Ответы на вопросы и задания 26-30. Системы обеспечения безопасности.

Укажите порядок работы с КЛУБ-У на стоянке.

На стоянке, после включения КЛУБ-У, перед началом движения локомотива машинист обязан:

  • ввести предрейсовую информацию (кнопка “Л”, комманда “К7”);
  • выбрать режим движения электропоезда «П» (поездной) или «М» (маневровый) нажатием кнопки “РМП”;
  • ввести номер пути (кнопка “П”, 1 – признак для правильного пути, 0 – признак неправильного пути), при изъятии КР или выходе ее из строя – КЛУБ-У автоматически переходит в “П” режим.

В случае отсутствия ЭК машинист обязан дополнительно:

  • установить несущую частоту, выбирая необходимую частоту кнопкой “F” (25, 50, 75 Гц);
  • проверить и, при необходимости, откорректировать значение параметра «Изменение координаты» и значение параметра «Координата» командой “К6” и с помощью цифровых кнопок ввести значение:
    • координата пути (в точке нахождения локомотива), в связи с необходимостью ввода астрономической координаты, машинист обязан перед вводом координаты, произвести ее изменение, путем вычитания из фактической ординаты в данной точке пути 1100 метров;
    • изменение координаты пути (0 или 1).
      • “0” – локомотив находится на четном пути и движение будет происходить в сторону уменьшения координаты, или локомотив находится на нечетном пути и движение будет происходить в сторону увеличения координаты.
      • “1” – локомотив находится на четном пути и движение будет происходить в сторону увеличения координаты, или локомотив находится на нечетном пути и движение будет происходить в сторону уменьшения координат.

Укажите порядок работы с КЛУБ-У при трогании и остановке.

Порядок работы с КЛУБ-У при трогании. Перед началом движения локомотива контроллер машиниста должен быть установлен в тяговую позицию. В противном случае произойдет срыв ЭПК при Vфак = 2 км/ч и более. Если выведенная в тяговую позицию контроллера машиниста остается в этом положении более 70 сек. и при этом не происходит движения (т.е. на БИЛ значение Vфак менее или равно 2 км/ч) – произойдет срыв ЭПК.

При невозможности выполнения этого требования, необходимо по истечении 60 сек. контроллер машиниста кратковременно на 1-2 сек. перевести на нулевую позицию, после чего произвести повторную попытку трогания.

При установке контроллера машиниста в тяговую позицию и трогании в режиме движения “П”, при наличии на БИЛ сигналов “К” или “КЖ”, или “БМ”, или “Б” – в момент достижения скорости Vфак = 2 км/ч или более происходит однократная проверка бдительности машиниста. Машинист обязан за время не более 6 сек. нажать рукоятку “РБ” (“РБС”), в противном случае произойдет экстренное торможение. Время удержания “РБ” в нажатом состоянии должно быть не менее 1,5-2 сек.

При трогании локомотива и наличии на блоке БИЛ “КЖ”, необходимо предварительно одновременно нажать рукоятку РБ И РБП, а затем в течение 5 сек. поставить контроллер машиниста в тяговую позицию.

Порядок работы с КЛУБ-У при остановке. Остановку необходимо производить при нулевом положении контроллера или установить контроллер в нулевое положение сразу после остановки перед началом последующего движения.

На грузовом составе перед выводом рукоятки контроллера из нулевого положения машинист может с БВЛ-У ввести команду “К263”, что позволяет увеличить время трогания (время от вывода рукоятки контроллера из нулевого положения до достижения Vфак=2 км/ч) без срабатывания контроля скатывания до 120 с.

Назначение системы ТСКБМ

Система ТСКБМ предназначена для обеспечения безопасности движения поездов при работе совместно с АЛСН, КЛУБ или КЛУБ-У. Система обеспечивает непрерывный контроль работоспособности машиниста по параметрам электрического сопротивления кожи.

Если по параметрам сопротивления кожи определяется необходимость проверить работоспособность машиниста, ТСКБМ производит проверку работоспособности путём разрыва цепи подачи напряжения на электропневматический клапан ЭПК при работе с АЛСН, или передаёт сигнал о необходимости произвести проверку работоспособности при работе с КЛУБ или КЛУБ-У. В случае неподтверждения работоспособного состояния происходит автоматическое торможение поезда.

Система ТСКБМ обеспечивает предварительную световую сигнализацию индикатором желтого цвета светодиодной линейки перед запросом на подтверждение работоспособности, в остальное время индикатор погашен. Нажатие на верхнюю рукоятку РБС учитывается как подтверждение работоспособности, количество нажатий не ограничивается.

Область применения системы ТСКБМ. Все типы локомотивов и моторовагонного подвижного состава на сети железных дорог России и других стран.

Состав системы:

  • Прибор ТСКБМ-Н, носимая часть, представляет собой телеметрический датчик и располагается на запястье машиниста. Прибор ТСКБМ-Н предназначен для получения информации об относительном изменении электрического сопротивления кожи и передачи ее по радиоканалу в цифровом виде на приемник ТСКБМ-П.
  • Прибор ТСКБМ-П, приемник сигналов прибора ТСКБМ-Н, предназначен для приема и первичной обработки информации, передаваемой по радиоканалу от ТСКБМ-Н и передачи ее в контроллер ТСКБМ-К, а также световой сигнализации о проверке работоспособности машиниста.
  • Блок ТСКБМ-И, блок индикации, предназначен для предварительной световой сигнализации и сигнализации запроса на подтверждение работоспособности машиниста (встраивается в пульт машиниста).
  • Блок ТСКБМ-К, контроллер системы, предназначен для приема и обработки информации от приемника и рукоятки бдительности, а также для управления цепью подачи напряжения на электропневматический клапан (при подключении АЛСН) или выдачи сигналов для системы КЛУБ или КЛУБ-У.
  • В комплект системы входят все необходимые межблочные кабельные соединения и комплекты монтажных частей.

Укажите порядок действий машиниста при неисправности КЛУБ-У

В случае внезапного непрекращающегося свистка ЭПК, машинист обязан выключить САУТ и нажать рукоятку РБС, при отрицательном результате – кратковременно выключить ЭПК на время не более 10 секунд, после чего обратно вернуть ключ ЭПК во включенное положение для предотвращения срабатывания КОН.

Допускается следование с отключенным ЭПК более 10 секунд, в случае если за это время машинист успел привести в действие автотормоза, с наполнением тормозных цилиндров до давления не менее 0,7 атм.

Если неоднократное включение и выключение ЭПК в работу не дало положительного результата, выключить общее питание КЛУБ-у в кабине № 1 на время 30 сек, после чего тумблер общего питания вернуть во включенное положение и по истечении не менее 30 сек. включить ЭПК в работу.

При положительном результате продолжить движение с включенным ЭПК и САУТом, сделав запись в журнал ТУ-152.

При отрицательном результате, произвести принудительную смену активного комплекта с помощью команды К-91 и повторить попытку движения. В случае отрицательного результата, перекрыть разобщительный кран от тормозной магистрали к ЭПК, оставив ключ ЭПК во включенном положении – взять регистрируемый приказ у диспетчера на следование без АЛСН.

Укажите порядок действий машиниста при неисправности САУТ-ЦМ

При выключении неисправной АЛСН (КЛУБ, КЛУБ-У) в случаях, оговорённых инструкциями о порядке пользования АЛСН (КЛУБ, КЛУБ-У), а также при выключении АЛСН (КЛУБ, КЛУБ-У) в нерабочей кабине двухсекционного локомотива, САУТ-ЦМ/485 выключить установкой тумблера «АЛС-САУТ» на ПУ в положение «АЛС», установкой тумблера общего питания САУТ-ЦМ/485 – в положение «ВЫКЛ».

В случае утечки воздуха через приставку ПЭКМ/485 или когда САУТ-ЦМ/485 реализует команду «СЛУЖЕБНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ» через ПЭКМ/485 при фактической скорости движения меньше, чем программная (индикаторы «ЗАПРЕЩЕНИЕ ОТПУСКА» на ПМ не горят), необходимо убедиться в исправности цепи питания ПЭКМ/485, выключить САУТ-ЦМ/485 установкой тумблера «АЛС-САУТ» на ПУ в положение «АЛС», тумблер общего питания САУТ-ЦМ/485 – в положение «ВЫКЛ».

Если выключение аппаратуры САУТ-ЦМ/485 предотвратило утечку, тогда снова включить САУТ-ЦМ/485 согласно п. 7.3 и продолжить движение.

Если выключение общего питания САУТ-ЦМ/485 не предотвратило утечку воздуха, тогда после остановки поезда на благоприятном профиле и закреплении состава выполнить следующие действия:

  1. Сорвать пломбу и перекрыть разобщительный кран между ПЭКМ/485 и уравнительным резервуаром (УР). Если утечка воздуха через ПЭКМ/485 прекратилась, то проверить работу тормозов пассажирского поезда в соответствии с п. 9.3.1 и грузового поезда в соответcтвии с п. 9.4.1 «Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог» № ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИ­ИЖТ/277.
  2. Включить САУТ-ЦМ/485 установкой тумблера общего питания в положение «ВКЛ», тумблера «АЛС-САУТ» в положение «САУТ» и продолжить движение до основного депо или ПТО, где приставка должна быть заменена работниками, обслуживающими САУТ.
  3. Если утечка через ПЭКМ/485 не прекратилась, далее выполнить следующие действия:
    1. выключить САУТ установкой тумблера «АЛС-САУТ» на ПУ в положение «АЛС», тумблера общего питания САУТ-ЦМ/485 в положение «ВЫКЛ».
    2. перекрыть разобщительный кран между ПЭКМ/485 и УР;
    3. отсоединить трубку от ПЭКМ/485 к УР;
    4. снять редуктор и ПЭКМ/485 с крана машиниста;
    5. установить редуктор на кран машиниста без ПЭКМ/485;
    6. проверить работу тормозов в соответствии с пунктами инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог, указанными выше;
    7. включить САУТ-ЦМ/485 установкой тумблера общего питания в положение «ВКЛ», тумблера «АЛС-САУТ» в положение «САУТ» и продолжить движение.

ПРИМЕЧАНИЕ

В случае сбоя АЛСН (КЛУБ, КЛУБ-У) в движении при кратковременном выключении ЭПК, когда фактическая скорость движения по индикатору «Vф, км/ч» близка к программной скорости по индикатору «Vдоп, км/ч»,САУТ-ЦМ/485 может сработать на торможение. Для исключения срабатывания САУТ-ЦМ/485 на торможение необходимо перевести тумблер «АЛС-САУТ» на ПУ в положение «АЛС» с последующим возвратом в положение «САУТ» после включения ЭПК.

О всех нарушениях нормальной работы САУТ-ЦМ/485 машинист обязан:

  • сделать запись в журнале технического состояния локомотива формы ТУ-152 с указанием перегона, блок- участка, станции, входных (выходных) стрелок или пути и причине отключения;
  • сделать соответствующее пояснение на нерабочем поле ленты скоростемера 3СЛ-2М или диаграммной ленты БИ КПД-3;
  • сообщить по радиосвязи дежурному по станции, а при отказе, повлекшем отцепку или задержку поезда, сообщить и поездному диспетчеру с указанием наименования станции, перегона, пути, стрелки, светофора, километра, пикета, на котором произошел сбой или отказ САУТ-ЦМ/485 и по прибытии в депо или пункт оборота оформить запись в книге замечаний машиниста.

ПРИМЕЧАНИЕ

Движение без ПЭКМ/485 при включенной САУТ-ЦМ/485 обеспечивает безопасность движения с реализацией в необходимых случаях команд: «ОТКЛЮЧЕНИЕ ТЯГИ», «СЛУЖЕБНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ»через ЭПТ (при наличии включенного ЭПТ на локомотиве) и «ЭКСТРЕННОЕ ТОРМОЖЕНИЕ».

Примерный перечень вопросов и заданий для квалификационного экзамена по итогам профессионального обучения на курсах повышения квалификации по профессии «Машинист электропоезда 3-1 класс» по предмету «Системы обеспечения безопасности», и примерные ответы на вопрос:

Вопрос АСПТ

На участках, оборудованных автоблокировкой, какие светофоры имеют нормально разрешающее показание?

На участках железнодорожных путей, оборудованных автоблокировкой, нормальным показанием проходных светофоров является разрешающее, а входных, маршрутных и выходных — запрещающее.

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.