Низковольтная схема включения контактора преобразователя (КП) электропоезда ЭД4М. Питание обмоток возбуждения двигателя и генератора преобразователя

Примерный ответ на вопросы и задания билета №9 квалификационного экзамена по итогам профессионального обучения на курсах повышения квалификации по профессии «Машинист электропоезда 3-1 класс»:

  1. Низковольтная схема включения контактора преобразователя (КП) электропоезда ЭД4М. Питание обмоток возбуждения двигателя и генератора преобразователя.
  2. Назначение, устройство стабилизатора крана машиниста условный №395.
  3. Неисправности, с которыми электропоезд не допускается в эксплуатацию.
  4. Действие электрического тока на организм человека.

Низковольтная схема включения контактора преобразователя (КП) электропоезда ЭД4М

Схема включения реле ПРУ и контактора КП электропоезда ЭД4М

Схема включения реле ПРУ и контактора КП электропоезда ЭД4М

При включении автомата ВУ ток напряжением +110 В с провода 15 поступает на провод 22. Через автомат Q52 получают питание сигнальные диоды “Преобразователь”, “БВ”, “Вспомогательные цепи”.

На моторном вагоне с провода 22 через автомат Q19 подается питание на провод 22П, от которого через замкнутые контакты РББ-1 22П-17А и РББ-2 17А-17 получает питание провод 17.

На прицепном (головном) вагоне с провода 17 получает питание ПРУ, которое замыкает контакты 15-20А, 20Г-20В. С провода 15 через автомат Q23 и контакт ПРУ 15-20А подается питание на провод 20, а через автомат Q26 и провод 15Ж – на блок БУП. Через выключатель В1.1 (“выключение преобразователя”), контакт ПРУ 20Г-20В и контакты (нормально замкнутые) блокировки ПКП подается питание на катушку контактора КП.

Контактор КП включится при условии что не сработала защита преобразователя РЗП-3, тепловая защита независимой обмотки преобразователя Тр7, штепсельный разъем ТрУ Ш17 соединен с Ш19, включен автомат Q1. БУП, получив сигнал “Контроль” соединит провод 30АЯ-30.

После замыкания контактора КП собирается высоковольтная схема пуска двигателя преобразователя. Двигатель преобразователя, начиная работать, приводит во вращение якорь синхронного генератора. РОТ своей блокировкой через резистор R26, контакт РОТ 15И-20Е подает сигнал “Реле тока” с провода 15Ж в блок БУП и блок начинает отсчет времени (3,5 с) перед включением ПКП. По окончании выдержки времени ПКП включается и высоковольтным контактом шунтирует пусковой реостат R5.

Блок БУП получает питание +110 В от провода 15 через автомат Q26 и провод 15Ж, а -110 В – от провода 30.

Питание обмоток возбуждения двигателя и генератора преобразователя

Схема запуска преобразователя электропоезда ЭД4М

Схема запуска преобразователя электропоезда ЭД4М

Питание обмоток возбуждения генератора преобразователя

При включении контактора КП происходит включение обмоток возбуждения генератора преобразователя И1-И2 в цепь аккумуляторной батареи, обмотка возбуждения получит питание по следующей цепи:

  • от провода 15 через АЗВ Q26, замкнутую блокировку контактора КП, обратную блокировку контактора ПКП и контактора БК, резистор R11 на провод 88,  на обмотку возбуждения генератора преобразователя И1-И2 на провод 73Б, через диоды Д61-Д63 (Д62-Д64) на провод 73Е, через обратно-замкнутую блокировку реле защиты преобразователя РЗП3, открытый тиристор Тт1 на провод 30Ц, с провода 30Ц на минусовую шину аккумуляторной батареи.

При наличии питания на обмотке возбуждения генератора преобразователя на выходе генератора будет вырабатываться переменный ток. При достижении генератором напряжения, близкого к номинальному, сигнал Uвх, подаваемый на вход БУП, достигает значения, соответствующего установке БУП, и на выходе блока появляется сигнал “Заряд”, включающий контакт БК по проводу 15АД, катушка БК питается током отрицательной полярности от провода 30.

Включение контактора БК осуществляет переключение питания обмотки возбуждения генератора преобразователя от аккумуляторной батареи к питанию от тиристорного моста, управляемого БУП. Обмотки возбуждения преобразователя при наличии напряжения генератора питаются через автомат Q1, диоды Д8-Д12, тиристор Тт1:

  1. Фаза С2 — провод 82 — Q1 — провод 82Х — Д9 — провод 88Я — Д12 — провод 88 — обмотка возбуждения преобразователя (И1-И2) — провод 73Б — диодный мост Д61-Д63 (Д62-Д64)  — провод 73Е — обратно замкнутая блокировка РЗП3 — провод 73М — Тт1 -провод 30Ц — Д10 — провод 81Х — Q1 — Фаза С1;
  2. Фаза С3 — провод 83 — Q1 — провод 83Х — Д11 — провод 88Я — Д12 — провод 88 — обмотка возбуждения преобразователя (И1-И2) — провод 73Б — диодный мост Д61-Д63 (Д62-Д64)  — провод 73Е — обратно замкнутая блокировка РЗП3 — провод 73М — Тт1 -провод 30Ц — Д10 — провод 81Х — Q1 — Фаза С1;
  3. Фаза С1 заперта диодом Д10 в этот момент запирается Тт1 и Тт2, а обмотки И1-И2 и Н1-Н2 под действием ЭДС самоиндукции замыкаются через обратные диоды Д5 и Д7.

Блок БУП обеспечивает регулирование выходного напряжения генератора импульсным регулированием силы тока в обмотке возбуждения И1-И2. Сигнал “Управление” по проводу 80В подается на управляющий тиристор Тт1 и открывает его. Запирается тиристор за счет неполнофазности моста Д8-Д11, вследствие чего импульсы напряжения, подаваемые на обмотку возбуждения, имеют нулевые площадки, т.е. в момент отсутствия напряжения тиристор запирается.

Таким образом, постоянное напряжение генератора при изменении его нагрузки поддерживается регулированием тока возбуждения генератора (обмотка И1-И2), а постоянная частота вращения двигателя (частота генератора) – регулированием тока возбуждения двигателя (независимая обмотка Н1-Н2).

Так как фаза С1 не работает на нагрузку, так как она заперта диодом Д10, выпрямленное напряжение подается на обмотки И1-И2, Н1-Н2 в виде импульсов, в интервалах между импульсами тиристоры Тт1 и Тт2 запираются. В эти моменты токи в обмотках не исчезают, а под действием ЭДС самоиндукции замыкаются через обратные диоды Д5, Д7.

Питание независимой обмотки возбуждения двигателя преобразователя

Питание независимой обмотки возбуждения двигателя преобразователя электропоезда ЭД4М

Питание независимой обмотки возбуждения двигателя преобразователя электропоезда ЭД4М

В начале пуска двигателя преобразователя его возбуждение обеспечивается сериесной обмоткой. При достижении частоты вращения, близкой к номинальной, вступает в работу блок БРЧ. Блок начинает подавать сигналы на управляющий вход тиристора Тт2, вследствие чего появляется ток в независимой обмотке возбуждения Н1-Н2, по следующим цепям:

  1. Фаза С2 — провод 82 — Q1 — провод 82Х — Д9 — провод 88Я — Д12 — провод 88 — независимая обмотка возбуждения (Н1-Н2) — провод 30ЦА — тепловое реле Тр7  — провод 88С — Тт2 — провод 30Ц — Д10 — провод 81Х — Q1 — Фаза С1;
  2. Фаза С3 — провод 83 — Q1 — провод 83Х — Д11 — провод 88Я — Д12 — провод 88 — независимая обмотка возбуждения (Н1-Н2) — провод 30ЦА — тепловое реле Тр7  — провод 88С — Тт2 — провод 30Ц — Д10 — провод 81Х — Q1 — Фаза С1;

Блоки БУП и БРЧ, определяя моменты открытия тиристоров, изменяют время их открытого состояния, т.е. ширину импульсов, и, следовательно, среднее напряжение и ток в обмотках возбуждения. Таким образом, в заданных пределах поддерживаются напряжение и частота тока на выходе генератора, которые контролируют по вольтметру и частотомеру.

Для защиты независимой обмотки Н1-Н2 от перенапряжений, возможных, например, при пуске машин из-за трансформаторной связи обеих обмоток (или при других переходных процессах), имеется защитная цепь: тиристор Тт3, резистор R21, стабилитроны ПП2-ПП4. Если напряжение на обмотке Н1-Н2 станет более 500 В, открываются стабилитроны ПП2-ПП4 и тиристор Тт3. Это приводит к шунтированию независимой обмотки и ограничению напряжения. Защитная цепь, состоящая из резисторов R15-С4 и R12-С 10, снимает коммутационные перенапряжения с тиристоров Тт1 и Тт2, а также с выпрямительного моста Д8-Д12.

Варианты билетов квалификационного экзамена:

Вопрос АСПТ

Максимальная высота оси автосцепки над уровнем головок рельсов у грузовых груженых вагонов?

Высота оси автосцепки над уровнем верха головок рельсов должна быть у грузовых вагонов (груженых) — не менее 950 мм.

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

    © 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

    Принципиальные оговорки

    Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

    Ограниченная ответственность

    Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

    Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.