Требование ПТЭ к колесным парам. Действия локомотивной бригады при выявлении ползунов на колесных парах (локомотивах, вагонах)

Примерный ответ на вопросы и задания билета №7 квалификационного экзамена по итогам профессионального обучения на курсах повышения квалификации по профессии «Машинист электропоезда 3-1 класс»:

  1. Схема управления вспомогательным компрессором электропоезда ЭД4М. Возможные неисправности в схеме управления вспомогательным компрессором и их устранение.
  2. Назначение и порядок выполнения проверки тормозов на эффективность. В каких случаях она производится и действия машиниста при неполучении необходимого эффекта?
  3. Требование ПТЭ к колесным парам. Действия локомотивной бригады при выявлении ползунов на колесных парах (локомотивах, вагонах).
  4. Требования охраны труда при нахождении на железнодорожных путях.

Требование ПТЭ к колесным парам. Действия локомотивной бригады при выявлении ползунов на колесных парах (локомотивах, вагонах)

Каждая колесная пара должна удовлетворять требованиям, установленным соответствующей инструкцией по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию колесных пар подвижного состава. Каждая колесная пара должна иметь четко поставленные знаки и клейма о месте и времени формировании и полного освидетельствования.

Колесные пары осматривают:

  • в момент прибытия;
  • после прибытия на станцию формирования и после формирования состава перед отправлением, на ПТО;
  • при техническом ремонте вагонов;
  • во всех случаях после аварий и схода с рельсов вагонов.

Кроме осмотра под вагоном, колесная пара подвергается полному или обыкновенному освидетельствованию.

Обыкновенное освидетельствование колесной пары производят при каждой подкатке из под вагон, если непосредственно перед этим она не подвергалась полному освидетельствованию.

Расстояние между внутренними гранями колес должно быть при скорости движения до 120 км/ч – 1440 ±3 мм, а при скорости движения свыше 120 км/ч – 1440 +3/-1 мм.

Не допускаются к эксплуатации колесные пары:

  • с трещиной в любом месте колесной пары;
  • с остроконечным накатом гребня;

Допускается к эксплуатации ползун до одного миллиметра;

  • ползун от 1 до 2 мм – движение поезда со скоростью до 100 км/ч до ближайшего ПТО;
  • от 2 до 6 мм – скорость до 15 км/ч до ближайшей станции с заменой колесной пары;
  • от 6 до 12 мм – скорость до 10 км/ч до ближайшей станции с заменой колесной пары;
  • свыше 12 мм – скорость до 10 км/ч с исключением вращения колесной пары при помощи тормозного башмака или ручного тормоза.

Навар допускается размером до 0,5 мм;

  • навар от 0,5 до 2 мм – движение поезда со скоростью до 100 км/ч до ближайшего ПТО;
  • от 2 до 6 мм – скорость до 15 км/ч до ближайшей станции с заменой колесной пары;
  • от 6 до 12 мм – скорость до 10 км/ч до ближайшей станции с заменой колесной пары;
  • свыше 12 мм – скорость до 10 км/ч с исключением вращения колесной пары при помощи тормозного башмака или ручного тормоза.

Допускается к эксплуатации равномерный прокат:

  • для колесных пар с приводом редуктора от торца шейки оси – не более 4 мм;
  • для пассажирских вагонов со скоростью движения свыше 120 км/ч – не более 5 мм;
  • для поездов дальнего следования (участок обращения 5000 км и более) – не более 6 мм;
  • в поездах дальнего следования при скорости до 120 км/ч – не более 7 мм;
  • для поездов пригородного и местного сообщений – не более 8 мм;
  • для грузовых вагонов – не более 9 мм.

Допускается неравномерный прокат не более 2 мм у пассажирских вагонов дальнего следования, но не более 1 мм при отправлении из пункта формирования и у вагонов с приводом генератора от торца шейки оси.

Выщербина глубиной до 1 мм не бракуется независимо от длины. Выщербина глубиной более 10 мм или длинной более 25 мм к эксплуатации не допускается.

Толщина обода менее 30 мм у вагонов при скорости движения до 120 км/ч и менее 35 мм в поездах следующих со скоростью 120-140 км/ч не допускается.

Кольцевые выработки более 1 мм и шириной более 15 мм около гребня колеса не допускаются.

Толщина гребня (измеренная на расстоянии 18 мм от его вершины):

  • при скорости движения свыше 120 км/ч допускается в пределах 33-28 мм;
  • у пассажирских вагонов в поездах следования до пункта оборота более 5000 км допускается в пределах 33-26 мм;
  • при скорости до 120 км/ч – 33-25 мм.

Высота гребня допускается не менее 28 мм.

Действия машиниста при наличии ползуна на колесной паре

Локомотивная бригада, обнаружившая во встречном поезде вагон с колесной парой, идущей юзом (с ползуном), должна немедленно вызвать машиниста встречного поезда и доложить. Если по какой-либо причине вызвать не получается, то передать через ДСП, ДНЦ или машинистов других поездов Машинист поезда, в котором имеется вагон, следующий юзом или с ползуном, восприняв сообщение останавливает поезд служебным торможением Остановив поезд, объявляет установленным порядком машинистам вслед идущих поездов, ДСП, ДНЦ.

Для обнаружения ползунов тщательно осмотреть поверхности катания колес, при необходимости – произвести протяжку состава.

При обнаружении ползуна (выбоины) в вагоне с роликовой буксой (кроме МВПС) глубиной более 1 мм, но не более 2 мм разрешается довести такой вагон (тендер) без отцепки от поезда, пассажирский со скоростью не более 100 км/час, грузовой – не более 70 км/час до ближайшего пункта технического обслуживания, имеющего средства для смены колесной пары.

При глубине ползуна от 2 до 6 мм у вагона (кроме МВПС), от 1 до 2 у локомотива и МВПС допускается следование поезда до ближайшей станции со скоростью не более 15 км/час, а при величине ползуна соответственно от 6 до 12 мм у вагона н от 2 до 4 мм у локомотива и МВПС – со скоростью не более 10 км/час.

При ползуне свыше 12 мм у вагона и свыше 4 мм у локомотива и МВПС – следовать со скоростью не более 10 км/час, при условии исключения возможности вращения или вывешивания колесной пары. Локомотив при этом должен быть отцеплен от состава, тормозные цилиндры и тяговый двигатель поврежденной колесной пары – отключены.

Варианты билетов квалификационного экзамена:

Вопрос АСПТ

В каких случаях установка стрелок в нормальное положение не обязательна?

На железнодорожных станциях с электрической централизацией установка стрелок в нормальное положение необязательна, за исключением стрелок, ведущих в предохранительные, улавливающие тупики, сбрасывающих стрелок, оборудованных устройствами автоматического возврата, которые должны устанавливаться в нормальное положение автоматически в соответствии с требованиями пункта 27 приложения № 3 к настоящим Правилам, при отсутствии устройств автоматического возврата или их неисправности — дежурным по железнодорожной станции, а на участках с диспетчерской централизацией — диспетчером поездным.

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.