Порядок пользования устройствами безопасности в эксплуатации

Раздел V к инструкции по эксплуатации локомотивных
устройств безопасности №Л230, утвержденной распоряжением ОАО “РЖД”
от 24 октября 2017 года №2176р “Порядок пользования устройствами безопасности в эксплуатации

  1. При приемке ТПС по записям в журнале технического состояния локомотива формы ТУ-152 машинист обязан убедиться в наличии штампа-справки на право пользования устройствами безопасности, наличии и целостности пломб на них в соответствии с РЭ, а также дате и времени выполненного технического обслуживания. По окончании приемки выполнить запись в журнал формы ТУ-152: «Устройства безопасности проверены, опломбированы».
  2. Во время работы бригада ТПС обязана следить за сохранностью устройств безопасности, а также за наличием и целостностью на них пломб, при осмотрах контролировать регистрацию параметров движения, надежность крепления (особенно приемных катушек, датчиков скорости и приводов скоростемеров, а на паровозах, кроме того, общих ящиков АЛСН). Своевременно докладывать об обнаруженных в пути следования неисправностях устройств безопасности ДСП (ДНЦ).
  3. Машинист ведущей единицы ТПС обязан перед выездом из депо (отправлением со станции при смене локомотивных бригад) включить устройства безопасности, а помощник машиниста убедиться, что устройства включены, и доложить об этом машинисту.
  4. На подталкивающем, втором и последующих единицах ТПС при многократной тяге, на ТПС, следующих в середине состава соединенного поезда, устройства безопасности перевести в соответствующий режим работы:
    • устройства безопасности КЛУБ-У, БЛОК (М), КЛУБ-УП, СБ ССПС-КХ перевести в режим двойной тяги «РДТ»;
    • устройства безопасности АЛСН, КЛУБ, КЛУБ-П выключить, тумблер «К» переключить для возможности сбора схемы тяги.
    • при наличии на локомотиве (МВПС) устройств CАУТ-Ц, САУТ-ЦМ/485, КИО-САУТ перевести их в режим «АЛС», системы видео и аудио регистрации не выключать;
  5. При движении вагонами (кранами, путевыми машинами и снегоочистителями) вперед, устройства безопасности КЛУБ-У, БЛОК (М), КЛУБ-УП, СБ ССПС-КХ перевести в режим работы двойной тяги «РДТ»; устройства безопасности АЛСН, КЛУБ, КЛУБ-П не выключаются. При оборудовании АЛСН, переключить устройства АЛСН в режим проверки бдительности машиниста установкой переключателя режимов в положение «Без АЛС» при белом огне локомотивного светофора;
  6. На участках, не оборудованных устройствами АЛС, машинист (водитель) ТПС обязан перед отправлением со станции включить устройства безопасности в соответствующий режим работы и проверки бдительности, а устройства КЛУБ-У, БЛОК (М), КЛУБ-УП, СБ ССПС-КХ перевести в режим движения по некодированным путям (закрытой автоблокировки) и установить значение скорости следования на белый огонь локомотивного светофора в соответствии с приказом о допускаемых скоростях движения поездов.
  7. На участках с полуавтоблокировкой машинист ТПС обязан перед отправлением со станции включить устройства безопасности, а устройства КЛУБ-У, БЛОК (М), КЛУБ-УП, СБ ССПС-КХ перевести в режим «ПАБ» и установить значение скорости следования на белый огонь локомотивного светофора в соответствии с приказом о допускаемых скоростях движения поездов.
  8. При движении поезда по участку, оборудованному путевыми устройствами АЛСН и АЛС-ЕН локомотивная бригада обязана:
    • следить за показаниями путевых и локомотивного светофоров и выполнять их требования;
    • при смене огней локомотивного светофора убедиться в изменившемся показании локомотивного светофора и только после этого подтвердить свою бдительность нажатием на РБ продолжительностью 2±0,5 с;
    • когда сигнал путевого светофора не виден (из-за дальности расстояния, наличия кривой, тумана и в других случаях), руководствоваться показаниями локомотивного светофора до приближения к путевому светофору на расстояние видимости;
    • руководствоваться показаниями путевых светофоров, если показания путевого и локомотивного светофора не соответствуют друг другу;
    • проследовать проходные светофоры автоблокировки с красным огнем или непонятным показанием, порядком, установленным ПТЭ, независимо от показаний локомотивного светофора.
  9. Погасший огонь проходного светофора автоблокировки, при наличии разрешающего показания на локомотивном светофоре разрешается проследовать безостановочно, руководствуясь показаниями локомотивного светофора.
  10. Проезд погасших огней входных, выходных, маршрутных, въездных-выездных светофоров, светофоров прикрытия, а также проходных светофоров (семафоров) при полуавтоматической блокировке по сигналам локомотивных светофоров запрещается.
  11. На линиях, оборудованных автоблокировкой с трехзначной сигнализацией, движение грузовых груженых поездов при зеленом огне локомотивного светофора разрешается со скоростью не более 90 км/ч.
  12. На линиях, оборудованных автоблокировкой с четырехзначной сигнализацией, движение грузовых груженых поездов при зеленом огне локомотивного светофора разрешается со скоростью не более 80 км/ч.
  13. Скорость следования при «Зеленом» огне локомотивного светофора должна соответствовать действующему приказу о допускаемых скоростях движения поездов.
  14. В пути следования машинисту запрещается превышать скорость, контролируемую устройствами безопасности. При необходимости подтверждая свою бдительность нажатием на рукоятку бдительности (РБ, РБС) он должен обеспечить остановку поезда перед светофором с запрещающим показанием.
  15. При превышении скорости, контролируемой устройством безопасности, производится остановка поезда автостопным торможением или применением ступени служебного торможения.
    Запрещается прерывать автостопное торможение ключом ЭПК или разобщительным краном к тормозной магистрали, а также производить отпуск тормозов.
  16. При каждом предупредительном свистке ЭПК машинист, убедившись, что путь свободен и движение поезда осуществляется с соблюдением всех требований безопасности движения, должен не позднее, чем через 7 с после начала действия свистка подтвердить свою бдительность кратковременным нажатием РБ на 2±0,5 с и, руководствуясь показаниями сигналов, скоростью движения, местонахождением поезда и профилем пути, при необходимости принять меры к снижению скорости движения поезда или остановке.
    В случае не подтверждения машинистом бдительности своевременным нажатием рукоятки бдительности по свистку ЭПК в течении 7 с, произойдет автостопное торможение.
    В устройствах безопасности, осуществляющих предварительную световую сигнализацию перед свистком ЭПК, рукоятка бдительности РБ или РБС может быть нажата по световому сигналу в течение 6±0,5 с. При отсутствии подтверждения бдительности производится снятие питания с ЭПК (либо выдается команда на включение свистка ЭПК), а машинист должен подтвердить свою бдительность нажатием на рукоятку РБС. В случае отсутствия подтверждения в течении 7 секунд, произойдет автостопное торможение.
    При оборудовании устройств безопасности речевым информатором дополнительно руководствоваться полученной речевой информацией.
  17. Пользование кнопкой ВК для зажигания белого огня на локомотивном светофоре разрешается в следующих случаях:
    • при выдаче локомотивов и МВПС из депо (пункта дислокации) и их следовании по не оборудованным путевыми устройствами АЛСН путям станции до прицепки к составу;
    • при передвижении МВПС по некодированным путям с пути приема или отстоя на путь отправления;
    • при отправлении с пути станции, не оборудованным путевыми устройствами АЛСН, при разрешающем показании выходного или маршрутного светофора в случае, когда поезд был принят по одному из установленных разрешений при запрещающем показании входного или маршрутного светофора;
    • при выполнении маневровой работы на станциях;
    • при движении второй и далее единицей в составе поезда;
    • при движении с вагонами, расположенными впереди локомотива;
    • при движении по участкам или станционным путям, не имеющих путевых устройств АЛСН, в случае внезапного (из-за помех) появления красного огня на локомотивном светофоре вместо белого;
    • при переходе на телефонные средства связи и наличии предупреждения о временном отключении путевых устройств АЛСН;
    • при включении устройств безопасности на ТПС в случае появления красного огня на локомотивном светофоре на участках, не оборудованных путевыми устройствами АЛС.
    • Во всех других случаях пользование кнопкой ВК для включения белого огня на локомотивном светофоре запрещается.
  18. При сдаче ТПС в журнале технического состояния локомотива формы ТУ-152 машинист обязан выполнить запись: «Устройства безопасности работают исправно, опломбированы». При наличии замечаний в работе устройств безопасности, срыва пломб, снятии фиксатора разобщительного крана ЭПК, механической блокировки крана приставки ПЭКМ САУТ, выполнить соответствующую запись.
  19. Порядок перехода с «Поездного» режима на «Маневровый» на локомотивах, оборудованных КЛУБ-У, БЛОК:
    • Переход из «Поездного» режима в «Маневровый» возможен только на стоянке путем последовательного переключения кнопки «РМП» на БВЛ и индикацией соответствующей пиктограммы в информационной строке. Выбор режимов невозможен при «КЖ», «БМ», «К» показаниях на БИЛ.
    • Использование команд К799, К809 для включения «Б» и перехода на режим работы «Маневровый» ЗАПРЕЩЕНО.
    • Для перехода на «Маневровый» режим на кодированных участках пути, после отцепки локомотива от состава, необходимо проследовать по одному из разрешений, установленных ИДП, в «Поездном» режиме КЛУБ-У (БЛОК) ограждающий данный путь светофор. После появления «К» огня на БИЛ выполнить остановку и путем одновременного нажатия на РБ, РБП, ВК (при обслуживании одним машинистом одновременным нажатием РБ, ВК) выполнить переключение на «Б» огонь и далее осуществить перевод КЛУБ-У (БЛОК) в «Маневровый» режим.

Содержание инструкции по эксплуатации локомотивных устройств безопасности №Л230:

  1. Общие требования
  2. Основные определения и принятые сокращения
  3. Перечень устройств безопасности
  4. Порядок включения и выключения устройств
  5. Порядок пользования устройствами безопасности в эксплуатации
  6. Порядок действий локомотивной бригады при нарушении нормальной работы устройств безопасности в пути следования
  7. Порядок эксплуатации устройств безопасности

Приложения к Инструкции:

  1. Эксплуатация Автоматической локомотивной сигнализации АЛСН. Эксплуатация Микропроцессорного дешифратора АЛСН ДКСВ-М
  2. Эксплуатация Комплексного локомотивного устройства безопасности движения КЛУБ
  3. Эксплуатация Комплексного локомотивного устройства безопасности движения КЛУБ-У
  4. Эксплуатация Комплексного локомотивного устройства безопасности движения КЛУБ-П
  5. Эксплуатация Комплексного локомотивного устройства безопасности движения КЛУБ-УП
  6. Эксплуатация Безопасного локомотивного объединенного комплекса БЛОК, БЛОК-М
  7. Эксплуатация системы обеспечения безопасности движения ССПС на комбинированном ходу и автомотрис легкого типа ССПС-КХ
  8. Эксплуатация скоростемера 3СЛ2М
  9. Эксплуатация комплекса средств сбора и регистрации контролируемых параметров движения локомотивов КПД-3
  10. Эксплуатация Системы автоматического управления тормозами САУТ-ЦМ/485
  11. Эксплуатация Комплекса информационного обеспечения КИО-САУТ
  12. Эксплуатация системы автоматического управления торможение поездов САУТ-Ц
  13. Эксплуатация Телемеханической системы контроля бодрствования машиниста ТСКБМ
  14. Эксплуатация Бортовой аппаратуры БА МАЛС (ГАЛС Р)
  15. Перечень общих нормативных и технических документов, применяемых при эксплуатации устройств безопасности

Загрузить инструкцию в формате PDF:

Вопрос АСПТ 

Какое дополнительное требование предъявляется к устройствам путевой блокировки (АБ  и ПАБ) при двустороннем движении поездов по одному главному пути перегона (в отличие от двухпутных перегонов, оборудованных  односторонней АБ или ПАБ по каждому, т.е. правильному главному пути)?

На однопутных перегонах, оборудованных автоматической или полуавтоматической блокировкой, после открытия на железнодорожной станции выходного светофора должна быть исключена возможность открытия соседней железнодорожной станцией выходных и проходных светофоров для отправления поездов на этот же перегон в противоположном направлении. Такая же взаимозависимость сигналов должна быть на двухпутных и многопутных перегонах, оборудованных автоматической или полуавтоматической блокировкой для двустороннего движения по каждому железнодорожному пути.

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.