Электропоезд — разновидность моторвагонного подвижного состава, получающего энергию от внешней электрической сети или от собственной аккумуляторной батареи. Электропоезд формируется из моторных и прицепных вагонов. Передний и задний вагоны электропоезда имеют кабины машиниста, в каждой из которых установлен пульт управления. На отечественных железных дорогах, как правило, электропоезда получают энергию от контактной сети электрифицированного участка. На контактно-аккумуляторных электропоездах тяговые двигатели при переходе с электрифицированного участка на неэлектрифицированный переключаются на питание от аккумуляторных батарей. За рубежом существуют электропоезда, работающие только от аккумуляторов. Такие электропоезда формируют из нескольких самоходных аккумуляторных моторных вагонов, имеющих по две кабины управления — так называемые аккумуляторные электромотрисы.

Различают электропоезда постоянного и переменного тока в зависимости от системы электрификации железной дороги. На железных дорогах ряда стран существуют двух- и многосистемные электропоезда. На электропоездах постоянного тока сила тока тяговых двигателей регулируется с помощью пусковых резисторов или тиристорного регулятора, на электропоездах переменного тока — статическим преобразователем. На электропоезда отечественных железных дорог устанавливают коллекторные тяговые электродвигатели постоянного (выпрямленного) тока. На некоторых электропоездах зарубежных железных дорог применяют также однофазные коллекторные и трёхфазные асинхронные двигатели. Для пуска, регулирования скорости и электрического торможения выполняются переключения в силовых цепях с помощью аппаратов, приводимых в действие машинистом или автомашинистом через промежуточные аппараты цепей управления. Для этого используют электронные приборы и аппараты с электромагнитным и электропневматическим приводом. На вагонах электропоезда установлено также вспомогательное оборудование для питания цепей управления, обмоток возбуждения тяговых двигателей при электрическом торможении, подачи сжатого воздуха в тормозную систему, электрического отопления, освещения, автоматического управления дверями и др.

Число и взаимное расположение вагонов в электропоезде на отечественных железных дорогах обозначают буквенными формулами, отражающими композицию и составность. Например, секция из двух крайних моторных вагонов М и одного промежуточного прицепного вагона П имеет композицию М+П+М, составность 2М/П. Например, 10-вагонный электропоезд, состоящий из пяти моторных вагонов и пяти прицепных, из которых у двух прицепных предусмотрены кабины (головные Пг), имеет композицию Пг+М+П+М+П+М+М+П+М+Пг и составность М и П. Группа постоянно сцепленных секций, являющихся частью электропоезда, которая может работать как самостоятельный поезд, образует сцеп. Например, 8-вагонный электропоезд серии ЭР22 составностью М и П из четырёх моторных вагонов с кабинами управления и четырёх прицепных (из четырёх секций Мг+П) имеет два самоходных сцепа одинаковой композиции Мг+П+П+Мг. На пригородных железных дорогах наиболее распространены электропоезда постоянного тока и переменного тока составностью М и П из 10 и 12 вагонов.

Первые пригородные электропоезда на отечественных железных дорогах начали эксплуатироваться в 1926 году (участок Баку—Сабунчи—Сураханы) и в 1929 году (участок Москва—Мытищи). Первый электропоезд метрополитена появился в Москве в 1934 году. До 1941 года вагоны электропоездов строил Мытищинский вагоностроительный завод (механическая часть) и Московский электромашиностроительный завод «Динамо» (электрическая часть). С 1947 года механическая часть пригородных электропоездов строилась Рижским вагоностроительным заводом (РВЗ), электрическая — Рижским электромашиностроительным заводом (РЭЗ). Первый 14-вагонный междугородный электропоезд серии ЭР200, скорость которого достигает 200 км/ч, построен на РВЗ и РЭЗ в 1973 году и эксплуатировался на линии Москва—Петербург.

Головной вагон электропоезда ЭП2Д-002

Электропоезд ЭП2Д

Руководство по эксплуатации предназначено для обслуживающего персонала, производящего осмотры и ремонты в условиях депо при эксплуатации электропоезда ЭП2Д изготовленного в соответствии с комплектом конструкторской документации согласно спецификации 377.00.00.001. Данная книга содержит описание, руководство по эксплуатации и ремонтам механической, пневматической и электрической части электропоезда (ОАО “ДМЗ”).

Описание, эксплуатация, обслуживание и ремонты комплекта электрооборудования АО “РЭЗ” в руководстве по эксплуатации на комплект электрооборудования «ЭП2Д ОТР.460.075». Дополнительно к Руководствам необходимо пользоваться инструкциями по эксплуатации на отдельную аппаратуру, прилагаемыми к формулярам поезда и вагонов, а также действующими Положениями, Инструкциями и Правилами ремонта ОАО «РЖД». Эксплуатационные документы, поставляемые с электропоездом, перечислены в Ведомости эксплуатационных документов. Выполнение требований и указаний данного Руководства по эксплуатации является обязательным при эксплуатации электропоезда.

Электропоезд ЭР2

Электропоезда постоянного тока (ЭР2, ЭР2Т, ЭД2Т, ЭД4, ЭД4М) Б.К. Просвирин

В книге описаны конструкции электропоездов постоянного тока ЭР2, ЭР2Т, ЭД2Т, эксплуатируемых в настоящее время; особенности поезда ЭД4М. Подробно рассмотрены электрические схемы силовых и вспомогательных цепей, цепи управления. Описывается работа механического, пневматического и электрического оборудования. Книга предназначена в качестве учебного пособия для учащихся ПТУ, дорожных технических школ, машинистов. Книгу также можно использовать для технических занятий с локомотивными и ремонтными бригадами в депо.

Электропоезд ЭР2

Электропоезда ЭР2 и ЭР2Р

В книге описаны конструкция механической части, электрическое и тормозное оборудование,  электрические и пневматические схемы электропоездов ЭР2 и ЭР2Р. Указано назначение электрооборудования и блок-контактов. Даны рекомендации по управлению электропоездом, устранению возможных неисправностей, организации технического обслуживания и ремонта. Рассмотрена работа тормозов и локомотивной сигнализации. Отражены вопросы техники безопасности.

Электропоезд ЭР1

Электропоезд ЭР1

В книге приведены основные технические данные типа нового пригородного десятивагонного электропоезда ЭР1 и его оборудования. Описана конструкция механической части, тормозов, пневматического оборудования, тяговых двигателей, вспомогательных машин и аппаратуры, подробно рассмотрены электрические схемы. Книга рассчитана на широкий круг работников электрифицированных железных дорог, связанных с обслуживанием и ремонтом моторвагонного подвижного состава.

Авторы: Барский Моисей Рафаилович, Колесниченко Виталий Онуфриевич, Кастер Ефим Самуилович. Редактор инж. А.И. Ширяев

Электропоезд ЭР2

Электропоезд ЭР2

В книге описаны конструкции механической части электропоезда ЭР2, тяговых двигателей, вспомогательных электрических машин и аппаратов и даны указания по уходу за ними, кузовом и ходовой частью электропоезда.

Приведены электрические и пневматические схемы; показано расположение оборудования; даны основные рекомендации по управлению электропоездом, технике безопасности, по устранению возможных неисправностей механической части и аппаратов.

Книга одобрена Главным управлением локомотивного хозяйства МПС для машинистов и работников, связанных с обслуживанием и ремонтом моторвагонного подвижного состава.

Фотографии к справочнику по тормозам

Тормоза железнодорожного подвижного состава: Вопросы и ответы

Иноземцев Владимир Григорьевич, Издательство М.: Транспорт, 1987

В книге рассмотрены особенности конструкции и эксплуатации тормозов Управления тормозами грузовых поездов увеличенной массы и длины приведены возможные отказы тормозного оборудования и методы обеспечения безопасности движения поездов в этих случаях. Второе издание вышло в 1986 г. Предназначена для локомотивных бригад и работников вагонного хозяйства. Рекомендована Главным управлением локомотивного хозяйства МПС в качестве пособия при подготовке машинистов локомотивов и их помощников. Заведующий редакцией В.К. Терехов, редактор В.Е. Мельников

Электропоезд ЭД6-0001, ЭД4М-0001

Электропоезда постоянного тока

Электропоезд — разновидность моторвагонного подвижного состава, получающего энергию от внешней электрической сети или от собственной аккумуляторной батареи. Электропоезд формируется из моторных и прицепных вагонов. Передний и задний вагоны электропоезда имеют кабины машиниста, в каждой из которых установлен пульт управления. На отечественных железных дорогах, как правило, электропоезда получают энергию от контактной сети электрифицированного участка. На контактно-аккумуляторных электропоездах тяговые двигатели при переходе с электрифицированного участка на неэлектрифицированный переключаются на питание от аккумуляторных батарей. За рубежом существуют электропоезда, работающие только от аккумуляторов. Такие электропоезда формируют из нескольких самоходных аккумуляторных моторных вагонов, имеющих по две кабины управления — так называемые аккумуляторные электромотрисы.

Электропоезд ЭР2

Справочник машиниста электропоезда

В книге приведен справочный материал по конструкции электрического, механического, пневматического и тормозного оборудования, электрическим схемам электросекции СР3 и электропоездов ЭР1, ЭР2, ЭР22 ЭР9 и ЭР9П. Содержатся основные данные по ремонту, обслуживанию и эксплуатации моторвагонного подвижного состава, а также краткие сведения о технике безопасности и противопожарной безопасности.

Справочник рассчитан на машинистов электропоездов и их помощников и может быть полезен для учащихся технических школ, работников железных дорог и заводов, связанных с ремонтом и обслуживанием моторвагонного подвижного состава. Всего в издании 315 рисунков, 120 – таблиц.

Электропоезда Сапсан и ЭР200

Скоростные и высокоскоростные электропоезда

Развитие скоростного и высокоскоростного движения в РФ — это большое событие в сфере железнодорожного транспорта и жизни страны в целом. Оно представляет собой важный, долгосрочный, стратегический проект. Скоростное движение на участке Санкт-Петербург—Москва открылось 1 марта 1984 г., когда был запущен электропоезд ЭР200, преодолевавший расстояние между городами за 4 ч 59 мин. Начало современному высокоскоростному движению фактически было положено 17 декабря 2009 г., когда в соответствии с указанием Дирекции скоростного сообщения (ДОСС) на направлении Москва—Санкт-Петербург торжественно открылось ежедневное обращение высокоскоростного электропоезда, получившего название «Сапсан». Таким образом, Россия присоединилась к странам, уже имеющим высокоскоростное движение (Германия, Франция, Испания, Италия, Швейцария, Финляндия, Япония, Китай).

Логотип Эсткор и сайта etrain.ru

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

Поддержку Интернет-ресурса осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная компания "Эсткор" (ОГРН: 1205000045700, ИНН/КПП: 5012102260/501201001). Все права защищены.

Обратная связь

мкр. Железнодорожный,
г. Балашиха,
Московская область, 143980