Эксплуатация Автоматической локомотивной сигнализации АЛСН. Эксплуатация Микропроцессорного дешифратора АЛСН ДКСВ-М

Приложение 1 к инструкции по эксплуатации локомотивных устройств безопасности №Л230, утвержденной распоряжением ОАО “РЖД” от 24 октября 2017 года №2176р “Эксплуатация Автоматической локомотивной сигнализации АЛСН. Эксплуатация Микропроцессорного дешифратора АЛСН ДКСВ-М“:

Назначение, функционирование и состав АЛСН

1.1 Назначение, функционирование АЛСН

Автоматическая локомотивная сигнализация непрерывного действия непрерывно передает в кабину машиниста сигналы путевых светофоров, а также осуществляет периодические проверки бдительности машиниста при «Ж», «КЖ», «К» и «Б» огнях локомотивного светофора и контролирует величину скорости поезда при «КЖ» и «К» с принудительной остановкой его в случае потери бдительности машинистом или превышении контролируемой скорости.

Устройства АЛСН обеспечивают:

  • Непрерывную передачу на локомотивный светофор показаний, соответствующих сигналам путевых светофоров, к которым приближается ТПС;
  • Однократную проверку бдительности машиниста при смене огней на локомотивном светофоре (кроме смены на «З»);
  • Периодическую проверку бдительности машиниста во время движения при «К» огне локомотивного светофора и скорости движения менее 20 км/ч (30-40 с.);
  • Периодическую проверку бдительности машиниста во время движения при «Ж» огне и скорости движения более допустимой, отрегулированной на скоростемере (60-90 с.);
  • Периодическую проверку бдительности машиниста на участках, не оборудованных путевыми устройствами АЛСН (30-40 с.);
  • Контроль скорости при «КЖ» и «К»;
  • Не включение тяги при выключенных устройствах АЛСН с автостопом (контакт К);
  • Отключение тяги при срабатывании автостопа;
  • Возможность зажигания на локомотивном светофоре «Б» вместо «К» (кнопками ВК и РБ).

1.2 Состав АЛСН

Автоматическая локомотивная сигнализация включает в себя приемные катушки (ПК), электропневматический клапан автостопа (ЭПК), усилитель кодов (УК), дешифратор кодов (ДК), переключатель направлений (ПН), локомотивный светофор (ЛС), а также двух- и трехклеммные коробки, кнопку ВК, рукоятку бдительности (РБ, РБС). Вместе с АЛСН могут быть установлены дополнительные устройства безопасности – УКБМ, Л77 (Л159), Л168, Л132, Л116 (Л166У), ТСКБМ, УКБМ.

1.2.1 Назначение УКБМ

Устройство контроля бдительности машиниста обеспечивает:

  • Предварительную световую сигнализацию при периодической проверке бдительности за время 7+2 с до включения свистка ЭПК;
  • Автостопное торможение при постоянно нажатой педали или рукоятке бдительности более 7 с;
  • Включение на ЛС одновременно «Б» и «КЖ» огней при отсутствии кодов после приема  Ж огня;
  • Возможность выключения \ включения  «КЖ» при одновременно горящих огнях  «Б» и «КЖ»;
  • Возможность подтверждения бдительности нажатием ПБ или РБ при однократной проверке бдительности;
  • Возможность подтверждения бдительности нажатием ПБ или РБ по световой сигнализации;
  • Обесточивание ЭПК при положении реверсивной рукоятки в «0» и скорости  выше минимально контролируемой;
  • Периодическую проверку бдительности независимо от скорости при реверсивной рукоятке не в нулевом  положении 20-30с при «К», «КЖ», «Б» с «КЖ», «Ж» , 70-90 с при «Б»,  90-120 с при «З»;
  • При КЖ или «Б» с «КЖ»  возможность подтверждения бдительности нажатием РБ только на свет ламп предварительной сигнализации;
  • при «З», «Ж», «Б» и «К» огнях возможность единичного подтверждения бдительности нажатием РБ(ПБ) по свистку ЭПК с включением лампы ПРОПУСК и переходом на интервал проверки 20-30 с. Последующие подтверждения выполняются только по световой сигнализации до включения свистка ЭПК
  • выключение лампы ПРОПУСК  при подтверждении на смену сигнала;
  • дополнительную проверку перед началом движения при «КЖ» или «Б» с «КЖ» после установки реверсивной рукоятки в положение ВПЕРЕД и ее отмену кнопкой СБРОС/УСТАНОВ КЖ;
  • отмену всех проверок бдительности на стоянке  при реверсивной рукоятке в нуле;
  • тестовый режим проверки выходных ключей.

1.2.2 Назначение блоков Л77 и Л159

Блоки световой сигнализации Л77 и Л159  предназначены для проверки бдительности по включению сигнальной лампы.

Блок  Л77 совместно с АЛСН обеспечивает периодическую проверку по загоранию сигнальной лампы до свистка ЭПК. Время горения лампы 3-6 с.

Блок Л159 обеспечивает с АЛСН периодическую проверку бдительности по загоранию сигнальной лампы до свистка ЭПК и невозможность подтверждения бдительности РБ во время свистка ЭПК. Время горения сигнальной лампы 5-8 с.

1.2.3 Назначение блока Л143

Блок световой сигнализации Л143  предназначен для включения ламп предварительной световой сигнализации в мигающем режиме с частотой 0.5-1.5 Гц при движении к запрещающему сигналу. При не подтверждении бдительности в течении 5-7 с с начала мигания ламп схема нажатием РБ не восстанавливается. Необходимо нажать РБС.

1.2.4 Назначение блока Л168

Блок контроля самопроизвольного трогания поезда обеспечивает:

  • снятие питания с ЭПК в случае превышения скорости минимально контролируемой скоростемером (размыкание тяговой позиции).
  • восстановление контактов (0-10) и нахождение контроллера машиниста не в цепи питания ЭПК в случае  нажатия специальной кнопки или перевода контроллера в тяговую позицию.

1.2.5 Назначение блока ДОЗОР Л132

Устройство ДОЗОР предназначено для повышения безопасности движения поездов и обеспечивает:

  • отображение на блоке индикации ускорения или замедления движения поезда;
  • включение периодической проверки бдительности при соответствующих огнях ЛС при скорости 4-6 км/ч (при разгоне) и выключении периодической проверке при скорости 2-4 км/ч (при остановке);
  • снятие питания с ЭПК в случае превышения локомотивом скорости 4-6 км\ч  и нахождении контроллера не в тяговой позиции, и восстановление цепи питания ЭПК в случае нажатия специальной кнопки или перевода контроллера в тяговую позицию;
  • снижение величины контролируемой скорости при «КЖ» на ЛС от Vкж до 4-6 км/ч  на расстояние 1100 м с момента загорания «КЖ»;
  • регистрацию на скоростемерной ленте «Б» огня ЛС;
  • регистрацию на скоростемерной ленте нажатия специальной кнопки помощника машиниста при «КЖ» или «Б» огнях ЛС;
  • оценку эффективности действия тормозов при проверке их в пути следования

1.2.6 Назначение блока Л116 (Л116У)

Устройства Л116 и Л116У предназначены для переноса периодических проверок бдительности на 30-40 с или 60-90 с в зависимости от показаний ЛС при выполнении действий по управлению локомотивом (работа контроллером, песочницей, свистком и т.д.). Устройство обеспечивает:

  • перенос периодических проверок бдительности  при работе с краном машиниста при темпе изменения давления в тормозных цилиндрах не менее 0.5 кгс/см2/с.
  • отмену периодических проверок бдительности при скорости ниже минимально контролируемой скоростемером и давлении в ТЦ  не менее 1 кг/см2.

Пользование устройствами АЛСН с УКБМ.

УКБМ предназначено для проверки бдительности машиниста при вождении подвижных единиц как «в одно лицо», так и «в два лица». УКБМ устанавливается на всех локомотивах, электропоездах, дизель-поездах, оборудованных аппаратурой АЛСН с УКБМ;

2.1 При периодических проверках бдительности машинист обязан подтверждать свою бдительность нажатием РБ по световым сигналам. Интервал между периодическими проверками бдительности при «Ж», «КЖ», «К» и одновременно горящих «Б» и «КЖ» огнях локомотивного светофора 20-30 с, при «Б» огне 70-90 с, при «З» огне 90-120 с. В случае включения устройств АЛСН и УКБМ по варианту работы с измененным порядком включения периодической проверки бдительности машиниста при «З» огне на локомотивном светофоре периодическая проверка бдительности машиниста вводится только при скорости ниже минимально контролируемой скоростемером (устройством регистрации) с периодом 20-30 с. Такая же периодичность – при «Б» огне и скорости ниже минимально контролируемой скоростемером (устройством регистрации).

2.2 При пропуске светового сигнала нажимать РБ на звуковой сигнал ЭПК при «Ж», «Б», «К» и «З» огнях локомотивного светофора. При вторичном пропуске светового сигнала на этих огнях, или однократном пропуске светового сигнала при «КЖ» и одновременно горящих «Б» и «КЖ» огнях локомотивного светофора необходимо встать и нажать верхнюю рукоятку бдительности (РБС) для предупреждения экстренного торможения не позднее 6 с  после начала свистка ЭПК.

Информация машинисту об однократном пропуске светового сигнала при «Ж», «Б», «К» и «З» огнях локомотивного светофора подается загоранием специальной лампы «Пропуск».

2.3 При остановке у запрещающего сигнала независимо от продолжительности стоянки реверсивную рукоятку перевести в нейтральное положение или при наличии специального выключателя перевести его из положения «Движение» в положение «Стоянка».

2.4 Во время движения реверсивная рукоятка контроллера машиниста должна находиться в рабочем положении «Вперед» или «Назад»

2.5 При необходимости воспользоваться реверсивной рукояткой контроллера для аварийных пересоединений или диагностики в цепях управления ТПС разрешается на время производства работ выключить УКБМ, установив тумблеры А1 и А2 в положения «Выкл» и «Тест» соответственно.

2.6 При маневровом передвижении «Назад» подтверждать бдительность нажатием рукоятки как по предварительной световой сигнализации, так и по свисткам ЭПК.

2.7 Одновременно горящие огни локомотивного светофора «Б» и «КЖ» включаются автоматически после «Ж» огня локомотивного светофора и отсутствии кодирования (например, при приеме поезда на боковой путь станции). Данные огни на локомотивном светофоре предупреждают, что путевой светофор, к которому приближается поезд, может быть закрыт.

2.8 Кнопкой «Сброс/Уст. КЖ» при «Б» огне на локомотивном светофоре  включить дополнительно сигнал «КЖ»:

  • при ожидании отправления с некодированных путей станции;
  • при проследовании напольного светофора, предупреждающего о закрытом положении следующего светофора.

2.9 При одновременно горящих на локомотивном светофоре «Б» и «КЖ» огнях кнопкой «Сброс/Уст. КЖ» погасить «КЖ»:

  • в момент перед отправлением с некодированного пути после получения разрешения на отправление до перевода реверсивной рукоятки контроллера машиниста в рабочее положение или перевода специального выключателя в положение «Движение»;
  • при переходе на маневровую работу;
  • при следовании по некодированному пути без остановки, убедившись в открытии выходного (входного, маршрутного) светофора с данного пути;
  • при проследовании на некодированном пути напольного светофора, предупреждающего, что следующий светофор открыт.

2.10 При необходимости начать движение при запрещающем показании напольного светофора (при горящем «КЖ» огне локомотивного светофора) реверсивную рукоятку контроллера машиниста перевести в положение «Вперед» или перевести специальный выключатель в положение «Движение», начавшийся свисток ЭПК прекратить нажатием кнопки «Сброс/Уст. КЖ». При движении «Назад» нажатие кнопки «Сброс/Уст. КЖ» не требуется.

2.11 Машинисту разрешается:

  • отменять периодическую проверку бдительности и однократную проверку бдительности при сменах показаний локомотивного светофора на стоянке путем перевода реверсивной рукоятки в нейтральное положение или специального выключателя в положение «Стоянка»;
  • при маневровых передвижениях выключать УКБМ установкой тумблера А1 в положение «Выкл», а А2 – в положение «Тест».

2.12 В связи с отсутствием в устройствах АЛСН и УКБМ переключателя ДЗ переключение в режим проверки бдительности

  • при подъезде к предупредительному сигналу, независимо от его показания, кратковременно нажать кнопку «Сброс/Уст. КЖ» и при одновременно горящих «Б» и «КЖ» огнях локомотивного светофора следовать с периодическим подтверждением бдительности через 20-30 с до проследования выходного светофора;
  • после проследования выходного светофора кратковременно нажать кнопку «Сброс/Уст. КЖ».

Пользование устройствами АЛСН и Л143 – Л159 в пути следования

3.1 На ТПС, оборудованном устройствами АЛСН и Л143 – Л159 необходимо:

  • при периодических проверках бдительности подтверждать свою бдительность нажатием рукоятки бдительности или верхней рукоятки бдительности (РБС) на 2±0,5 с по световым сигналам;
  • при пропуске светового сигнала и начавшемся свистке ЭПК при «Ж», «КЖ», «К» и «Б» огнях локомотивного светофора встать и нажать только РБС для предупреждения экстренного торможения не позднее, чем через 6 с после начала свистка ЭПК.

Пользование устройствами АЛСН и «Дозор» в пути следования

4.1 На ТПС оборудованных устройствами АЛСН и «Дозор» (Л132), необходимо:

  • при начале движения поезда на уклоне и нахождении рукоятки контроллера машиниста не в тяговой позиции (не в положение штурвала контроллера тяга) при достижении скорости 4-6 км/ч (раздается свисток ЭПК и загорается сигнализатор «Vо» на блоке индикации) машинисту однократно нажать кнопку «Sм» или перевести контроллер в тяговую позицию не позднее 6 с после начала свистка ЭПК, иначе произойдет экстренное торможение;
  • при следовании к путевому светофору с запрещающим показанием на участках, оборудованных путевыми устройствами АЛСН, помощнику машиниста не позднее, чем через 10 с после появления «КЖ» огня на локомотивном светофоре (блоке индикации) нажать кнопку «Sп» на 5-7 с для подтверждения своего присутствия в кабине машиниста.

4.2 При скорости ниже программной машинист ведет поезд в обычном порядке. Помощнику машиниста за 400-600 метров  до запрещающего сигнала нажать кнопку «Sп» на 5-7 с. За 100-200 метров до остановки или до проследования установленным порядком проходного светофора с красным огнем и условно разрешающим сигналом, а также входного, маршрутного и выходного светофоров с красным огнем (или погасшим) и пригласительным сигналом помощнику машиниста постоянно держать нажатой кнопку «Sп».

Если скорость поезда выше программной (длинный блок-участок, подтягивание) на блоке индикации загорается сигнализатор «Vкж» и одновременно раздается свисток ЭПК, то в этом случае помощник машиниста должен держать кнопку «Sп» постоянно нажатой до снижения скорости поезда ниже программной и погасания сигнализатора «Vкж». В случае внезапной потери бдительности машинистом (водителем) помощнику машиниста отпустить кнопку «Sп» (что приведет через 6-8 с к срыву ЭПК) и принять все меры для остановки поезда.

4.3 При следовании к путевому светофору с запрещающим показанием по некодированным путям станции помощник машиниста обязан на 5-7 с нажать кнопку «Sп» не позднее, чем через 10 с после появления «Б» огня на локомотивном светофоре, а так же за 400-600 метров до светофора. За 100-200 метров до остановки держать кнопку «Sп» постоянно нажатой.

При следовании по участкам, не оборудованным путевыми устройствами АЛСН, помощник машиниста после проследования выходного, проходного, маршрутного и входного светофоров обязан на 5-7 с нажать кнопку «Sп».

Пользование устройствами АЛСН и Л168 в пути следования

Л168 обеспечивает совместно с локомотивными устройствами АЛСН:

  • экстренное торможение автостопом при самопроизвольном трогании поезда и потере бдительности машиниста;
  • подачу свистка ЭПК автостопа и зажигание сигнальной лампы Н при трогании поезда и превышение скорости 10 км/ч, если контроллер машиниста находится на нулевой позиции

5.1 На ТПС оборудованных устройствами АЛСН и Л168, необходимо:

  • при начале движения поезда на уклоне и нахождении рукоятки контроллера машиниста не в тяговой позиции, при достижении скорости, минимально контролируемой локомотивным скоростемером (в пределах 5-10 км/ч) раздается свисток ЭПК и загорается сигнальная лампа. Машинисту необходимо однократно нажать специальную кнопку устройства Л168 или перевести контроллер машиниста в тяговую позицию не позднее 6 с после начала свистка ЭПК, иначе произойдет экстренное торможение.

Пользование устройствами АЛСН и Л116 и его модификации

Л116У в пути следования предназначено для переноса периодических проверок бдительности машиниста на (30-40) с или (60-90) с, в зависимости от показаний локомотивного светофора, при выполнении машинистом действий по управлению ТПС (управление контролером, свистком, включение и выключение прожектора и т.д.)

При заторможенном, остановленном ТПС периодические проверки бдительности отменяются.

6.1 На ТПС, оборудованном устройствами АЛСН и Л116 (Л116У), при выполнении машинистом (водителем) действий по управлению (манипуляции рукояткой контроллера машиниста, управление тормозами краном машиниста (только для Л116), включение прожектора) происходит перенос периодической проверки бдительности машиниста на 30-40 с или 70-90 с в зависимости от показаний локомотивного светофора. Однократная проверка бдительности машиниста (водителя) при смене огней локомотивного светофора не переносится. При пользовании устройствами АЛСН и Л116 (Л116У) необходимо выполнять требования пункта 5.1 Приложения 1 настоящей Инструкции.

6.2 При оборудовании ТПС устройством Л116У машинист (водитель) на стоянке (при скорости ниже минимально контролируемой локомотивным устройством регистрации) должен затормозить локомотив с созданием давления в тормозных цилиндрах локомотива не менее 0,1 МПа (1,0 кгс/см2). В этом случае периодическая проверка бдительности прекращается.

Пользование устройствами АЛСН и САУТ в пути следования.

7.1 Система автоматического управления торможением при совместной работе с АЛСН отменяет периодические проверки бдительности машиниста от устройств АЛСН при всех огнях локомотивного светофора и контроль скорости от скоростемера. Вводит специальные проверки бдительности машиниста и автоматическое торможение при скорости движения выше контролируемой САУТ. Порядок пользования САУТ в пути следования определен приложениями к настоящей инструкции по эксплуатации САУТ.

7.2 При переводе локомотивной аппаратуры САУТ в положение АЛС периодические проверки бдительности возобновляются.

Пользование устройствами АЛСН и ТСКБМ в пути следования.

8.1 Телемеханическая система контроля бодрствования машиниста при совместной работе с АЛСН отменяет периодические проверки бдительности машиниста при всех огнях локомотивного светофора от устройств АЛСН и вводит специальный непрерывный контроль бодрствования машиниста. Порядок пользования ТСКБМ в пути следования определен Инструкцией по пользованию ТСКБМ.

8.2 При выключении ТСКБМ система АЛСН переходит в режим периодической проверки бдительности машиниста при всех сигнальных показаниях независимо от скорости движения с периодом 30-40 с при ДЗ в положении «АЛС» и 60-90 с при «Б» и «З» огнях и ДЗ в положении «Без АЛС».

Порядок действий при нарушении нормальной работы дополнительных устройств.

9.1 В случае нарушения нормальной работы УКБМ (непрекращающийся свисток ЭПК, отсутствие периодической проверки бдительности) машинист должен:

  • выключить устройства АЛСН ключом ЭПК;
  • установить реверсивную рукоятку контроллера машиниста в нейтральное положение;
  • повторно включить устройства АЛСН ключом ЭПК, нажать РБ (ПБ);
  • установить реверсивную рукоятку контроллера машиниста в рабочее положение;
  • при этом – если свисток ЭПК прекратился, – продолжить движение, руководствуясь настоящей Инструкцией;
  • если свисток ЭПК не прекратился или периодическая проверка бдительности машиниста не возобновилась, выключить УКБМ. Для этого выключить устройства АЛСН ключом ЭПК, установить тумблер УКБМ: А1 – в положение «Выкл», А2 – в положение «Тест», вновь включить АЛСН ключом ЭПК, нажать РБ (ПБ). При исправных устройствах АЛСН свисток должен прекратиться.

Продолжить движение до основного или оборотного депо, где неисправность должна быть устранена, с выключенным УКБМ, подтверждая бдительность при периодической проверке через 20-30 с по свисткам ЭПК при всех сигнальных показаниях локомотивного светофора. В случае включения устройств АЛСН и УКБМ по варианту работы с измененным алгоритмом периодической проверки бдительности машиниста при «З» огне локомотивного светофора при выключении УКБМ тумблерами А1 и А2 порядок включения периодической проверки бдительности не изменяется. Если и в этом случае свисток ЭПК не прекращается, то машинист должен действовать в соответствии с разделом VI. настоящей Инструкции. Непрекращающийся свисток ЭПК на стоянке после перевода реверсивной рукоятки в нейтральное положение указывает на то, что стрелка регистрирующего скоростемера не опустилась ниже отметки минимально контролируемой скорости (для механических скоростемеров 5 км/ч).

9.2 В случае нарушения нормальной работы устройств АЛСН и «Дозор» (Л132) (постоянное зашкаливание стрелки блока индикации или нахождение ее в одном положении, независимо от режима ведения поезда, или несоответствие показания блока индикации показанию локомотивного скоростемера с разницей более 10 км/ч (50 единиц шкалы – 100 км/ч) при переводе тумблера  Sк  в положение V) устройство «Дозор» выключается тумблерами S1 и S2 со срывом пломбы, о чем делается запись в журнале технического состояния локомотива, и далее разрешается следовать до станции основного или оборотного депо, где неисправность должна быть устранена.

При остальных нарушениях работы устройств АЛСН и «Дозор» машинист действует в соответствии с разделом VI. настоящей Инструкции.

9.3 В случае нарушения нормальной работы устройств АЛСН и Л116 (Л116У), которая проявляется в невозможности прекращения свистка ЭПК нажатием РБ, машинист должен выключить Л116 (Л116У) тумблером и нажать РБ. Если свисток ЭПК при этом не прекратился, действовать в соответствии с разделом VI настоящей Инструкции.

Эксплуатация ДКСВ-М

10.1 Дешифратор ДКСВ-М предназначен для расшифровки кодовых сигналов и управления, в соответствии с ними, огнями локомотивного светофора. Применяется на локомотивах, эксплуатируемых на участках железных дорог с автономной и электрической тягой постоянного и переменного тока, оборудованных путевыми устройствами АЛСН. Дешифратор обеспечивает прием и обработку сигналов АЛСН при выборе канала 25, 50 Гц или 75 Гц.

10.2 Дешифратор обеспечивает периодическую проверку бдительности машиниста с интервалом времени в зависимости от установленного пакета программного обеспечения. Дешифратор обеспечивает однократную проверку бдительности машиниста при любой смене сигнала, кроме смены на «З».

10.3 Смена сигнала АЛСН происходит не более чем через 8 с после смены сигнала АЛСН в рельсовой цепи, кроме смены сигнала с «Б» на «КЖ». Смена сигнала АЛСН с «Б» на «КЖ» происходит не более чем через 12 с после смены сигнала АЛСН в рельсовой цепи.

10.4 Дешифратор обеспечивает приём и обработку дискретной информации о состоянии рукоятки РБ, кнопки ВК, сигнала о текущей частоте приема сигнала АЛСН, сигналов с уставок скорости от регистратора параметров движения.

10.5 Дешифратор обеспечивает переключение «К» на «Б» при одновременном нажатии рукоятки РБ и кнопки ВК.

10.6 Модификации программного обеспечения и комплектность. В ДКСВ-М предусмотрено три типа программного обеспечения:

  • Базовая АЛСН;
  • АЛСН с дополнительными функциями контроля бдительности машиниста;
  • АЛСН c использованием интеллектуальных блоков регистрации и индикации.

10.6.1 При установленном пакете ПО № 1 периодическая проверка бдительности при «З» огне локомотивного светофора и при «Ж» огне локомотивного светофора при фактической скорости ниже Vж не производится.

10.6.2 При установленных пакетах ПО №№ 2, 3 периодическая проверка бдительности производится вне зависимости от фактической скорости и при положении реверсивной рукоятки отличном от «Стоянка».

Периодичность проверок бдительности приведена в таблице 1.1

Таблица 1.1 Периодичность проверок бдительности для разных пакетов программного обеспечения

Сигнал Скорость ПО №1 ПО №2 ПО №3
    при включенной лампе «Пропуск»   При включенных доп. приборах безопасности*
З Любая Нет 90-120 20-30 60-90 Нет
Ж <Vж Нет 20-30   30-40
>Vж 30-40 20-30 20-30 30-40
КЖ <Vкж 30-40 20-30 20-30 30-40
>Vкж Срыв ЭПК
К < 20 30-40 20-30 20-30 30-40 Нет
> 20 Срыв ЭПК
Б Любая 60-90 70-90 20-30 60-90 Нет
Б+КЖ Любая 20-30 20-30
* ТСКБМ и другие доп. приборы безопасности позволяющие отменить периодическую проверку бдительности

10.6.3 При установке пакета ПО №2 совместно с ДКСВ-М должны быть установлены лампы «Предварительной световой сигнализации» и «Пропуска», а также рукоятка бдительности РБС и кнопка «Sкж».

10.6.4 При установке пакета ПО № 3 на локомотиве с ДКСВ-М могут быть установлены модуль сигналов светофора (МСС), ЭПК-153.

10.7 Основные режимы работы и их характеристики

10.7.1 Во время работы дешифратор может проводить как однократные так и периодические проверки бдительности машиниста.

10.7.2 Проверка бдительности проводится путем снятия питания с ЭПК. При периодических проверках снятие питание с ЭПК может дополняться опережающим включением лампы предварительной световой сигнализации.

10.7.3 При проведении однократной проверки бдительности машинист должен:

  • проконтролировать новое показание локомотивного светофора;
  • после включения свистка ЭПК, машинист в течение (7 ± 1) с должен подтвердить свою бдительность нажатием на РБ;
  • нажатием считается переход рукоятки РБ в нажатое состояние;
  • если за указанный временной интервал ДКСВ-М не зафиксирует нажатия на РБ, произойдет автостопное торможение.

10.7.4 Время удержания рукоятки РБ в нажатом состоянии должно составлять от 1,5 до 2,5 с.

10.7.5 При проведении периодической проверки действия машиниста аналогичны его действиям при проведении однократной проверки.

10.7.6 В случае если установлен пакет ПО №2 или №3, то машинист может подтвердить бдительность по включению лампы предварительной световой сигнализации. Если в течение 7 с после включения лампы предварительной световой сигнализации не будет зафиксировано нажатие РБ, то будет снято питание с ЭПК.

10.7.7 В случае если установлен пакет ПО №2, то в случае подтверждения бдительности по свистку ЭПК нажатием на РБ производится включение лампы «Пропуск» и дешифратор переходит на укороченные интервалы периодической проверки. В случае если подтверждение бдительности по свистку ЭПК производилось нажатием на РБС, то включение лампы «Пропуск» не производится.

10.7.8 В случае если установлен пакет ПО №2 и на локомотивном светофоре «КЖ» или «Б+КЖ», а также при других сигналах локомотивного светофора при включенной лампе «Пропуск», то подтверждение бдительности по свистку ЭПК возможно только нажатием на РБС.

10.7.9 В случае если установлен пакет ПО №2 или №3, то после перевода реверсивной рукоятки в положение «Стоянка», периодическая проверка бдительности прекращается.

10.7.10 В случае если установлен пакет ПО №2 и включена лампа «Пропуск», то в случае подтверждения бдительности до свистка ЭПК нажатием на РБ лампа «Пропуск» выключается, дешифратор переходит на установленную периодичность проверки.

10.8 Особенности эксплуатации ДКСВ-М

10.8.1 Интервал времени между выключением и включением, а также между включением и выключением питания ДКСВ-М должен быть не менее 30 с.

10.8.2 При переходе локомотива с рельсовой цепи одной частоты тока АЛСН на другую 25, 75 Гц или 50 Гц необходимо установить переключатель частоты АЛСН в соответствующее положение.

10.8.3 Во время движения реверсивная рукоятка должна быть установлена в положение «Вперед» или «Назад».

10.8.4 Если на локомотиве установлен пакет ПО №2 и при необходимости начать движение при запрещающем показании напольного светофора (при «КЖ» или «Б+КЖ» огне локомотивного светофора) реверсивную рукоятку контроллера машиниста перевести в положение «Вперед», начавшийся свисток ЭПК прекратить нажатием кнопки «Sкж». При движении «Назад» нажатие кнопки «Sкж» не требуется.

10.8.5 В случае если установлен пакет ПО №2, то машинист должен нажатием на кнопку «Sкж», должен установить сигнал локомотивного светофора «КЖ» одновременно с «Б» в следующих случаях:

  • при ожидании отправления с некодируемых путей;
  • при проследовании напольного светофора предупреждающих о закрытом положении следующего светофора.

10.8.6 В случае если установлен пакет ПО №2 и одновременно горящих сигналах локомотивного светофора «Б+КЖ», то машинист должен нажатием на кнопку «Sкж», должен снять сигнал локомотивного светофора «КЖ» в следующих случаях:

  • в момент перед отправлением с некодируемого пути после получения разрешения на отправление, до перевода реверсивной рукоятки в положение «Вперед»;
  • при переходе на маневровую работу;
  • при следовании по некодируемому пути без остановки, убедившись в разрешающем показании выходного (маршрутного) светофора с данного пути;
  • при проследовании на некодированном пути светофора, предупреждающего что следующий светофор открыт.

10.9 При оборудовании локомотива ДКСВ-М в кабине машиниста, в журнале ТУ-152, должна находиться информация об установленном пакете программного обеспечения дешифратора.

10.10 Контроль работоспособности АЛСН

10.10.1 Включить ЭПК поворотом ключа против часовой стрелки. При этом на некодируемом участке пути дешифратор формирует сигнал «Б». Если же локомотив находится на кодированном участке пути, то через время не более 12 с. после включения ДКСВ-М на локомотивном светофоре формируется сигнал, соответствующий коду АЛСН данного участка пути.

10.10.2 При оборудовании локомотива скоростемером 3СЛ-2М убедиться в регистрации включенного состояния АЛСН по притягиванию якоря электромагнита ЭЭ.

10.11 Взаимодействие с другими устройствами безопасности

10.11.1 При оборудовании локомотива другими устройствами безопасности ДКСВ-М может производить для них передачу информации о сигнале светофора.

10.11.2 При оборудовании локомотива аппаратурой САУТ или ТСКБМ при их включении периодические проверки бдительности от ДКСВ-М отменяются.

10.11.3 При оборудовании локомотива дополнительными устройствами безопасности (в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» №1754р от 13.08.2013г.) они могут отменять периодические проверки бдительности, либо производить их отсрочку в соответствии со своими алгоритмами.

Содержание инструкции по эксплуатации локомотивных устройств безопасности №Л230:

  1. Общие требования
  2. Основные определения и принятые сокращения
  3. Перечень устройств безопасности
  4. Порядок включения и выключения устройств
  5. Порядок пользования устройствами безопасности в эксплуатации
  6. Порядок действий локомотивной бригады при нарушении нормальной работы устройств безопасности в пути следования
  7. Порядок эксплуатации устройств безопасности

Приложения к Инструкции:

  1. Эксплуатация Автоматической локомотивной сигнализации АЛСН. Эксплуатация Микропроцессорного дешифратора АЛСН ДКСВ-М
  2. Эксплуатация Комплексного локомотивного устройства безопасности движения КЛУБ
  3. Эксплуатация Комплексного локомотивного устройства безопасности движения КЛУБ-У
  4. Эксплуатация Комплексного локомотивного устройства безопасности движения КЛУБ-П
  5. Эксплуатация Комплексного локомотивного устройства безопасности движения КЛУБ-УП
  6. Эксплуатация Безопасного локомотивного объединенного комплекса БЛОК, БЛОК-М
  7. Эксплуатация системы обеспечения безопасности движения ССПС на комбинированном ходу и автомотрис легкого типа ССПС-КХ
  8. Эксплуатация скоростемера 3СЛ2М
  9. Эксплуатация комплекса средств сбора и регистрации контролируемых параметров движения локомотивов КПД-3
  10. Эксплуатация Системы автоматического управления тормозами САУТ-ЦМ/485
  11. Эксплуатация Комплекса информационного обеспечения КИО-САУТ
  12. Эксплуатация системы автоматического управления торможение поездов САУТ-Ц
  13. Эксплуатация Телемеханической системы контроля бодрствования машиниста ТСКБМ
  14. Эксплуатация Бортовой аппаратуры БА МАЛС (ГАЛС Р)
  15. Перечень общих нормативных и технических документов, применяемых при эксплуатации устройств безопасности

Загрузить инструкцию в формате PDF:

Вопрос АСПТ 

Что не должны допускать устройства электрической централизации при нормальной работе?

Устройства электрической централизации не должны допускать:

  • открытия входного светофора при маршруте, установленном на занятый железнодорожный путь;
  • перевода стрелки под железнодорожным подвижным составом;
  • открытия светофоров, соответствующих данному маршруту, если стрелки не поставлены в надлежащее положение;
  • перевода входящей в маршрут стрелки или открытия светофора враждебного (пересекающегося) маршрута при открытом светофоре, ограждающем установленный маршрут.

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.