых кранов, замораживание тормозного оборудования, повреждение колесных пар, отказы электропневматических тормозов, неисправности кранов машиниста и воздухораспределителей.

Фотографии к справочнику по тормозам

Особенности конструкции и работы тормозных приборов и оборудования

Особенности конструкции и работы тормозных приборов и оборудования: компрессорной установки, крана машиниста и вспомогательного тормоза, воздухораспределителя, электронневматического тормоза, механической части тормоза.

Фотографии к справочнику по тормозам

Эффективность тормозных средств

Коэффициент сцепления колес с рельсами и расчетное тормозное нажатие тормозных колодок определяют эффективность тормозных средств поезда, поэтому важно рассмотреть вопрос об обеспечении безопасности движения поездов при различных расчетных нажатиях тормозных колодок.

Фотографии к справочнику по тормозам

Повышение массы, длины и скорости движения поездов

Повышение весовых норм является одним из приоритетных направлений, позволяющее увеличить провозную способность, повысить эффективность работы железных дорог в рыночных условиях.

Фотографии к справочнику по тормозам

Эксплуатация тормозов

Тормоза подвижного состава должны обладать хорошей управляемостью и действовать надежно в различных условиях эксплуатации. Тормозные системы обязаны обеспечивать плавность торможения, причем замедляющая сила каждой единицы подвижного со­става должна быть пропорциональна ее массе.

Комментарии



Фотографии к справочнику по тормозам

Тормоза железнодорожного подвижного состава: Вопросы и ответы

В книге рассмотрены особенности конструкции и эксплуатации тормозов Управления тормозами грузовых поездов увеличенной массы и длины приведены возможные отказы тормозного оборудования и методы обеспечения безопасности движения поездов в этих случаях. Второе издание вышло в 1986 г. Предназначена для локомотивных бригад и работников вагонного хозяйства. Рекомендована Главным управлением локомотивного хозяйства МПС в качестве пособия при подготовке машинистов локомотивов и их помощников. Заведующий редакцией В.К. Терехов, редактор В.Е. Мельников.

Электропоезд метро

Электропоезда (вагоны) метрополитена

Описание устройства и принципа работы механической части, электрических аппаратов, тяговых двигателей, вспомогательных машин, аппаратуры связи и автоматического регулирования скорости движения вагонов метрополитена.

Электропоезд ЭД6-0001, ЭД4М-0001

Электропоезда постоянного тока

Электропоезд — разновидность моторвагонного подвижного состава, получающего энергию от внешней электрической сети или от собственной аккумуляторной батареи. Электропоезд формируется из моторных и прицепных вагонов. Передний и задний вагоны электропоезда имеют кабины машиниста, в каждой из которых установлен пульт управления. На отечественных железных дорогах, как правило, электропоезда получают энергию от контактной сети электрифицированного участка. На контактно-аккумуляторных электропоездах тяговые двигатели при переходе с электрифицированного участка на неэлектрифицированный переключаются на питание от аккумуляторных батарей. За рубежом существуют электропоезда, работающие только от аккумуляторов. Такие электропоезда формируют из нескольких самоходных аккумуляторных моторных вагонов, имеющих по две кабины управления — так называемые аккумуляторные электромотрисы.

Электропоезд ЭР2

Справочник машиниста электропоезда

В книге приведен справочный материал по конструкции электрического, механического, пневматического и тормозного оборудования, электрическим схемам электросекции СР3 и электропоездов ЭР1, ЭР2, ЭР22 ЭР9 и ЭР9П.

Электропоезда Сапсан и ЭР200

Скоростные и высокоскоростные электропоезда

Развитие скоростного и высокоскоростного движения в РФ — это большое событие в сфере железнодорожного транспорта и жизни страны в целом. Оно представляет собой важный, долгосрочный, стратегический проект. Скоростное движение на участке Санкт-Петербург—Москва открылось 1 марта 1984 г., когда был запущен электропоезд ЭР200, преодолевавший расстояние между городами за 4 ч 59 мин. Начало современному высокоскоростному движению фактически было положено 17 декабря 2009 г., когда в соответствии с указанием Дирекции скоростного сообщения (ДОСС) на направлении Москва—Санкт-Петербург торжественно открылось ежедневное обращение высокоскоростного электропоезда, получившего название «Сапсан». Таким образом, Россия присоединилась к странам, уже имеющим высокоскоростное движение (Германия, Франция, Испания, Италия, Швейцария, Финляндия, Япония, Китай).

Независимая оценка качества Интернет-сайта:

Яркий логотип Интернет-сайта Машинист электропоезда и Эсткор

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

Поддержку Интернет-ресурса осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная компания "Эсткор" (ОГРН: 1205000045700, ИНН/КПП: 5012102260/501201001). Все права защищены.

Обратная связь

мкр. Железнодорожный,
г. Балашиха,
Московская область, 143980