УТВЕРЖДЕНЫ
приказом от 27 мая 2019 года №ОКТ ДМВ-62
Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава

Положение
«О порядке пользования устройствами безопасности подвижного состава»

1. Общие положения

1.1. Положение о порядке пользования устройствами безопасности подвижного состава (далее - Положение) устанавливает порядок пользования, безопасным локомотивным объединенным комплексом (далее - БЛОК) телемеханической системой контроля бодрствования машиниста (далее -ТСКБМ) работниками локомотивных бригад Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава (далее - Дирекция).

1.2. Настоящее Положение соответствует требованиям Руководства по эксплуатации БЛОК № 36905-000-00 РЭ, Инструкции по эксплуатации локомотивных устройств безопасности Л230, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 24 октября 2018 г. № 2167/р, Порядка эксплуатации локомотивными бригадами комплекса БЛОК, установленного на электропоездах серии ЭС2Г «Ласточка», Приложению №8 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утверждённых приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286.

1.3. Лицом, ответственным за правильное пользование устройствами и приборами безопасности, а также их сохранность, целостность пломб от момента приемки с планового (внепланового) вида ремонта или технического обслуживания и до момента передачи подвижного состава на плановые (внеплановые) виды ремонта или технического обслуживания является машинист электропоезда.

2. Основные определения и сокращения

2.1. В настоящем положении приняты следующие определения и сокращения:

  • АЗВ - автомат защиты питания;
  • АБТЦ - автоблокировка с тональными рельсовыми цепями;
  • АЛС-ЕН - многозначная система со ступенчатым контролем скорости подвижного состава, которая передает на локомотив информацию о числе свободных блок-участков, о скорости проследования очередного светофора, о длине впереди лежащего блок-участка (больше или меньше тормозного пути нормативного поезда), о движении поезда по перегону (главный путь станции) или по отклонению на боковой путь станции (система многозначной автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа с фазоразностной модуляцией);
  • АЛСН - автоматическая локомотивная сигнализация непрерывного типа. Представляет собой совокупность путевых и локомотивных устройств, с помощью которых: осуществляется непрерывная передача сигналов путевых светофоров в кабину локомотива; выполняется периодическая проверка бдительности машиниста электропоезда при «Ж», «КЖ», «К» и «Б» огнях локомотивного светофора и однократная проверка бдительности при любой смене сигналов; контролируется скорость при «КЖ» и «К» огнях с принудительной остановкой поезда устройствами в случае потери бдительности машинистом электропоезда или превышении скорости;
  • АЛСО - автоматическая локомотивная сигнализация, применяемая как самостоятельное средство сигнализации и связи;
  • АСУВОП - 2 - - автоматизированная система выдачи и отмены предупреждений об особых условиях следования поездов;
  • АУДиТ - система автоматического управление движением и торможением поезда, (ЭС2Г «стандарт», ЭС1 «стандарт» система «круиз контроля»);
  • БИЛ-М - блок индикации локомотивный модернизированный;
  • БИЛ-ИП - блок индикации помощника машиниста индивидуальный на БЛОК;
  • БЛОК - безопасный локомотивный объединенный комплекс включающий в себя себе функции устройств КЛУБ-У, САУТ ЦМ/485, ТСКБМ, КОН;
  • БРУС - блок радиосвязи универсальный.
  • БС-СН - блок связи со съемным носителем.
  • «Б» - белый сигнал БИЛ-М, БИЛ-В-ПОМ, Монитор и МСС;
  • «БМ» - белый мигающий сигнал БИЛ-М, БИЛ-В-ПОМ, Монитор и МСС;
  • БТК - быстродействующий тормозной клапан;
  • ВСМВПС - высокоскоростной и скоростной моторвагонный подвижной состав;
  • ВК - кнопка выключения красного огня;
  • ДНЦ - диспетчер поездной;
  • ДПС - датчик параметра скорости;
  • ДСП - дежурный по железнодорожной станции;
  • «Ж» - желтый сигнал блоков БИЛ-М, БИЛ-В-ПОМ, Монитор и МСС и соответствующий ему код АЛСН или кодовые комбинации АЛС-ЕН;
  • «З» - зеленый сигнал блоков БИЛ-М, БИЛ-В-ПОМ, Монитор и МСС и соответствующий ему код АЛСН;
  • ИДП - Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации, Приложение № 8 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286;
  • ИСИ - Инструкция по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации, Приложение № 7 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286;
  • «К» - красный сигнал блоков БИЛ-М, БИЛ-В-ПОМ, Монитор и МСС;
  • «КЖ» - желтый с красным сигнал блоков БИЛ-М, БИЛ-В-ПОМ, Монитор и МСС и соответствующий ему код АЛСН, а так же кодовая комбинация АЛСЕН;
  • КОН - блок контроля несанкционированного отключения ЭПК ключом;
  • «М» - маневровый режим движения на блоке индикации БИЛ-М, Монитор;
  • МСС - модуль сигналов светофора на БЛОК;
  • Монитор - блок индикации Монитор на БЛОК;
  • МВ - модуль ввода.
  • ПНЧ - система проверки носимой части телемеханической системы контроля бодрствования машиниста электропоезда ТСКБМ;
  • ПСТ - полное служебное торможение;
  • ПТЭ - Правила технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286;
  • РБ - рукоятка бдительности;
  • РБС - рукоятка бдительности специальная;
  • РБП - рукоятка бдительности помощника машиниста электропоезда;
  • РДТ - режим двойной тяги или следование по системе многих единиц;
  • РЦ -рельсовая цепь.
  • КТТ - контроллер тягово-тормозных усилий;
  • ТСКБМ - телемеханическая система контроля бодрствования машиниста электропоезда;
  • ТУ-152 - журнал технического состояния локомотивов, моторвагонного подвижного состава;
  • СЦБ - сигнализация, централизация и блокировка.
  • ТРА - техническо-распорядительный акт железнодорожной станции.
  • ЭК - электронная карта участка;
  • ЭПК - электропневматический клапан автостопа;
  • ЭТ - экстренное торможение;
  • Vфакт - фактическая скорость движения на БИЛ-М;
  • Vдоп - допустимая скорость движения на БИЛ-М.
Маневровая сигнализация

10. Маневровые передвижения

Для производства маневровых передвижений используется маневровый режим. Использование маневрового режима допускается в случаях выполнения маневровой работы на станциях, путях основного депо или пункта оборота, а также при производстве мойки, экипировки, обточки колесных пар и других передвижениях на ремонтных или экипировочных позициях. Во всех остальных случаях использование режима движения «маневровый» запрещено. Маневровый режим движения на БИЛ сигнализируется индикатором «М».

КЛУБ-У

11. Действия локомотивной бригады в случаях нарушений исправной работы БЛОК

В случае внезапного появления на БИЛ «КЖ» или «К», при следовании со скоростью движения поезда выше допустимой, для данного сигнала (при условии хорошей видимости участка пути и путевого светофора с разрешающим показанием), необходимо применить ПСТ и обеспечить снижение Vфакт ниже значения Vдоп. В этом случае, для предотвращения автостопного торможения, машинист обязан временно выключить ЭПК и снова включить его не позднее, чем через 10 секунд (допускается не более трех отключений ЭПК). Если после повторного включения ЭПК на БИЛ появится более разрешающий сигнал, то ключ ЭПК должен быть оставлен во включенном положении. В случае срабатывания БТК машинист обязан поддержать торможение переводом рукоятки КТТ в положение «ЭТ».

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка» (Desiro ML)

12. Работа БЛОК при получении по цифровому радиоканалу сигнала на принудительную остановку с поста ДСП

В кабине рядом с машинистом и помощником машиниста установлены «тревожные кнопки». Если электропоезд находится в зоне радиосвязи со станцией, локомотивная бригада может, при необходимости, нажатием на любую «тревожную кнопку» передать на пост ДСП сигнал о необходимости принудительной остановки состава.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка» (Desiro ML)

13. Проследование объектов «нейтральная вставка» и «токораздел» на ЭС «Ласточка»

Во избежание остановки состава на неэлектрофицированном участке пути или повреждения высоковольтного оборудования электропоезда машинист обязан обеспечить ведение поезда строго со скоростью, регламентируемой руководящими документами ОАО «РЖД» для данного участка, а также обеспечить ввод достоверной информации о количестве вагонов в составе электропоезда по команде «К7» с БИЛ. Параллельно данная информация через модуль шлюз CAN-MVB2 будет поступать в систему управления электропоезда.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

14. Действия в случае остановки на нейтральной вставке или токоразделе

В случае непредвиденной остановки ЭС «Ласточка» на обесточенном участке в зоне нейтральной вставки или токораздела и наличия на БИЛ-М признака «нейтральная вставка», для включения БВ/ГВ в ручном режиме, необходимо: затребовать у ДСП (ДНЦ) подачу напряжения в контактную сеть обесточенного участка нейтральной вставки (токораздела), ввести на БИЛ путь №15, произвести перезагрузку системы БЛОК посредством выключения/включения АЗВ цепи питания БЛОК. После включения БЛОК проверить соответствие частоты АЛСН/АЛС-ЕН, после получения информации о наличии напряжения в контактной сети, включить БВ/ГВ и проследовать нейтральную вставку (токораздел) по 15 пути электронной карты, далее ввести номер пути в зависимости от маршрута следования поезда и продолжить движение установленным порядком.

Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

15. Проследование станций стыкования рода тока

В случае ошибочных действий ДСП при приеме скоростного поезда или невозможности его приёма по заданному алгоритму поезд может быть принят на железнодорожную станцию по показанию на маршрутных указателях «Э» с остановкой на приемоотправочном пути со сменяемым родом тока. В этом случае смена рода тока будет производиться на приемоотправочном пути методом искусственной разделки секций контактной сети, после доклада машиниста об опускании токоприемников.

ЭС2Г-118 отправляется со станции Красный строитель

16. Окончание работы, сдачи и доставки СН БЛОК

После прибытия на конечную станцию машинист активирует стояночный тормоз, выключает ЭПК ключом, изымает СН из БС-СН, при смене локомотивных бригад на путях станции (без смены кабины управления) машинист изымает СН из БС-СН, сдача СН БЛОК, после завершения поездки, производится дежурному с обязательным заполнением всех граф штампа-справки.

Кабина машиниста

17. Список функций и команд БЛОК

Кнопка «К1» - принудительный переход на другой участок ЭК, Команда «К4» - фиксация текущего времени, Кнопка «О» - изменение яркости свечения индикации БИЛ, Кнопка «F» - изменение несущей частоты канала АЛСН (изменение возможно только при отключенной электронной карте), Кнопка «РМП» - выбор режима движения маневровый, поездной, РДТ, Кнопка «<0>» - сброс значения вводимого параметра в нуль, Кнопка «ВК» - переключение сигнала «К» на «Б» (при одновременном нажатии с РБ и РБП) или установка Vдоп = 20 км/час при «КЖ» и Vдоп< 20 км/час.

Тормоза электропоезда Сапсан.

3. Приемка устройств безопасности

При заступлении на работу машинист обязан получить у дежурного моторвагонного депо или пункта оборота локомотивных бригад (далее -дежурный), съемные носители информации БЛОК (далее - СН) в необходимом количестве и проверить исправность носимой части ТСКБМ. Носимая часть ТСКБМ проверяется дежурным на ПНЧ. Номера СН и факт проверки исправности носимой части ТСКБМ регистрируются дежурным в маршруте машиниста и соответствующем журнале.

ЭС2Г-089 прибывает на станцию «Сходня»

4. Работа ТСКБМ на электропоездах ЭС «Ласточка»

Для включения ТСКБМ необходимо надеть носимую часть ТСКБМ на запястье руки (контактами датчика к внутренней стороне запястья). Включение носимой части ТСКБМ происходит автоматически, не более чем через 16 секунд после контакта электродов датчика с кожным покровом. Включенное состояние прибора отображается светящимся индикатором включения на его корпусе. Включение ТСКБМ происходит автоматически. При этом подсистема ТСКБМ должна индицировать свое включение свечением индикатора «Приём» на ТСКБМ-П и БЛОК. Готовность ТСКБМ наступает примерно через одну-две секунды после включения.

ЭТ2М 118 и ЭС2Г 095 на Ленинградском вокзале.

5. Пользование приборами безопасности в пути следования

При автоблокировке проследовать проходные светофоры с запрещающим или непонятным показанием в порядке, установленном требованиями пункта 87 приложения № 6 ПТЭ. Для проследования светофора с запрещающим показанием машинист должен произвести остановку не ближе 50-ти метров от светофора с запрещающим показанием, при Vдоп на БИЛ менее 20 км/ч, нажатием кнопки ВК (время нажатия кнопки ВК не менее 2,5 секунды) на БИЛ установить значение Vдоп=20 км/ч, начать движение и со скоростью не более 20 км/ч проследовать светофор с запрещающим показанием. В случае, когда допустимая скорость перед светофором с запрещающим показанием не повышается нажатием кнопки «ВК» до 20 км/ч, разрешается отключить ЭК для проследования светофора и включить ЭК после проследования светофора.

ЭС2Г-118 отправляется со станции Красный строитель

6. Проведение проверок бдительности БЛОК

На ЭС «Ласточка» при проведении проверок бдительности, а также в случае превышения допустимой скорости возможна замена автостопного торможения на служебное в следующих случаях: при «3», «Ж» или «Б» на БИЛ, при наличии в конфигурации шлюза CAN-MVB2 и связи с системой управления поезда (наличие «9» и «С» в ряде цифр и букв, отображаемом по команде К71). При этом в течение четырех секунд необходимо повысить давление в тормозных цилиндрах до 0,2 МПа, либо снизить скорость ниже допустимой. Во всех остальных случаях будет произведено автостопное торможение.

es1p-cover-m-pack-137

7. Отправление и следование по неправильному пути

При зеленом огне на БИЛ следовать со скоростью, установленной для данного участка, но не более 160 км/час; при появлении на локомотивном светофоре желтого огня снизить скорость до 50 км/ч, и далее следовать со скоростью не более 50 км/ч; при появлении на локомотивном светофоре желтого огня с красным снизить скорость до 20 км/ч и остановить поезд перед первым путевым светофором встречного направления. После остановки поезда при желтом огне с красным, если машинист поезда видит или знает, что впереди лежащий блок-участок занят поездом, ожидать освобождения блок-участка -появления на БИЛ желтого или зеленого огня, после чего продолжать движение по сигналам БИЛ. Если машинист поезда не знает о нахождении на впереди лежащем блок-участке поезда и за время остановки и отпуска тормозов на локомотивном светофоре не появился желтый или зеленый огонь, он должен возобновить движение и до конца следующего блок-участка вести поезд со скоростью не более 20 км/ч с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения. Если при следовании по блок-участку красный огонь БИЛ сменится на желтый с красным, машинист поезда может продолжить движение со скоростью не более 20 км/ч, а при появлении желтого или зеленого огня машинист поезда может увеличить скорость движения до 40 км/ч. После проследования напольного светофора и сохранении на БИЛ желтого или зеленого огня, продолжить движение, руководствуясь этими сигналами; при сохранении красного огня или появлении желтого огня с красным машинист поезда должен вновь остановить поезд и далее продолжить движение в порядке, установленном в настоящем пункте.

8. Следование по Путевой записке

При получении путевой записки машинист обязан проверить правильность ее заполнения: наличие штампа станции, соответствие времени заполнения путевой записки, подписи ДСП, при необходимости, отметки от руки вверху бланка: «... путь для движения закрыт», при закрытии на двухпутном участке одного из путей с установлением движения по незакрытому пути, «по ... неправильному пути», когда поезд отправлен по неправильному пути.

Скоростной электропоезд ЭС1 Ласточка (Siemens Desiro ML)

9. Следование с локомотивной тягой

Ввод команды «К799» и устанавливается скорость следования по участку. Далее одновременное нажатие кнопок «РБ», «РБП» и «РМП» и, для перевода в режим мигающий «П», нажать одновременно «РБ» и «РМП» (допускается нажатие одновременно «РБ», «РБП» и «РМП»).

Комментарии



Скоростной электропоезд ЭС1 «Ласточка»

Положение о порядке пользования устройствами безопасности подвижного состава

Положение о порядке пользования устройствами безопасности подвижного состава (далее - Положение) устанавливает порядок пользования, безопасным локомотивным объединенным комплексом (далее - БЛОК) телемеханической системой контроля бодрствования машиниста (далее -ТСКБМ) работниками локомотивных бригад Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава (далее - Дирекция)

Независимая оценка качества Интернет-сайта:

Яркий логотип Интернет-сайта Машинист электропоезда и Эсткор

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

Поддержку Интернет-ресурса осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Финансово-производственная компания "Эсткор" (ОГРН: 1205000045700, ИНН/КПП: 5012102260/501201001). Все права защищены.

Обратная связь

мкр. Железнодорожный,
г. Балашиха,
Московская область, 143980