В книге приведены основные технические данные типа нового пригородного десятивагонного электропоезда ЭР1 и его оборудования. Описана конструкция механической части, тормозов, пневматического оборудования, тяговых двигателей, вспомогательных машин и аппаратуры, подробно рассмотрены электрические схемы. Книга рассчитана на широкий круг работников электрифицированных железных дорог, связанных с обслуживанием и ремонтом моторвагонного подвижного состава.

Авторы: Барский Моисей Рафаилович, Колесниченко Виталий Онуфриевич, Кастер Ефим Самуилович. Редактор инж. А.И. Ширяев

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
Москва 1958

Электропоезд ЭР1

От авторов

В соответствии с Генеральным планом электрификации железных дорог, принятым в начале 1956 г. Центральным Комитетом Коммунистической партии Советского Союза, в течение 15 лет должно быть электрифицировано 40 тыс. км железнодорожных линий, в том числе значительно расширена электрификация пригородных участков промышленных центров страны.

Контрольными цифрами развития народного хозяйства СССР на 1959—1965 годы, изложенными в тезисах доклада товарища Н. С. Хрущева на XXI съезде КПСС, предусматривается, что наряду с дальнейшей электрификацией промышленности в течение семилетия будут электрифицированы железные дороги протяженностью примерно 20 тыс. км.

Для обслуживания непрерывно развивающихся пригородных электрифицированных линий социалистическая промышленность строит новый, более совершенный подвижной состав.

Моторвагонная секция Ср3, спроектированная в 1946 г. и модернизированная в 1952 г., является в настоящее время основным типом подвижного состава для пригородного и местного сообщения на электрифицированных участках постоянного тока железных дорог СССР. Однако эта секция по своим основным параметрам не вполне удовлетворяет возросшим эксплуатационным требованиям некоторых пригородных участков. Поэтому в 1957 г. было выпущено пять опытных электропоездов типа ЭР1 (электропоезд рижский — первый). Выпуск установочной партии электропоездов ЭР1, описываемых в настоящей книге, начат со второй половины 1958 г. В конструкцию поездов этой партии внесен ряд изменений по сравнению с опытными поездами.

Для облегчения изучения конструкции поезда описание в книге ведется в сравнении с хорошо известными моторвагонными секциями серии Ср3. При этом основное внимание уделено новым типам оборудования, не применявшимся ранее на моторвагонных секциях.

Электрические схемы в книге выполнены по общепринятым в электрической тяге обозначениям.

Главы I, V — VIII написаны канд. техн. наук М. Р. Барским, главы II, III, IX и X—инж. В. О. Колесниченко, глава IV — инж, Е. С. Кастером.

Авторы приносят благодарность инженерам завода РЭЗ Б. Л. Котову, Г. П. Лалетину, Л. И. Думешу, Л. Г. Залесскому, Л. Г. Вольпер и Г. В. Шерман за помощь, оказанную в составлении графического материала и проверке рукописи.

Электропоезд ЭР1

Общие сведения

Моторвагонный поезд ЭР1 производства Рижского вагоностроительного завода (РВЗ) и Рижского электромашиностроительного завода (РЭЗ) совместно с заводом Динамо им. С. М. Кирова предназначен для пригородного и местного сообщения на электрифицированных участках постоянного тока.

Электропоезд ЭР1

Кузов и внутреннее устройство вагона

Пол вагона из столярных плит толщиной 25 мм уложен на каркас из продольных и поперечных деревянных брусьев, прикрепленных к металлическому полу. Между металлическим полом и деревянным настилом уложены термоизоляционные пакеты из миноры. Сверху пол покрыт линолеумом. В полу моторного вагона имеются люки для осмотра и ухода за двигателями, кулачковой муфтой и редуктором. Вдоль боковых стен вагона под сиденьями в полу имеются люки, предназначенные для осмотра желобов с проводами.

Электропоезд ЭР1

Тележки и привод колесных пар

Рычажная тормозная система на вагоне выполнена с двусторонним нажатием колодок на колесо. Средние тормозные башмаки подвешены к раме тележки на вертикальных массивных подвесках. Крутящий момент в подвесках, возникающий из-за консольного приложения усилия торможения к башмаку, ввиду большой жесткости подвески не влияет на нормальную работу тормоза.

Электропоезд ЭР1

Тяговые двигатели и вспомогательные машины

Ежегодно один из двигателей серийного заводского выпуска подвергается типовым испытаниям, при которых повторяют контрольные испытания, а также проверяют рабочие характеристики, определяют потери и к. п. д., нагрев в длительном режиме, зону безыскровой коммутации и др.

Электропоезд ЭР1

Особенности электрической схемы и аппаратуры

Электропоезд ЭР1 имеет силовую схему и ряд узлов схемы управления, в основном аналогичные электросекциям СР3. В то же время электрическое оборудование поезда имеет и ряд существенных отличий. Для облегчения изучения оборудования нового поезда в данной главе кратко рассмотрены наиболее существенные отличия электрооборудования поезда ЭР1 по сравнению с секциями СР3.

Электропоезд ЭР1

Расположение оборудования

Все основное электрическое и пневматическое оборудование расположено под кузовами вагонов, некоторые аппараты размещены в служебных помещениях внутри вагонов и на крыше моторного вагона.

Электропоезд ЭР1

Аппараты силовой цепи

Кулачковые контакторы типа КЭ-4Д установлены на силовом контроллере и реверсивном переключателе, осуществляя коммутацию без разрыва цепи под током пусковых сопротивлений, цепи ослабления поля тяговых двигателей и обмоток возбуждения двигателей. Эти контакторы аналогичны применяемым на секциях СР3. Нормальное положение контактора — замкнутое. Выключение происходит при давлении кулачковой шайбы группового аппарата на ролик контактора. Замыкание контактора осуществляется пружиной.

Электропоезд ЭР1

Электрические схемы и управление поездом

Если вышел из строя динамотор головного вагона, то можно в течение часа продолжать управление поездом с питанием от аккумуляторной батареи. Если же батарея разряжена, то, как исключение, можно включить кнопку Управление на моторном вагоне соседней секции, подав питание на провод 22 от генератора этой секции. В этом случае выключатель управления на головном вагоне рекомендуется выключить во избежание перегрузки током прожектора и сигнальных фонарей предохранителей П10 и П13 моторного вагона с включенной кнопкой. Следует иметь в виду, что при включенной кнопке Управление на каком-нибудь моторном вагоне вспомогательные машины поезда из головного вагона выключить нельзя.

Электропоезд ЭР1

Отопление, освещение и вентиляция вагонов

Кроме естественной вентиляции через открытые в летнее время окна и открываемые на остановках двери, все вагоны поезда имеют также принудительную вентиляцию.

Электропоезд ЭР1

Тормоз и пневматическое оборудование

Для обеспечения безопасности движения поезд ЭР1 оборудован надежными тормозными устройствами. Тормозные цилиндры и рычажная передача, установленные на вагонах, позволяют создать нажатие тормозных колодок с усилием: у моторных вагонов — в 169,6% от тары вагона; у прицепных вагонов — в 170% от тары вагона.

Электропоезд ЭР1

Высоковольтные аппараты вспомогательных цепей

Панель с высоковольтным предохранителем типа ПП-102А установлена в камере моторного вагона. На ней смонтирован плавкий предохранитель типа П-1В-3, такой же как на секциях СР3

Электропоезд ЭР1

Аппараты цепей управления

Реверсивная рукоятка имеет три положения: нулевое и два рабочих. Главная рукоятка имеет восемь положении: нулевое, маневровое, четыре ходовых и два положения ручного пуска.

Комментарии



Головной вагон электропоезда ЭП2Д-002

Электропоезд ЭП2Д

Руководство по эксплуатации предназначено для обслуживающего персонала, производящего осмотры и ремонты в условиях депо при эксплуатации электропоезда ЭП2Д изготовленного в соответствии с комплектом конструкторской документации согласно спецификации 377.00.00.001. Данная книга содержит описание, руководство по эксплуатации и ремонтам механической, пневматической и электрической части электропоезда (ОАО “ДМЗ”).

Описание, эксплуатация, обслуживание и ремонты комплекта электрооборудования АО “РЭЗ” в руководстве по эксплуатации на комплект электрооборудования «ЭП2Д ОТР.460.075». Дополнительно к Руководствам необходимо пользоваться инструкциями по эксплуатации на отдельную аппаратуру, прилагаемыми к формулярам поезда и вагонов, а также действующими Положениями, Инструкциями и Правилами ремонта ОАО «РЖД». Эксплуатационные документы, поставляемые с электропоездом, перечислены в Ведомости эксплуатационных документов. Выполнение требований и указаний данного Руководства по эксплуатации является обязательным при эксплуатации электропоезда.

Электропоезд ЭР2

Электропоезда постоянного тока (ЭР2, ЭР2Т, ЭД2Т, ЭД4, ЭД4М) Б.К. Просвирин

В книге описаны конструкции электропоездов постоянного тока ЭР2, ЭР2Т, ЭД2Т, эксплуатируемых в настоящее время; особенности поезда ЭД4М. Подробно рассмотрены электрические схемы силовых и вспомогательных цепей, цепи управления. Описывается работа механического, пневматического и электрического оборудования.

Электропоезд ЭР2

Электропоезда ЭР2 и ЭР2Р

В книге описаны конструкция механической части, электрическое и тормозное оборудование,  электрические и пневматические схемы электропоездов ЭР2 и ЭР2Р. Указано назначение электрооборудования и блок-контактов.

Электропоезд ЭР1

Электропоезд ЭР1

В 1957 г. было выпущено пять опытных электропоездов типа ЭР1 (электропоезд рижский — первый). Выпуск установочной партии электропоездов ЭР1, описываемых в настоящей книге, начат со второй половины 1958 г.

Электропоезд ЭР2

Электропоезд ЭР2

Приведены электрические и пневматические схемы; показано расположение оборудования; даны основные рекомендации по управлению электропоездом, технике безопасности, по устранению возможных неисправностей механической части и аппаратов.

Независимая оценка качества Интернет-сайта:

Яркий логотип Интернет-сайта Машинист электропоезда и Эсткор

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

Поддержку Интернет-ресурса осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная компания "Эсткор" (ОГРН: 1205000045700, ИНН/КПП: 5012102260/501201001). Все права защищены.

Обратная связь

мкр. Железнодорожный,
г. Балашиха,
Московская область, 143980