Схема управления мотор-компрессорами электропоезда ЭД4М. Возможные причины незапуска мотор-компрессора

Примерный ответ на вопросы и задания билета №15 квалификационного экзамена по итогам профессионального обучения на курсах повышения квалификации по профессии «Машинист электропоезда 3-1 класс»:

  1. Схема управления мотор-компрессорами электропоезда ЭД4М. Возможные причины незапуска мотор-компрессора.
  2. Порядок подготовки тормозного оборудования электропоездов для пересылки их в недействующем состоянии.
  3. Что устанавливает инструкция по движению поездов и маневровой работе.
  4. Порядок действия машиниста электропоезда при подъеме токоприемника электропоезда.

Схема управления мотор-компрессорами электропоезда ЭД4М

Схема включения мотор-компрессора электропоезда ЭД4М

Главные компрессоры включаются после окончания пуска преобразователей. Двигатель компрессора получает питание от основной трехфазной магистрали переменного тока напряжением 220 В и частотой 50 Гц по проводам 81-83. Две фазы обмотки двигателя защищены тепловыми реле Тр5, Тр6 и автоматом Q15. Между проводами 81-83 включено реле напряжения компрессора РНК, контролирующее наличие питания трехфазной цепи переменного тока – при отсутствии одной фазы или срабатывании тепловой защиты РНК отключается. При отключении реле РНК на пульте машиниста (при восстановленном АЗВ Q52) загорается сигнальный диод VD10 “Вспомогательные цепи”.

Схема включения мотор-компрессоров электропоезда ЭД4М через РВК

После включения автомата ВУ от провода 22 через автомат Q17 получают питание провод 22К и регулятор давления АК, чем подается питание на реле включения компрессоров РВК. Контакты РВК, замкнувшись, подают питание с провода 22К на поездной провод 27.

С провода 27, на каждом прицепном вагоне, через:

  • нормально замкнутый контакт реле защиты преобразователя РЗП-1 в проводах 27-27А, которое исключает включение компрессоров во время электрического торможения;
  • контакт промежуточного контактора преобразователя ПКП 27А-27Б, который позволяет включить компрессор только после окончательного запуска преобразователя;

автомат Q25 и замкнутый контакт РНК 27В-27Г получает питание катушка контактора К. Своими контактами контактор компрессора К в цепях проводов 83В+83Г, 82+82Г, 83В+83Г контактор подключает основную трехфазную магистраль к двигателю компрессора. После включения контактора К его катушка блокировкой К 27-27Б устанавливается на самоподхват. Поэтому, если компрессор включился до применения электрического торможения, он продолжает работать до тех пор, пока не отключится регулятор давления.

Из-за большого пускового тока двигателей компрессоров при их включении резко понижается напряжение на генераторе, вследствие чего снижается накал ламп освещения. Для компенсации этого падения к одной из фаз подключена обмотка компаундирующего трансформатора, в которой за счет броска пускового тока наводится ЭДС, увеличивающая ток в обмотке возбуждения генератора, проходящий через мост Д61-Д64. Благодаря быстрому росту тока возбуждения компенсируется провал напряжения и его влияние на лампы освещения и другие потребители.

Если на одном из вагонов из-за срабатывания реле напряжения компрессора РНК компрессор не включится, то через нормально замкнутые контакты РНК 30-64В получит питание и загорится сигнальный диод Л10 “Вспомогательные цепи” на пульте управления, а через нормально замкнутый контакт РНК 30У-30 на неисправном вагоне загорится диод (лампа) СНВ (Ж – желтого цвета).

Возможные причины незапуска мотор-компрессора

Не работает один компрессор, горит лампа «Вспомогательные цепи», низкая производительность мотор-компрессоров.

  1.  ) Послать помощника с осмотром, чтобы выяснить, какой из компрессоров не работает. Это можно выяснить, открыв шкаф на головном или прицепном вагоне, где находятся амперметры, и посмотреть, есть ли напряжение 220В на  данной секции.
  2. ) Проверить на механическое заедание контактор «К» (нажать вручную).
  3. ) Проверить работу реле РНК.
  4. ) Проверить Тр5, Тр6, Q15, Q25, Q17.

Кроме того, в случае срабатывания Тр5 и Тр6 по причине длительной работы мотор-компрессоров – необходимо проверить целостность питательной магистрали электропоезда, например, возможно срабатывание предохранительного клапана.

Не запускаются все компрессоры при исправных преобразователях. Сигнальные лампы не горят.

  1. ) Возможно не исправны оба регулятора давления (механическое повреждение, подгар контактов), как следствие недостаточное или отсутствие питания реле РВК.
    • Нет питания на 27 проводе. Подать питание с 13 провода на 27 провод.
  2. ) Срабатывание автоматических выключателей Q17 и Q54 с последующим выключением цепей управления и вспомогательных машин, по причине наличия короткого замыкания в цепи 27 провода.
  3. ) Постороннее питание на 27-м поездном проводе, при котором происходит завышение давления в питательной магистрали и срабатывание предохранительных клапанов.

Для изолирования неисправностей, указанных в п.п. 2 необходимо поделить цепи управления электропоезда на две части, вынув внешнее междувагонное соединение цепей управления (жокс №1), выяснить в какой части состава находится короткое замыкание или постороннее питание.

При разъединении внешнего междувагонного соединения осуществляется разрыв цепи 30 поездного провода, которое необходимо обойти с использованием проводов внутреннего междувагонного соединения, например, провода 64 (Вспомогательные цепи), 35 (СОТ-Х).

В случае наличия КЗ или постороннего питания на поездном проводе 27 – следовать на исправной части состава, компрессорные агрегаты, регулятор давления на неисправной части состава – отключить.

Варианты билетов квалификационного экзамена:

Вопрос АСПТ

Какие единицы подвижного состава должны быть оборудованы устройствами безопасности?

Локомотивы и моторвагонный железнодорожный подвижной состав, а также специальный самоходный подвижной состав должны быть оборудованы средствами поездной радиосвязи, совместимыми с поездной радиосвязью инфраструктуры по маршрутам обращения поездов (в случае эксплуатации на инфраструктуре), скоростемерами с регистрацией установленных показаний, локомотивными устройствами автоматической локомотивной сигнализации, а также оборудоваться устройствами безопасности.

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.