Приобрести электронный вариант книги в формате PDF и доступ к закрытой части интернет-сайта для ознакомления с сопутствующей технической документацией можно в нашем Интернет-магазине.

Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Приведение электропоезда Сапсан в рабочее состояние

Процедура приведения поезда в рабочее состояние начинается с включения аккумуляторных батарей (далее АБ) электропоезда, для чего необходимо в одной из кабин машиниста: кратковременно установить импульсный переключатель «Аккумулятор батарея», который располагается в нижней части третичной панели, в положение «Вкл.».

Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Управление тягой ЭВС «Сапсан»

Управление тягой на электропоезде «Сапсан» осуществляется посредством передвижения контроллера тягового усилия, который имеет при передвижении вперед (увеличении тяги) три фиксируемых положения: «0», «F», «F0». Дальнейшее нефиксируемое передвижение контроллера вперед — зона бесступенчатого регулирования тяговых усилий («широкий паз»), которая завершается конечным нефиксируемым положением «Fmax». Данная зона равномерно распределяет в себе значение тяговых усилий, выраженное в процентах, от 0 до 100. Величина тяговых усилий (в процентах) отображается в виде столбцов гистограммы в окне «Основной экран» любого из ИЧМ. Поскольку максимальное значение силы тяги уменьшается с ростом скорости, увеличение процента тяговых усилий не всегда приводит к увеличению самой силы тяги. Так, например, 50 % тяги на скорости 100 км/ч (145 кН) больше 100 % тяги на скорости 200 км/ч (138 кН) (см. рис. 2.1). Теоретически допускается использование даже 100 % тяговых усилий в любых условиях движения, поскольку на ЭВС имеется система контроля боксования; однако, как показывает практика, некоторые условия следования требуют ограничения тяговых усилий машинистом. Установлено, что при боксовании колесной пары восстановление нормального сцепления колеса с рельсом посредством системы контроля (без вмешательства машиниста) происходит за значительно большее время.

Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Управление тормозами высокоскоростного электропоезда Сапсан

Тормозная рукоятка (далее ТР) имеет «0» -положение (поездное) и 10 тормозных положений: 1А, 1В, 2Т, 3Т, 4Т, 5Т, 6Т, 7Т, ПСТ (полное служебное торможение), ЭТ (экстренное торможение) – а также кнопку «Переключение режимов». Существует четыре режима торможения: нормальный режим, пропорциональный режим, режим «Тупиковый путь», режим очистки дисков. Нормальный режим не предполагает использование кнопки переключения режимов вообще (приоритетное использование системой ЭДТ).

Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Использование системы автоматического управления движением и торможением (АУДиТ)

Система АУДиТ предназначена для автоматического поддержания заданной скорости (аналог круиз-контроля). АУДиТ поддерживает заданную скорость вне зависимости от профиля пути, постоянно регулируя тяговые/тормозные токи в пределах от «-100% » (торможение) до «+100 % » (тяга). Задатчик скорости используется для установления требуемой скорости. Контроллер сохраняет свою функцию, как и при управлении в директорном (ручном) режиме. Как правило, система АУДиТ используется при ведении поездов на протяженных участках и существенно упрощает работу машиниста.

Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Система автоведения (автопилот) высокоскоростного поезда Сапсан

Активный режим автопилота требует постоянного контроля со стороны машиниста соблюдения требуемых параметров движения (скорости, своевременности воздействия на тягу и торможение, выполнения графика и т.п.). При невключении (несвоевременном включении) тяги рекомендуется перейти на информационный режим автопилота или отключить его и следовать в директорном (ручном) режиме. В случае неприменения (несвоевременного применения) тормозов автопилотом, а также если машинист считает, что автоматическое торможение недостаточно эффективно (в конкретном случае), необходимо незамедлительно применить торможение при помощи тормозной рукоятки с целью недопущения превышения скорости. После такого вмешательства возобновить автоматическое управление тягой возможно лишь после сброса контроллера тяги в положение «0» с последующей постановкой в положение тяги. При повторении подобных случаев рекомендуется отключение режима активного автопилота и переход на информационный либо директорный (ручной) режим.

Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Общие сведения о высокоскоростном электропоезде Сапсан

Высокоскоростной электропоезд «Velaro RUS» был спроектирован и изготовлен немецким концерном «Siemens AG» на платформе проекта «Velaro», разработанной для испанских железных дорог и примененной также при разработке электропоездов для Китая. Конструктивно поезд состоит из двух тяговых секций, каждая из которых включает в себя пять расположенных по определенной схеме вагонов. Состав тягового оборудования на каждой секции одинаков. Эксплуатируются поезда при 10-вагонной составности. Нумерация мест в вагонах произведена следующим образом: нечетные места расположены у окна, четные — у прохода; места у столиков пронумерованы последовательно; нумерация начинается со стороны вагона, противоположной той, где находится туалет.

Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Эксплуатационные характеристики в режимах тяги и электрического торможения

Для установления эксплуатационных возможностей электропоездов, расчета времени хода и тормозного пути, определения нагрузки на питающую сеть, а также для решения ряда других задач принято использовать таблицы или графики, называемые тяговыми и тормозными характеристиками. Тяговой характеристикой называется зависимость силы тяги на ободе колеса, создаваемой всеми двигателями электропоезда, от скорости движения. Тяговая характеристика определяется как свойствами самих тяговых двигателей, так и особенностями конструкции подвижного состава. Кроме того, на тяговую характеристику всегда накладывается ряд ограничений, работа за пределами которых либо невозможна, либо может привести к повреждению подвижного состава или к аварии.

Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Механическая часть электропоезда ЭВС1 и ЭВС2 Сапсан

В данной главе подробно рассматривается конструкция моторной и не моторной тележки, включая, подвешивание тяговых двигателей, колесные пары, буксовый узел, тяговый редуктор, зубчатая муфта, механическое оборудование фрикционного торможения и обзор некоторых неисправностей компонентов тележек. Сцепные устройства, межвагонный переход и носовая часть головного вагона: неавтоматическая короткая сцепка, межвагонный переход, головная автосцепка, носовая часть головного вагона, обтекатели и сигналы.

Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Электрические машины и трансформаторы электропоезда Сапсан

Электрические машины и трансформаторы электропоезда Сапсан: асинхронные тяговые двигатели «Siemens» модели 1TB2019-1GC02, которые  преобразует электрическую энергию в механическую и  установлены по два на  каждой моторной тележке, на  поездах В2 в вагонах TR T 03 и TR T 08 расположены тяговые трансформаторы EFAT 6745. К вспомогательным машинам относятся, например трехфазный асинхронный двигатель — составная часть компрессорного агрегата VV180-T и является одновременно приводом компрессора и его системы охлаждения.

Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Электрические аппараты и преобразователи высокоскоростного поезда Сапсан

Электрические аппараты и преобразователи высокоскоростного поезда Сапсан размещены на крыше и в подвагонном пространстве электропоезда. На ЭВС «Сапсан» установлены: четыре токоприемника постоянного тока 8WLO 139-6YH47-2 (по два на каждом дроссельном вагоне (02 и 09) на всех типах поездов); два токоприемника переменного тока 8WLO 185-6YH95 (по одному на каждом трансформаторном вагоне (03 и 08) только на поездах двойного питания В2). Для защиты силовых электрических цепей при питании от контактной сети постоянного тока 3 кВ, при коротких замыканиях и перегрузках, а также для оперативных отключений на каждом вагоне DR T (02 и 09) расположено по одному быстродействующему выключателю (БВ) марки UR26 64TCs фирмы «Secheron». Тяговые преобразователи установлены на моторных вагонах односистемных и двухсистемных поездов (вагоны 01, 04, 07, 10) в подвагонном пространстве. Сам преобразователь расположен в тяговом контейнере. Преобразователи подразделяют на однорежимные (установлены на поездах В1) и двухрежимные (установлены на поездах В2).

Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Пневматическая схема высокоскоростного электропоезда Сапсан

В данной главе приводится общее описание тормозной системы: виды применяемого торможения, система управления торможением, модуль резервного управления тормозной магистралью. Электропоезд Сапсан обеспечивается сжатым воздухом при помощи главной и вспомогательной установок снабжения сжатым воздухом. Для управления тормозами на каждом вагоне устанавливаются модули воздухораспределителя и управления стояночным пружинным тормозом, тележки вагонов оборудуются клещевыми механизмами осевого и колёсного дискового тормоза.

Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Бортовые сети собственных нужд электропоезда Сапсан

Основой бортовой сети собственных нужд служат статические преобразователи (инверторы, выпрямители, трансформаторы, преобразователи постоянно-постоянного тока). Применение статических преобразователей комплексно позволяет получить большой спектр систем питания потребителей. На ЭВС «Сапсан» в бортовой цепи собственных нужд используются следующие системы напряжений: трехфазная система переменного тока (U= 440 В, f= 60 Гц; U= 380 В, f = 50 Гц; U = 345 В, f = 47 Гц.), однофазная система переменного тока (U = 230 В, f = 60 Гц; U= 220 В, f= 50 Гц), система постоянного тока (U= 3000 В; U= 110 В; U= 24 В).

Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Приборы и системы безопасности электропоездов ЭВС1 и ЭВС2

На электропоездах Сапсан в качестве основного прибора безопасности используется унифицированное комплексное локомотивное устройство безопасности (КЛУБ-У) с телемеханической системой контроля бодрствования машиниста (ТСКБМ). Так же на электропоезде устанавливается навигационное коммуникационное устройство КУРС-ТС, завершено использование цифрового стандарта связи «Тетра», радиостанция РВС-1-15. Для обеспечения безопасности движения и автоматической остановке (снижения скорости) электропоезда предусмотрены петли безопасности.

Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Внутрисалонное оборудование электропоезда Сапсан

Внутривагонное оборудование разделяется на компоненты кабины управления, блоки управления интегрированными в электропоезд системами и на компоненты расположенные в салонах вагонов, необходимых для поддержания высокого уровня комфорта и удобства пассажиров: кухня и оборудование для хранения и приготовления пищи, санитарное оборудование, современные системы экологически чистых туалетов, система информирования пассажиров (СИП), герметичные одностворчатые двери прислонно-сдвижного типа системы DET-E1 с электрическим приводом австрийской фирмы «IFE».

Электропоезд ЭВС2 Сапсан

Управление электропоездом Сапсан

Управление электропоездом Сапсан начинается с операций по приведению поезда в рабочее состояние. В настоящей главе отдельно описываются способы управления тягой и тормозами электропоезда, использование системы  автоматического управления движением и торможением (АУДиТ) и системы автоведения поезда (автопилот).

Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Заключение

В данном учебном пособии были подробно рассмотрены конструкция и оборудование ЭВС «Сапсан». В настоящее время осуществляется модернизация устройства пассажирских салонов. На базе десятивагонного состава планируется размещение четырех зон комфортнорсти: VIP-класс (вагон SR 01); премиум-класс (вагон SR 01); бизнес-класс (вагон DR 02); туристический класс (остальные вагоны).

Электропоезд ЭВС1 Сапсан

Список литературы

При создании учебного пособия Авторы руководствовались более чем 65 различными источниками информации, среди них: Плакс А.В. Системы управления электрическим подвижным составом: учеб. для вузов ж.-д. трансп. — М.: Маршрут, 2005. Литовченко В.В. 4q-S — четырехквадрантный преобразователь электровозов переменного тока // Известия вузов. Электромеханика. — 2000. — № 3. Правила тяговых расчетов для поездной работы. — М.: Транспорт, 1985. Киреев А.В., Лебедев А.В., Гудков А.Н. Компьютерная модель четырехквадрантного преобразователя для ЭПС // Вестник «ВЭЛНИИ». — Том 53. Бессонов Л.А. Теоретические основы электротехники. Электрические цепи. — М.: Высшая школа, 1996.

Логотип Эсткор и сайта etrain.ru

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

Поддержку Интернет-ресурса осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная компания "Эсткор" (ОГРН: 1205000045700, ИНН/КПП: 5012102260/501201001). Все права защищены.

Обратная связь

мкр. Железнодорожный,
г. Балашиха,
Московская область, 143980