Высоковольтная схема питания двигателя преобразователя электропоезда ЭД4М. Работа аппаратов защиты двигателя преобразователя

Примерный ответ на вопросы и задания билета №23 квалификационного экзамена по итогам профессионального обучения на курсах повышения квалификации по профессии «Машинист электропоезда 3-1 класс»:

  1. Высоковольтная схема питания двигателя преобразователя электропоезда ЭД4М. Работа аппаратов защиты двигателя преобразователя.
  2. Работа электровоздухораспределителя усл. №305 при зарядке.
  3. Организация движения восстановительных и пожарных поездов, вспомогательных локомотивов.
  4. Требования охраны труда при экипировке электропоезда.

Высоковольтная схема питания двигателя преобразователя электропоезда ЭД4М

Высоковольтная схема питания электродвигателя преобразователя электропоезда ЭД4М

Высоковольтная схема питания электродвигателя преобразователя электропоезда ЭД4М

Пуск преобразователя осуществляется контактором преобразователя КП, который включится при условии что:

  • не сработала защита преобразователя РЗП-3,
  • тепловая защита независимой обмотки преобразователя Тр7,
  • штепсельный разъем резервного питания ТрУ Ш17 соединен с Ш19,
  • включен автомат Q1.

После замыкания контактора КП собирается высоковольтная схема пуска двигателя преобразователя. БУП получив сигнал “Контроль” соединит провод 30АЯ-30.  При пуске двигателя преобразователя от жокса “+” Ш1 ток высокого напряжения

через предохранитель ПР2 (ток срабатывания 31,5 А), катушку реле перегрузки преобразователя РПП (ток уставки 100 А), контактор преобразователя КП, диод Д4, реле обратного тока РОТ, первичную обмотку стабилизирующего трансформатора ТрС, пусковое сопротивление R5, демпферное сопротивление R4

подается на обмотку якоря двигателя преобразователя Я1 и далее, через последовательную обмотку возбуждения двигателя преобразователя на жокс “-” Ш2. При этом двигатель преобразователя, начиная работать, приводит во вращение якорь синхронного генератора.

Реле обратного тока РОТ своей блокировкой через резистор R26, контакт РОТ 15И-20Е подает сигнал “Реле тока” с провода 15Ж в блок управления преобразователем БУП и блок начинает отсчет времени (3,5 с) перед включением ПКП. По окончании выдержки времени ПКП включается и высоковольтным контактом шунтирует пусковой реостат R5.

Работа аппаратов защиты двигателя преобразователя

Блок управления преобразователем формирует сигнал “Защита” и по проводу 20Д включает реле РЗП-3, обеспечивая отключение преобразователя в следующих аварийных режимах:

  • при длительном (более 5 с) повышении фазного напряжения до 135 В и более;
  • при повышении напряжения генератора более 250 В;
  • при уменьшении частоты генератора до величины менее 47 Гц, или повышении более 52 Гц;
  • при повышении или понижении относительно номинального выпрямительного напряжения.

Реле перегрузки преобразователя РПП защищает преобразователь от перегрузок. Блокировкой реле перегрузки преобразователя РПП 15Ж-20Д подает электропитание на катушку реле РЗП-3, которое своей блокировкой 30АЭ-30ДЮ разрывает минусовую цепь питания катушки КП, а блокировкой реле защиты преобразователя РЗП-3 20В-20Д ставит реле защиты преобразователя на самоподхват, таким образом питание катушки реле остается включенным при любых условиях.

Нажатием кнопки “Контроль” на блоке БУП можно проверить работу РЗП-3. Восстановить схему защиты можно, переключив тумблер В1 “Выключение преобразователя” или выключатель управления ВУ.

Реле обратного тока срабатывает при снятии напряжения в контактной сети, в этот момента в силовой цепи двигателя преобразователя возникает генераторный ток, протекающий

через якорь двигателя, резистор R4, пусковой контактор преобразователя ПКП, резисторы R3-1, синхронизирующий трансформатор ТрС, диод Д50, контактор преобразователя КП, реле перегрузки преобразователя РПП, Пр2 и через моторный вагон возвращающийся на якорь двигателя.

При этом диод Д4 запирается, катушка реле обратного тока РОТ обесточивается, блок управления преобразователем БУП перестает выдавать сигнал “Реле тока” и отключается пусковой контактор преобразователя ПКП, что подготавливает схему к повторному пуску при восстановлении напряжения в контактной сети. Диоды Д3-Д1 запираются, вводя тем самым в цепь якоря двигателя резисторы R3-R1 для уменьшения генераторного тока, пока контактор ПКП не отключился.

Вопрос АСПТ

На основании чего производится переключение разъединителей контактной сети электровозных депо?

Переключение разъединителей контактной сети электровозных и мотор-вагонных депо, экипировочных устройств, а также железнодорожных путей, где осматривается крышевое оборудование электроподвижного состава, производится уполномоченными лицами, прошедшими соответствующее обучение.

Переключение остальных разъединителей производится только по приказу энергодиспетчера.

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.