Эксплуатация системы автоматического управления торможение поездов САУТ-Ц

Приложение 12 к инструкции по эксплуатации локомотивных устройств безопасности №Л230, утвержденной распоряжением ОАО “РЖД” от 24 октября 2017 года №2176р “Эксплуатация системы автоматического управления торможение поездов САУТ-Ц“:

Общие положения

1.1. Порядок пользования локомотивной аппаратурой системы автоматического управления торможением поездов САУТ-Ц (далее – САУТ-Ц) с единым алгоритмом.

САУТ-Ц предназначена для повышения безопасности движения поездов, увеличения пропускной способности железнодорожных участков, улучшения условий труда локомотивных бригад. САУТ-Ц использует показания локомотивных светофоров автоматической локомотивной сиг­нализации непрерывного типа (АЛСН) или показания комплексного локомотивного устройства безопасности КЛУБ, КЛУБ-У (КЛУБ), принятые от путевых устройств АЛСН, а также информацию, принятую от путе­вых устройств САУТ.

САУТ-Ц включает в себя микропроцессорную локомотивную аппаратуру (САУТ-МП) и локомотивный блок путевых параметров (ЛБПП).

В состав САУТ-МП, в общем случае, входят: прибор электроники (ПЭ), блоки коммутации (БКм1, БКм2), датчики угла поворота (ДПС), антенна(ы), пульт(ы) машиниста (ПМ), пульт(ы) управления (ПУ), блок оптронный (БО или Б01), блок включения (БВк), фильтры к ДПС, приставка(и) электропневматическая (ПЛК1 или ПЛК), датчики давления (ДД), блок реле (БР) – для электропоездов или исполнительное(ые) реле – для локомотивов, блок отключения тяги (БОТ) — для электровозов ЧС2.

ПЭ состоит из блока электроники (БЭ), блока питания (БП) и рамы.

В состав ЛБПП входят блок электроники БЭ-ЛБПП и динамик.

1.2. САУТ-Ц должна выполнять функции в соответствии с техническими описаниями на САУТ-МП ВР1.320.001 ТО и на ЛБПП ВР2.009.013 ТО:

  • служебное торможение при скорости движения поезда (Vmax + 2) км/ч по «З» показанию локомотивного светофора (ЛС) или блока индикации локомотивного (БИЛ);
  • служебное торможение при превышении программной скорости V по «Ж» показанию ЛС (БИЛ);
  • служебное торможение до полной остановки поезда в точке «прицельной» остановки, расположенной на расстоянии 75 м от проходного светофора с запрещающим движение показанием и на расстояние 50 м от выходного светофора с запрещающим движение показанием. Отклонение от точки «прицельной» остановки должно быть не более 100 м в сторону начала блок-участка при измеренном значении тормозного коэффициента φр. В случае, когда действует начальное значение φр (в ситуации, когда САУТ-Ц производит остановку поезда перед светофором с запрещающим движение показанием до выполнения машинистом пробы тормозов или после вынужденного выключения САУТ-Ц и повторного его включения), место остановки может превышать указанное отклонение от точки «прицельной» остановки;
  • служебное торможение при движении к входному светофору с показанием «два желтых» и снижение скорости поезда до величины, обеспечивающей выполнение требуемого ограничения скорости движения по боковому станционному пути;
  • служебное торможение и снижение скорости поезда перед стрелочным переводом в начале движения по боковому станционному пути;
  • экстренное торможение при «самопроизвольном» движении поезда на расстояние более 3 м.

1.3.   В грузовом движении после опробования тормозов при условиях, изло­женных в подпункте 4.1.12 настоящего приложения, машинист должен убедиться, что при нажатой кнопке «φр» на приборе «ΔV/φр» ПМ показание по шкале «φр» отличается от начального значения 0,25…0,27 в ту или иную сторону.

При реализации команды САУТ-Ц «СЛУЖЕБНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ» осуществляется ступень торможения через ПЛК1 (ПЛК) с разрядкой ТМ на величину (0,07 ± 0,02) МПа для грузового поезда и на величину (0,05 ± 0,02) МПа для пассажирского поезда. Если тормозное усилие ока­зывается недостаточным, САУТ может осуществлять дополнительную разрядку ТМ ступенями 0,03 … 0,04 МПа.

На электропоездах, дизель-поездах и пассажирских поездах с работающим ЭПТ реализация команды «СЛУЖЕБНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ» осуществляется ступенью торможения через ЭПТ с давлением в тормозных цилиндрах (0,15 ± 0,1) МПа.

При исправном САУТ-Ц и правильных действиях машиниста торможение, произведенное САУТ-Ц, не является нарушением.

1.4. Локомотивы и мотор-вагонный подвижной состав (далее – МВПС), отправляемые на участки, должны иметь исправную САУТ-Ц.

Машинист обязан включить САУТ-Ц во всех видах поездной работы, кроме маневровой. При осуществлении маневровой работы машинист дол­жен выключить САУТ-Ц, если перед этим она была включена.

Запрещается выдавать из локомотивного депо локомотивы и МВПС, а машинистам отправляться ведущим локомотивом из основного депо, пунктов оборота и технического обслуживания с неисправной САУТ-Ц. Запрещается движение по участкам с выключенной исправной САУТ-Ц.

Информация о состоянии путевых устройств САУТ по маршруту следования локомотива и МВПС должна быть доведена до локомотивных бригад в порядке, установленном на железной дороге.

О выключении САУТ-Ц в пути следования из-за неисправности или других причин должна производиться соответствующая запись в жур­нале технического состояния локомотива формы ТУ-152 и в объяснении к скоростемерной ленте.

Порядок приемки устройств САУТ-Ц

2.1. При приемке локомотива и МВПС машинист обязан убедиться в наличии штампа-справки об исправности устройств САУТ-Ц, наличии и сохранности пломб в местах, указанных в таблице 12.1, и произвести пробное включение устройств САУТ-Ц в соответствии с пунктами 3.1-3.3 настоящего приложения.

Таблица 12.1 Перечень блоков САУТ-Ц, подлежащих проверке машинистом на наличие и сохранность пломб

Наименование прибора Место пломбирования Число пломб
Датчик угла поворота ДПС Болты крышки 1
Блок коммутации БКм1 Крышка НАСТРОЙКА АНТЕНН 1
Блок электроники БЭ-САУТ-МП Крышки на розетках «Х32-1 и Х32-2» 2
Блок электроники БЭ-ЛБПП Крышки на розетках «Х51» Крышка «УЗЕЛ ПАМЯТИ»

1

1

Шкаф (ящик или кожух)* с блоками Дверца шкафа (ящика или кожух) 1
* Пломбы на блоках, установленных в шкафу (ящике или кожухе) с пломбируемой дверцей (кожухом), не проверяются.

При отсутствии замечаний по САУТ-Ц при приемке локомотива или МВПС в пунктах смены локомотивных бригад принимающий и сдающий машинисты расписываются в журнале технического состояния локомотива формы ТУ-152, а при обнаружении сорванных пломб на приборах и других недостатков в журнале делается соответствующая запись.

Машинист, принявший локомотив или МВПС, оборудованный САУТ-Ц, обязан:

  • следить за сохранностью устройств САУТ-Ц и наличием пломб;
  • проверять при осмотрах локомотивов и МВПС надежность крепления устройств САУТ-Ц, особенно ДПС и антенн (запрещается производить проверку крепления постукиванием по корпусу антенны);
  • об обнаруженных недостатках сделать соответствующую запись в жур­нале технического состояния формы ТУ-152.

Включение и выключение устройств САУТ-Ц

3.1.   Перед включением САУТ-Ц машинист должен убедиться в том, что:

  • тормозная магистраль поезда заряжена;
  • устройства АЛСН (КЛУБ) включены, ключ ЭПК повернут в крайнее левое положение;
  • на локомотивном светофоре (ЛС) или блоке индикации локомотивном (БИЛ) КЛУБ имеется соответствующее показание.

3.2.   Включить САУТ-Ц поворотом ручки (БВк) в положение «САУТ» и убедиться в том, что:

  • писец регистрации включения САУТ-Ц в скоростемере переместился вниз;
  • на ПМ загорелись лампочки освещения шкал приборов;
  • прибор «S» на ПМ показывает нулевое значение;
  • прибор («ΔV/φp» по шкале «ΔVp» на ПМ через некоторое время после включения показывает установившееся значение, соответствующее скорости Vmax при «З» показании ЛС (БИ) или значение, соответствующее скорости Vкж при «Ж» показании ЛС (БИЛ). При «К», «КЖ» или «Б» показаниях ЛС прибор «ΔV/φp» должен показывать значение, близкое нулевому.

При включении САУТ-Ц, когда локомотивный светофор имеет запрещающее показание при нулевой скорости не осуществляется торможение. Торможение осуществляется при попытке начать движение без нажатия кнопок на ПУ.

Примечания:
1. Показания прибора «
ΔV/φp» должны быть одинаковыми в положениях «1» и «2» тумблера «1-2» ПМ;
2. Нажатие на любую кнопку должно быть кратковременным, до упо­ра, не менее 1с.

3.3.   На локомотивах в грузовом движении прибор «ДУМр» по шкале «д» должен показывать начальное значение расчетного тормозного коэф­фициента 0,25 . . . 0,27 при нажатии кнопки «#р». Показания должны быть одинаковые в положениях «1» и «2» тумблера «1—2» на ПМ.

3.4. Для выключения САУТ-Ц машинист должен установить ручку БВк в положение «АЛС». При этом освещение шкал приборов ПМ должно погаснуть, писец регистрации включения САУТ-Ц должен переместиться вверх.

Пользование устройствами САУТ-Ц в пути следования

4.1. Пользование устройствами САУТ-Ц на участках,  оборудованных путевыми устройствами САУТ

4.1.1. На участках, оборудованных путевыми устройствами САУТ, машинист ведущего локомотива или МВПС обязан осуществлять управление поездом в полном соответствии с порядком и правилами, установленными ПТЭ, инструкцией по эксплуатации тормозов подвижного состава, инструкцией по сигнализации, инструкцией по движению поездов и маневровой работе, настоящим приложением, приказами начальника железной дороги, а также выданными предупреждениями и показаниями сигналов.

4.1.2. Машинист обязан включить САУТ-Ц не менее чем за 1,5 мин перед отправлением поезда с железнодорожной станции (далее — станция), а помощник машиниста должен убедиться, что она включена, и доложить об этом машинисту. При «Б» показании ЛС (БИЛ), убедившись в разрешающем показании светофора, машинист должен нажать кнопку «ОТПР» на ПУ перед отправлением поезда.

4.1.3. При движении по участку машинист обязан:

  • контролировать работу САУТ-Ц по приборам ПМ. Расстояние до конца блок-участка фиксируется на приборе «S» ПМ. По мере движения поезда по блок-участку (станционным путям) показание прибора изменяется от максимального, соответствующего полной длине блок-участка, до нулевого в конце блок-участка. Резерв скорости «ΔVp» фиксируется на приборе «ΔV/φp» при не нажатой кнопке «φр» и равняется ΔV = Vпр – Vф, где Vпp – программная скорость, вычисляемая САУТ-Ц в зависимости от поездной ситуации, Vф — фактическая скорость движения поезда;
  • переводить главную рукоятку контроллера машиниста в нулевое положение при реализации команды САУТ «ОТКЛЮЧЕНИЕ ТЯГИ» (загорается лампа «ЗАПРЕЩЕНИЕ ОТПУСКА», схема моторного режима разбирается);
  • производить отпуск тормозов установкой ручки крана машиниста в положение I (отпуск электропневматических тормозов производится автоматически) в момент времени, диктуемый поездной ситуацией, после погасания лампочки «ЗАПРЕЩЕНИЕ ОТПУСКА» на ПМ.

Для проследования путевого светофора с «красным» показанием в случаях, предусмотренных в пункте ПТЭ, при скорости движения менее 20 км/ч нажать кнопку «К20» на ПУ. САУТ дает возможность проследовать светофор с «красным» показанием со скоростью не более 20 км/ч на расстояние 600 м от точки прицельной остановки. При появлении на ЛС (БИЛ) разрешающего движение показания САУТ-Ц позволяет движение со скоростью не более 40 км/ч до конца блок-участка и отменяет скорость 40 км/ч в начале следующего участка.

Для отправления поезда с бокового или главном пути станции при «Б» показании ЛС (БИЛ), убедившись в разрешающем показании светофора, нажать кратковременно кнопку «ОТПР» на ПУ (САУТ-Ц реагирует на нажатие кнопки «ОТПР» при расстоянии не более 560 м от светофора по показанию прибора «S» на ПМ).

4.1.4. При необходимости подъехать к светофору с «красным» показанием на расстояние более близкое, чем позволяет САУТ-Ц, нажать кратковременно кнопку «ПОДТЯГ» на ПУ. При этом САУТ-Ц разрешает движение поезда со скоростью не более 30 км/ч на расстояние не более 300 м от точки прицельной остановки. САУТ- Ц реагирует на нажатие кнопки «ПОДТЯГ» не раньше, чем за 560 м до точки прицельной остановки по показанию прибора «S» на ПМ. В этом случае остановку поезда перед светофором с «красным» показанием машинист должен произвести самостоятельно.

САУТ-Ц допускает многократное применение данной функции при нулевом показании прибора «S», если после предыдущего нажатия кнопки «ПОДТЯГ» пройденное расстояние не превышает 300 м и если не было остановки локомотива или МВПС.

После остановки перед сигналом САУТ-Ц разрешает начать движение для подтягивания к сигналу на расстояние 50м со скоростью не более 15 км/ч после нажатия кнопки “ПОДТЯГ”. Действие кнопки «Подтяг» отменяется через 60 с, если не начато движение. При необходимости проследования большего расстояния требуется повторное нажатие кнопки «Подтяг» после остановки.

4.1.5. Для отмены постоянного ограничения скорости в случаях, когда САУТ выполняет эту функцию, необходимо нажать кнопку «ОС» на ПУ после проследования поездом участка с постоянным ограничением скорости.

4.1.6. Во всех случаях, кроме указанного в подпункте 4.1.4 настоящего приложения, при смене показания ЛС (БИЛ) на более разрешающее САУТ-Ц переходит к реализации программы, соответствующей более разрешающему показанию ЛС (БИЛ). При этом значение показания ΔV на приборе «ΔV/φр» увеличивается.

4.1.7. При остановке поезда после «скатывания назад» (самопроизволь­ное движение поезда на расстояние более 3 м) для отмены торможения перед началом движения нажать кнопку «ОС» на ПУ.

4.1.8. ЛБПП выдает речевые сообщения машинисту в следующих случаях:

  • в начале движения при соответствующем показании ЛС (БИЛ) с сообщениями: «Внимание, впереди зеленый», «Внимание, внимание, впереди желтый», «Внимание, внимание, впереди красный», «Внимание, внимание, впереди белый»;
  • при смене показаний ЛС (БИЛ) с сообщениями: «Внимание, впереди желтый», «Внимание, красный», «Внимание, белый», «Впереди зеленый»;
  • при приближении к искусственным сооружениям (за 460 м до искусственного сооружения) на перегонах после первого проходного светофора, а на станциях до первого маршрутного светофора, если задается номер перегона путевым программируемым генератором при выходе со станции с сообщениями: «Внимание, впереди переезд», «Впереди мост», «Впереди путепровод», «Впереди тоннель», «Сигнал» (в месте установки сигнала «С»), «Внимание, впереди станция» (за 460 м до предвходного светофора).

При работе САУТ-Ц по второму варианту алгоритма ЛБПП, если проверяется бдительность машиниста в начале движения речевым сообщением, начинающимся со слова «Внимание», машинисту необходимо нажать кнопку РБ. Кроме того, при движении по «Б», «К» показанию ЛС (БИЛ) осуществляется периодическая проверка бдительности машиниста речевыми сообщениями «Внимание, белый», «Внимание, красный» которые также требует нажатия РБ.

Во время движения, при работе САУТ-Ц по третьему варианту алгоритма ЛБПП, машинист обязан подтвердить бдительность нажатием рукоятки бдительности (РБ) после любого речевого сообщения, начинающегося со слова «Внимание».

Если РБ не нажата, то через (8 ± 2) с последует свисток ЭПК, для отмены которого необходимо нажать РБ.

4.1.9. Измерение тормозного коэффициента ΔV/φр на грузовых локомотивах производится при каждом торможении, осуществляемом поездным краном машиниста или САУТ-Ц ступенью разрядки ТМ не более 0,1 МПа. Измерение тормозного коэффициента устройствами САУТ-Ц производится через 10 с после начала торможения при следующих условиях:

  • если есть запись реального расстояния до светофора (наличие показания на приборе «S» ПМ), кроме случаев движения от выходного светофора станции до первого проходного светофора (запись расстояния от путевого устройства с программируемым генератором);
  • при скорости движения более 15 км/ч;
  • если не применено электродинамическое торможение.

4.1.10. Запрещается:

  1. Производить отпуск тормозов при горящей лампочке «ЗАПРЕЩЕНИЕ ОТПУСКА»;
  2. Оставлять на стоянке реверсивную рукоятку контроллера машиниста в любом положении, кроме «0»;
  3. Отключать АЛСН (КЛУБ) и САУТ-Ц на стоянках для предотвраще­ния самопроизвольного движения поезда.

4.2. Пользование устройствами САУТ-Ц на участках, не оборудованных путевыми устройствами или с неисправными путевыми устройствами САУТ. При движении по участку, не оборудованному путевыми устройствами или с неисправными путевыми устройствами САУТ, машинист обязан:

  • контролировать работу САУТ-Ц по приборам резерв скорости «ΔVр» и «S» на ПМ. Резерв скорости фиксируется на приборе «ΔV/φр» ПМ при ненажатой кнопке «φр» и равняется ΔV = Vпр – Vф, где Vпp – программная скорость, вычисляемая САУТ-Ц в зависимости от поездной ситуации, Vф — фактическая скорость движения поезда;
  • переводить главную рукоятку контроллера машиниста в нулевое положение при реализации команды САУТ «ОТКЛЮЧЕНИЕ ТЯГИ» (загорается лампа «ЗАПРЕЩЕНИЕ ОТПУСКА», схема моторного режима разбирается);
  • производить отпуск тормозов установкой ручки крана машиниста в положение I (отпуск электропневматических тормозов производится автоматически) в момент времени, диктуемый поездной ситуацией, после погасания лампочки «ЗАПРЕЩЕНИЕ ОТПУСКА» на ПМ.

4.2.1. При движении по «З» показанию ЛС (БИЛ) САУТ-Ц контролирует максимальную скорость движения Vmax.

4.2.2. При смене «З» показания ЛС (БИЛ) на «Ж» программная скорость Vпр снижается темпом служебного торможения с Vmax до Vкж (60 км/ч), На приборе «S» ПМ отображается нулевое значение.

4.2.3 При смене показаний ЛС (БИЛ) с «З» на «Б»  происходит автоматическая запись расстояния 600 м на приборе «S» ПМ, программная скорость Vпр снижается темпом служебного торможения до 50 км/ч. По окончании 600-метрового отрезка САУТ-Ц осуществит служебное торможение до остановки, если не будет нажата кнопка «ОТПР».

4.2.4 При смене показаний ЛС (БИЛ) с «Ж»  на «Б» запись расстояния 600 м автоматически не производится, а программная скорость Vпр темпом служебного торможения будет снижаться до 0. В случае разрешающего показания путевого светофора для продолжения движения без остановки необходимо снизить фактическую скорость менее 50 км/ч, нажать кнопку «ОТПР», при этом происходит запись расстояния 600 метров по прибору «S» ПМ и САУТ-Ц позволяет движение со скоростью не более 50 км/ч. Если будет нажата кнопка «ПОДТЯГ», необходимо снизить фактическую скорость менее 30 км/ч, на приборе «S» ПМ появится расстояние 300 м, при этом САУТ-Ц будет контролировать скорость 30 км/ч.

Каждое последующее нажатие кнопки «ОТПР» в движении будет увеличивать расстояние по прибору «S» ПМ до 600 м, а каждое последующее нажатие кнопки «ПОДТЯГ» будет увеличивать расстояние по прибору «S» до 300 м.

4.2.5. При смене показаний ЛС (БИЛ) с «Ж» на «КЖ» запись расстояния 600 метров автоматически не производится, а программная скорость Vпр темпом служебного торможения будет снижаться до 0. При необходимости приблизиться к светофору с «красным» показанием на расстояние меньшее, чем обеспечивает САУТ-Ц, необходимо снизить фактическую скорость менее 30 км/ч и нажать кнопку «ПОДТЯГ» на ПУ. Если будет нажата кнопка «ПОДТЯГ», на приборе «S» ПМ появится расстояние 300 метров, при этом САУТ-Ц будет контролировать скорость 30 км/ч.

Каждое последующее нажатие кнопки «ПОДТЯГ» будет увеличивать расстояние по прибору «S» ПМ до 300 метров.

После нажатия кнопки «ПОДТЯГ» машинист должен самостоятельно остановить поезд перед запрещающим сигналом.

4.2.6. При «Б» показании ЛС (БИЛ):

а) после включения САУТ-Ц на стоянке нажимать кнопки ПУ не требуется, т.к. САУТ-Ц при этом не осуществляет торможения;

б) перед началом движения, убедившись в разрешающем показании путевого  светофора, необходимо нажать кнопку «ОТПР» на ПУ, при этом будет задано расстояние по прибору «S» на ПМ, равное 600 м и САУТ-Ц позволит движение со скоростью не более 50 км/ч. Действие кнопки будет отменено через (60 ± 5) с, если движение не начато;

в) в движении по окончании 600-метрового отрезка (на приборе «S» нулевое показание) программная скорость Vпр будет уменьшаться до 0 темпом служебного торможения и САУТ-Ц осуществит служебное торможение до остановки, если не будет вновь нажата кнопка «ОТПР». Каждое последующее нажатие кнопки «ОТПР» в движении вновь будет задавать расстояние 600 м;

г) при нажатии на кнопку «ПОДТЯГ», после включения САУТ-Ц на стоянке, будет задано расстояние по индикатору «S» на ПМ, равное 300 м при этом САУТ-Ц позволит движение со скоростью не более 30 км/ч. Действие кнопки будет отменено через (60 ± 5) с, если движение не начато.

В движении по окончании 300-метрового отрезка (на приборе «S» ПМ нулевое показание) программная скорость будет уменьшаться до 0 темпом служебного торможения и САУТ-Ц осуществит служебное торможение до остановки, если не будет нажата кнопка «ПОДТЯГ». Каждое последующее нажатие кнопки «ПОДТЯГ» в движении вновь будет задавать расстояние 300 м при этом САУТ-Ц будет контролировать скорость 30 км/ч.

4.2.7. При «КЖ» показании ЛС (БИЛ):

а) после включения САУТ-Ц на стоянке нажимать кнопки ПУ не требуется, т.к. САУТ-Ц при этом не осуществляет торможения;

б) при нажатии на кнопку «ПОДТЯГ», после включения САУТ-Ц на стоянке, будет задано расстояние по прибору «S» на ПМ, равное 300 м, при этом САУТ-Ц позволяет движение со скоростью не более 30 км/ч. Действие кнопки будет отменено через (60 ± 5) с, если движение не начато.

В движении по окончании 300-метрового отрезка (на приборе «S» ПМ нулевое показание) программная скорость будет уменьшаться до 0 темпом служебного торможения и САУТ-Ц осуществит служебное торможение до остановки, если не будет нажата кнопка «ПОДТЯГ». Каждое последующее нажатие кнопки «ПОДТЯГ» в движении вновь будет задавать расстояние 300 м с контролем скорости 30 км/ч.

4.2.8. Для проследования светофора с запрещающим движение пока­занием, в случаях, предусмотренных в ПТЭ, при скорости дви­жения менее 20 км/ч нажать кнопку «К20» на ПУ. При этом происходит запись расстояния 600 метров по прибору «S» ПМ и САУТ дает возможность проследовать светофор с «красным» показанием со скоростью не более 20 км/ч.

По окончании 600-метрового отрезка (на приборе «S» ПМ нулевое показание) программная скорость Vпр будет уменьшаться до 0 темпом служебного торможения и САУТ-Ц осуществит служебное торможение до остановки, если не будет нажата кнопка «К20». Каждое последующее нажатие кнопки «К20» в движении вновь будет задавать расстояние 600 м с контролем скорости 20 км/ч.

При появлении на ЛС (БИЛ) разрешающего движение показания САУТ-Ц позволяет двигаться со скоростью не более 40 км/ч. Для отмены действия скорости 40 км/ч в начале следующего блок-участка повторно нажать кнопку «К20».

4.3. Совместная работа устройств САУТ-Ц с КЛУБ и ТСКБМ

Варианты совместной работы в зависимости от состояния (включено или выключено)  САУТ-Ц и ТСКБМ приведены в таблице 12.2.

Таблица 12.2 Совместная работа устройств САУТ-Ц с КЛУБ, КЛУБ-У, ТСКБМ и ПСС

Состояние Контроль скорости КЛУБ Контроль скорости КЛУБ-У

Периодический

контроль

бдительности КЛУБ

САУТ-Ц и ТСКБМ включены Осуществляет САУТ-КЛУБ Осуществляет САУТ-КЛУБ-У отменяется*
САУТ-Ц включена, ТСКБМ выключена Осуществляет САУТ-КЛУБ Осуществляет САУТ-КЛУБ-У сохраняется
САУТ-Ц выключена,  ТСКБМ включена сохраняется сохраняется отменяется
САУТ-Ц и ТСКБМ выключены сохраняется сохраняется сохраняется
* Вводится периодическая проверка по «Б» показанию ЛС

Порядок действий при нарушении нормальной работы устройств САУТ-Ц

5.1. В случае внезапного появления свистка ЭПК, который не прекращается при нажатии на РБ и сопровождается миганием ламп подсветки шкал приборов ПМ, для предотвращения экстренного торможения поезда необходимо выключить САУТ-Ц.

5.2. В случае внезапного появления свистка ЭПК, который не прекра­щается при нажатии на РБ (лампочки подсветки шкал приборов ПМ не мигают), выключить САУТ-Ц с повторным включением в соответствии с пунктом 5.4.

Как правило, такой сбой возможен при проследовании путевого программируемого генератора на выходе со станции. В этом случае после повторного включения САУТ-Ц движение по перегону осуществляется в режиме работы без путевых устройств в соответствии с пунктом 4.2 настоящего приложения.

5.3.   В случаях сбоя в работе АЛСН (КЛУБ) (внезапное появление на ЛС (БИЛ) «КЖ», «К» или «Б» показаний) и последующим осуществлением САУТ-Ц команды «ЭКСТРЕННОЕ ТОРМОЖЕНИЕ» (мигают лампы подсветки шкал приборов ПМ) для предотвращения срыва ЭПК выключить САУТ-Ц.

5.4.   В случаях вынужденного выключения САУТ-Ц в соответствии с пунктами 5.1-5.3 настоящего приложения машинист обязан повторно включить САУТ-Ц:

  • на этом или следующем блок-участке, если профиль пути позволяет разогнать поезд после вынужденного торможения;
  • на ближайшем блок-участке с благоприятным профилем пути.

5.5 Перед повторным включением САУТ-Ц машинист для предотвращения возможного обрыва поезда должен зафиксировать краном машиниста начавшееся торможение с последующим отпуском тормозов в зависимости от поездной ситуации.

Повторное включение САУТ-Ц осуществлять при следующих условиях:

  • при «З» показании ЛС (БИЛ) на скорости движения менее 80 км/ч;
  • при «Ж» показании ЛС (БИЛ) на скорости движения менее 50 км/ч;
  • при «Б» показании ЛС (БИЛ) на скорости движения менее 50 км/ч с последующим нажатием кнопки «ОТПР» на ПУ через 2…3 с после включения САУТ-Ц;
  • при «КЖ» или «К» показании ЛС (БИЛ) после остановки поезда.

Если после повторного включения САУТ-Ц восстанавливается ее работоспособность, то такое выключение САУТ-Ц классифицируется как сбой.

Если после повторного включения САУТ-Ц не восстанавливается ее работоспособность, то производится повторное выключение, которое классифицируется как отказ САУТ-Ц. При этом машинист обязан продолжить движение до ближайшей станции с основным депо или пунктом технического обслуживания, где работоспособность устройств САУТ-Ц должна быть восстановлена или произведена замена локомотива.

При выключении неисправной АЛСН (КЛУБ) в случаях, оговоренных инструкцией о порядке пользования АЛСН (КЛУБ), САУТ-Ц выключить.

5.6 В случае, когда реализуется команда «СЛУЖЕБНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ» через ПЛК (ПЛК1) при имеющемся на приборе «ΔV/υр» ПМ пока­зании, отличном от нуля (лампочка «ЗАПРЕЩЕНИЕ ОТПУСКА» на ПМ не горит), необходимо выключить САУТ-Ц и после остановки поезда выполнить следующее:

  • перекрыть комбинированный кран;
  • снять редуктор и ПЛК1 (ПЛК) с крана машиниста;
  • установить редуктор на кран машиниста без ПЛК (ПЛК1);
  • проверить работу тормозов поезда;
  • включить САУТ-Ц. При этом САУТ-Ц обеспечивает безопасность движения с реализацией в необходимых случаях команд: «ОТКЛЮЧЕНИЕ ТЯГИ», «СЛУЖЕБНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ» через ЭПТ (при наличии ЭПТ на локомотиве) и «ЭКСТРЕННОЕ ТОРМОЖЕНИЕ».

5.7.   Машинист обязан:

  • сделать запись в журнале технического состояния локомотива формы ТУ-152 о всех случаях отключения САУТ-Ц с указанием перегона, блок-участка и причины отключения или с указанием станции, входных (выходных) стрелок или пути;
  • сделать соответствующее пояснение на нерабочем поле ленты скоростемера ЗСЛ-2М или диаграммной ленты электронного скоростемера КПД-3 о случаях отключения САУТ-Ц;
  • сообщить дежурному по станции или поездному диспетчеру обо всех случаях сбоев в работе САУТ-Ц с указанием наименования станции, перегона, пути, стрелки, светофора, километра, пикета и по прибытии в депо или пункт оборота оформить записью в книге замечаний машиниста.

Содержание инструкции по эксплуатации локомотивных устройств безопасности №Л230:

  1. Общие требования
  2. Основные определения и принятые сокращения
  3. Перечень устройств безопасности
  4. Порядок включения и выключения устройств
  5. Порядок пользования устройствами безопасности в эксплуатации
  6. Порядок действий локомотивной бригады при нарушении нормальной работы устройств безопасности в пути следования
  7. Порядок эксплуатации устройств безопасности

Приложения к Инструкции:

  1. Эксплуатация Автоматической локомотивной сигнализации АЛСН. Эксплуатация Микропроцессорного дешифратора АЛСН ДКСВ-М
  2. Эксплуатация Комплексного локомотивного устройства безопасности движения КЛУБ
  3. Эксплуатация Комплексного локомотивного устройства безопасности движения КЛУБ-У
  4. Эксплуатация Комплексного локомотивного устройства безопасности движения КЛУБ-П
  5. Эксплуатация Комплексного локомотивного устройства безопасности движения КЛУБ-УП
  6. Эксплуатация Безопасного локомотивного объединенного комплекса БЛОК, БЛОК-М
  7. Эксплуатация системы обеспечения безопасности движения ССПС на комбинированном ходу и автомотрис легкого типа ССПС-КХ
  8. Эксплуатация скоростемера 3СЛ2М
  9. Эксплуатация комплекса средств сбора и регистрации контролируемых параметров движения локомотивов КПД-3
  10. Эксплуатация Системы автоматического управления тормозами САУТ-ЦМ/485
  11. Эксплуатация Комплекса информационного обеспечения КИО-САУТ
  12. Эксплуатация системы автоматического управления торможение поездов САУТ-Ц
  13. Эксплуатация Телемеханической системы контроля бодрствования машиниста ТСКБМ
  14. Эксплуатация Бортовой аппаратуры БА МАЛС (ГАЛС Р)
  15. Перечень общих нормативных и технических документов, применяемых при эксплуатации устройств безопасности

Загрузить инструкцию в формате PDF:

Вопрос АСПТ 

К какой категории относятся устройства, обозначающиеся аббревиатурами: ПОНАБ, ДИСК, КТСМ?

Средства автоматического контроля технического состояния железнодорожного подвижного состава.

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.