Назначение и работа схемы пожарной сигнализации ПТРС. Порядок действий в пути следования при ее срабатывании

Примерный ответ на вопросы и задания билета №14 квалификационного экзамена по итогам профессионального обучения на курсах повышения квалификации по профессии «Машинист электропоезда 3-1 класс»:

  1. Назначение и работа схемы пожарной сигнализации ПТРС. Порядок действий в пути следования при ее срабатывании.
  2. Порядок перехода из кабины в кабину.
  3. Обязанности локомотивной бригады при ведении поезда.
  4. Требования охраны труда при осмотре аккумуляторных батарей.

Назначение и работа схемы пожарной сигнализации ПТРС

При опасном повышении температуры в шкафах или чердаках вагонов происходит срабатывание одного из датчиков в цепи питания катушки промежуточного теплового реле сигнализации  ПТРС в проводах 15П+15Р и создаётся цепь питания:

  • на прицепном вагоне: провод 30 – АЗВ Q40 15+15Г – провод 15Г – резистор R87 – датчик ПТРС – провод 15Р – катушка реле ПТРС – провод 30. Резистор R88 служит для облегчения коммутации в цепях датчиков реле ПТРС. Включаясь реле ПТРС:
    • становится на самоподхват за счет замыкания собственной блокировки ПТРС 15П-15Р;
    • подает питание на секционный провод 90: по цепи провод 15Г – ПТРС 15Г+90 – провод 90;
    • от секционного провода 90 на моторном вагоне получает питание провод 26А через диод Д50.
  • на моторном вагоне: провод 30 – АЗВ Q40 15+15Г – провод 15Г – резистор R87 – датчик ПТРС – провод 15Р – катушка реле ПТРС – провод 30. Резистор R88 служит для облегчения коммутации в цепях датчиков реле ПТРС. Включаясь реле ПТРС:
    • становится на самоподхват за счет замыкания собственной блокировки ПТРС 15П-15Р;
    • подает питание на провод 26А: по цепи провод 15Г – ПТРС 15Г+26А – провод 26А.

От провода 26А получают постоянное питание катушки:

  • реле блокировок безопасности РББ2, которое разрывает цепь питания катушки электропневматического вентиля подъема токоприемника и исключает его поднятие, а так же осуществляет отключение ПРУ, ПРО, отключая, соответственно БВ – снимая нагрузку в силовой цепи;
  • электропневматического вентиля опускания токоприемника КЛП-О, что приведет к опусканию токоприемника на пожароопасной секции электропоезда.
Схема цепей управления реле ПТРС электропоезда ЭД4М

Схема цепей управления реле ПТРС электропоезда ЭД4М

Порядок действий в пути следования при ее срабатывании

При срабатывании ПТРС – загорании сигнального диода РН, Преобразователь, БВ, при наличии видимых признаков возгорания на электропоезде (задымление, искрение), сообщения ПРИЗ-О, машинист МВПС обязан:

  • Перевести контроллер машиниста в нулевое положение;
  • Опустить все токоприёмники на МВПС;
  • Выключить выключатель управления «ВУ»;
  • Остановить поезд и принять меры к его удержанию на месте. При выборе места остановки машинист обязан учесть возможность эвакуации пассажиров и подъезда пожарной машины или пожарного поезда. Запрещается останавливать МВПС на и под искусственными сооружениями, в туннелях, на участках анкерного секционирования и на расстоянии менее 50 метров от них;
  • Подать сигнал пожарной тревоги (один длинный два коротких);
  • Используя поездную радиосвязь сообщить о пожаре поездному диспетчеру или дежурной ближайшей станции для вызова пожарной помощи (пожарной команды);
  • Предупредить энергодиспетчера через дежурного по станции (поездного диспетчера) о недопустимости снятия напряжения в контактной сети до команды машиниста, т.к. возможно потребуется расцепка МВПС;
  • Убедиться в опускании всех токоприёмников и в том, что контактный провод, который может быть повреждён, не касается кузова вагонов;
  • Оповестить пассажиров о случившемся и высадить их из горящего вагона, а так же из других вагонов, которым угрожает опасность;
  • Запереть кабину, из которой производилось управление, и приступить к тушению пожара вместе с помощником машиниста, используя огнетушители, установку аэрозольного пожаротушения СОТ-УАПВ, установку тушения дизель-генераторной установки СОПТ (в соответствии с требованиями по эксплуатации данных установок), песок, воду другие подручные средства до прибытия пожарной помощи.

Если пожар не может быть ликвидирован своими силами и имеющимися средствами пожаротушения, принять меры к расцепке поезда и отводу горящего вагона на расстояние менее 50 метров исключающее возможность перехода огня на соседние вагоны или находящиеся вблизи здания или сооружения. После расцепки поезда, его закрепления от ухода и изоляции горящих вагонов, локомотивная бригада при необходимости даёт заявку энергодиспетчеру через дежурного по станции (поездного диспетчера) о снятие напряжения с контактной сети (записать время в журнал ТУ-152) и до прибытия пожарной помощи продолжает тушение пожара.

При получении локомотивной бригадой информации о ненормальной работе приборов отопления (контакторов, печей, калориферов и т.д.) об их искрении или дымлении, либо если очаг возгорания не выявлен визуальным осмотром электропоезда для предупреждения развития пожара во время стоянки машинист обязан: до отправления с платформы послать помощника машиниста в состав для выяснения и устранения причины с двумя огнетушителями.

При получении информации об искрении или признаках пожара, во время движения поезда машинист обязан: остановить поезд, доложить о причине остановки машинистам вслед идущих поездов, ДСП ограничивающим перегон или ДНЦ. Привести в действие пневматические тормоза надёжно закрепить поезд (ручные тормозами, тормозными башмаками), обесточить все электрические цепи, кроме дежурного освещения, запереть кабину управления, и с огнетушителями проследовать в горящий вагон.

Варианты билетов квалификационного экзамена:

Вопрос АСПТ

В каких случаях допускается выпускать в эксплуатацию подвижной состав с трещиной в диске колеса?

Не допускается выпускать в эксплуатацию и к следованию в поездах железнодорожный подвижной состав с трещиной в любой части оси колесной пары или трещиной в ободе, диске и ступице колеса.

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.