Действия локомотивной бригады при срабатывании КТСМ и получении сигналов «Тревога-1». Порядок осмотра электропоезда при этом сигнале

Примерный ответ на вопросы и задания билета №18 квалификационного экзамена по итогам профессионального обучения на курсах повышения квалификации по профессии «Машинист электропоезда 3-1 класс»:

  1. Действия локомотивной бригады при срабатывании КТСМ и получении сигналов «Тревога-1». Порядок осмотра электропоезда при этом сигнале.
  2. Перечень работ по приемке тормозного оборудования МВПС при смене локомотивных бригад.
  3. Организация движения поездов при автоблокировке.
  4. Требования охраны труда при техническом обслуживании электропоезда.

Действия локомотивной бригады при срабатывании КТСМ и получении сигналов «Тревога-1». Порядок осмотра электропоезда при этом сигнале

Машинист электропоезда, руководствуясь сообщением речевого информатора «Внимание! Машинист нечетного (четного) поезда к станции (название станции) КТСМ. Тревога-1. Предупреждение.», указанием ДСП или ДНЦ и (или) показаниями сигнального светового указателя или входного (выходного) светофора станции обязан:

принять меры к плавному снижению скорости (если не требуется экстренная остановка поезда) и остановке состава для осмотра вагона, в которых КТСМ зафиксировали признаки неисправности.

Во всех случаях остановки поезда по показаниям КТСМ (Тревога-1) после остановки поезда машинист обязан уточнить у ДСП (ДНЦ) ранее полученную информацию:

  • наличие в поезде неисправных вагонов и их количество;
  • вид неисправности (нагрев буксы, заторможенность колесных пар, нарушение нижнего габарита (волочения));
  • порядковый номер зарегистрированной ПЕ;
  • сторона по ходу движения и порядковый номер оси зарегистрированной ПЕ;
  • уровень (температура) нагрева;
  • наличие сбоев средств контроля в счете вагонов.

По окончании осмотра машинист поезда обязан доложить ДСП (ДНЦ) инвентарные номера вагонов, о наличии нагрева букс, признаков неисправности и порядке дальнейшего следования поезда. Все действия по осмотру вагонов электропоезда и принятию решения о порядке дальнейшего следования моторвагонного подвижного состава осуществляет лично машинист.

При контроле состояния буксового узла машинист обязан проверить визуально, инфракрасным прибором для измерения температуры типа «Кельвин» (при наличии) и на ощупь степень нагрева буксовых узлов, ободьев колес и провести осмотр поверхности катания колес с целью выявления ползунов, наваров, цветов побежалости из-за заторможенности колесных пар (при неисправности автотормозного оборудования вагонов), обратив внимание на:

  • наличие «свежего» выброса смазки на диск, обод, ступицу колеса, детали тормозной рычажной передачи;
  • состояние крышки буксового узла (наличие окалины, цветов побежалости, вспучивание краски, деформации и пробоин крышки);
  • наличие болтов крепления смотровой и крепительной крышек, их возможное выворачивание или ослабление;
  • свежие потеки смазки в нижней части корпуса буксы, наличие запаха разогретой смазки;
  • смещение (сдвиг) корпуса буксы;
  • перекос буксы, разворот ее в буксовом проеме боковины тележек;
  • в зимнее время – на таяние снега на корпусе буксы (в отличие от других букс).

Если в результате осмотра будет установлено, что в показанных КТСМ вагонах отсутствуют неисправные узлы, машинист электропоезда должен осмотреть по два смежных вагона в обе стороны от зафиксированной. При наличии информации о сбоях КТСМ в счете вагонов на этот поезд производится осмотр всех вагонов с указанной КТСМ стороны поезда.

Осмотр вагонов на станции осуществляют работники вагонного хозяйства (при их отсутствии – локомотивная бригада). При необходимости дается уведомление ДСП (ДНЦ) об отцепке неисправных вагонов. Запрещается отправление поездов при выявлении нагревшегося буксового узла вагонов без принятия решения специалистом-вагонником. Отправление таких поездов без заключения специалиста-вагонника производить только после отцепки неисправного вагона.

Осмотр узлов и ходовых частей специального подвижного состава, следующего с бригадой сопровождения осуществляется локомотивной бригадой и бригадой сопровождения.

Если при осмотре вагона, в которых КТСМ зафиксировали признаки неисправности, будет установлено, что ремонт их не требуется и поезд может быть отправлен со станции для дальнейшего следования, то сведения об этом, а также о порядковом номере ПЕ, виде неисправности передаются через оператора центрального поста (ЦЦК) на последующую станцию для усиления бдительности работников вагонного хозяйства, а при остановке поезда – для осмотра таких вагонов. Аналогичные сведения передаются и в случае, когда буксовые узлы или шкивы привода генератора с предаварийным уровнем нагрева не осматривались на данном пункте контроля из-за отсутствия остановки поезда на станции по графику движения.

В случае, когда при осмотре поездов на станции, перед которой установлены КТСМ, будут обнаружены неисправные узлы подвижного состава, не зарегистрированные этими КТСМ и требующие отцепки вагона, по результатам обследования таких вагонов осмотрщиком-ремонтником (осмотрщиком) и машинистом поезда составляется акт, в котором отмечаются сведения о техническом состоянии контролируемого узла вагона, номер поезда, номер вагона, время контроля и др.

В случае обнаружения заторможенности колесных пар локомотивная бригада обязана выявить причину (в пассажирских поездах совместно с начальником поезда или лицом его замещающим) и по возможности устранить неисправность (в пассажирских поездах оказать помощь начальнику поезда или лицу его замещающему), при отсутствии дефектов, браковочных параметров на поверхности катания колесных пар следовать далее с установленной скоростью до станции, где имеется депо или пункт технического обслуживания вагонов.

В случае, когда поезд был остановлен по информации о волочении, а машинист при осмотре зарегистрированного вагона не выявил причину, а также при наличии информации о сбоях средств контроля в счете вагонов, он обязан осмотреть состояние всего поезда с двух сторон.

При движении локомотивная бригада обязана контролировать состояние поезда в кривых участках пути из кабины локомотива.

В целях исключения необоснованных остановок поезда по показаниям средств контроля КТСМ машинист должен выбирать место остановки и режим дальнейшего движения поезда с таким расчетом, чтобы проследовать напольные устройства КТСМ с постоянной скоростью не менее 10 км/час.

Варианты билетов квалификационного экзамена:

Вопрос АСПТ

На каких единицах подвижного состава должна указываться грузоподъемность?

На грузовых, почтовых, багажных вагонах.

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.