Схема зарядки аккумуляторной батареи электропоезда ЭД4М. Порядок проверки состояния изоляции низковольтных проводов в пути следования

Примерный ответ на вопросы и задания билета №13 квалификационного экзамена по итогам профессионального обучения на курсах повышения квалификации по профессии «Машинист электропоезда 3-1 класс»:

  1. Схема зарядки аккумуляторной батареи электропоезда ЭД4М. Порядок проверки состояния изоляции низковольтных проводов в пути следования.
  2. Назначение, устройство редуктора крана машиниста усл. № 395. Регулировка редуктора.
  3. В пути следования машинист не вправе.
  4. Требования охраны труда при приемке электропоезда.

Схема зарядки аккумуляторной батареи электропоезда ЭД4М

Схема заряда аккумуляторной батареи электропоезда ЭД4М

Схема заряда аккумуляторной батареи электропоезда ЭД4М

Ток напряжением 220В и частотой 50 Гц от генератора по проводам 81, 82 и 83 через разъем Ш17—Ш19 подается на первичную обмотку трансформатора ТрУ. Напряжение между нулевой точкой вто­ричных обмоток ТрУ и минусовой точкой выпрямителя составляет 50—55 В и ис­пользуется для питания провода 44.

Из вторичной обмотки ТрУ через вы­прямитель Д32-Д37 и аварийную пере­мычку ХТ1 (перемычка служит для от­ключения выпрямителя Д32—Д37 в слу­чае короткого замыкания) подается пита­ние на секционный провод 15. С отрица­тельной шины выпрямительного моста подается питание на провод 30.

Батарея переводится в режим заряда, а нагрузка переключается на выпрямитель управления включением БК.

Электрическая схема заряда аккумуляторной батареи на электропоезде ЭД4М

Порядок проверки состояния изоляции низковольтных проводов в пути следования

Схема проверки изоляции цепей управления электропоезда ЭД4М

Схема проверки изоляции цепей управления электропоезда ЭД4М

Коммутационные перенапряжения в цепях управления электропоезда дости­гают опасных значений. Поэтому почти каждое реле и контактор (вплоть до катушек дверных вентилей) зашунтированы диодом и резистором. Указанные цепи умень­шают влияние индуктивности при от­ключениях аппаратов. Большое значение имеет состояние изоляции пере­численных схем и систем.

В процессе работы изоляция нагревает­ся, стареет, повреждается и теряет свои изолирующие свойства. Через дефектную изоляцию может прохо­дить ток утечки на корпус («землю»), соседние провода. Не исключено и прямое металлическое соединение проводов между собой или с корпу­сом, перебросы между цепями пере­менного и постоянного токов. Перечисленное приводит к тяжелым последствиям, поэтому сопротивле­ние изоляции следует постоянно проверять.

Применяемая на электропоезде схема контроля позволяет по показанию вольтметра количественно оцени­вать величину сопротивления изоля­ции. В схему входит вольт­метр VБ, переключатель В8, кнопка Кн1 с двойным контактом, резисторы R22..R25. Переключатель имеет пять положений для проверки:

  • 1-1 — выходного напряжения вып­рямителя Д32…Д37;
  • 2-2 — сопротивления изоляции це­пей переменного тока;
  • 3-3 — сопротивления изоляции минусовых цепей постоянного тока;
  • 4-4 — сопротивления изоляции плюсовых цепей постоянного тока;
  • 5-5 — выходного напряжения акку­муляторной батареи.

В первом положении «Выпрями­тель» вольтметр  подключается к проводу 30, который является обще­поездным минусовым проводом, и проводу 15Ж — плюсовому выходу выпрямителя Д32…Д37 (проверка происходит при работающем преоб­разователе).

Во втором положении «~» (также во время работы преобразователя) проверяют сопротивление изоляции цепей генератора переменного тока 81…83 и подключенных к ним по­требителей. Показания вольтметра будут обратно пропорциональ­ны сопротивлению изоляции: при хорошей изоляции ток утечки мал, на вольтметр приходится малое напряжение и его показания близки к нулю. При коротком замыкании на корпус почти все напряжение источника питания при­кладывается к вольтметру, и его показания приближаются к напряжению генератора.

В третьем положении «-» проверяют сопротивле­ние изоляции потребителей между проводом 30 и корпусом. При нажатии кнопки Кн1 образуется цепь, подключенная к «плюсу» батареи и корпусу через вольтметр V5 и добавочный резистор R24. По­казания вольтметра будут аналогичны его показаниям при измерении изоляции цепей переменного тока: если потребители, присоединенные к проводу 30, или сами провода имеют низкую изоляцию, то через нее создается цепь на «минус» батареи. В этом случае основное напряжение источника прикладывается к вольтметру, его показания увеличатся. При замыка­нии на корпус показания вольтметра приближаются к напряжению батареи.

Если сопротивление изоляции высоко, на него приходится большая часть падения напряжения ба­тареи, а оставшаяся малая часть — на вольтметр, показа­ния которого будут очень малы (ток утечки мал).

В четвертом положении «+» проверяют изоляцию плю­совых цепей потребителей. При нажатой кноп­ке Кн1 цепь вольтметра VБ подключается к проводу 30 и корпусу через резистор R25, по показаниям вольтметра оценивают эквивалентную величину гэ, т.е. сопротивление изоляции потребителей, подсоединенных к проводам 15.

В пятом положении «Батарея» вольтметр присоединяется к выводам батареи при неработающем преобразователе. Контактором БК батарея подключена к своим потребите­лям и находится в режиме разряда. Напряжение измеря­ется между проводами 15Ф и 30. Чтобы оценить состоя­ние конкретной батареи, недостаточно отключить автомат Q13. Следует разъединить и провод 30. Для этого необ­ходимо разблокировать межвагонные соединения с обе­их сторон секции.

Если переключатель В8 оставить в положении 5 при работающем преобразователе, вольтметр  покажет сумму напряжений: напряжение вторичных обмоток ТрУ, выпрямленное диодами Д32…Д37, и напряжение допол­нительной обмотки (вольтодобавки), выпрямленное дио­дом Д38. Когда преобразователь работает, от батареи отключается вся нагрузка и контактор БК переводит ее в режим постоянного заряда.

Резисторы R23…R25 (6,2 кОм) исключают короткое за­мыкание при проверках. Резистор R22 (20 кОм) снижает чувствительность вольтметра. Данная схема позволяет ко­личественно оценить величину сопротивления изоляции.

Так, если при напряжении генератора 220 В (в положе­нии «~») или напряжении батареи 100 В (в положении «+» или «») и нажатой кнопке вольтметр показывает не более 10В, значит, сопротивление изоляции не менее 130 кОм (нормы сопротивления изоляции приведены в таблице №1, при отклонении от них требуется детально проверить цепи соответствующими приборами).

Таблица 1

  Наименование электрических цепей Минимальная величина сопротивления изоляции, МОм
При выпуске из ТР-1, ТР-2 Браковочная величина в эксплуатации
1. Цепь: токоприемник и кабели, идущие к быстродействующему выключателю, главному разъединителю и предохранителю     2,5     1,2
2. Цепь: быстродействующий выключатель, линейные контакторы   1,5   1,2
3. Цепь тяговых двигателей со всеми высоковольтными аппаратами   1,5   1,2
4. Цепь высоковольтных машин на напряжение 3000В и электропечей со всеми высоковольтными аппаратами   1,5   1,2
5. Цепь вспомогательных машин на напряжение 127/220В с аппаратурой и главного освещения   2,0   1,2
6. Цепи управления, освещения электропневматических тормозов напряжением 50В   0,3   0,1
7. Цепи управления, дежурного освещения напряжением 110В   0,5   0,2
8. Аккумуляторная батарея 0,5 0,3

Примечание: Сопротивление изоляции по пунктам п.1, 2, 3, 4 – производить мегаометром напряжением 2500В, а в остальных случаях мегаометром напряжением не ниже 500В.

Варианты билетов квалификационного экзамена:

Вопрос АСПТ

Какими тормозными устройствами должны быть оборудованы пассажирские вагоны и локомотивы?

Железнодорожный подвижной состав должен быть оборудован автоматическими тормозами, а пассажирские вагоны и локомотивы, вагоны моторвагонного железнодорожного подвижного состава, кроме того, оборудуются электропневматическими тормозами.

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.