Схема вентиляции и отопления кабины управления электропоезда ЭД4М. Работа схемы дополнительного обогрева кабины управления

Примерный ответ на вопросы и задания билета №11 квалификационного экзамена по итогам профессионального обучения на курсах повышения квалификации по профессии «Машинист электропоезда 3-1 класс»:

  1. Схема вентиляции и отопления кабины управления электропоезда ЭД4М. Работа схемы дополнительного обогрева кабины управления.
  2. Порядок продувки пневматических цепей электропоезда ЭД4М.
  3. Допустимые скорости движения: при неисправности светофора; неустойчивом показании огней локомотивного светофора; хозяйственных, восстановительных и пожарных поездов, снегоочистителей.
  4. Факторы, влияющие на исход электрической травмы.

Схема вентиляции и отопления кабины управления электропоезда ЭД4М

Напряжение на трехфазной магистрали, питающей двигатель вентиляции кабины управления контролируется реле напряжения вентилятора РНВ1, а защиту от длительного протекания повышенных токов обеспечивают тепловые реле Тр11 и Тр12, которые включены в цепь проводов 66И и 68И. Если автоматический защитный выключатель Q8 восстановлен, вспомогательные машины запущены, то получает питание реле РНВ1, по цепи: провод 66 – АЗВ Q8 66+66Е – провод 66Е – катушка РНВ1 – провод 68Е – Q8 68Е+68 – провод 68. Включаясь РНВ1 блокировкой 22АВ+22АЕ подготавливает цепь питания катушки контактора вентиляции кабины КВК.

Кроме того блокировка контактора КВК в цепях управления контакторами отопления исключает их включение в случае, когда вентиляция кабины управления неисправна. Для включения отопления кабины необходимо чтобы произошло включение вентиляции.

Включение вентиляции кабины управления осуществляется выключателем В48 «Вентиляция кабины». Тогда катушка контактора КВК получит питание по цепи: от 22 провода – Q56 – провод 22И – Выключатель  В48 «Вентиляция кабины» 22И+22АВ – блокировка РНВ1 22АВ+22АЕ – Tp11 22АЕ+22АИ – Тр12 22АИ+22АК – провод 22АК – катушка контактора КВК – провод 30Б – Тз10 30Б+30Г – Тз11 30Г+30 – провод 30.

КВК включается и подаёт 3-х фазное напряжение на двигатель вентилятора кабины управления МВК (схема справа сверху), подготавливает цепь питания контакторов КО2, КО4 замыкая блокировку 22УА+22АГ.

Отопление кабины управления – калориферное, напряжение на калориферах – 3000 В. Для включения отопления кабины необходимо подать питание на катушку электромагнитного контактора КО2, который подключит калориферы, размещенные в вентиляционном канале в стенке за спиной машиниста к высокому напряжению. В случае отсутствия высокого напряжения на головном вагоне, по какой-либо из причин, отопление кабины управления работать не будет. Необходимо использовать дополнительное отопление кабины управления, переносные бытовые обогреватели.

Включение отопления кабины управления производится Кн19 “Отопление кабины”. При этом схемой электропоезда осуществляется контроль температурного режима в кабине управления:

  • термоконтактор ТК24 обеспечивает включение реле ПТРК при достижении собственной температуры (нагревается от воздуха в кабине управления) 24 °С, по цепи от провода 22АВ – резистор R61 – провод 22АЛ – ТК24 22АЛ+22АМ – катушка реле ПТРК – провод 30. Резистор R62 предусмотрен для облегчения коммутации в цепях управления – замыкания/размыкания термоконтакторов;
  • термоконтактор ТК20 обеспечиват самоподхват реле ПТРК до момента снижения собственной температуры (охлаждается за счет снижения температуры воздуха в кабине управления) ниже 20 °С. Реле ПТРК включившись замыкает свою блокировку 22АП+22АМ, тем самым подготавливая цепь включения от ТК20 по цепи от провода 22АЛ – контакт ТК20 22АЛ+22АН – резистор R64 – провод 22 АП – блокировка ПТРК 22АП+22АМ – катушка реле ПТРК – провод 30.

Таким образом температура в кабине управления электропоезда автоматически поддерживается в пределах от 20 до 24 °С. Основным недостатком данной электрической схемы является инертность термоконтакторов, калориферов в вентиляционном канале. В реальных условиях данная схема допускает снижение температуры в кабине управления до 10-15 °С и увеличение её до 30 °С, что создаёт дискомфорт при управлении электропоездом.

Автоматическое регулирование температуры в зимнее время используется довольно редко, блокировки ПТРК – шунтируются, что создаёт пожароопасные условия. С другой стороны, летом, когда температура в кабине управления выше 24 °С блокировка реле ПТРК в цепи питания катушки контактора КВК не позволит отключить вентиляцию кабины управления, так как В28 будет шунтирован блокировкой ПТРК 22И+22АВ.

ПТРК отключаясь производит замыкание обратных блокировок в цепи провода питания катушки контактора КО2, соединяя провода 22АГ+22ГА, 22ГА+22АД.

При включении кнопки  Кн19 «Отопление кабины», при условии что температура в кабине управления менее 24 °С (реле ПТРК не включено) катушка контактора отопления КО2 получит питание от провода 22 по следующей цепи:

провод 22 –  АЗВ Q56 – провод 22И – Кн19 «Отопление кабины» 22АИ+22АУ – блокировку контактора КВК 22АУ+22АГ – блокировки реле ПТРК 22АГ+22ГА+22АД – катушка электромагнитного контактора КО2 – провод 33ЕГ – нормально замкнутые блокировки повторителя дифференциального реле ПРД2 33Ег+33ЕД+30 – провод 30.

Интенсивный обогрев кабины управления осуществляется группой калориферов Н2, которые получают высокое напряжение при включении контактора отопления КО4. При включении кнопки Кн2 «Интенсивный обогрев» подаётся питание на катушку электромагнитного контактора КО4, при этом шунтируется часть ТЭНов отопления кабины и оставшиеся начинают греться сильнее.

Катушка контактора отопления КО4 получает питание в обход нормально замкнутых блокировок ПТРК и ПРД2 так как отключение КО2 приведет снятие напряжения с КО4.

Схема цепей управления отоплением кабины машиниста электропоезда ЭД4М

Схема цепей управления отоплением кабины машиниста электропоезда ЭД4М

Работа схемы дополнительного обогрева кабины управления

Дополнительный обогрев кабины включается пакетным выключателем В47 “Дополнительный обогрев кабины” при исправно-работающем генераторе преобразователя. Защита системы электрического дополнительного обогрева кабины управления осуществляется автоматическим защитным выключателем Q61, предохранителями Пр4, Пр5.

Варианты билетов квалификационного экзамена:

Вопрос АСПТ

Максимальная высота оси автосцепки над уровнем головок рельсов у локомотивов, пассажирских (без пассажиров) и грузовых порожних вагонов?

Высота оси автосцепки над уровнем верха головок рельсов должна быть у локомотивов, пассажирских и грузовых порожних вагонов — не более 1080 мм.

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.