Пневматическая и тормозная системы имеют модульную конструкцию и состоят: из системы пневмоснабжения, тормозного оборудования вагона, тормозного оборудования тележки. В систему пневмоснабжения входит следующее оборудование: безмасляные компрессоры, осушитель, главные воздушные резервуары, вспомогательная установка подачи воздуха.

Система тормозного оборудования вагона включает следующие компоненты:

  • электропневматический модуль управления торможением с микропроцессорным управлением торможением (ВСМ);
  • электрическое устройство ввода значений движения/торможения;
  • клапан быстрой вытяжки воздуха тормозной магистрали;
  • оборудование снабжения тормозной магистрали сжатым воздухом;
  • кран машиниста;
  • микропроцессорная система защиты от юза;
  • электродинамическая тормозная система с тормозным сопротивлением.
Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка» (Desiro ML)

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка» (Desiro ML)

В систему тормозного оборудования тележки входят:

  • клещевые механизмы без пружинного аккумулятора;
  • клещевые механизмы с пружинным аккумулятором;
  • тормозные диски;
  • тормозные накладки.

Приобрести учебное пособие в формате PDF с трехмесячным доступом на закрытую часть Интернет-сайта можно в нашем Интернет-магазине.

 

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Система пневмоснабжения

Сжатый воздух в пятивагонном электропоезде создается двумя безмасляными поршневыми компрессорами, после этого из него удаляется влага в осушителях, затем сжатый воздух под давлением 8,5-10 атм (0,85-1,0 МПа) подается в главные резервуары. Для удобства монтажа и обслуживания компрессоры и осушители воздуха объединены в один модуль (компрессорный модуль), который находится под кузовом вагона D.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Тормозное оборудование вагона

Пневмооборудование управления системой торможения конструктивно объединено в тормозной модуль, который располагается в центре каждого вагона. Тормозной модуль состоит из каркаса, в котором интегрированы главный воздушный резервуар, тормозной воздушный резервуар, запорные краны и пневматическая часть управления системой торможения. Тормозной модуль непосредственно, т.е. без шлангов, подключен к трубопроводу кузова вагона. Проходящая по электропоезду главная питающая магистраль (ПМ) связывает все главные воздушные резервуары и обеспечивает одновременно все потребители воздуха. Другой проходящий воздуховод — тормозная магистраль (ТМ) служит для затравлен ия автоматическим пневматическим тормозом (непрямодействующего типа).

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Виды тормозов

Пневматический фрикционный тормоз состоит из двух независимых подсистем: электропневматического тормоза прямодействующего типа (включающего автоматический электропневматический тормоз петли безопасности), автоматического пневматического тормоза непрямодействующего типа. Обеспечение сжатым воздухом пневматических тормозов в вагоне осуществляется посредством воздушного резервуара В08, который заполняется из ПМ через фильтр В07 и через обратный клапан В10.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Функции тормозов

Служебное торможение — это торможение, которое в штатном режиме замедляет поезд. Управление торможением осуществляет машинист посредством контроллера движения/торможения, с помощью которого тормозное усилие может бесступенчато регулироваться до максимального уровня: оно изменяется «пропорционально» наклону рукоятки контроллера. Экстренное торможение замедляет электропоезд с максимальным тормозным усилием. При этом применяются автоматический пневматический тормоз, а также автоматический электропневматический тормоз. Так же, как и служебное торможение, экстренное торможение корректируется в зависимости от загрузки.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Парковочный тормоз

Поезд в состоянии загрузки должен удерживаться на уклоне 45 ‰. После остановки в тормозных цилиндрах создается С-давление, а давление отпуска снижается до двойного обратного клапана В02.28 посредством управления импульсного клапана В02.23 во время стоянки. Таким образом достигается автоматическое и независимое от элементов управления включение стояночных пружинных тормозов при потере давления в резервуаре В08 и падающем вследствие этого давлении тормозных цилиндров. Парковочный тормоз в результате не подвергается износу, так как происходит полная остановка поезда.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Режим буксировки и режим чистки

При полном выходе из строя тягового оборудования поезд может буксироваться другим поездом такого же типа без технических ограничений тормозной системы. В этом случае торможение происходит как обычно с помощью электропневматического тормоза. В распоряжении находится вся пневматическая тормозная мощность. При буксировке посредством однопроводной тормозной системы, только со сцепленной тормозной магистралью, возможны ограничения в работе, например необходимо задействовать аварийные рессоры или уменьшить максимальную скорость.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Отключение тормозного усилия с помощью тормозной магистрали

При превышении давления в тормозной магистрали более значения около 4,3 атм (0,43 МПа) автоматически происходит отключение тормозного усилия электропоезда.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Пассажирский стоп-кран

В каждом вагоне имеются устройства электрической системы пассажирского аварийного торможения — три пассажирских стоп-крана N01. Если краны приводят в действие, открывается петля пассажирского стоп-крана, которая действует на петлю экстренного торможения. Машинист электропоезда может шунтировать требуемый пассажирский стоп-кран.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Защита от юза

Пневматическая защита от юза выполняется на колесных парах выборочно. Она активна при всех видах торможения. Благодаря непосредственному токообеспечению от аккумуляторной бортовой сети работа БУТС гарантируется даже при неработающем поезде, поэтому даже во время буксировки поезд защищен от юза. Клапаны защиты от юза располагаются как можно ближе к тормозным цилиндрам. Для ухода за батареей необходимо заменить вычислитель защиты от юза примерно через 10 мин при появлении следующих условий в спящем режиме: давление ТМ менее 2,5 атм (0,25 МПа), петля экстренного торможения открыта, батарея «Стандарт» отключена, нет связи с многофункциональной поездной шиной, отсутствие сигналов о числе оборотов.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Диагностика

Детальная диагностика осуществляется посредством кодов ошибок в системе управления тормозами. Сообщения о неполадках отображаются на дисплее непосредственно и без вмешательства машиниста. Например, диагностируются такие случаи: общая неполадка системы пневматического тормоза. Это неполадка, которая может быть установлена с помощью верификации и корректировки сигналов и состояний, например, поступают различные сигналы переключателей давления или сенсоров, хотя они должны быть одинаковыми, либо наоборот, неполадки в электропневматической тормозной системе.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Управление и индикация

В кабине в распоряжении машиниста находятся информационные и сигнальные указатели для контроля безупречного функционирования пневматической и тормозной систем. Большинство индикаторов отображаются на дисплее, другая информация поступает с помощью световых индикаторов. На дисплее также отображается готовность к эксплуатации или неисправность сервисных и парковочных тормозов и их реакция на команды включения и отпускания. Кроме того, на дисплее индицируется срабатывание аварийного тормоза после приведения в действие пассажирского стоп-крана, срабатывание защиты от юза и состояние пневмоподвески загрузки.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Блок управления тормозами

Электропоезд является наименьшей единицей, т.е. один движущийся вагон не рассматривается. ЦБУ, осуществляющий общие задачи управления, выполнен избыточным. Функции управления приводом принимает на себя блок управления приводом (БУП) соответствующего головного вагона. Каждый вагон имеет один блок управления тормозной системой (БУТС), в котором интегрированы три функции:

центрального блока управления тормозами (головной вагон);
сегментного блока управления тормозами (головной вагон);
локального блока управления тормозами.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Оборудование тележек

Все тележки оснащены цельными колесными тормозными дисками с внутренней вентиляцией и центровкой СОТ Сила тормозной колодки действует посредством компактных колесных клещевых механизмов С05, которые оборудованы тормозными цилиндрами. Подача сжатого воздуха тормозных цилиндров происходит по шланговым соединениям В16 от кузова вагона к тележке. Имеется самостоятельное регулировочное устройство тормозных накладок.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Обеспечение сжатым воздухом

Давление питающей магистрали составляет 8-10 атм (0,80-0,1 МПа). Пневматическая система снабжена предохранительным клапаном с устанавливаемым давлением 10,5 атм (1,05 МПа) (±3 % при температуре выше -30 °С и +6/-3 % при температуре от -30 до -50 °С). Пневматическая система снабжает воздухом следующие потребители: пневмоподвеску (два сильфона на тележку, двухточечное управление), устройство смазки бандажей, тифон (гудок), туалет, пантограф, автоматическую тяговую сцепку головных вагонов.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Контроллер движения/торможения

Контроллер движения/торможения имеет четыре положения: «Движение», положение «Ноль», «Служебный тормоз» и «Экстренный тормоз». Положения «Ноль» и «Экстренный тормоз» разграничены, поэтому для переключения контроллера нужно преодолеть ощутимое сопротивление.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Модуль воздухораспределителя (В54)

Модуль воздухораспределителя преобразует давление ПМ в зависимости от давления в ТМ в управляющее давление для тормозных цилиндров. Устройство представляет собой комбинацию пневматических и электропневматических устройств, функционально объединенных на одной несущей пластине. Основными частями модуля являются вышеупомянутая несущая пластина и воздухораспределитель. Пневматическое соединение между модулем и пневматической системой подвижного состава осуществляются посредством трубопроводов. Несущая пластина включает все каналы сжатого воздуха и отверстия, необходимые для взаимодействия отдельных компонентов. На задней стенке несущей пластины расположены все патрубки сжатого воздуха.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Вспомогательная установка снабжения сжатым воздухом

Вспомогательная установка снабжения сжатым воздухом представляет собой компактное самонесущее устройство, основными компонентами которого являются: вспомогательный компрессорный агрегат V10-T с двигателем постоянного тока, напорный резервуар (25л), устройства управления и контроля. Компоненты монтированы на жесткой раме и защищены кожухом.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Пневматический кран машиниста В32 (тормозной контроллер FBS1-9-SB2-DA)

Устройство предназначено для позиционно-зависимого управления автоматическим пневматическим тормозом непрямого действия со ступенчатым отпуском. Используется в качестве резервного тормозного крана машиниста. Тормозной контроллер (В32) (рис. 8.23) активируется после ввода в действие рычага управления (становится возможным переключение контроллера). Имеется 12 положений, они показаны на табличке тормозного контроллера, в том числе: положение FU (рычаг зафиксирован): отпускной толчок (отпуск), положение F (рычаг зафиксирован): положение движения (поездное), положение 1А—7Т (рычаг зафиксирован): различные ступени торможения, положение VB (рычаг зафиксирован): положение полного служебного торможения, положение SB (рычаг зафиксирован): положение экстренного торможения.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Общие сведения

Электропоезда ЭС1 предназначены для пригородных перевозок пассажиров на железных дорогах РФ с конструкционной скоростью 160 км/ч и максимальной скоростью в эксплуатации 160 км/ч; остановки могут осуществляться на станциях, оборудованных как высокими, так и низкими платформами. «Desiro RUS» исполняются как пятивагонные электропоезда с распределенной тяговой мощностью. Кузова вагонов изготовляют из алюминия.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Механическая часть электропоезда ЭС1 Ласточка

Механическая часть электропоезда Ласточка состоит из цельнонесущего кузова вагона, элементы которого воспринимают нагрузки от внутривагонного, крышевого и подкузовного оборудования, а также нагрузки, возникающие при движении электропоезда; тележек, которые воспринимают тяговые и тормозные усилия, боковые, горизонтальные и вертикальные силы при прохождении неровностей пути и передает их на раму кузова; колёсных пар, которые направляют электропоезд по рельсовому пути, передают тормозную силу при торможении, воспринимает статические и динамические нагрузки, возникающие между рельсом и колесом; буксового узла, который передает от массы вагона электропоезда на ось колесной пары вертикальные нагрузки, а от колесных пар на раму тележки — боковые и горизонтальные усилия, усилия торможения, а также усилия тяги.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка» (Desiro ML)

Электрические машины и трансформаторы электропоезда ЭС1 Ласточка

Главный трансформатор предназначен для понижения напряжения контактной сети переменного тока 25 кВ 50 Гц до уровня, приемлемого для использования на электропоезде. Главный трансформатор установлен в подвагонном пространстве вагонов С и Е в специальном контейнере, на электропоезде так же устанавливаются понижающие трансформаторы, которые необходимы для питания розеток салонов и кабины управления напряжением 220 В переменного тока. Для ограничения электромагнитного воздействия электрооборудования поезда на контактную сеть, выполнения требований по допустимым токам помех, а также по входному импедансу поезда в режиме его эксплуатации на постоянном токе служит сетевой LC-фильтр. Электропоезд «Ласточка» оборудован асинхронными трехфазными самовентилируемыми тяговыми электродвигателями с короткозамкнутой обмоткой ротора типа 1ТВ2216. Тяговыми двигателями оснащены все оси вагонов А и В.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Силовые электрические аппараты электропоезда ЭС1 Ласточка

Напряжение из контактной сети на каждой половине электропоезда поступает через токоприемник (SA) к переключателю рода тока (SU). Каждый из токоприемников электропоезда подключен к системе датчиков, которая состоит из последовательно соединенных датчиков сетевого напряжения (OSpW) и определителя рода тока (SE). Считанные сигналы обрабатываются в блоке управления приводом. Задача системы определения рода тока — установить, каково напряжение в контактной сети (=3 кВ или ~25 кВ), если в настоящий момент оно неизвестно.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Силовая схема электропоезда

Тяговая установка электропоезда включает две идентичные тяговые секции. Каждая из тяговых секций состоит из одного головного вагона и одного вагона С или Е. В немоторном вагоне D расположены два компрессорных агрегата для питания потребителей поезда сжатым воздухом. Тяговые преобразователи поезда находятся в головных вагонах. Каждый тяговый преобразователь питает попарно четыре асинхронных тяговых двигателя моторного вагона. Попарное питание (каждая тележка — от своего преобразователя) увеличивает возможности резервирования электрооборудования в случае выхода его из строя.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Бортовая сеть собственных нужд электропоезда ЭС1 Ласточка

Чтобы облегчить техническое обслуживание в процессе эксплуатации, необходимо обеспечить возможность быстрой замены узлов, предохранителей, модулей и вставных блоков без специальных инструментов. Для этого все компоненты бортовой сети обладают следующими качествами: модульная конструкция, легкая доступность и заменяемость узлов, чаще выходящих из строя (доступ к данным узлам в подвагонном пространстве осуществляется посредством боковых крышек), возможность проведения сервисного обслуживания без демонтажа оборудования, легкая доступность измерительных и заземляющих точек, кабели проложены таким образом, что они не мешают демонтажу компонентов, все предохранители находятся за сервисными крышками и легко доступны, электрические узлы и штекерные соединения устроены так, что при техническом обслуживании исключено неправильное подсоединение.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Конфигурация системы управления электропоезда ЭС1 Ласточка

На электропоездах «Ласточка» установлена система управления SIBAS 32 (Siemens Bahn-Automatisierungs-System — система автоматизации железнодорожного транспорта компании «Сименс»), Она осуществляет все функции управления, контроля и диагностики в поезде и состоит из подсистем, распределенных по вагонам. Передача данных реализуется посредством поездной сети связи (Train Communication Network — TCN). Энергоснабжение системы управления производится от бортовой сети постоянного тока 110 В. В вагонах С и Е находится по одному центральному блоку управления (ЦБУ). В качестве ЦБУ используется стандартный блок управления типа STDZSG 34V2. ЦБУ построен на базе микропроцессоров и микроконтроллеров. Он располагается в контейнере подвагонного оборудования на стандартизированном модульном носителе с выдвижными модулями.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Автоматические тормоза электропоезда ЭС1 Ласточка

Пневматическая и тормозная системы имеют модульную конструкцию и состоят: из системы пневмоснабжения, тормозного оборудования вагона, тормозного оборудования тележки. В систему пневмоснабжения входит следующее оборудование: безмасляные компрессоры, осушитель, главные воздушные резервуары, вспомогательная установка подачи воздуха. Система тормозного оборудования вагона включает следующие компоненты: электропневматический модуль управления торможением с микропроцессорным управлением торможением (ВСМ), электрическое устройство ввода значений движения/торможения, клапан быстрой вытяжки воздуха тормозной магистрали, оборудование снабжения тормозной магистрали сжатым воздухом, кран машиниста, микропроцессорная система защиты от юза, электродинамическая тормозная система с тормозным сопротивлением.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Вспомогательные системы электропоезда «Ласточка»

В данной главе рассмотрено оборудование вспомогательных систем, отвечающих за комфорт пассажиров, их безопасность, а также системы, обеспечивающие поездную связь.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка» (Desiro ML)

Эксплуатация электропоезда ЭС1 Ласточка

Управление (эксплуатация) электропоезда начинается с визуального осмотра, во время которого необходимо убедится, что все подвагонные ящики с высоковольтным оборудованием, ящики с оборудованием на 380 В закрыты,  ключи от них размещены в свою очередь в специальном ящике, схема заземления разобрана и находится в штатном состоянии (если хотя бы один из ключей будет отсутствовать, невозможно будет разобрать заземление, соответственно, поезд нельзя завести). приведения электропоезда в рабочее состояние. Локомотивная бригада осуществляет пуск и торможение электропоезда одним из следующих способов: служебное торможение, экстренное торможение, принудительное торможение, аварийное торможение, торможение пассажирским стоп-краном, торможение стояночным пружинным тормозом, управляет системами электропоезда и следит за их состоянием.

Логотип Эсткор и сайта etrain.ru

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

Поддержку Интернет-ресурса осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная компания "Эсткор" (ОГРН: 1205000045700, ИНН/КПП: 5012102260/501201001). Все права защищены.

Обратная связь

мкр. Железнодорожный,
г. Балашиха,
Московская область, 143980