Приобрести учебное пособие в формате PDF с трехмесячным доступом на закрытую часть Интернет-сайта можно в нашем Интернет-магазине.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Крышевое высоковольтное оборудование

Напряжение из контактной сети на каждой половине электропоезда поступает через токоприемник (SA) к переключателю рода тока (SU). Каждый из токоприемников электропоезда подключен к системе датчиков, которая состоит из последовательно соединенных датчиков сетевого напряжения (OSpW) и определителя рода тока (SE). Считанные сигналы обрабатываются в блоке управления приводом. Задача системы определения рода тока — установить, каково напряжение в контактной сети (=3 кВ или ~25 кВ), если в настоящий момент оно неизвестно.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Токоприемник (SA)

Токоприемник имеет асимметричную конструкцию и предназначен для работы как на постоянном, так и на переменном токе. В основании рамы, закрепленной на полимерных опорных изоляторах, находится пневматический привод сильфона для подъема токоприемника. Опускание токоприемника осуществляется за счет собственного веса после выпуска воздуха из пневматического сильфона. Шарнирно соединенный верхний рычаг несет на себе полоз с контактными вставками и рогообразными скосами. Ниже приведены технические данные токоприемника.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Переключатель рода тока (SU)

Cиловой переключатель рода тока с пневматическим приводом крышевого исполнения. Контактный нож переключателя соединен с изолятором, второй конец которого в свою очередь соединен с приводным валом пневмопривода. С нижней стороны плиты приводной вал связан с низковольтными кулачковыми контактами.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Заземлитель постоянного тока (DC-ES)

Монтаж заземляющего выключателя постоянного тока выполняется на металлической плите, на которой установлены основные функциональные узлы разъединителя: изоляторы неподвижных контактов и подвижного ножа, группа низковольтных блок-контактов, разъем низковольтных цепей, система блокировки, рычаг. Подвижный контакт заземлителя электрически соединен с корпусом вагона, неподвижные контакты установлены на изоляторах. Один из неподвижных контактов соединен с контактом «+» БВ, второй неподвижный контакт — с контактом «—» БВ.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Разъединитель крышевой проводки переменного тока (DLTR)

С помощью разъединителя крышевой проводки возможно отключение неисправной части высоковольтной установки переменного тока. Разъединитель представляет собой однополюсный выключатель с пневмоприводом. Изоляция с вагоном обеспечивается силиконовыми изоляторами. С помощью опорной плиты разъединитель устанавливается в соответствующий вырез на крыше вагона. Контактный нож разъединителя поворачивается с помощью пневматического привода. Поступательное движение цилиндра передается на вал кривошипно-шатунным механизмом. Вал соединяется с изолятором, а изолятор — с контактным ножом разъединителя. С нижней стороны плиты приводной вал, подключенный к четырем дисковым кулачкам, управляет восемью низковольтными блок-контактами.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Определитель системы напряжения (SE)

По сути, определитель системы напряжения — это измерительный трансформатор с двумя вторичными обмотками, а устройство распознавания системы напряжений — это схема, подключенная к одной из этих обмоток.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Разрядники постоянного (DC-USpA) и переменного (AC-USpA) тока

На электропоезде «Ласточка» установлены разрядники постоянного тока DC-USpA (по одному на тяговую секцию) и разрядники переменного тока AC-USpA (по два на тяговую секцию). Разрядник постоянного тока DC-USpA предназначен для защиты электрооборудования от перенапряжений и устанавливается рядом с блоком постоянного тока Modbox, в котором находится БВ. Разрядники переменного тока размещены следующим образом: один — параллельно токоприемнику для защиты от перенапряжений, которые через контактный провод могут оказать влияние на электропоезд (например, вызванные ударом молнии); один — перед первичной обмоткой тягового трансформатора для защиты его от недопустимо больших коммутационных перенапряжений.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Датчики тока

Для измерения токов в силовой схеме электропоезда применяются датчики тока, которые одновременно обеспечивают гальваническую развязку высоковольтных и низковольтных цепей. По принципу работы датчик представляет собой тороидальный измерительный трансформатор тока.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Тормозной резистор (RB)

В случае если контактная сеть во время рекуперативного торможения не способна принимать тормозные токи, тормозной резистор с помощью импульсного регулятора, расположенного в контейнере тягового преобразователя, подключается к конденсаторам промежуточного контура. Тормозной регулятор является также защитой от динамических перенапряжений на конденсаторах промежуточного контура. На электропоезде установлены четыре тормозных резистора типа DT51324, которые размещаются попарно на крыше электропоезда.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Дроссель сетевого фильтра (LF)

Дроссель сетевого фильтра типа ZFAT 5836 предназначен для соблюдения требований по допустимой помехозащищенности на линии СЦБ и связи при работе электропоезда на постоянном токе, а также для повышения входного импеданса электрического тягового оборудования. Он представляет собой дроссель с магнитопроводом, не имеющим магнитной связи с другими компонентами. Дроссель сетевого фильтра размещается в кожухе тягового преобразователя и принудительно охлаждается минеральным маслом. Сердечник дросселя состоит из нескольких пакетов пластин, разделенных воздушными зазорами и соединенных между собой хомутами, замыкающими магнитный контур.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Быстродействующий выключатель (DC-HC)

Для защиты силовых электрических цепей при питании от контактной сети постоянного тока 3 кВ во время коротких замыканий и перегрузок, а также для оперативных отключений на крышах вагонов С и Е расположено по одному быстродействующему выключателю (БВ) марки UR26-64 фирмы «Сешерон». Быстродействующий выключатель расположен в модульном блоке постоянного тока Modbox, в котором объединены несколько устройств постоянного тока. Для исключения попадания внутрь блока воды, снега и пыли между крышкой и корпусом предусмотрено резиновое уплотнение, а связь с атмосферой для деионизации воздуха внутри блока осуществляется через воздушный фильтр.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Главный выключатель (АС-НС)

Для защиты электрических цепей при питании от сети переменного тока, при коротких замыканиях и перегрузках, а также для оперативных отключений на крышах вагонов С и Е расположено по одному главному выключателю (ГВ) марки MACS фирмы «Сешерон». Ниже приведены его основные технические характеристики. ГВ сконструирован в качестве однополюсного вакуумного выключателя для крышевого монтажа с электрическим пружинным приводом и камерой вакуумного выключателя. Он состоит из плиты основания, привода и вакуумной камеры. Снаружи выключатель оборудован изоляторами. Зоны высокого и низкого напряжения разделены плитой основания с исполнительным механизмом.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Общие сведения

Электропоезда ЭС1 предназначены для пригородных перевозок пассажиров на железных дорогах РФ с конструкционной скоростью 160 км/ч и максимальной скоростью в эксплуатации 160 км/ч; остановки могут осуществляться на станциях, оборудованных как высокими, так и низкими платформами. «Desiro RUS» исполняются как пятивагонные электропоезда с распределенной тяговой мощностью. Кузова вагонов изготовляют из алюминия.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Механическая часть электропоезда ЭС1 Ласточка

Механическая часть электропоезда Ласточка состоит из цельнонесущего кузова вагона, элементы которого воспринимают нагрузки от внутривагонного, крышевого и подкузовного оборудования, а также нагрузки, возникающие при движении электропоезда; тележек, которые воспринимают тяговые и тормозные усилия, боковые, горизонтальные и вертикальные силы при прохождении неровностей пути и передает их на раму кузова; колёсных пар, которые направляют электропоезд по рельсовому пути, передают тормозную силу при торможении, воспринимает статические и динамические нагрузки, возникающие между рельсом и колесом; буксового узла, который передает от массы вагона электропоезда на ось колесной пары вертикальные нагрузки, а от колесных пар на раму тележки — боковые и горизонтальные усилия, усилия торможения, а также усилия тяги.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка» (Desiro ML)

Электрические машины и трансформаторы электропоезда ЭС1 Ласточка

Главный трансформатор предназначен для понижения напряжения контактной сети переменного тока 25 кВ 50 Гц до уровня, приемлемого для использования на электропоезде. Главный трансформатор установлен в подвагонном пространстве вагонов С и Е в специальном контейнере, на электропоезде так же устанавливаются понижающие трансформаторы, которые необходимы для питания розеток салонов и кабины управления напряжением 220 В переменного тока. Для ограничения электромагнитного воздействия электрооборудования поезда на контактную сеть, выполнения требований по допустимым токам помех, а также по входному импедансу поезда в режиме его эксплуатации на постоянном токе служит сетевой LC-фильтр. Электропоезд «Ласточка» оборудован асинхронными трехфазными самовентилируемыми тяговыми электродвигателями с короткозамкнутой обмоткой ротора типа 1ТВ2216. Тяговыми двигателями оснащены все оси вагонов А и В.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Силовые электрические аппараты электропоезда ЭС1 Ласточка

Напряжение из контактной сети на каждой половине электропоезда поступает через токоприемник (SA) к переключателю рода тока (SU). Каждый из токоприемников электропоезда подключен к системе датчиков, которая состоит из последовательно соединенных датчиков сетевого напряжения (OSpW) и определителя рода тока (SE). Считанные сигналы обрабатываются в блоке управления приводом. Задача системы определения рода тока — установить, каково напряжение в контактной сети (=3 кВ или ~25 кВ), если в настоящий момент оно неизвестно.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Силовая схема электропоезда

Тяговая установка электропоезда включает две идентичные тяговые секции. Каждая из тяговых секций состоит из одного головного вагона и одного вагона С или Е. В немоторном вагоне D расположены два компрессорных агрегата для питания потребителей поезда сжатым воздухом. Тяговые преобразователи поезда находятся в головных вагонах. Каждый тяговый преобразователь питает попарно четыре асинхронных тяговых двигателя моторного вагона. Попарное питание (каждая тележка — от своего преобразователя) увеличивает возможности резервирования электрооборудования в случае выхода его из строя.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Бортовая сеть собственных нужд электропоезда ЭС1 Ласточка

Чтобы облегчить техническое обслуживание в процессе эксплуатации, необходимо обеспечить возможность быстрой замены узлов, предохранителей, модулей и вставных блоков без специальных инструментов. Для этого все компоненты бортовой сети обладают следующими качествами: модульная конструкция, легкая доступность и заменяемость узлов, чаще выходящих из строя (доступ к данным узлам в подвагонном пространстве осуществляется посредством боковых крышек), возможность проведения сервисного обслуживания без демонтажа оборудования, легкая доступность измерительных и заземляющих точек, кабели проложены таким образом, что они не мешают демонтажу компонентов, все предохранители находятся за сервисными крышками и легко доступны, электрические узлы и штекерные соединения устроены так, что при техническом обслуживании исключено неправильное подсоединение.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Конфигурация системы управления электропоезда ЭС1 Ласточка

На электропоездах «Ласточка» установлена система управления SIBAS 32 (Siemens Bahn-Automatisierungs-System — система автоматизации железнодорожного транспорта компании «Сименс»), Она осуществляет все функции управления, контроля и диагностики в поезде и состоит из подсистем, распределенных по вагонам. Передача данных реализуется посредством поездной сети связи (Train Communication Network — TCN). Энергоснабжение системы управления производится от бортовой сети постоянного тока 110 В. В вагонах С и Е находится по одному центральному блоку управления (ЦБУ). В качестве ЦБУ используется стандартный блок управления типа STDZSG 34V2. ЦБУ построен на базе микропроцессоров и микроконтроллеров. Он располагается в контейнере подвагонного оборудования на стандартизированном модульном носителе с выдвижными модулями.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Автоматические тормоза электропоезда ЭС1 Ласточка

Пневматическая и тормозная системы имеют модульную конструкцию и состоят: из системы пневмоснабжения, тормозного оборудования вагона, тормозного оборудования тележки. В систему пневмоснабжения входит следующее оборудование: безмасляные компрессоры, осушитель, главные воздушные резервуары, вспомогательная установка подачи воздуха. Система тормозного оборудования вагона включает следующие компоненты: электропневматический модуль управления торможением с микропроцессорным управлением торможением (ВСМ), электрическое устройство ввода значений движения/торможения, клапан быстрой вытяжки воздуха тормозной магистрали, оборудование снабжения тормозной магистрали сжатым воздухом, кран машиниста, микропроцессорная система защиты от юза, электродинамическая тормозная система с тормозным сопротивлением.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Вспомогательные системы электропоезда «Ласточка»

В данной главе рассмотрено оборудование вспомогательных систем, отвечающих за комфорт пассажиров, их безопасность, а также системы, обеспечивающие поездную связь.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка» (Desiro ML)

Эксплуатация электропоезда ЭС1 Ласточка

Управление (эксплуатация) электропоезда начинается с визуального осмотра, во время которого необходимо убедится, что все подвагонные ящики с высоковольтным оборудованием, ящики с оборудованием на 380 В закрыты,  ключи от них размещены в свою очередь в специальном ящике, схема заземления разобрана и находится в штатном состоянии (если хотя бы один из ключей будет отсутствовать, невозможно будет разобрать заземление, соответственно, поезд нельзя завести). приведения электропоезда в рабочее состояние. Локомотивная бригада осуществляет пуск и торможение электропоезда одним из следующих способов: служебное торможение, экстренное торможение, принудительное торможение, аварийное торможение, торможение пассажирским стоп-краном, торможение стояночным пружинным тормозом, управляет системами электропоезда и следит за их состоянием.

Логотип Эсткор и сайта etrain.ru

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

Поддержку Интернет-ресурса осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная компания "Эсткор" (ОГРН: 1205000045700, ИНН/КПП: 5012102260/501201001). Все права защищены.

Обратная связь

мкр. Железнодорожный,
г. Балашиха,
Московская область, 143980