Ответы на вопросы и задания 16-20. Системы обеспечения безопасности.

Какую команду необходимо ввести в КЛУБ-У после проследования перегона с неисправной автоблокировкой?

В случае, если машинисту не известно показание входного светофора соседней станции, не менее чем за 1 километр до входного светофора или сигнального знака «Граница станции», машинист , служебным торможением снижает скорость до 20 км/час и вводит в КЛУБ-У команду К-800. Переход в данный режим движения, а так же возврат из него, осуществляется как на стоянке, так к при движении. Машинист имеет право повысить скорость до установленной, только убедившись в разрешающем показании путевого светофора и разрешающего показания на блоке индикации БИЛ.

Укажите, в чем должен убедиться машинист перед приемкой МВПС, оборудованного КЛУБ-У?

Перед включением КЛУБ-У на электропоезде машинист должен убедиться, что:

  • давление воздуха в главных резервуарах не менее 7 кгс/см2 (0,71 МПа);
  • краны, соединяющие ЭПК с тормозной и напорной магистралями, находятся в открытом положении;
  • на разобщительный кран тормозной магистрали ЭПК надет фиксатор его открытого , положения и кран опломбирован;
  • ЭПК выключен, т. е. ключ в замке ЭПК повернут в крайнее правое положение по часовой стрелке.

Перед включением КЛУБ-У на МВПС машинист должен установить кассету в кассетоприемник БИЛ, включить тумблер питания КЛУБ-У. На блоке БИЛ появиться:

  • в информационной строке в течение 4 секунд индикация номера ЭК (если номер соответствует FFFF, то ЭК отсутствует);
  • режим движения «П» (Поездной);
  • координата пути, равная 0000.000 (м) или значение, соответствующее текущей координате, за время не более 4-х минут (при наличии ЭК);
  • несущая частота канала АЛСН в Гц (одно из значений «25», «50» или «75») или “ЕН”-признак приема сигналов из канала АЛС-ЕН, или “РК”- признак ограничения скорости по данным радиоканала, или «ЭК» – признак ограничении
  • наличие записи на кассету регистрации (при введенном номере пути).
  • цифровая: фактическая скорость 000 км/ч;
  • точка зеленого цвета – Vфак (0 км/ч) на аналоговой шкале скорости;
  • время (час. мин. сек) – индицирует астрономическое (московское);
  • давление в тормозной магистрали (МПа) для всех блоков БИЛ;
  • давление в уравнительном резервуаре (МПа) ()

Включить ЭПК поворотом ключа влево. После чего раздастся кратковременный звуковой сигнал. При этом:

  • на блоке БИЛ, появится сигнал светофора «Б» на не кодируемом участке пути или на кодируемом участке (через время не более 6 секунд после включения КЛУБ-У) сигнал светофора, соответствующий коду АЛСН или АЛС-ЕН данного участка пути, или сигнал светофора, принимаемый по радиоканалу;
  • точка желтого цвета на аналоговой шкале скорости – значение Vцел;
  • точка красного цвета на аналоговой шкале скорости допустимая скорость – значение Vдоп

Включение аппаратуры КЛУБ-У контролируется:

  • по индикации “ПИТ” на БЭЛ-У и БКР-У-М;
  • записью включенного состояния КЛУБ-У на кассету регистрации.

Проверка работоспособности КЛУБ-У

Проверку работоспособности КЛУБ-У проводит машинист при приемке электропоезда и техническом осмотре КЛУБ-У.

Для проверки соответствия наличия исправных логических модулей, указанных в штампсправке в ТУ-152. Ввести команду «К71». В информационной строке БИЛ высветится ряд цифр и букв : «1 2 3 4 5 6 7 8 9 А В». Вместо некоторых цифр и букв может индицироваться знак «-».

Цифры и буквы обозначают наличия исправных логических модулей:

  • «1» – наличие исправного логического модуля МЦО;
  • «2» – наличие исправного логического модуля БИЛ;
  • «3» – наличие исправного логического модуля ИИД;
  • «4» – наличие исправного логического модуля БВУ;
  • «5» – физическое нахождение в карте (наличие ЭКУ для данного места);
  • «6» – наличие исправного логического модуля маршрута ММ;
  • «7» – наличие исправного логического модуля УФИР;
  • «8» – наличие исправного логического модуля САУТ;
  • «9» – наличие исправного логического модуля РК;
  • «А» – наличие исправного логического модуля ТКС;
  • «В» – наличие исправного логического модуля ТСКБМ.

Знак «минус» вместо цифры или буквы кода свидетельствует о неисправности или отсутствии соответствующего логического модуля. Отсутствие любого из кодов «1», «2» или «3» приводит к автостопному торможению. Отсутствие цифры 5 указывает отсутствие связи со спутником, при этом отсутствует координата нахождения поезда.

При несоответствии (несовпадение ряд цифр, букв и знаков «-» ряду, указанному в штамп справки) машинист должен своевременно докладывать об обнаруженных в пути следования неисправностях и нарушениях в работе КЛУБ-У поездному диспетчеру (ДНЦ) или дежурному по станции (ДСП), а при нахождении в депо – дежурному по депо;

Проверка наличия в КЛУБ-У ЭК участка. Ввести команду «К10» или «К522».

В информационной строке на 4 секунды появится номер ЭК, состоящий из четырех цифр и букв (Отсутствие ЭК в КЛУБ-‘У индицируется значением, равным «FFFF»). При соответствии (совпадение номера ЭК с номером, указанным в штамп-справке) результата проверки машинист ; должен произвести запись номер ЭК в журнал ТУ-152 и заверить ее подписью. В случае несоответствии действовать согласно п.4.4, настоящей Инструкции.

Во всех случаях обнаружения неисправностей и нарушений в работе КЛУБ-У, ТСКБМ сделать подробную запись в журнале ТУ-152. После окончания проверки ввести команду «К70».

Укажите, в чем должен убедиться машинист перед включением САУТ-ЦМ?

При приёмке локомотива или моторвагонного подвижно­го состава (МВПС) под депо машинист должен:

  • проверить наличие штамп-справки установленной фор­мы в журнале технического состояния локомотива или МВПС формы ТУ-152, срок действия которой не истек и отсутствие замечаний по работе системы автоматичес­кого управления торможением (САУТ-ЦМ/485);
  • проверить наличие и сохранность пломб на шкафу с аппаратурой и на блоках САУТ-ЦМ/485, находящихся вне опломбированного шкафа, разобщительный кран между уравнительным резервуаром (УР) и приставкой к крану машиниста (ПЭКМ/485) должен быть опломбиро­ван в открытом положении;
  • предварительно, перед включением САУТ-ЦМ/485 до­полнительно убедиться в том, что:
    • тормозная магистраль заряжена до поездного дав­ления;
    • ключ электропневматического клапана автостопа (ЭПК) повернут в крайнее левое положение до упо­ра против часовой стрелки;
    • на локомотивном светофоре (ЛС) или блоке индика­ции (БИЛ) имеется сигнальное показание;
    • на грузовом локомотиве, выполняющем работу как в грузовом, так и в пассажирском движении, тумб­лер «ГРУЗ-ПАСС» установлен в положение, соответс­твующее виду движения;
    • на грузовом локомотиве тумблер «АЛГОРИТМ САУТ» установлен в положение, соответствующее виду движения («ГРУЗОВОЙ» следования грузового поез­да со скоростью 80 км/ч или «ОДИНОЧНЫЙ» следо­вания резервом, в том числе в составе сплоток, со скоростью 100 км/ч).
  • произвести пробное включение/выключение САУТ-ЦМ/485 в обеих кабинах локомотива (МВПС). Для этого:
    • тумблеры стабилизированного источника питания (ИП-ЛЭ) установить в положение «ВКЛ»;
    • тумблер общего питания САУТ-ЦМ/485 установить в положение «ВКЛ»;
    • тумблер (клавишу) «АЛС-САУТ» на пульте управле­ния САУТ-ЦМ/485 ПУ-САУТ-ЦМ (ПУ) или на пульте управления локомотива установить в положение «САУТ»;
    • тумблер (клавишу) «АЛС-САУТ» на пульте управ­ления ПУ-САУТ-ЦМ (ПУ) установить в положение «АЛС»;
    • тумблер общего питания САУТ-ЦМ/485 установить в положение «ВЫКЛ».

При приёмке локомотива или мотор-вагонного подвиж­ного состава (МВПС) на промежуточных станциях машинист должен:

  • убедиться в наличии штамп-справки установленной формы в журнале технического состояния локомоти­ва или МВПС формы ТУ-152, срок действия которой не истек и отсутствии замечаний по работе системы авто­матического управления торможением (САУТ-ЦМ/485);
  • проверить наличие и сохранность пломб на шкафу с аппаратурой и на блоках САУТ-ЦМ/485, находящихся вне опломбированного шкафа, разобщительный кран между уравнительным резервуаром (УР) и приставкой к крану машиниста (ПЭКМ/485) должен быть опломбиро­ван в открытом положении;
  • не выключать тумблер общего питания САУТ-ЦМ/485.

ВНИМАНИЕ!
Включение тумблера общего питания САУТ-ЦМ/485 произво­дить только при зарядном давлении в тормозной магистрали (ТМ). После включения системы тумблером общего питания не производить разрядку и зарядку ТМ в течение 90 секунд для установки в САУТ-ЦМ/485 начального давления.
В случаях смены кабины управления на однокузовных локо­мотивах с включенной САУТ-ЦМ/485 после зарядки уравни­тельного резервуара (УР) до поездного давления необходимо сделать выдержку времени 90 секунд до последующих мани-пуляциий краном машиниста.

ПРИМЕЧАНИЕ
Установкой тумблера общего питания САУТ-ЦМ/485 в положение «ВКЛ» аппаратура подключа­ется к питанию, но не воздействует на цепи управления локомотива или МВПС. Переводом тумблера «АЛС-САУТ» на ПУ из положения «АЛС» в положение «САУТ» производится подклю­чение САУТ-ЦМ/485 к цепям управления локомотива или МВПС для воз­действия на них и для регистрации включен­ного состояния.

Укажите порядок включения и проверки работоспособности САУТ-ЦМ.

Включить САУТ-ЦМ/485 не позднее, чем за 90 секунд до от­правления в рабочей кабине МВПС или локомотива, предус­мотренного для эксплуатации в голове поезда или одиночно­го следования.

Помощник машиниста должен проверить посредством индикации на пульте машиниста (ПМ-САУТ-ЦМ) или блоке БИЛ при расположении ПМ вне рабочей зоны машиниста на локомотивах, оборудованных аппаратурой КЛУБ-У, что САУТ-ЦМ/485 включена в рабочей кабине и доложить об этом машинисту.

После включения необходимо убедиться в том, что:

  • писец регистрации включения САУТ-ЦМ/485 в скоросте­мере 3СЛ-2М переместился вниз;
  • на пульте машиниста (ПМ) включился индикатор «ВКЛ»;
  • индикатор «S, м» и индикатор «Vф, км/ч» показывают ну­левое значение. Индикатор «VДОП, км/ч» через некото­рое время после включения показывает установивше­еся значение (Vmax+7), км/ч при «зелёном» показании ЛС (БИЛ) в обычном режиме или (Vmax+2), км/ч в режи­ме единая комплексная система (ЕКС), которое задается при программировании аппаратуры САУТ-ЦМ/485 и за­висит от погрешности измерения фактической скорости движения основным измерителем скорости на локомо­тиве 3СЛ-2М, КПД-3 или КЛУБ-У. При «желтом» показа­нии ЛС (БИЛ) индикатор «VДОП, км/ч» через некоторое время после включения показывает установившееся значение 67 км/ч в обычном режиме или 62 км/ч в ре­жиме ЕКС. При «красном», «красно-желтом» или «белом» показаниях ЛС (БИЛ) индикатор «VДОП, км/ч» показыва­ет нулевое значение;
  • показания индикаторов «S, м», «Vф, км/ч» и «Vдоп, км/ч» на ПМ от первого и второго полукомплекта САУТ-ЦМ/485 одинаковые;
  • переход с одного полукомп­лекта на другой осуществляется кратковременным на­жатием кнопки «КОМПЛЕКТ» на ПМ;
  • при нажатой и удерживаемой в нажатом положении кнопке «КОМПЛЕКТ» на ПМ в первых трех разрядах индикатора «ОРДИНАТА» отображается показание начального тормозного коэффициента :
    • для грузовых локомотивов с установленным в по­ложение «ГРУЗОВОЙ» тумблера «АЛГОРИТМ САУТ» -0,33 (на ПМ старого исполнения с встроенным в пульт машиниста синтезатором речи показание 33 по индикатору «S, м»);
    • для грузовых локомотивов с установленным в поло­жение «ОДИНОЧНЫЙ» тумблера «АЛГОРИТМ САУТ -0,26 (на ПМ старого исполнения с встроенным в пульт машиниста синтезатором речи показание 26 по индикатору «S, м»);
    • для пассажирских локомотивов – 0,63 (на ПМ ста­рого исполнения с встроенным в пульт машиниста синтезатором речи показание 63 по индикатору «S, м»);
    • для МВПС – 0,70 (на ПМ старого исполнения с встро­енным в пульт машиниста синтезатором речи пока­зание 70 по индикатору «S, м»).
    • для смешанных локомотивов (занятых в грузовом и пассажирском движении) с установленным в по­ложение «ПАСС» тумблера «ГРУЗ-ПАСС» при вклю­чении без ЭПТ – 0,33 (на ПМ старого исполнения с встроенным в пульт машиниста синтезатором речи показание 33 по индикатору «S, м»);
    • для смешанных локомотивов (занятых в грузовом и пассажирском движении) с установленным в по­ложение «ПАСС» тумблера «ГРУЗ-ПАСС» при вклю­чении с ЭПТ – 0,63 (на ПМ старого исполнения с встроенным в пульт машиниста синтезатором речи показание 63 по индикатору «S, м»);
    • для смешанных локомотивов (занятых в грузовом и пассажирском движении) с установленным в поло­жение «ГРУЗ» тумблера «ГРУЗ-ПАСС» независимо от состояния ЭПТ – 0,33 (на ПМ старого исполнения с встроенным в пульт машиниста синтезатором речи показание 33 по индикатору «S, м»).

ПРИМЕЧАНИЕ

Для проверки регистра­ции включения САУТ-ЦМ/485 на локомотивах или МВПС, оборудованных комплексом КПД-3, одновременно нажать кнопки «Ч» и «МИН» на блоке индикации (БИ) и затем включить САУТ-ЦМ/485, установив тумблер общего пита­ния в положение «ВКЛ», тумблер «АЛС-САУТ» на ПУ в положение «САУТ». При этом на позициях 95, 97 и 99 диаграммной ленты БИ должна пре­кратиться запись в виде трех линий;

 После включения обще­го питания аппаратура САУТ-ЦМ/485 автомати­чески производит само­тестирование. В случае выявления какого-либо несоответствия в любом тестируемом устройстве результат тестирования выводится на индикатор «ОРДИНАТА» пульта машиниста в виде кода, состоящего из буквы «Е» (error) и четырех цифр (кода устройства и кода ошибки). Информация является вспомогатель­ной для локомотивной бригады, при появлении кода ошибки необходи­мо сделать соответству­ющую запись с указани­ем этого кода в журнале ТУ-152.

Включение САУТ-ЦМ/485 при отсутствии огней АЛС, при выключенной АЛСН (КЛУБ, КЛУБ-У) сопровождается разряд­кой тормозной магистрали ТМ:

  • для грузового локомотива на величину (0,08 ± 0,02) МПа;
  • для пассажирского локомотива на величину (0,06 ± 0,02) МПа;
  • при включенном электропневматическом тормозе (ЭПТ) САУТ-ЦМ/485 осуществляет ступень торможения с наполнением давления в тормозных цилиндрах ТЦ на величину (0,18 ± 0,08) МПа.

При включении САУТ-ЦМ/485 тумблером общего питания в движении при «красно-желтом» и «красном» огнях ЛС (БИЛ) кнопки САУТ-ЦМ/485 блокируются. Нажатие кнопок в этом случае возможно только после остановки при фактической скорости, равной 0.

ПРИМЕЧАНИЕ
При расположении ПМ вне рабочей зоны машиниста на локомо­тивах, оборудованных КЛУБ-У, показание тормозного коэффици­ента определяется по показанию поля «КОЭФ. ТОРМ» блока БИЛ, при установ­ленном в положение «САУТ» тумблере «АЛС-САУТ» на ПУ.

Укажите порядок пользования САУТ-ЦМ в пути следования.

При движении по участку, оборудованному путевыми устройствами САУТ в случаях вмешательства САУТ-ЦМ/485 в процесс управления поездом, машинист обязан:

  • снимать режим тяги при реализации команды САУТ-ЦМ/485 «ОТКЛЮЧЕНИЕ ТЯГИ». Предварительно выдает­ся речевое сообщение «ОТКЛЮЧИ ТЯГУ»;
  • производить отпуск тормозов установкой ручки крана машиниста в положение I (отпуск электропневматичес­ких тормозов производится автоматически) после тор­можения, выполненного САУТ-ЦМ/485, в момент вре­мени, диктуемый поездной ситуацией после погасания индикатора «ЗАПРЕЩЕНИЕ ОТПУСКА» на ПМ.

ВНИМАНИЕ!
При исправной САУТ-ЦМ/485 и правильных действиях маши­ниста торможение, произведенное САУТ, не является наруше­нием.

 Для проследования путевого светофора с запрещающим показанием при «красно-желтом» и «красном» показаниях ЛС в случаях, предусмотренных ПТЭ, при фактической скорости движения менее 20 км/ч необходимо нажать кнопку «К20» на ПУ. При нажатии «К20» задается расстояние 600 метров с ин­дикацией на приборе «S, м» ПМ после проследования точки прицельной остановки. Действие кнопки «К20» автоматичес­ки отменяется сразу же после остановки, если кнопка была нажата в движении или через 60 ± 5 секунд, если не начато движение при нажатой на стоянке кнопке или через 600 мет­ров, если нет записи расстояния от путевого устройства САУТ. Если в период действия кнопки пришла информация с путе­вого устройства САУТ, то при «красном» или «красно-жёлтом» показаниях ЛС на протяжении всего блок-участка будет кон­тролироваться максимально допустимая скорость 22 км/ч с последующей остановкой в точке прицельной остановки.

При появлении на ЛС (БИЛ) показания, разрешающего движение, САУТ-ЦМ/485 позволяет двигаться со скоростью не более 42 км/ч до конца блок участка и отменяет скорость 42 км/ч в начале следующего блок-участка или при повторном нажатии кнопки «К20» на текущем блок-участке.

ПРИМЕЧАНИЕ
Нажатие кнопки «К20» при «зеленом», «желтом» и «белом» огнях ЛС аппарату­рой САУТ-ЦМ/485 не воспринимается и не регистрируется.

При необходимости приблизиться к светофору с «крас­ным» показанием на расстояние меньшее, чем обеспечивает САУТ-ЦМ/485 в случаях, предусмотренных руководящими указаниями ОАО «РЖД», необходимо нажать кнопку «ПОДТЯГ» на ПУ. Нажатие «ПОДТЯГ» воспринимается при «красно-жел­том» и «белом» показаниях ЛС, при оставшемся расстоянии по индикатору «S, м» на ПМ меньше, чем 560 метров. В мо­мент нажатия «ПОДТЯГ», программная скорость увеличивает­ся и по мере уменьшения расстояния до 0, снижается темпом служебного торможения (позволяющим машинисту снизить фактическую скорость поезда менее 32 км/ч, не прибегая к экстренному торможению). После того, как расстояние по индикатору «S, м» на ПМ станет равным 0, автоматически за­дается дополнительное расстояние 300 метров, в течение ко­торого программная скорость будет оставаться неизменной и равной 32 км/ч по индикатору «Vдоп, км/ч». В этой зоне на­жатие кнопки «ПОДТЯГ» снова задает расстояние 300 метров. После того, как дополнительное расстояние станет равным 0, программная скорость будет уменьшаться до 0 темпом слу­жебного торможения.

После остановки перед запрещающим сигналом САУТ-ЦМ/485 разрешает начать движение для подтягивания к сигналу на расстояние 50 метров со скоростью не более 17 км/ч после нажатия кнопки «ПОДТЯГ».

Действие кнопки «ПОДТЯГ» автоматически отменяется че­рез 60 ± 5 секунд, если не начато движение, а также в движе­нии при проследовании путевого устройства САУТ.

Для безостановочного проследования поезда по боко­вому или главному пути станции при «белом» показании ЛС (БИЛ) в случаях, предусмотренных руководящими указа­ниями ОАО «РЖД», убедившись в разрешающем показании путевого светофора, необходимо нажать кнопку «ОТПР» на ПУ. Действие кнопки «ОТПР» отменяется при смене показания ЛС и при записи информации от путевого устройства САУТ. Кро­ме того, действие кнопки «ОТПР» автоматически отменяется через 600 метров, если не произошла запись информации от путевого устройства САУТ. В этом случае для продолжения движения необходимо повторное нажатие кнопки «ОТПР». Нажатие «ОТПР» воспринимается   при «белом» показании ЛС, при оставшемся расстоянии по индикатору «S, м» на ПМ меньше, чем 560 метров.

Для отмены постоянных ограничений программной ско­рости, заложенных в базе данных САУТ, необходимо нажать кнопку «ОС» на ПУ после проследования поездом участка с постоянным ограничением скорости. Нажатие кнопки «ОС» не воспринимается аппаратурой до начала места ограничения скорости.

Во всех случаях, кроме оговоренных в п. 4.2, при смене показания ЛС (БИЛ) на более разрешающее, САУТ-ЦМ/485 пе­реходит к реализации программы, соответствующей сменив­шемуся показанию ЛС (БИЛ), при этом значение показания на индикаторе «Vдоп, км/ч» увеличится.

В движении САУТ-ЦМ/485 выдает соответствующее рече­вое сообщение за 460 метров до искусственного сооружения («Впереди мост», «Впереди платформа» и т.п.). Содержание и количество речевых сообщений может быть изменено путем перепрограммирования локомотивной базы данных САУТ.

Примерный перечень вопросов и заданий для квалификационного экзамена по итогам профессионального обучения на курсах повышения квалификации по профессии «Машинист электропоезда 3-1 класс» по предмету «Системы обеспечения безопасности», и примерные ответы на вопрос:

Вопрос АСПТ

Чем обусловлено минимальное расстояние между смежными светофорами при трехзначной автоблокировке?

На железнодорожных линиях, оборудованных автоблокировкой с трехзначной сигнализацией, расстояние между смежными светофорами должно быть не менее тормозного пути, определенного для данного места при полном служебном торможении на максимальной реализуемой скорости, но не более 120 км/ч для пассажирских поездов и 80 км/ч для грузовых поездов и, кроме того, должно быть не менее тормозного пути при экстренном торможении с учетом пути, проходимого поездом за время, необходимое для воздействия устройств автоматической локомотивной сигнализации на тормозную систему поезда. При этом на участках, где видимость сигналов менее 400м, а также на железнодорожных линиях, вновь оборудуемых автоблокировкой, указанное расстояние, кроме того, должно быть не менее 1000м.

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.