Силовая схема тока рекуперации моторного вагона электропоезда ЭД4М. Цепи питания обмоток возбуждения тяговых двигателей в режиме рекуперации

Примерный ответ на вопросы и задания билета №20 квалификационного экзамена по итогам профессионального обучения на курсах повышения квалификации по профессии «Машинист электропоезда 3-1 класс»:

  1. Силовая схема тока рекуперации моторного вагона электропоезда ЭД4М. Цепи питания обмоток возбуждения тяговых двигателей в режиме рекуперации.
  2. Как классифицируются пневматические тормоза?
  3. Организация движения поездов при автоматической локомотивной сигнализации, используемой как самостоятельное средство сигнализации и связи.
  4. Требования охраны труда при осмотре высоковольтного оборудования.

Силовая схема тока рекуперации моторного вагона электропоезда ЭД4М

Силовая схема электрического реостатного торможения с независимым возбуждением электропоезда ЭД4М

Силовая схема электрического реостатного торможения с независимым возбуждением электропоезда ЭД4М

Цепи питания обмоток возбуждения тяговых двигателей в режиме рекуперации

При переключении КМ в положения 1Т-4Т схема собирается в следующей последовательности:

  • Тормозной переключатель находится в положении “тормоз”, замкнуты все нечетные контакторы, кроме контактора тормозного переключателя ТП9, контактор тормозного переключателя ТП6 отсоединяет обмотки возбуждения от якорей тяговых электродвигателей ТЭД, а контактор обмоток возбуждения ОВ подключает их к тиристорному преобразователю Тт1-Тт6.
  • Включается контактор КВ и подает напряжение через трансформатор возбуждения ТрВ на тиристорный преобразователь.
  • Включаются контакторы ЛК, Ш. ЛКТ заканчивает сбор схемы.

При этом создается контуры протекания тормозного тока:

  • Первый контур. Якоря тягового электродвигателя ТЭД М4-М1 (генераторы), контактор ЛКТ, ТП1, диоды прямого выхода в рекуперацию Д2, Д1, контактор ЛК, обмотка дифференциального трансформатора ТрД.1, шунт дифференциального реле Шн6, силовые контакты БВ, главный разъединитель Гр, ДрФ, токоприемник, контактная сеть.
  • Второй контур через параллельных потребителей: рельсы, заземляющие устройства ЗУ, шунты электросчетчиков Шн4, Шн5, шунт амперметра Шн1, шунт катушка дифференциального реле ДР.2 Шн7, ТрД, силовые контакты ВЗТ, контактор тормозного переключателя ТП7, индуктивный шунт ИШ, ДТЯ1, ДТЯ, обмотки возбуждения тяговых электродвигателей ТЭД.

Контур протекания тока возбуждения:

  • положительная шина тиристорного преобразователя Тт1-Тт6, контактор обмоток возбуждения ОВ, кулачковый контактор реверсивного переключателя В1, обмотки возбуждения М1-М4, кулачковый контактор реверсивного переключателя В2, измерительный шунт амперметра А3, силовые контакты ВЗТ, датчик тока возбуждения ДТВ, отрицательная шина тиристорного преобразователя Тт1-Тт6.

Реостатное торможение с независимым возбуждением

Силовая схема электрического реостатного торможения с независимым возбуждением электропоезда ЭД4М

Силовая схема электрического реостатного торможения с независимым возбуждением электропоезда ЭД4М

При повышении напряжения до уставки промежуточного реле максимального напряжения ПРМН  (3950±50) В включается контактор Т, который в цепь якорей ТЭД дополнительно подключает тормозные резисторы, при этом ЛК остается включенным. Ток якорей будет протекать по двум контурам:

  • ток большей силы (около 300 А) по контуру – якоря тяговых электродвигателей М1, контактор ЛКТ, резисторы R8-R4, контактор Т, резисторы R24, R11-R15, измерительный шунт амперметра Шн2, ВЗТ и М4;
  • ток меньшей силы (около 50 А.) будет протекать по контуру рекуперации.

Распределение токов по контурам будет зависеть от мощности и количества параллельных потребителей в контактной сети данного участка.

Реостатное торможение с самовозбуждением

Силовая схема реостатного торможения с самовозбуждением электропоезда ЭД4М

По мере снижения скорости поезда ток в цепи независимого возбуждения достигает 230 А. При этом токе блок БУТ включает в работу БРУ (включает реле РСВ). Реостатный контроллер переводит схему на режим самовозбуждения.

На позиции 2 РК кулачковым контактором РК16 замыкает якоря ТЭД на собственные обмотки возбуждения, при этом путь тока:

  • якорь M1, контактор ЛКТ, резисторы R8-R4, контактор Т, кулачковый контактор ТП3, контактор Ш, кулачковый контактор РК16, ТП5, В1, обмотки возбуждения ТЭД М1-М4, В2, измерительный шунт Шн3, силовые контакты ВЗТ, ТП7, РК17 (включаясь на позиции 2 РК, выключает ИШ), датчики тока ДТЯ1 и ДТЯ, якорь М4.

Торможение с самовозбуждением происходит с коэффициентом возбуждения 59,2%, так как параллельно обмоткам возбуждения включена шунтирующая цепь:

  • контактор Т, резистор R24, R11-R15, измерительный шунт амперметра Шн2, ВЗТ, якорь М4.

Варианты билетов квалификационного экзамена:

Вопрос АСПТ

Кто  осуществляет контроль за соответствие требованиям норм и правил подвижного состава, используемого на инфраструктуре и железнодорожных путях необщего пользования?

Контроль соблюдения указанных требований осуществляет, соответственно, владелец инфраструктуры, владелец железнодорожных путей необщего пользования.

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.