Порядок прозвонки крышевого оборудования электропоезда ЭД4М на предмет короткого замыкания. Действия локомотивных бригад при неисправности вспомогательных машин

Примерный ответ на вопросы и задания билета №22 квалификационного экзамена по итогам профессионального обучения на курсах повышения квалификации по профессии «Машинист электропоезда 3-1 класс»:

  1. Порядок прозвонки крышевого оборудования электропоезда ЭД4М на предмет короткого замыкания. Действия локомотивных бригад при неисправности вспомогательных машин.
  2. Сколько основных частей имеет электровоздухораспределитель усл. №305?
  3. Порядок отправления поезда при неисправности или отсутствия выходного светофора на двухпутный, однопутный участок, неправильный путь (двухсторонняя, односторонняя автоблокировка).
  4. Требования охраны труда при осмотре крышевого оборудования электропоезда на электрифицированных путях.

Порядок прозвонки крышевого оборудования электропоезда ЭД4М на предмет короткого замыкания

Монтажная схема участка силовой электрической цепи электропоезда ЭД4М

Монтажная схема участка силовой электрической цепи электропоезда ЭД4М

Рекомендация проверки крышевого оборудования для локомотивных бригад в пути следования, при снятии напряжения в КС для электропоездов серии ЭД, ЭТ.

  1. Осуществить опускание токоприемников до момента фактической остановки поезда, во избежание пережега контактного провода при остановке.
  2. Закрепить подвижной состав от ухода, сообщить о вынужденной остановке подвижного состава на перегоне машинистам и ДСП станций, ограничивающих перегон;
  3. На проверяемом вагоне осуществить разрядку крышевого конденсатора С1 постановкой ГРВЦ 1 в положение «заземлено» — примерное время разрядки конденсатора 5-6 минут.

Проверка при помощи сигнальной лампы:

  1. Осуществить проверку сигнальной лампы, для чего подключить её к проводам 15 и 30 — сигнальная лампа должна загореться в полный накал;
  2. Осуществить проверку изоляции в шкафу прицепного или головного вагона. При наличии утечки напряжения, на моторном вагоне:
    • по минусу, или отсутствия утечек электрического тока — установить перемычку с корпуса вагона на 30-й поездной провод;
    • по плюсовой шине — на 15-й секционный провод.
  3. Подключить сигнальную лампу в подвагонном ящике с ГРВЦ одним контактом к
    • к проводу 15 (в случае утечек электрического тока по минусу или их отсутсвия);
    • к проводу 30 в другом случае.
  4. Второй контакт сигнальной лампы подключить к ножу ГРВЦ1, находящимся в положение «Заземлено». Если сигнальная лампа загорелась, то цепь контроля изоляции сигнальной лампой собрана верно.
  5. Поставить ГРВЦ1 в промежуточное положение, если сигнальная лампа не погался, то короткое замыкание (пробой изоляции) находится на участке силовой цепи от ГРВЦ1  до БВ и высоковольных предохранителей — Пр 1, 2, 4.
  6. Если сигнальная лампа загорелась при постановке ГРВЦ1 в рабочее положение, то короткое замыкание на корпус вагона находится на участке силовой цепи от токоприемника до главного разъединителя.

Проверка при помощи кнопки «контроль изоляции»:

Схема контроля изоляции электропоезда ЭД4М

  1. Прозвонка производится при помощи«контроля изоляции» в шкафу прицепного или головного  вагона на секции  требующей проверки.
  2. При опущенных токоприемниках в этом шкафу на клемной рейке находим 30 провод. В районе блоков БУП и БРЧ находим клемму заземления, ставим крокодил заземления (корпус). Переключателем вольтметра батареи ставим переключатель в положение проверка по минусу и нажимаем кнопку проверка изоляции. По вольтметру должно показать около 100 вольт (в зависимости от заряда и нагрузки батареи), это означает что схема проверки изоляции исправная.
  3. Снимаем крокодил отдаем помощнику, и проверяем фактическое значение изоляции по корпусу нажав кнопку «контроль изоляции» и запоминаем его значение.
  4. Помощник спускается, вниз соблюдая правила техники безопасности, открывает заднюю крышку БВ и вешает крокодил на подводящий кабель №142 к  БВ на изоляторе, второй конец крокодила вешает на 30 провод находящийся на клемной рейке в этом же ящике, и дает команду машинисту для проверки изоляции.
  5. Машинист нажимает кнопку «проверки контроля изоляции», если показания вольтметра изменились от пред идущего более чем на 25-30 вольт и выше, это означает, что нарушена изоляция кабелей №100, №102, №142.
  6. Для более точного определения кабеля с нарушенной изоляцией, ставим ГРВЦ 1 в нейтральное положение, если напряжение по вольтметру приходит к первоначальному показанию, значит КЗ в крышевом оборудовании, кабеля №100,102. Если нет, КЗ в кабеле №142  т.е. подвагонное оборудование до вставок ПР 1, 2, 4 и до БВ.

Действия локомотивных бригад при неисправности вспомогательных машин

Прежде чем искать неисправность в электрической цепи и приступать к её устранению, необходимо обратить внимание на следующее:

  1. если не включается пневматический контактор, то возможная общая причина – неисправность пневматического вентиля (сгорела катушка, попал посторонний предмет под якорь вентиля и т.д.).
  2. если не включается электромагнитный контактор или реле, то возможная общая причина – неисправность включающей катушки (сгорела), попал посторонний предмет под якорь.
  3. если не отключается пневматический контактор после снятия питания с катушки вентиля, то возможная общая причина – магнитное залипание якоря вентиля (от руки он работает нормально). Для устранения – подложить под якорь вентиля изоляцию (например 2-3 слоя газетной бумаги).
  4. если не отключается электромагнитное реле после снятия питания с катушки реле, то возможная общая причина – электромагнитное или механическое залипание якоря реле. Для устранения – подложить под якорь реле изоляцию (например 2-3 слоя газетной бумаги).

В любом случае ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • исключать работу БУКЗ (БУВЗТ) путем установки перемычки на низковольтную блокировку контактора КЗ (30Ю+30) или ВЗТ(30РЮ+30) либо подклиниванием реле РВВ в цепи удерживающей катушки быстродействующего выключателя БВ-У;
  • исключать из схемы защиту преобразователя путем подкладывания под якорь реле РЗП3;
  • отключать сигнализацию о боксовании и/или юзе, исключать разбор схемы при разносном боксовании путем подкладывания под якоря реле ПРБ (промежуточного реле боксования) и ПРРБ (промежуточного реле разносного боксования).
  • отключать дифференциальную защиту силовых и вспомогательных цепей путем подкладывания под якоря соответствующих реле-повторителей ПДР и ПРД1.

Вспомогательные машины электропоезда

Изначально необходимо проверить состояние плавких вставок (предохранителей) блоков управления, тепловых реле и автоматических защитных выключателей, которые разрешается восстановить однократно.

  • Неисправность преобразователя — собрать схему резервирования цепей управления, в крайнем случае — питание цепей управления напряжением 110 В можно осуществить с исправной секции за счет включения автоматов Q13, а питание цепей управления головного вагона напряжением 50 В — постановкой перемычек 13+44 на исправной и неисправной секции, исключив использование Кн «Вспомогательный компрессор»;
  • Неисправность компрессора — отключить компрессор, выключив автоматические защитные выключатели в цепи провода 27 и трехфазной магистрали 220 В.

Преобразователь

Схема включения реле ПРУ и контактора КП электропоезда ЭД4М

Схема включения реле ПРУ и контактора КП электропоезда ЭД4М

  1. В случае отсутствия блока РПДА — путем прохода по составу помощником машиниста выявить неисправный прицепной (головной) вагон.
  2. Посмотреть сработало ли РЗП-3 и сигнализацию на блоке БУП;
  3. Попробовать перезапустить преобразователь:
    • Выключить В1 «Выключение преобразователя»;
    • Перещелкнуть автомат Q1 (низковольтная блокировка в цепи питания КП);
    • Включить «В1». В зависимости от того сработало ли РЗП-3 или нет попробовать его придержать при запуске.
  4. ПРУ и Тр7 должны быть включены.

Если преобразователь не запускается, нужно выключить «В1» и переставить фишку  Ш19 на фишку  Ш18, при этом убедиться, что трансформатор управления заработал и схема резервирования собрана.

Не работает один компрессор, горит светодиод «Вспомогательные цепи»

  1. Послать помощника с осмотром, чтобы выяснить, какой из компрессоров не работает. Это можно выяснить, открыв шкаф на головном или прицепном вагоне, где находятся амперметры, и посмотреть, есть ли напряжение 220В на данной секции.
  2. Проверить на механическое заедание контактор «К» (нажать вручную).
  3. Проверить реле РНК, оно должно быть включено.
  4. Проверить Тр5, Тр6, Q15, Q25, Q17.

Схема включения мотор-компрессора электропоезда ЭД4М

Не запускаются все компрессора при работающих преобразователях, светодиоды не горят

  1. Возможно не исправны оба регулятора давления АК-11Б в кабинах управления электропоезда (см. п.п. 3).
  2. Происходит аварийное отключение автоматов Q17 и Q54 и вспомогательные машины отключаются (КЗ 27-м поездном проводе).
  3. Нет питания на 27 проводе. В данном случае возможно осуществлять контроль давления сжатого воздуха самостоятельно, подавая питание с 13 провода на 27 провод (Кн «Вспомогательный компрессор» при установленной перемычке 13+27).

При коротком замыкании в цепи 27 поездного провода:

  • поделить состав пополам вынув жоксу №1, выяснить в какой части состава КЗ.
  • Если КЗ в хвостовой части состава, соединить жоксу №1 на место, отнять 27 провод на клемной рейке и следовать на компрессорах головной части состава.
  • Если в головной, соединить жоксу №1 на место, отняв 27 провод на клемной рейке и задействовать регулятор давления и компрессор хвостовой части состава, или подавая питание на компрессор с 13 на 27 провод.

Варианты билетов квалификационного экзамена:

Вопрос АСПТ

Кто осуществляет контроль сохранности целостности пломб на аппаратах устройств сигнализации, централизации и блокировки?

Контроль сохранности целостности пломб на аппаратах устройств сигнализации, централизации и блокировки осуществляют дежурные работники, пользующиеся этими аппаратами(дежурные по железнодорожным станциям, операторы поста централизации, дежурные стрелочного поста, машинисты локомотивов и др.)

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

    © 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

    Принципиальные оговорки

    Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

    Ограниченная ответственность

    Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

    Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.