Работа схемы блока БРУ электропоезда ЭД4М

Примерный ответ на вопросы и задания билета №12 квалификационного экзамена по итогам профессионального обучения на курсах повышения квалификации по профессии «Машинист электропоезда 3-1 класс»:

  1. Работа схемы блока БРУ электропоезда ЭД4М. Порядок применения переключателя у ставок ускорения в пути следования.
  2. Проверка проходимости тормозной и напорной магистралей крана машиниста усл. №395.
  3. Обязанности локомотивной бригады при маневровой работе. Случаи, при которых допускается движение электропоезда задним ходом.
  4. Требования охраны труда перед началом работы.

Работа схемы блока БРУ электропоезда ЭД4М

Блок регулятора ускорения (БРУ) обеспечивает работу реостатного контроллера при автоматическом пуске и торможении после перехода на самовозбуждение в соответствии с заданной интенсивностью (в зависимости от положения переключателя уставки В400 1-7).

Блок БРУ получает питание и обеспечивает переключение позиций реостатного контроллера при отсутствии боксования, юза и собранной силовой схемы электропоезда – в положениях 1-4 контроллера машиниста, а также его возврат на первую позицию при постановке контроллера машиниста в 0-е положение.

Автоматический пуск поезда происходит ступенчато, путем последовательного вывода пусковых резисторов и резисторов ослабления поля. Этим процессом управляет силовой реостатный контроллер с приводом Решетова под контролем блока регулятора ускорения (БРУ).

Схема автоматического пуска тягового режима электропоезда ЭД4М

Схема автоматического пуска тягового режима электропоезда ЭД4М

При постановке рукоятки контроллера машиниста в первое положение с положительной шины контролера 22Г через КМ (19-20) подается питание на провод 1.

На моторном вагоне с провода 1 через контакт РУМа 1-1А, контакт РК1-13, ПЛКТ 1Б-1В, ПТП-М 1В-1М, нормально замкнутый контакт ПРБ, контакт повторителя реле юза ПРЮ 1ФА-1Ф (на электропоездах, оборудованных ДУКС; на моторных вагонах, не оборудованных ДУКС, контакт повторителя закорочен) получает питание блок реостатного ускорения БРУ. С проводом 30А отрицательной ветви цепи блок БРУ соединен через нормально замкнутый контакт РУМа и провод 30.

Получив питание на провод 1Ф, БРУ сравнивает сигнал о величине тока, полученный от контроллера машиниста (по проводам 33 и 34), с фактической величиной тока в цепи якоря тягового электродвигателя ТЭД (сигнал подается с ДТЯ1). В том случае, если ток в обмотке якоря больше значения заданной машинистом уставки БРУ (В400), БРУ подаст питание на вентиль PK1.

При этом выведется первая ступень пускового сопротивления, и ток в якоре возрастет. Если величина тока якоря превысит уставку БРУ, то реостатный контроллер зафиксируется на данной позиции. По мере разгона ток якоря ТЭД под воздействием реакции якоря (противо-ЭДС, возникающей в якоре электрической машины при вращении) будет снижаться. Как только ток достигнет заданной уставки В400, БРУ подаст питание на вентиль РКII и реостатный контроллер выведет следующую ступень пускового резистора. Данный процесс будет продолжаться до тех пор, пока РК не достигнет позиции 14. На этой позиции блокировка РК1-13 (провод 1А-1Б) разомкнется и снимет питание с провода 1Ф (питание БРУ). Реостатный контроллер остановится на позиции 14 Вывод пусковых сопротивлений закончится.

Пусковые резисторы соединены из-за значительных нагрузок по току последовательно-параллельно (вернерно). Выводятся резисторы переключением схемы подключения резисторов с последовательной на параллельную, с уменьшением их эквивалентного сопротивления. Это переключение выполняет реостатный контроллер (РК) с помощью силовых кулачковых контакторов 1-9.

При постановке рукоятки контроллера машиниста во второе положение с положительной шины 22Г через КМ (21-22) подается питание на провод 3.

На моторном вагоне с провода 3, через нормально замкнутый контакт РКТ 3-3А и нормально замкнутый контакт автоматического выключателя торможения АВТ получает питание катушка контактора Ш ослабления поля. С отрицательной ветвью цепи катушка соединена через блокировку БВ 30БВ-30. При этом контактор Ш включается и подготавливает силовую цепь ослабления поля ТЭД. Одновременно через РК 14-15 (3-3Г) и замкнувшийся низковольтный контакт Ш 3Г-1Б подается питание на провод 1Ф. БРУ опять включается и переводит вал РК на позицию 15. При этом включается кулачковый контактор РК 10, включающий силовую схему ослабления поля ТЭД.

По мере уменьшения тока якоря ТЭД он достигнет значения заданной уставки В400 и БРУ подаст питание на вентиль PKI. Реостатный контроллер переключится на позицию 16. Разомкнется блокировка РК 14-15 (3-3Г) и, снимая питание с провода 1Ф (отключая БРУ и фиксируя РК на позиции 16), включится кулачковый контактор РК 11, вследствие чего произойдет ослабление поля ТЭД (до 43,4 %).

При постановке рукоятки контроллера машиниста в третье положение с плюсовой шины 22Г через КМ (23-24) подается питание на провод 5.

На моторном вагоне с провода 5 через РК 16-17 (5-1 Б) получает питание БРУ и, контролируя ток якоря ТЭД, переключает РК на позицию 18. При этом размыкается блокировка РК 16-17 (5-1Б) и, отключая питание с провода 1Ф (отключая БРУ и фиксируя РК на позиции 18), включится кулачковый контактор РК 13, вследствие чего произойдет дальнейшее ослабление поля ТЭД (до 28,1 %).

При постановке рукоятки контроллера машиниста в четвертое положение с плюсовой шины 22Г через КМ (25-26) подается питание на провод 6.

На моторном вагоне с провода 6 через РК 18-19 (6-1Б) получает питание БРУ и, контролируя ток якоря ТЭД, переключает РК на позицию 20. При этом размыкается блокировка РК 18-19 (6-1Б) и, отключая питание с провода 1Ф (отключая БРУ и фиксируя РК на позиции 20), включится кулачковый контактор РК 15, вследствие чего  произойдет окончательное ослабление поля ТЭД (18,5 %).

Разбирается схема тяги ступенчато. При переключении КМ из положения 4 в положение 3 отключается питание провода 6, из положения 3 в положение 2 – провода 5, из положения 2 в положение 1 – провода 3. На моторном вагоне при отключении питания провода 3 отключается вентиль контактора ослабления поля Ш, разбирая при этом цепь ослабления поля ТЭД. Ток в якорях уменьшается.

При переключении КМ из положения 1 в маневровое положение отключается питание провода 1.

При установке рукоятки КМ в нейтральное положение размыкаются блокировки 22Г-22У, отключая питание катушки КВХ. После отключения ККХ отключается питание проводов 2 и 11. При этом на моторном вагоне отключается контактор ЛК, ЛКТ и реле ПРП. При отключении ЛК и ЛКТ сила тока в обмотках якоря снизится до 0.

Контактор ЛКТ низковольтной блокировкой отключает питание ПЛКТ.

ПЛКТ блокировкой 22П-22С ПЛКТ подаст питание через замкнутые контакты РК2-20 22С-1М, ПРБ 1М-1ФА, ПРЮ 1ФА-1Ф на блок БРУ, который переключит РК на позицию 1.

Переключатель уставок ускорения

Работа схемы блока БРУ электропоезда ЭД4М

Работа схемы блока БРУ электропоезда ЭД4М

Основным элементом этой схемы является переключатель уставок В400 (3РУ-050), ступенчато регулирующий уровень переменного напряжения между проводами 33 и 34. Переменный ток напряжением 220 В поступает по проводам 66 и 67 через ППТ и предохранитель Пр400 в цепь, состоящую из резистора R400, конденсатора С400 и выпрямителя ПП406.  Напряжение на проводах 33 и 34 снижается на конденсаторе С400, а резистор R 400 ограничивает броски тока при включении схемы.

Провод 67 подключается через блокировку ПРК. Блокировка реле ПРК хвостовой кабины управления – разомкнута, таким образом исключается исключает влияние переключателя уставок В400 нерабочей кабины управления на уровень переменного напряжения между проводами 33 и 34.

На выходе выпрямителя включены последовательно шесть стабилитронов ПП400-405 и пакетный переключатель В400 нагрузки моста. В зависимости от положения переключателя изменяется количество стабилитронов, составляющих нагрузку моста. В положении 7 пакетного переключателя мост закорочен и амплитудные значения напряжения постоянного тока на выходе моста и напряжение переменного тока на его входе равны нулю.

В положении 6 переключателя включен один стабилитрон. Амплитудные значения напряжения постоянного тока на выходе моста и напряжения переменного тока на входе моста равны напряжению стабилизации этого стабилитрона. При каждом последующем переключении в цепь нагрузки моста добавляется по одному стабилитрону и соответственно возрастает амплитудное значение напряжения переменного тока на входе моста и на проводах управления 33 и 34, по которым подается сигнал в блоки БРУ моторного вагона:

Положение В400                  Ток в обмотке якоря ТЭД
    Уставка 1                       140А
    Уставка 2                       185А
    Уставка 3                       230А
    Уставка 4                       275А
    Уставка 5                       320А
    Уставка 6                       365А
    Уставка 7                       410А

При обрыве или коротком замыкании между проводами 33 и 34 электропоезд будет следовать на максимальной уставке.

Порядок применения переключателя в пути следования

Варианты билетов квалификационного экзамена:

Вопрос АСПТ

Что должны обеспечивать автоматические тормоза?

Автоматические тормоза должны обеспечивать возможность применения различных режимов торможения в зависимости от загрузки вагонов, длины поезда и профиля железнодорожного пути.

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.