Эксплуатация Комплексного локомотивного устройства безопасности движения КЛУБ-У

Приложение 3 к инструкции по эксплуатации локомотивных устройств безопасности №Л230, утвержденной распоряжением ОАО “РЖД” от 24 октября 2017 года №2176р “Эксплуатация Комплексного локомотивного устройства безопасности движения КЛУБ-У“:

Назначение, состав и функционал и порядок приемки КЛУБ-У

1.1 Назначение и функционал системы КЛУБ-У

КЛУБ-У предназначен для применения на участках железных дорог с автономной и электрической тягой постоянного и переменного тока, оборудованных путевыми устройствами АЛСН, АЛС-ЕН, САУТ, системой координатного регулирования движения поездов на базе цифрового радиоканала, а также на станциях, оборудованных системой МАЛС, для работы на всех типах локомотивов, МВПС.

КЛУБ-У обеспечивает:

  • прием информации из каналов АЛСН и АЛС-ЕН;
  • сравнение данных, поступающих по каналам АЛСН и АЛС-ЕН и принятие решения о приоритете информации, исходя из принципов обеспечения безопасности движения;
  • обмен информацией со стационарными устройствами радиосвязи на частоте 160 МГц;
  • прием сигналов от систем локомотива:
    • о включении/выключении тяги;
    • о положении крана машиниста и ключа ЭПК;
    • о давлении в тормозной магистрали, уравнительном резервуаре и тормозных цилиндрах;
  • отсчет текущего времени с корректировкой по астрономическому времени от спутниковой навигационной системы;
  • формирование информации о значениях целевой и допустимой скоростях движения с учетом данных об ограничениях, заложенных в электронную карту;
  • определение параметров движения поезда (железнодорожной координаты, фактической скорости) по информации от устройства спутниковой навигации, датчиков пути и скорости, электронной карты;
  • прием и запись во внутреннюю энергонезависимую память данных электронной карты;
  • сравнение фактической скорости движения с допустимой и снятие напряжения с электромагнита ЭПК  при превышении фактической скорости над допустимой;
  • однократные и периодические проверки бдительности машиниста;
  • исключение самопроизвольного ухода поезда (контроль скатывания);
  • звуковую сигнализацию при изменении информации на БИЛ-У (кроме координаты, времени, фактической скорости, тормозного коэффициента), а также при опасном приближении фактической скорости к допустимой;
  • ввод и отображение локомотивных и поездных характеристик и их сохранение при выключении питания;
  • регистрация информации о параметрах движения поезда, диагностики системы, локомотивных и поездных характеристик на съемный носитель (КР);
  • запрет проезда запрещающего показания сигнала путевого светофора без предварительной остановки;
  • запрет начала движения на запрещающий сигнал светофора без предварительного одновременного нажатия рукояток РБ и РБП;
  • принудительное торможение поезда до полной остановки по команде, переданной по радиоканалу;
  • контроль выключения ключа ЭПК с включением вентиля КОН при отсутствии действий от машиниста по торможению поезда;
  • формирование в информационной строке БИЛ информации о ближайшем по ходу месте ограничения скорости и расстоянии до него.

1.2 Состав системы КЛУБ-У

Основными блоками КЛУБ-У являются блок электроники локомотивный унифицированный БЭЛ-У, блок индикации локомотивный унифицированный БИЛ-У, блок коммутации и регистрации БКР-У.

БЭЛ-У предназначен для:

  • приема сигналов по каналам АЛСН и АЛС-ЕН, приема сигналов от антенны СНС, датчиков пути и скорости, датчиков давления, цепей локомотива, рукояток и кнопок БВЛ-У, систем САУТ и ТСКБМ;
  • приема и передачи сигналов по радиоканалу;
  • обработки принимаемой информации;
  • выдачи информации на блок БИЛ для индикации и регистрации в съемной кассете регистрации;
  • выдачи информации в системы САУТ и автоведения;
  • управления электропневматическим клапаном.

БИЛ-У предназначен для – ввода и отображения локомотивных и поездных характеристик;

  • регистрации оперативной информации о движении поезда, диагностики КЛУБ-У, локомотивных и поездных характеристик в кассете регистрации КР;
  • задания предрейсового тестирования составных частей КЛУБ-У.

БКР-У предназначен для:

  • приема аналоговых сигналов от датчиков давления в уравнительных резервуарах (ДДУР1, ДДУР2), в тормозном цилиндре (ДДТЦ) и в тормозной магистрали (ДДТМ);
  • приема дискретных цифровых сигналов тифона, свистка, включения компрессора, контроля цепи, сигнала «Перекрыша», сигнала торможения, сигнала об активности кабины 2, сигнала «0-контр»;
  • выдачи сигналов о движении со скоростью 10, 20, 60км/ч и сигнала управления блока «KOН»;
  • проведения предварительной обработки собранной информации с последующей передачей по CAN-интерфейсу другим устройствам КЛУБ-У;
  • включения и подачи питания на блоки и устройства КЛУБ-У;
  • формирования сигналов служебного и экстренного торможения через приставку крана машиниста и электропневмовентиль (ЭПВ), сигнала на разбор тяги.

1.3 Порядок приемки КЛУБ-У

1.3.1 При приемке локомотива (МВПС), оборудованного КЛУБ-У, машинист должен убедиться:

  • в наличии в журнале ТУ-152 штампа-справки на право пользования           КЛУБ-У;
  • в наличии и целостности пломб на КЛУБ-У в соответствии с перечнем, приведенным в таблице 3.1

Таблица 3.1- Перечень блоков КЛУБ-У, подлежащих пломбированию

Наименование блока Место установки пломбы Количество пломб
Разобщительный кран тормозной магистрали Фиксатор открытого положения 1
ЭПК болт кожуха 1
КОН болт кожуха 1
соединитель 1
ЭПВ болт кожуха 1
ПЭКМ соединитель 1
БЭЛ-У корпус 3
соединители см. примечания
БИЛ корпус 5
соединители см. примечания
БИЛ-ПОМ корпус 1
соединители 2
БР-У корпус 1
соединители 2
БСИ корпус 1
соединители 4
ШЛЮЗ-CAN корпус 1
соединители 4
БКР-У корпус 1
соединители см. примечания
БВЛ-У корпус 1
МОСТ корпус 1 (соединитель «+48В»)
соединители
БВДУ корпус крышки 1
БС корпус 1
соединители см.примечание
ДПС болт крышки 1
соединители 1
БО корпус 1
ИП-ЛЭ болт крышки 2
соединитель 2
Рукоятки бдительности РБ, РБС, РБП Болт крышки 1
ЦКР Болт крышки 1
Примечания:

  1. Количество пломб на кабелях, подключенных к блокам БЭЛ-У, БИЛ, БКР-У, БС определяется числом этих кабелей в соответствии с проектом оборудования локомотива.
  2. Неиспользуемые соединители должны закрываться заглушками.
  3. Соединитель СНС блока БЭЛ-У не пломбируется.

Включение, проверка работоспособности и выключение устройства КЛУБ-У

2.1 Перед включением КЛУБ-У на локомотивах (МВПС) машинист должен убедиться, что:

  • давление воздуха в главных резервуарах не менее 0,7 МПа (7,0 кгс/см2);
  • краны, соединяющие ЭПК с тормозной и питательной магистралями, находятся в открытом положении;
  • на разобщительный кран тормозной магистрали ЭПК надет фиксатор его открытого положения и кран опломбирован;
  • ключ в замке ЭПК повернут по часовой стрелке до упора;
  • на локомотивах, имеющих переключатель направления, рукоятка переключателя направления установлена в положение, соответствующее направлению движения.

2.2    Установить кассету в кассетоприемник блока БИЛ или в БР-У. Запись информации должна производиться на разные кассеты при движении по разным маршрутам.

2.3 Установить автомат питания КЛУБ-У во включенное положение и включить тумблер питания «ПИТ» на БКР-У-М (между выключением и включением КЛУБ-У выдерживать время не менее 30 с). В случае наличия на локомотиве (МВПС) отдельного тумблера включения питания КЛУБ-У, включение питания КЛУБ-У производится данным тумблером, при этом автомат питания и тумблер питания на блоке БКР-У должны быть всегда включены. После включения питания на БКР-У и БЭЛ-У появится индикация «ПИТ», а на БИЛ в активной кабине будет индицироваться:

  • режим движения «П» (Поездной);
  • линейная координата пути, равная «0000.000» (м) или значение, соответствующее текущей координате, за время не более 4 минут (при наличии ЭК). На БИЛ-М координата пути индицируется в километр-пикетах. При нулевой линейной координате на БИЛ-М индицируется «0001км 1п 00м»;
  • несущая частота канала АЛСН в Гц (одно из значений «25», «50» или «75») или «ЕН» – признак приема сигналов из канала АЛС-ЕН, или «С» (только при сигнале «АЛСН», «АЛС-ЕН» «КЖ») – признак совместной работы с САУТ;
  • наличие записи на кассету регистрации «  » – во время работы КЛУБ-У индикатор записи на кассету должен светиться. Если индикатор погас, нужно извлечь и вновь вставить кассету, не выключая питания;
  • цифровая фактическая скорость «000» км/ч (допускается индикация в мигающем режиме при этом, после включения ключа ЭПК мигающий режим в активной кабине должен прекратиться);
  • точка зеленого цвета – значение фактической скорости Vфак (0 км/ч) на аналоговой (круговой) шкале скорости (на БИЛ-М значение Vфак на аналоговой шкале индицируется стрелкой синего цвета);
  • время (ч.мин.с.) – индицирует астрономическое (московское) (первоначально до 2 минут, после включения КЛУБ-У, индицирует время внутренних часов КЛУБ-У). Устойчивая индикация значения времени на блоке БИЛ, отличная от текущего (московского), может означать, что устройство КЛУБ-У включалось и работает в настоящий момент не менее 3 минут при отключенном или находящемся в зоне неуверенного приёма устройстве;
  • давление (МПа) в тормозной магистрали для всех блоков БИЛ;
  • давление (МПа) в уравнительном резервуаре (кроме БИЛ-У);
  • давление (МПа) в тормозных цилиндрах (только для БИЛ-М);
  • номер пути (кроме БИЛ-У);
  • индикатор ускорения на блоках БИЛ-В, БИЛ-УТ (индицирует значение «0.0»).

Для перевода индикации давления с МПа на кгс/см2 с БВЛ-У или клавиатуры БИЛ-В, БИЛ-УТ ввести команду «К123», обратно – команда «К122»;

2.4 На блоке БИЛ-ИНД (при его наличии) должна появиться индикация значения фактической скорости зеленого цвета, соответствующая индикации на БИЛ.

2.5 Включить ЭПК поворотом ключа влево (в момент включения ключа ЭПК допускается кратковременное появление свистка ЭПК и сигнала «ВНИМАНИЕ!» на блоке БИЛ. Для исключения данного явления, включение ключа ЭПК рекомендуется производить через время не менее 10 с после включения питания КЛУБ-У).

2.6 После кратковременного звукового сигнала на БИЛ-ПОМ (при его наличии) появятся:

  • сигнал светофора «Б» на некодируемом участке пути или на кодируемом участке (через время не более 6 с после включения КЛУБ-У) сигнал светофора, соответствующий коду АЛСН или АЛС-ЕН данного участка пути, или сигнал светофора, принимаемый по радиоканалу;
  • точка красного цвета на аналоговой (круговой) шкале скорости – значение допустимой скорости Vдоп (на БИЛ-М треугольником красного цвета);
  • точка желтого цвета на аналоговой (круговой) шкале скорости – значение целевой скорости Vцел ( на БИЛ-М треугольником желтого цвета на аналоговой шкале);
  • На БИЛ-ИНД должна включиться индикация Vдоп красного цвета, соответствующая индикации на БИЛ, индикация сигнальных огней на блоках БИЛ-ПОМ (БИЛ-В-ПОМ), должна соответствовать индикации на блоке БИЛ.

2.7 Включение аппаратуры КЛУБ-У контролируется следующими способами:

  • по индикации «ПИТ» на БЭЛ-У и БКР-У-М;
  • записью включенного состояния КЛУБ-У на кассету регистрации.

2.8 На БИЛ-У дополнительно индицируется номер активного комплекта «I» или «II». При  включении КЛУБ-У активным может быть любой комплект.

2.9 На БИЛ-В, БИЛ-УТ и БИЛ-М индицируется цифровое значение Vдоп. При отсутствии кодирования или приеме по каналу АЛСН сигнала «З» или при приеме по каналу АЛС-ЕН информации о свободности от 2 до 5 блок-участков, значение целевой скорости поезда места ограничения и значение Vдоп движения в данной точке пути могут совпадать. В этом случае, на аналоговой шкале скорости значение Vдоп в данной точке пути индицируется точкой оранжевого цвета (кроме БИЛ-М).

2.10 Нажатием на кнопку «Л» блока БВЛ-У ввести предрейсовые характеристики в соответствии с таблицей 3.2 настоящего Приложения (на БИЛ-М ввод данных осуществляется последовательным нажатием кнопок: «К», «7», «Δ». Для сброса ошибочно набранного числового значения параметра нажать на БВЛ-У(клавиатуре БИЛ-В, БИЛ-УТ) кнопку «>0<» (кнопку «¬» СТР» на БИЛ-М). Ввод значения текущего параметра и вызов следующего параметра осуществляется нажатием на кнопку ввода «↲» ( кнопку «Δ» на БИЛ-М).

Таблица 3.2

п/п Наименование параметра Диапазон значений
1 Табельный номер машиниста 0…99999
2 Номер поезда 0…99999
3 Длина поезда в осях 0…500
4 Длина поезда в вагонах 0…150
5 Масса поезда, т 0…10000

Для устройств КЛУБ-У с блоком БИЛ-М дополнительно к параметрам, указанным в таблице 3.2, по команде «К7» вводится также параметр «Время» (1-летнее, 0-зимнее время).

2.11 Сделать подробную запись в журнале ТУ-152 обо всех обнаруженных замечаниях в работе КЛУБ-У.

2.12 Выключение КЛУБ-У в рабочей кабине производится в пункте смены локомотивных бригад, по прибытии в локомотивное (моторвагонное) депо, при необходимости перезапуска системы для восстановления нормальной работы.

2.13 Для выключения КЛУБ-У машинисту необходимо:

  • выключить ЭПК поворотом ключа по часовой стрелке до упора;
  • установить тумблер «ПИТ» на блоке БКР-У-М в положение «Выключено» (Индикаторы питания «ПИТ» на БКР-У-М и БЭЛ-У погаснут);
  • установить автоматические выключатели КЛУБ-У в положение «Выключено» (в случае наличия на локомотиве(МВПС) отдельного тумблера включения питания КЛУБ-У, выключение питания КЛУБ-У производится данным тумблером, при этом автоматы питания и тумблер питания на блоке БКР-У должны быть всегда включены);
  • изъять кассету регистрации из кассетоприемника БИЛ или БР-У;

Работа с КЛУБ-У перед началом движения

3.1 Выбрать режим движения в соответствии с разделом 4 настоящего Приложения

3.2 Ввести номер пути, по которому будет осуществляться движение, в соответствии с разделом 5 настоящего Приложения

3.3 В случае отсутствия ЭК дополнительно установить:

  • несущую частоту канала АЛС, соответствующую частоте тока АЛСН в рельсовой цепи в соответствии с разделом 6 настоящего Приложения;
  • значение параметров «координата» и «изменение координаты» в соответствии с разделом 7 настоящего Приложения;

Выбор режима движения

4.1 Выбор режима движения осуществляется только на стоянках локомотива (МВПС) при установленной кассете регистрации. До начала движения, последовательно нажимая на БВЛ-У (клавиатуре БИЛ-В, БИЛ-УТ, БИЛ-М) кнопку «РМП», выбрать режим движения (на БИЛ-М кнопку «РМП» удерживать в нажатом состоянии не менее 1 с). При этом на БИЛ изменяется значение Vдоп и Vцел, а на индикаторе режима движения поочередно зажигаются индикаторы: «П» (поездной), «М» (маневровый) или мигающий «П» (режим «РДТ»). Выбор режима движения невозможен при показаниях «КЖ», «БМ» или «К» на БИЛ и БИЛ-ПОМ.

4.2 Маневровый режим используется при выполнении маневровых передвижений на станциях, отцепке или прицепке локомотива к составу. Прием сигналов «АЛСН» и «АЛС-ЕН» в маневровом режиме не осуществляется с индицированием сигнала «Б» на БИЛ и БИЛ-ПОМ. Допустимая и целевая скорости равны 60 км/ч.

В маневровом режиме функция контроля скатывания при фактической скорости не более 3 км/ч отменяется – при трогании и движении без изменения положения рукоятки контроллера с применением кратковременных режимов торможений с падением скорости до 0 км/ч и давлением в тормозных цилиндрах при торможении, не менее 0,17 МПа (1,7 кгс/см2) и в тормозной магистрали не менее 0,45 МПа (4,5 кгс/см2).

Периодическая проверка бдительности машиниста производится с интервалом от 60 до 90с.

4.3 Движение в режиме двойной тяги «РДТ» осуществляется:

  • на подталкивающем, втором и последующих локомотивах (кроме ведущего);
  • на локомотивах, следующих в середине состава соединенного поезда;
  • при движении с вагонами, кранами, путевыми машинами, снегоочистителями впереди локомотива.

Переход в режим «РДТ» возможен только на стоянке локомотива в течение 30 с после одновременного нажатия рукояток РБ и РБП.

В режиме «РДТ» КЛУБ-У:

  • не осуществляет прием кодов АЛСН, а так же кодов светофоров от цифрового радиоканала (на БИЛ и БИЛ-ПОМ индицируется сигнал «Б»);
  • обеспечивает изменение скорости движения по сигналу «Б» после ввода команды «К799».
  • не производит автостопное торможение посредством блока КОН;
  • не осуществляет однократную проверку бдительности при трогании, контроль скатывания и контроль исправности ДПС;
  • формирует на БИЛ информацию о впередилежащих местах ограничения скорости, не производя при этом фактической отработки Vцел и Vдоп по данным ограничениям. Выход из режима «РДТ» осуществляется нажатием кнопки РМП на БВЛ-У.

4.4 Отмена всех периодических проверок бодрствования выполняется путем ввода команды «К262» в режиме двойной тяги «РДТ». Режим автоматически отменяется при выходе из режима «РДТ».

Ввод номера пути

5.1 Ввод номера пути может осуществляться как на стоянках, так и во время движения нажатием кнопки «П» на БВЛ-У (клавиатуре БИЛ-В, БИЛ-УТ, БИЛ-М). При этом в информационной строке появится сообщение «НОМЕР ПУТИ». Далее необходимо ввести номер пути движения (Ввод номера пути, равного значению «0», запрещен). После ввода номера пути, необходимо ввести признак правильности направления:

«0» – неправильное направление движения (несовпадение четности номера пути и номера поезда);

«1» – правильное направление движения (совпадение четности номера пути и номера поезда). Нажать кнопку «Δ». При этом на БИЛ после значения номера пути будут индицироваться буквы «НП» или «ПР», соответственно. На блоках БИЛ-У (горизонтального исполнения) номер пути не индицируется, но учитывается программой КЛУБ-У. Порядок ввода номера пути аналогичен.

5.2 Если локомотив (МВПС) находится в месте, позволяющем достоверно принимать сигналы от СНС, и с момента включения питания КЛУБ-У прошло не менее 4-х минут, то при наличии ЭК в КЛУБ-У на БИЛ, через время не более 30 с после ввода номера пути, на котором находится локомотив (МВПС), появится дополнительно следующая информация:

  • в информационной строке – название и тип ближайшей цели по ходу движения локомотива или МВПС;
  • в строке «Расстояние до цели» – расстояние в метрах до ближайшего препятствия по ходу движения;
  • значение текущей координаты локомотива (МВПС), соответствующее значению данных ЭК;
  • значение VДОП (максимально допустимая скорость в точке нахождения локомотива, обеспечивающая проследование актуального препятствия с Vфак не выше VЦЕЛ) – цифровое и точкой красного цвета на аналоговой шкале скорости (треугольником красного цвета на БИЛ-М);
  • значение VЦЕЛ (скорость проезда составом поезда актуального препятствия) – точка желтого цвета на аналоговой шкале (треугольник желтого цвета на БИЛ-М).  Устройство КЛУБ-У для всех препятствий на расстоянии 5 км производит вычисление допустимых скоростей их проследования, принимая во внимание данные ЭК (расстояние, скорость проследования), показания локомотивного светофора, данные о скоростях из системы САУТ ЦМ/485.
  • Препятствие, для проследования которого с заданной скоростью требуется минимальное значение Vдоп в текущий момент, называется актуальным;
  • на индикаторе АЛС – надпись «ЭК».

5.3 При смене кабины управления в односекционных локомотивах, признак правильности направления изменяется автоматически (Например, если в кабине 1 на БИЛ индицировался номер пути – «2ПР», то при переходе в кабину 2, индицируется номер пути – «2НП»).

Ввод несущей частоты АЛСН

6.1 В случае отсутствия ЭК, ввод несущей частоты АЛСН осуществляется как на стоянке, так и во время движения локомотива (МВПС). Последовательно (с интервалом не менее одной секунды) нажимая на БВЛ-У (клавиатуре БИЛ-В, БИЛ-УТ, БИЛ-М) кнопку «F», ввести требуемое значение несущей частоты для канала АЛСН. На индикаторе «АЛС» после каждого нажатия индицируется последовательный перебор несущих частот:  «25», «50», «75» и т. д. Соответствие частоты 50 Гц виду тяги (автономной или электрической) определяется параметром «Конфигурация».

6.2 При наличии ЭК, после ввода номера пути, если он имеется в ЭК, значение несущей частоты кодов АЛСН выбирается из ЭК участка и на индикаторе «АЛС» блока БИЛ высвечивается надпись «ЭК».

Ввод координаты и характера ее изменения

7.1 Ввод координаты и характера ее изменения (уменьшение или увеличение) может осуществляться как на стоянке, так и во время движения при установленной кассете регистрации.

7.2 Ввод и индикация введенной координаты возможны:

  • при нахождении локомотива (МВПС) на невнесенном в ЭК участке;
  • при отсутствии приема информации со спутников;
  • при отсутствии ЭК на локомотиве (МВПС).

7.3 Для ввода координаты и характера ее изменения, ввести команду «К6» и затем значения параметров, последовательность которых приведена в таблице 3.3

№ п/п Наименование параметра Диапазон значений
1 Координата, м 0…9999999
2 Изменение координаты:0- возрастание координаты при движении по нечетному пути в правильном направлении (или убывание координаты при движении по четному пути в правильном направлении);1- возрастание координаты при движении по четному пути в правильном направлении (или убывание координаты при движении по нечетному пути в правильном направлении). 0 или 1

Список функций кнопок блока БВЛ-У и индикация БИЛ-У:

  • Кнопка «И» – изменение яркости свечения индикации блоков БИЛ и БИЛ-ПОМ (на БИЛ-М – кнопка совместно с цифровыми кнопками(от 0 до 7) и кнопкой «↲»);
  • Кнопка «F» – изменение несущей частоты канала АЛСН;
  • Кнопка «РМП» – выбор режим движения;
  • Кнопка «>0<» – сброс значения вводимого параметра в нуль (на БИЛ-М – кнопка «СТР», также кнопка «ОТМ»-выход из режима ввода команд);
  • Кнопка «Δ» – ввод текущего и переход к следующему параметру (на БИЛ-М – кнопка «↲»);
  • Кнопка «Ñ» – подсветка клавиатуры БИЛ-В (на БИЛ-М – двойное нажатие кнопки «*»);
  • Кнопка «ВК»:
    • при одновременном нажатии на нее и рукоятки РБ и РБП на блоках БИЛ и БИЛ-ПОМ происходит переключение сигнала «К» на «Б»;
    • при остановке перед светофором с запрещающим сигналом после отработки кривой торможения по данным ЭК и при фиксации на блоке БИЛ значения допустимой скорости менее 20 км/ч, позволяет произвести установку этого значения равным 20 км/ч.
  • Кнопка «ПОДТЯГ» – действует при сигналах «КЖ» и «Б» на БИЛ и БИЛ-ПОМ при совместной работе с САУТ и позволяет локомотиву или МВПС подтягиваться к светофору с запрещающим сигналом со скоростью не более 20 км/ч.
  • Кнопка «ОТПР» – действует при сигнале «Б» на БИЛ и БИЛ-ПОМ при совместной работе с САУТ и позволяет машинисту при отправлении с боковых некодированных путей после включения системы САУТ задавать в нее допустимую скорость движения, равную 40 км/час. Кроме того, нажатие этой кнопки дает возможность сквозного пропуска ТПС по боковым некодированным путям станции.
  • Кнопка «ОС» – действует при любом сигнале на БИЛ и БИЛ-ПОМ и позволяет машинисту отменить действующее ограничение скорости после проследования места ограничения скорости хвостовым вагоном поезда.

Перечень команд КЛУБ-У

Таблица 3.4

№ команды Выполняемая функция
0 № версии и значение контрольной суммы платы управления БИЛ
1 Повторная привязка к ЭКУ
2 Изменение яркости свечения индикации блоков БИЛ и БИЛ-ПОМ
5 Вход в меню ввода постоянных характеристик
6 Ввод начальной координаты и характера её изменения
45 Индикация номера активной кабины
46 Индикация номера активного комплекта КЛУБ-У
47 Индикация номера активного ДПС
70 Выключение индикации наличия исправных модулей
71 Включение индикация наличия исправных модулей
80 Индикация давления в тормозной магистрали
81 Индикация давления в тормозных цилиндрах
82 Индикация давления в уравнительном резервуаре 2 кабины
83 Индикация давления в уравнительном резервуаре 1 кабины
91 Перезапуск 1-го комплекта МЦО и переход на 2-й комплект при его исправности
92 Перезапуск 2-го комплекта МЦО и переход на 1-й комплект при его исправности
122 Индикация на блоке БИЛ(кроме БИЛ-М) давления в МПа
123 Индикация на блоке БИЛ(кроме БИЛ-М) давления в кгс/см2
259 Включение режима диагностики САУТ
260 Выключение режима диагностики САУТ
261 Индикация № версии и значения КС модуля МЦО
262 Движение по системе многих единиц при работе в режиме «РДТ»
263 Отмена контроля скатывания в течение 120 с для грузовых составов
517 Индикация № версии и значения КС модуля ЭК
3 Индикация текущей даты
4 Индикация текущего времени, зафиксированного в момент ввода команды
522 Индикация номера электронной карты
773 Индикация № версии и значения КС модуля ВУ-2
799 Движение по некодированным путям (закрытой автоблокировке)
809 Движение по полуавтоматической блокировке
800 Отмена движения по некодированным путям (закрытой автоблокировке) и полуавтоматической блокировке
1029 Индикация № версии и значения КС модуля ИПД
1036 Переход на работу с другим ДПС
1285 Индикация № версии и значения КС модуля ТКС
1541 Индикация № версии и значения КС модуля РК
2053 Индикация № версии и значения КС модуля САУТ
2309 Индикация № версии и значения КС модуля ТСКБМ
2565 Индикация № версии и значения КС модуля УФИР
3077 Индикация № версии и значения КС модуля БСИ
1045 Имитация скорости движения 20 км/ч(при подключенном к CAN-шине блоке БВД-У).

Регулировка яркости и подсветки блока БИЛ

10.1 На блоках БИЛ уровень яркости регулируется последовательным нажатием кнопки «И» (всего восемь градаций яркости). На блоке БИЛ-М приемлемый уровень яркости устанавливается нажатием кнопок «*», «Х», «↲», где Х – цифровая кнопка от 0 до 7.

На блоках БИЛ-ПОМ, БИЛ-ИНД (при их наличии) уровень яркости должен меняться в соответствии с уровнем яркости на БИЛ.

10.2  Включение (выключение) подсветки БИЛ-У и клавиатуры БВЛ-У (клавиатуры БИЛ-В, БИЛ-УТ, БИЛ-М) производится следующим образом:

  • на БИЛ-У включением (выключением) тумблера «ПОДСВ» (если БИЛ-У и БВЛ-У встроенного исполнения, то подсветка включается тумблером на пульте управления);
  • на БИЛ-В, БИЛ-УТ – однократным нажатием кнопки «Ñ»;
  • на БИЛ-М быстрым двукратным нажатием кнопки «*».

Проверка работоспособности КЛУБ-У

11.1 Проверку работоспособности КЛУБ-У проводит машинист на стоянке при предрейсовом осмотре КЛУБ-У на локомотиве или МВПС.

11.2 Проверка соответствия наличия исправных логических модулей, указанному в штамп-справке в журнале ТУ-152 выполняется вводом команды «К71». В информационной строке БИЛ высветится ряд цифр и букв: «1 2 3 4 5 6 7 8 9 А В С» (табл.11.2). Вместо некоторых цифр и букв может индицироваться знак «-». При соответствии (совпадение ряд цифр, букв и знаков «-» ряду, указанному в штамп-справке) или несоответствии результата проверки машинист должен  сделать подробную запись в журнале ТУ-152 обо всех обнаруженных замечаниях в работе КЛУБ-У. После окончания проверки ввести команду «К70».

Таблица 3.5

Индикация БИЛ Соответствующий модуль
1 модуль МЦО (БС-БПС-CAN)
2 модуль БИЛ
3 модуль ИПД
4 модуль БВУ
5 электронная карта ЭК
6 модуль маршрута ММ
7 модуль УФИР (УКТОЛ)
8 САУТ
9 модуль РК (радиоканал)
А ЭПК151Д
В ТСКБМ
С МСУЛ

Порядок смены кабины управления для изменения направления движения

12.1 Смена кабины управления для изменения направления движения в двухсекционных локомотивах и МВПС соответствует требованиям обычного выключения КЛУБ-У в и его включения.

12.2 Смена кабины управления для изменения направления движения в односекционных локомотивах, имеющих две кабины, должно осуществляться машинистом следующим образом:

  • в кабине, из которой передается управление локомотивом, выключить ЭПК ключом;
  • вынуть из кассетоприемника БИЛ или БР-У кассету регистрации с записанной в этом направлении поездкой;
  • переключить тумблер (рубильник) направления движения локомотивом;
  • произвести смену кабины локомотива;
  • установить в кассетоприемнике БИЛ или в БР-У другую кассету регистрации (при наличии на локомотиве одного блока БР-У произвести замену кассеты регистрации);
  • в кабине, из которой будет осуществляться управление локомотивом, включить ЭПК ключом, ввести предрейсовые поездные характеристики и проверить работоспособность КЛУБ-У.

Пользование КЛУБ-У в пути следования

13.1 На участках, как оборудованных, так и не оборудованных, путевыми устройствами АЛСН и АЛС-ЕН, машинист ведущего локомотива или МВПС обязан перед отправлением включить КЛУБ-У в соответствии с п.2 настоящего Приложения, а помощник машиниста должен убедиться, что КЛУБ-У включен, и доложить об этом машинисту.

13.2 На участках, не оборудованных путевыми устройствами АЛСН и АЛС-ЕН, и на участках с полуавтоматической блокировкой, перед отправлением со станции машинист, после ввода команды «К809», должен ввести значение параметра «Скорость на белый» в соответствии с выбранным режимом движения. Дальнейшее движение локомотива (МВПС) осуществлять при наличии сигнала «Б» на блоках БИЛ и БИЛ-ПОМ. Значение скорости устанавливается машинистом в соответствии с приказом начальника дирекции инфраструктуры.

13.3 При ведении поезда машинист и его помощник обязаны наблюдать за показаниями, индицируемыми на БИЛ.

13.4 При пропадании кодов сигналов «З» или «Ж» от путевых устройств АЛСН на БИЛ и БИЛ-ПОМ будет индицироваться сигнал «Б». При этом в течение 5 с. допустимая скорость будет равняться скорости фактической плюс 5 км/ч, но не более значения, которое было до появления сигнала «Б», после чего ее значение начнет уменьшаться на 1 км/ч через каждые 50 метров пройденного пути до значения Vбел. Если предшествующим был сигнал «КЖ», то на БИЛ и БИЛ-ПОМ будет индицироваться сигнал «К». При этом, если значение фактической скорости отличное от 0 км/ч (локомотив находится в движении), и за 200 м до появления сигнала «К» не было предварительной остановки, произойдет автостопное торможение.

13.5 В случае приема сигналов из канала АЛС-ЕН, на участках, оборудованных путевыми устройствами АЛСН и АЛС-ЕН, на БИЛ и БИЛ-ПОМ индицируется количество свободных блок-участков, соответствующее числу одновременно светящихся «Ж» и «З» сигналов на БИЛ и БИЛ-ПОМ. При наличии на БИЛ и БИЛ-ПОМ показаний от одного до пяти свободных блок-участков и одновременного прекращении приема сигналов от путевых устройств АЛС-ЕН и АЛСН, алгоритм работы КЛУБ-У будет соответствовать алгоритму, указанному в п.13.4.

13.6 При отсутствии ЭК и переходе локомотива (МВПС) с рельсовой цепи одной частоты тока АЛСН на другую (25, 75 или 50) Гц необходимо установить соответствующую частоту тока АЛСН, используя для этого кнопку «F» на БВЛ-У (клавиатуре БИЛ-В, БИЛ-УТ, БИЛ-М). Изменение значения частоты может производиться как на стоянке, так и при движении локомотива (МВПС).

13.6 При выключении ключа ЭПК во время движения и отсутствии в течение 11±1с действий машиниста по снижению скорости (созданию в тормозных цилиндров давления не менее 0,7 кгс/см2 (0,07 МПа), КЛУБ-У произведет автостопное торможение посредством блока КОН.

13.7 При возникновения боксования (возрастание фактической скорости на величину 5 км/ч или более за одну секунду), в информационной строке блока БИЛ индицируется сообщение «БОКСОВАНИЕ». Если в это время произойдет превышение фактической скорости над допустимой то КЛУБ-У через 10 с выполнит снятие напряжения с ЭПК.

13.8 Для гарантированного восприятия аналоговых сигналов аппаратурой КЛУБ-У и их регистрации на кассете регистрации время удержания рукояток РБ, РБС, кнопок «Свисток», «Тифон», всех кнопок на блоке БВЛ и клавиатуре БИЛ в нажатом состоянии должно составлять не менее 1,5 с.

13.9 Характеристики «Скорость движения на Белый», «Скорость движения на Зеленый», «Скорость движения на желтый», определяют допустимые скорости движения поезда при отсутствии сигналов АЛСН, АЛС-ЕН и сигналах БИЛ и БИЛ-ПОМ «Б», при наличии сигнала путевого светофора «зеленый» и сигналах БИЛ и БИЛ-ПОМ «З», целевую скорость движения – при наличии сигнала путевого светофора желтого и сигналах БИЛ и БИЛ-ПОМ «Ж» соответственно. Значения данных характеристик необходимо устанавливать согласно ПТЭ, ИДП и приказа о допускаемых скоростях движения. При этом следует учитывать, что при движении со скоростью близкой к максимально допустимой, на блоке БИЛ начинает мигать цифровое значение фактической скорости (при разнице между фактической и допустимой скоростью менее 4 км/ч). А при разнице между фактической скоростью и допустимой менее 3 км/ч включается прерывистый звуковой сигнал на блоке БИЛ.

Порядок работы с КЛУБ-У при трогании и остановке

14.1 Перед троганием установить рукоятку контроллера в тяговую позицию. Через время не более 70 с (с момента установки рукоятки) – начать движение локомотива (МВПС). В противном случае, если начало движения произойдет через время более 70 с, то по истечении времени 30 с после начала движения или при достижении Vфак, равной 2 км/ч, произойдет свисток ЭПК, и через (7+1) с после начала свистка – автостопное торможение (контроль скатывания). Отменить автостопное торможение возможно, нажав рукоятку РБС после начала свистка ЭПК, или остановив локомотив (МВПС). Остановку необходимо производить при нулевом положении контроллера или установить контроллер в нулевое положение сразу после остановки перед началом последующего движения.

14.2 Если, выведенная в тяговую позицию, рукоятка контроллера остается в этом положении более (72±2) с, и при этом не происходит движения, т.е. фактического перемещения локомотива на расстояние более 30 см, то произойдет срыв ЭПК. При невозможности выполнения требования о начале движения необходимо кратковременно, на (1,5 – 2) с до истечения указанного временного интервала, установить контроллер в нулевое положение.

14.3 Порядок работы при грузовой (6) категории:

На грузовом составе перед выводом рукоятки контроллера из нулевого положения машинист имеет возможность с БВЛ-У ввести команду «К263», что позволяет увеличить время трогания (время от вывода рукоятки контроллера из нулевого положения до достижения фактической скорости более 2км/ч) без срабатывания контроля скатывания до 120 с.

В этом случае вывод рукоятки контроллера из нулевого положения производить в течение 60 с после ввода команды «К263».

14.4 На локомотиве, производящем в маневровом режиме прицепку к составу, допускается производить его трогание и движение с малой скоростью (до 3 км/ч) без изменения положения рукоятки контроллера с применением кратковременных режимов торможений с падением скорости до 0 км/ч и давлением в тормозных цилиндрах при торможении, не менее 0,17 МПа (1,7 кгс/см2) и в тормозной магистрали не менее 0,45 МПа (4,5 кгс/см2).

Порядок проведения проверок бдительности КЛУБ-У при движении локомотива (МВПС)

15.1 Порядок проведения однократных проверок бдительности машиниста:

  • на БИЛ появляется мигающий световой сигнал «Внимание» и раздается свисток ЭПК;
  • машинист должен подтвердить свою бдительность нажатием на РБ или РБС в противном случае через 7+1 с произойдет автостопное торможение.

15.2 Порядок проведения периодических проверок бдительности машиниста:

  • на БИЛ появляется мигающий световой сигнал «Внимание»;
  • машинист должен в течении (6±0,5) с подтвердить бдительность нажатием на РБ или РБС;
  • если за указанный временной интервал КЛУБ-У машинист не подтвердит свою бдительность нажатием на РБ или РБС, то при наличии на БИЛ мигающего светового сигнала «Внимание!» раздается свисток ЭПК;
  • машинист должен подтвердить свою бдительность нажатием на РБ или РБС в противном случае через 7+1 с произойдет автостопное торможение;
  • время удержания рукояток РБ (РБС) в нажатом состоянии должно составлять (2±0,5) с;
  • периодичность проверок бдительности имеет произвольное значение в интервалах от 30 до 40 с или от 60 до 90 с.

Порядок работы КЛУБ-У без электронной карты при отсутствии на локомотиве системы САУТ-ЦМ/485 при движении по участку, оборудованному путевыми устройствами АЛСН

16.1 Порядок работы КЛУБ-У при следовании по сигналу «З»:

16.1.1 При наличии на БИЛ и БИЛ-ПОМ сигнала «З» значения Vцел и Vдоп равны значению VЗЕЛ.

16.1.2 При разнице между Vдоп и Vфак менее 4км/ч на блоке БИЛ включается мигающая индикация цифрового значения Vфак, а при разнице между Vдоп и Vфак менее 3км/ч на блоке БИЛ включается прерывистый звуковой сигнал. При превышении Vфак над Vдоп на 1 км/ч и более- раздается свисток ЭПК. Свисток прекращается при снижении скорости Vфак до Vдоп или ниже. При отсутствии действий машиниста по снижению скорости в течение (7±1) с, ЭПК произведет автостопное торможение по превышению скорости. (Для исполнений блоков индикации БИЛ-У – на блоке БИЛ-У включается индикатор разности допустимой и фактической скорости (желтого цвета) в случае, если модуль разности допустимой и фактической скорости менее 10 км/ч).

16.1.3 Периодическая проверка бдительности машиниста при наличии на БИЛ и БИЛ-ПОМ сигнала «З» не производится, за исключением случаев работы КЛУБ-У с выключенной или неисправной системой ТСКБМ при наличии признака ТСКБМ в конфигурации.

16.2 Порядок работы КЛУБ-У при следовании по сигналу желтому:

16.2.1 При наличии на БИЛ и БИЛ-ПОМ сигнала «Ж» значения скоростей Vцел и Vдоп соответственно равны значениям параметров «Скорость на желтый» и «Скорость на зеленый», установленных в КЛУБ-У согласно приказа владельца инфраструктуры.

16.2.2 При превышении Vфак над Vдоп на 1км/ч и более работа КЛУБ-У соответствует раздается свисток ЭПК. Свисток прекращается при снижении скорости Vфак до Vдоп или ниже. При отсутствии действий машиниста по снижению скорости в течение (7±1) с, ЭПК произведет автостопное торможение по превышению скорости.

16.2.3 Если при движении к светофору с желтым сигналом Vфак < Vцел периодическая проверка бдительности машиниста не производится, при Vфак > Vцел, производится периодическая проверка бдительности машиниста с интервалом (30 – 40) с.

16.2.4. При проследовании  светофора значение скорости Vдоп станет равным значению «Скорости на желтый». Машинист обязан проследовать светофор с желтым сигналом со скоростью не выше Vдоп. При невыполнении данного условия, после появления на блоках БИЛ, БИЛ-ПОМ сигнала «КЖ» произойдет автостопное торможение локомотива (МВПС) по превышению скорости.

16.3 Порядок работы КЛУБ-У при следовании по сигналу «КЖ»:

16.3.1 При появлении на БИЛ и БИЛ-ПОМ сигнала «КЖ»:

  • величина Vцел становится равной 0 км/ч;
  • величина Vдоп становится равной значению параметра «Скорость на Желтый», установленной в КЛУБ-У.

16.3.2 При движении локомотива (МВПС) к светофору с запрещающим сигналом, КЛУБ-У осуществляет постепенное снижение Vдоп со значения Vцел до 20 км/ч. Машинист обязан снижать Vфак движения локомотива (МВПС) таким образом, чтобы избежать превышения Vфак над Vдоп более чем на 1 км/ч, для предотвращения автостопного торможения.

16.3.3 Периодические проверки бдительности машиниста производятся с интервалом от 30 до 40 с.

16.4 Порядок работы с КЛУБ-У при следовании по сигналу «К»:

16.4.1 Сигнал «К» на БИЛ, БИЛ-ПОМ появляется в случаях проследования светофора с запрещающим сигналом или пропадания кодов АЛСН или АЛС-ЕН после сигнала «КЖ». При проследовании светофора с запрещающим сигналом без предварительной остановки (кроме случаев наличия признака «Грузовой подтяг» в ЭК) КЛУБ-У осуществит безусловное автостопное торможение.

16.4.2 Для обеспечения возможности проследования, установленным порядком, светофора с запрещающим показанием, машинист должен остановить локомотив (МВПС) не далее, чем за 200 м до светофора, при этом допустимая скорость должна быть не более 20км/ч. Последующее движение должно осуществляется только после получения установленного разрешения от ДНЦ или ДСП. Проследование светофоров с запрещающим показанием, имеющих условно-разрешающий сигнал, без предварительной остановки разрешается только грузовым поездам со скоростью не более 20 км/ч на участках с автоблокировкой в случаях, установленных приказом владельца инфраструктуры.

16.4.3 После проследования светофора с запрещающим сигналом на БИЛ, БИЛ-ПОМ индицируется сигнал «К». При этом КЛУБ-У производит однократную проверку бдительности. Периодические проверки бдительности машиниста при следовании под сигнал «К» на БИЛ, БИЛ-ПОМ производятся с интервалами от 30 до 40 с.

16.4.4. Пользование кнопкой «ВК», расположенной на БВЛ-У (клавиатуре БИЛ-В, БИЛ-УТ, БИЛ-М), для перехода с сигнала «К» на сигнал «Б» на БИЛ, БИЛ-ПОМ путем одновременного нажатия на РБ, РБС и кнопку ВК (при ведении поезда одним машинистом – нажатием РБ и кнопки ВК) разрешается только в случаях, указанных в настоящем Приложении. Переключение огней можно осуществлять как на стоянке, так и в движении.

16.4.5 После одновременного нажатия на рукоятки РБ, РБС и кнопку ВК на БВЛ-У (клавиатуре БИЛ-В, БИЛ-УТ, БИЛ-М), на БИЛ, БИЛ- ПОМ в движении появляется сигнал «Б», значения Vцел и Vдоп, равные значению параметра «Скорость на Белый». Время удержания рукояток РБ, РБС и кнопки ВК в нажатом состоянии должно составлять (2 ±0,5) с.

16.5 Порядок работы с КЛУБ-У при следовании по сигналу «Б»

16.5.1 Движение по сигналу «Б» на БИЛ и БИЛ-ПОМ осуществляется с особой бдительностью по путям с полуавтоматической блокировкой, некодированным путям или при следовании вторым, последующим, а так же подталкивающим локомотивом при двойной, многократной тяге и при работе по системе многих единиц.

16.5.2 Перед началом следования по участку пути, оборудованного полуавтоматической блокировкой, необходимо ввести с БВЛ (клавиатуры блоков БИЛ-В, БИЛ-УТ, БИЛ-М) команду «К809». При этом, в информационной строке БИЛ выводится сообщение «Скор. на белый». Машинист, в течение 10 с, должен ввести установленное приказом о допускаемых скоростях движения поездов значение скорости для данного участка. Дальнейшее движение осуществляется:

  • При отсутствии сигналов АЛСН – по сигналу «Б» на БИЛ, БИЛ-ПОМ;
  • При поступлении кодов АЛСН – по соответствующему сигналу на БИЛ, БИЛ-ПОМ.

Для отключения режима, необходимо ввести команду «К800». Переход в режим движения полуавтоматической блокировки, а так же возврат из этого режима осуществляется как на стоянке, так и при движении локомотива (МВПС).

Примечание:
При движении по электронной карте переход в режим движения по полуавтоматической блокировке не производится.

16.5.3 Для следования по некодированному участку машинист должен по команде «К799», ввести скорость движения на «Б». После ввода команды «К799» прием сигналов АЛСН и АЛС-ЕН блокируется. Для отмены режима необходимо ввести команду «К800». Переход в данный режим движения, а так же возврат из него, осуществляется как на стоянке, так и при движении локомотива (МВПС).

16.5.4 При следовании по сигналу «Б» на БИЛ, БИЛ-ПОМ значения Vцел и Vдоп равны значению Vбел. При превышении Vфак над Vдоп на 1км/ч и более – раздается свисток ЭПК. Свисток прекращается при снижении скорости Vфак до Vдоп или ниже.

16.5.5 Периодическая проверка бдительности машиниста при движении по участку пути с полуавтоматической блокировкой, или по некодированному участку производится с интервалами от 60 до 90 с.

16.6 Порядок работы КЛУБ-У без электронной карты при движении по участку, оборудованному путевыми устройствами АЛС-ЕН

16.6.1 При приеме сигналов из канала АЛС-ЕН на индикаторе несущей частоты канала АЛСН высвечивается «ЕН». КЛУБ-У автоматически переходит на прием сигналов АЛСН при прекращении приема сигналов АЛС-ЕН, кроме случая приближения к светофору с запрещающим сигналом. При движении локомотива (МВПС) к светофору с запрещающим сигналом, КЛУБ-У осуществляет постепенное снижение Vдоп со значения Vцел до 20 км/ч. Машинист обязан снижать Vфак движения локомотива (МВПС) таким образом, чтобы недопустить превышения Vфак над Vдоп более чем на 1 км/ч, для предотвращения автостопного торможения.

16.6.2 При движении локомотива (МВПС) и наличии на БИЛ, БИЛ-ПОМ индикации одного и более свободных блок-участков, Vцел на каждом блок-участке может принимать разные значения, зависящие от поездной ситуации. Это определяется при проектировании канала АЛС-ЕН для данного участка пути. Vдоп также не является постоянной величиной. Она рассчитывается для каждого блок-участка по следующему алгоритму:

  • если при проследовании границ блок – участков на локомотив (МВПС) поступает информация об увеличении Vцел или она не меняется, то VДОП на следующем блок-участке будет на 5 км/ч больше скорости Vцел следующего блок-участка;
  • если при проследовании границ блок – участков на ТПС поступает информация об уменьшении величины Vцел, то Vдоп становится равной Vцел на предыдущем блок-участке.

16.6.3 При снижении Vцел происходит однократная проверка бдительности, кроме разрешающих сигналов БИЛ и БИЛ-ПОМ при которой:

  • на БИЛ появляется мигающий световой сигнал «Внимание» и раздается свисток ЭПК;
  • машинист должен подтвердить свою бдительность нажатием на РБ или РБС, в противном случае через 7±1 с произойдет автостопное торможение.

Порядок работы КЛУБ-У при наличии электронной карты участка

17.1 Общие положения

17.1.1 ЭК предварительно загружается в устройство КЛУБ-У ответственными работниками ремонтного подразделения.

17.1.2 По мере приближения к актуальному препятствию, имеющему ограничение скорости, значение Vдоп постепенно снижается до значения Vцел, и машинист должен снижать фактическую скорость в соответствии с изменением Vдоп.

17.1.3 В момент проследования локомотивом начала ближайшего по ходу препятствия, название текущего препятствия меняется на название ближайшего следующего по ходу препятствия.

17.1.4 После проезда последним вагоном состава поезда всего актуального препятствия со скоростью Vфак < Vдоп, значения Vдоп и Vцел изменяются и относятся к следующему актуальному препятствию. Исключение составляет проезд переездов и светофоров, при котором ограничение скорости отменяется после проследования его локомотивом (головным вагоном МВПС).

17.2 В случае следования локомотива (МВПС) в местах пересечении или стыковки различных участков железной дороги с одноименными путями, возможна индикация вида актуального препятствия и информации о нем с соседнего участка одноименного пути железной дороги. В данном случае, машинист однократным или многократным вводом команды «К1» на БВЛ-У (клавиатуре БИЛ-В, БИЛ-УТ, БИЛ-М) должен добиться отображения на БИЛ информации об актуальном препятствии того участка пути, по которому следует локомотив (МВПС).

17.3 При работе с ЭК однократные проверки бдительности отменяются, кроме трогания и проследования светофора с запрещающим сигналом («К», «КЖ», «БМ»). Периодические проверки бдительности машиниста производятся при движении по «Б» огню блока индикации.

17.4 При работе с ЭК на индикаторе частоты АЛСН индицируется «ЭК».

17.5 Порядок работы с КЛУБ-У при движении к светофору с запрещающим сигналом

17.5.1 После начала индикации на блоках БИЛ, БИЛ-ПОМ сигнала «КЖ», КЛУБ-У осуществляет расчет точки прицельной остановки на расстоянии от 20 до 70 м перед светофором с запрещающим сигналом. При этом, Vдоп на БИЛ постепенно снижается до нуля. Дальнейшее движение после остановки возможно только по разрешению от ДНЦ или ДСП, переданному по каналу поездной радиосвязи с соблюдением следующих требований:

  • до начала движения, необходимо нажать кнопку «ВК» на БВЛ-У (клавиатуре БИЛ-В, БИЛ-УТ, БИЛ-М). На БИЛ, после нажатия кнопки «ВК», Vдоп становится равной 20 км/ч. Время удержания кнопки «ВК» равно (2±0,5) с. После проследования светофора с запрещающим сигналом на БИЛ, БИЛ-ПОМ индицируется сигнал «К». При этом КЛУБ-У производит однократную проверку бдительности. Периодические проверки бдительности машиниста при следовании под сигнал «К» на БИЛ, БИЛ-ПОМ производятся с интервалами от 30 до 40 с.

17.5.2 Разрешается безостановочное проследование проходных светофоров с запрещающим показанием, расположенных на затяжных подъемах, на которых установлены условно- разрешающие сигналы грузовым поездам,. В этом случае, такие светофоры должны быть особо отмечены в ЭК. При следовании к такому светофору Vдоп снижается до 20 км/ч. После проследования светофора с                     Vфак < 20км/ч и появлении на БИЛ сигнала «К», производится однократная проверка бдительности.

17.5.3 При коротких платформах с близко расположенными (менее 100м) светофорами пассажирским поездам (МВПС) разрешается подтягивание к ним вплотную. В этом случае, такие светофоры должны быть особо отмечены в ЭК. При следовании к таким светофорам Vдоп снижается до 10км/ч. При проследовании таких светофоров без предварительной остановки, и появлении на блоке БИЛ сигнала «К» вместо «КЖ», произойдет автостопное торможение.

17.5.4 При наличии в ЭК у светофора признака «Грузовой подтяг», грузовым поездам с числом осей более 250, разрешается подтягивание к светофору с запрещающим показанием вплотную. При этом в КЛУБ-У допустимая скорость снизится до 10 км/ч, а если будет осуществлен проезд светофора с запрещающим показанием, КЛУБ-У произведет автостопное торможение.

Для осуществления подтяга грузовых поездов, число осей у которых более 250, перед поездкой должны быть введены следующие поездные и эксплуатационные характеристики:

  • должна быть введена грузовая категория поезда – цифра «6»;
  • с блока БВЛ кнопкой «Л» (кнопками «К», «7», «↲» для БИЛ-М) машинистом вводится параметр «Длина в осях»;

17.5.5 При следовании по участку с полуавтоматической блокировкой и установлении в ЭК признака некодируемого участка «Частота АЛСН – 0 Гц», допустимая скорость следования по «Б» огню будет равна минимальной скорости движения по данному участку из установленных в ЭК.

17.5.6 При движении к светофору с запрещающим показанием и внезапной смене на блоке БИЛ сигналов с «КЖ» на «К»:

  • При допустимой скорости не более 20 км/ч КЛУБ-У продолжает отрабатывать кривую торможения до остановки перед светофором с запрещающим показанием.
  • При допустимой скорости выше 20 км/ч КЛУБ-У производит резкое снижение допустимой скорости до 20 км/ч и далее продолжает отрабатывать кривую торможения до остановки перед светофором с запрещающим показанием.

17.5.7 Если во время движения локомотива происходит вход в электронную карту, и допустимая скорость актуального препятствия меньше, чем Vдоп в КЛУБ-У до входа в ЭК, то для предотвращения автостопного торможения, на БИЛ устанавливается значение Vдоп = Vфак + 10 км/ч. Затем происходит снижение Vдоп до требуемого значения с темпом 1 км/ч за каждые 50 метров пройденного пути.

Порядок работы с КЛУБ-У при наличии цифрового радиоканала

18.1 При работе цифрового радиоканала (РК) со станции осуществляется передача значений скорости и места ее ограничений. Значения Vдоп и Vцел, вносимые в КЛУБ-У, формируются на основе анализа приема сигналов каналов АЛСН и АЛС-ЕН, данных, занесенных в электронную карту участка и данных, поступивших по РК. Если препятствие по радиоканалу становится актуальным, на индикаторе несущей частоты БИЛ индицируется «РК».

18.2 Наличие цифрового радиоканала не оказывает влияния на порядок проведения однократных и периодических проверок бдительности машиниста.

18.3 При приближении к светофору с запрещающим показанием на расстояние 200 м и менее, КЛУБ-У по цифровому радиоканалу в автоматическом режиме начинает передавать запросы на разрешение проезда светофора с запрещающим сигналом. При наличии приказа о проследовании светофора с запрещающим показанием без остановки, ДСП по радиоканалу подтверждает приказ. В этом случае на БИЛ, БИЛ- ПОМ появится сигнал «БМ», на индикаторе несущей частоты признак «РК». При этом, если VДОП была меньше 20 км/ч, то она становится равной 20 км/ч, а если больше 20 км/ч, кривая торможения будет отрабатываться до 20 км/ч. В этом случае КЛУБ-У разрешает проследование запрещающего светофора без предварительной остановки.

18.4 Если разрешение на проследование светофора с запрещающим показанием получено после остановки локомотива (МВПС) перед светофором, на БИЛ и БИЛ-ПОМ появится сигнал «БМ», на индикаторе несущей частоты признак «РК» и Vдоп=20 км/ч. После проследования светофора с запрещающим сигналом на БИЛ, БИЛ-ПОМ индицируется сигнал «К». При этом КЛУБ-У производит однократную проверку бдительности. Периодические проверки бдительности машиниста при следовании под сигнал «К» на БИЛ, БИЛ-ПОМ производятся с интервалами от 30 до 40 с.

18.5 Порядок работы КЛУБ-У при получении по цифровому радиоканалу сигнала на принудительную остановку локомотива с поста ДСП

18.5.1 При получении сигнала на принудительную остановку КЛУБ-У производит разбор цепи тяги локомотива. Затем через приставку крана машиниста производит первую ступень служебного торможения. В случае, если темп снижения скорости недостаточен КЛУБ-У производит остановку состава путем автостопного торможения через электропневматический вентиль, установленный в тормозной магистрали локомотива. Локомотивной бригаде запрещается прерывать начавшееся торможение состава по сигналу на принудительную остановку.

18.5.2 При получении устройством КЛУБ-У сигнала на принудительную остановку в информационной строке блока БИЛ появляется сообщение «ПРИН. ОСТАНОВКА». После появления этого сообщения в информационной строке машинист обязан установить контроллер в нулевую позицию.

18.5.3 В кабине локомотива (МВПС) рядом с машинистом и помощником машиниста установлены «тревожные кнопки». Если локомотив (МВПС) находится в зоне радиосвязи со станцией, локомотивная бригада может, при необходимости, нажатием на любую «тревожную кнопку» передать на пост ДСП сигнал о необходимости принудительной остановки состава.

Взаимодействие КЛУБ-У с САУТ-ЦМ/485 и ТСКБМ

19.1 При совместной работе КЛУБ-У и САУТ-ЦМ/485:

  • на блоке БИЛ индицируются Vдоп и Vцел, равные минимальным из переданных от САУТ, имеющихся в ЭК и соответствующих путевым сигналам «АЛСН» или «АЛС-ЕН». Для обеспечения возможности остановки локомотива служебным торможением, КЛУБ-У производит автостопное торможение при Vфак =Vдоп + 6 км/ч;
  • при получении Vдоп и Vцел от системы САУТ на индикаторе несущей частоты блока БИЛ высвечивается буква «С». При получении Vдоп и Vцел из электронной карты на индикаторе несущей частоты БИЛ индицируется «ЭК». При следовании по сигналам АЛСН – несущая частота путевых сигналов, а по сигналам АЛС-ЕН – буквы «ЕН».

19.2 Взаимодействие КЛУБ-У с ТСКБМ

19.2.1 При наличии на локомотиве (МВПС) исправной и включенной системы ТСКБМ в КЛУБ-У отменяются все периодические проверки независимо от скорости и показаний светофора на БИЛ и БИЛ- ПОМ.

19.2.2 При неисправности или выключении (отсутствии) ТСКБМ и наличии в параметре «Конфигурация» признака обязательности ТСКБМ, КЛУБ-У производит автоматический переход в штатный режим работы с наличием периодических проверок бдительности при всех показаниях светофора БИЛ и БИЛ-ПОМ при фактической скорости движения, не равной нулю. Период проверок при сигналах «Б» или «З» составляет от 60 до 90 с, при остальных показаниях БИЛ и БИЛ-ПОМ – от 30 до 40 с.

19.2.3 При понижении работоспособности машиниста ниже допустимого уровня (на шкале ТСКБМ-П загорается красный светодиод), система КЛУБ-У снимет напряжение с электромагнита ЭПК. Машинист может восстановить напряжение на электромагните ЭПК, нажав на рукоятку РБС.

19.3 При снятии напряжения с электромагнита ЭПК в информационной строке БИЛ возникает сообщение об устройстве, являющемся инициатором снятия напряжения с ЭПК. Сообщение имеет следующий вид:

  • «СРЫВ ЭПК САУТ»;
  • «СРЫВ ЭПК ТСКБМ»;
  • «СРЫВ КОН».

При отсутствии сообщения в информационной строке БИЛ, инициатором снятия напряжения с ЭПК является КЛУБ-У.

Содержание инструкции по эксплуатации локомотивных устройств безопасности №Л230:

  1. Общие требования
  2. Основные определения и принятые сокращения
  3. Перечень устройств безопасности
  4. Порядок включения и выключения устройств
  5. Порядок пользования устройствами безопасности в эксплуатации
  6. Порядок действий локомотивной бригады при нарушении нормальной работы устройств безопасности в пути следования
  7. Порядок эксплуатации устройств безопасности

Приложения к Инструкции:

  1. Эксплуатация Автоматической локомотивной сигнализации АЛСН. Эксплуатация Микропроцессорного дешифратора АЛСН ДКСВ-М
  2. Эксплуатация Комплексного локомотивного устройства безопасности движения КЛУБ
  3. Эксплуатация Комплексного локомотивного устройства безопасности движения КЛУБ-У
  4. Эксплуатация Комплексного локомотивного устройства безопасности движения КЛУБ-П
  5. Эксплуатация Комплексного локомотивного устройства безопасности движения КЛУБ-УП
  6. Эксплуатация Безопасного локомотивного объединенного комплекса БЛОК, БЛОК-М
  7. Эксплуатация системы обеспечения безопасности движения ССПС на комбинированном ходу и автомотрис легкого типа ССПС-КХ
  8. Эксплуатация скоростемера 3СЛ2М
  9. Эксплуатация комплекса средств сбора и регистрации контролируемых параметров движения локомотивов КПД-3
  10. Эксплуатация Системы автоматического управления тормозами САУТ-ЦМ/485
  11. Эксплуатация Комплекса информационного обеспечения КИО-САУТ
  12. Эксплуатация системы автоматического управления торможение поездов САУТ-Ц
  13. Эксплуатация Телемеханической системы контроля бодрствования машиниста ТСКБМ
  14. Эксплуатация Бортовой аппаратуры БА МАЛС (ГАЛС Р)
  15. Перечень общих нормативных и технических документов, применяемых при эксплуатации устройств безопасности

Загрузить инструкцию в формате PDF:

Вопрос АСПТ 

Какие устройства обеспечивают возможность управления устройствами СЦБ ряда станций и перегонов?

Устройства диспетчерской централизации и устройства телеуправления стрелками и светофорами прилегающих железнодорожных станций должны обеспечивать управление из одного пункта устройствами сигнализации, централизации и блокировки ряда железнодорожных станций и перегонов, в том числе стрелками и светофорами электрической централизации, устройствами автоматической блокировки, автоматической локомотивной сигнализации, применяемой как самостоятельное средство сигнализации и связи, полуавтоматической блокировки с автоматическим контролем прибытия поезда в полном составе.

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.