Электрические схемы вспомогательных цепей

Принципиальная электрическая схема вспомогательных цепей отображает принципы построения питания вспомогательного оборудования трехфазным переменным напряжением 380 В.

Вспомогательные цепи в электропоезде выполнены в виде двух трехфазных шин переменного напряжения 380 В, проходящих через весь электропоезд. Шины разделены на две части разъединителем, расположенным в вагоне 3 (1.04.Q05). Разъединитель позволяет отделить часть шин при различных неисправностях оборудования.

К шинам через автоматические выключатели и силовые контакторы подключается вспомогательное оборудование с питанием от трехфазного напряжения 380 В.

Оборудование, требующее напряжение 220В, получает питание через понижающие трансформаторы (5.11.Т01), подключенные к шинам 380В. Так же предусмотрено питание потребителей трехфазным напряжением 380В переменного тока от внешнего источника питания, подключаемого через специальный разъем на преобразователе собственных нужд.

Электрические схемы в формате PDF:

В этой публикации:

2.1 Цепи питания преобразователя собственных нужд

Преобразователи собственных нужд располагаются на вагонах 2 и 4 и обеспечивают питание, всех вспомогательных цепей электропоезда, по двум трехфазным шинам напряжением 380 В.

После получения с тягового преобразователя напряжения 3 кВ или от внешнего источника питания, ПСН на выходе обеспечивает трехфазное напряжение 380 В переменного тока.

При достижении заданного напряжения 380 В на выходе ПСН, на вагоне 2, осуществляется питание вагона 1 по одной шине, а по другой шине вагона 3. Аналогично происходит питание потребителей с ПСН вагона 4, первая шина питает вагон 5, вторая шина вагон 3. Таким образом, вторые шины ПСН соединятся на вагоне 3 через разделитель бортовой сети 380 В (1.04.Q05) и могут быть разделены в случае аварийной ситуации или короткого замыкания.

Принципиальная схема питания бортовой сети 380 В

Рисунок 1 – Принципиальная схема питания бортовой сети 380 В

2.2 Цепи питания климатических установок

Климатические установки салонов расположены на каждом вагоне и получают напряжение 380 В по трехфазным шинам питания. Управление режимами климатических установок происходит из кабины машиниста. При включенном положении автоматических выключателей (5.03.Q21), напряжение с ПСН поступает на климатическую установку соответствующего вагона.

Климатические установки кабины машиниста расположены в вагонах 1 и 5, и подключены к отдельно выведенной трехфазной шине питания, напряжением 380 В. При замкнутом положении автоматического выключателя (5.03.Q10) климатическая установка кабины машиниста получает питание и переходит в нормальный режим работы.

2.3 Цепи питания нагревателей тамбурной зоны

Тамбурные зоны автоматических дверей электропоезда оборудованы нагревателями (5.03.А02, 5.03.А04, 5.03.А07, 5.03.А09) с одной стороны вагона и нагревателями (5.03.А03, 5.03.А05, 5.03.А08, 5.03.А10) с другой стороны вагона, подключенными к цепи питания 380 В. Управление температурными режимами, а также включением и выключением нагревателей, осуществляет ЦБУ.

Принципиальная схема питания климатической установки и нагревателей подножек

Рисунок 2 – Принципиальная схема питания климатической установки и нагревателей подножек

2.4 Цепи питания систем охлаждения

2.4.1 Цепи питания комбинированной системы охлаждения на вагонах 1 и 5

Комбинированная система установки охлаждения (1.02.А14) на вагонах 1 и 5 представляет собой устройство, используемое для охлаждения тягового преобразователя.

Принципиальная схема питания системы охлаждения на вагоне 1 (5)

Рисунок 3 – Принципиальная схема питания системы охлаждения на вагоне 1 (5)

После тестирования систем электропоезда, ЦБУ подает команду на разрешение включения системы охлаждения, напряжение через включенный автоматический выключатель (1.02.Q03) и замкнутый контактор (1.02.К03), поступает на двигатель насоса хладагента ТП. После подачи трехфазного напряжения, происходит запуск двигателя насоса и создается контур циркуляции охлаждающей жидкости тягового преобразователя.

Для отведения тепла в радиаторе установки охлаждения, применяется двигатель мотор вентилятора, который имеет два режима работы на высоких и низких частотах. Режимами работы двигателя управляет ЦБУ.

При высокой частоте вращения мотор вентилятора, замкнуты контактора (1.02.К06 и 1.02.К04), напряжение поступает на обмотки двигателя через включенный автоматический выключатель (1.02.Q04), при этом контактор низкой частоты вращения (1.02.К05) находятся в разомкнутом состоянии.

При низкой частоте вращения мотор вентилятора, замкнут контактор (1.02.К05), напряжение поступает на обмотки двигателя через включенный автоматический выключатель (1.02.Q05), при этом контактор высокой частоты вращения (1.02.К06) и контактор (1.02.К04) находятся в разомкнутом состоянии.

2.4.2 Цепи питания системы охлаждения на вагонах 2 и 4

Комбинированная система установки охлаждения (1.04.А12) на вагонах 2 и 4 представляет собой устройство охлаждения преобразователя собственных нужд и дросселя сетевого фильтра.

При питании цепи, напряжением 380 В и наличии подающего сигнала на включение системы охлаждения от ЦБУ, напряжение через включенный автоматический выключатель (1.04.Q03) и замкнутый контактор (1.04.К03), подается на обмотку двигателя мотора насоса хладагента ПСН, а через включенный автоматический выключатель (1.04.Q08) и замкнутый контактор (1.04.К10), напряжение подается на обмотку двигателя насоса хладагента сетевого фильтра. После подачи трехфазного напряжения происходит запуск двигателей насосов ПСН и сетевого фильтра и для каждого создается свой контур охлаждения.

В радиаторах установок охлаждения, для отведения тепла, применяется двигатель моторвентилятора, который имеет два режима работы на высоких и низких частотах. Режимами работы двигателя управляет ЦБУ.

При высокой частоте вращения мотор вентилятора, замкнут контактор (1.04.К04) и напряжение поступает на обмотки двигателя через включенный автоматический выключатель (1.04.Q04), при этом контактор низкой частоты

вращения (1.04.К05) и контактор включения вентилятора соединения звезда (1.04.К06), находятся в разомкнутом состоянии.

При низкой частоте вращения мотор вентилятора, замкнут контактор (1.04.К05) и напряжение поступает на обмотки двигателя через включенный автоматический выключатель (1.04.Q05), при этом контактор высокой частоты вращения (1.04.К04) находятся в разомкнутом состоянии. В случае необходимости подключения двигателя вентилятора по соединению звезда включается контактор (1.04.К06).

2.5 Цепи питания насоса сетевого фильтра

Для циркуляции охлаждающей жидкости в системе охлаждения, используется масляный насос с внутренним двигателем, установленный на сетевом фильтре в вагонах 2 и 4. При наличии напряжения 380 В, в трехфазной цепи электропоезда, питание подается, через включенный автоматический выключатель (1.02.Q08) и замкнутый контактор (1.02.К10), на обмотку двигателя масляного насоса. Принципиальная схема питания системы охлаждения на вагоне 2 (4) представлена на рисунке 2.4.

Принципиальная схема питания системы охлаждения на вагоне 2 (4)

Рисунок 4 – Принципиальная схема питания системы охлаждения на вагоне 2 (4)

2.6 Цепи питания главных компрессоров

Электропоезд оборудован двумя установками снабжения сжатым воздухом, которые располагаются в общем контейнере на вагоне 3.

Принципиальная схема питания главных компрессоров на вагоне 3

Рисунок 5 – Принципиальная схема питания главных компрессоров на вагоне 3

После получения питания по трехфазной шине, напряжение поступает через включенный автоматический выключатель (5.02.Q05) «Включение главного компрессора №1» и замкнутый контактор (5.02.K03) на блок главного компрессора 1. Аналогичным образом происходит питание блока главного компрессора 2, через включенный автоматический выключатель (5.02.Q06) «Включение главного компрессора №2» и замкнутый контактор (5.02.К04).

Обе установки снабжения сжатым воздухом подключены к трехфазной цепи переменного тока напряжением 380 В и разделены между собой разъединителем трехфазной цепи (1.04.Q05). Данный разъединитель позволяет исключить из работы часть цепи переменного напряжения 380 В, в которой произошло короткое замыкание.

2.7 Цепи питания силового трансформатора 380/220 В

На каждом вагоне электропоезда располагаются понижающие трансформаторы (5.11.T01 и 5.11.T02), которые служат для преобразования трехфазного переменного напряжения 380 В, в двухфазное переменное напряжение 220 В. Принципиальная схема питания силового трансформатора представлена на рисунке 6.

Принципиальная схема питания силового трансформатора 380/220 В

Рисунок 6 – Принципиальная схема питания силового трансформатора 380/220 В

Переменное напряжение 380 В, поступает по трехфазной шине, далее через включенный автоматический выключатель (5.11.Q22) и на первичную обмотку трансформатора. В результате на выводах вторичной обмотки трансформатора появляется выходное переменное напряжение 220 В.

2.8 Цепи питания обогревательных элементов и розеток

2.8.1 Цепи питания обогревательных элементов 380 В

Для обогрева тягового преобразователя, при низких температурах окружающего воздуха, используется нагревательный элемент, расположенный внутри ТП на вагонах 1 и 5. Управлением нагревательными элементами тягового преобразователя осуществляет ЦБУ. При наличии питания в трехфазной цепи переменного тока, напряжение 380 В поступает через включенный автоматический выключатель (1.02.Q06) и замкнутый контактор (1.02.К07) на нагревательный элемент.

Обогрев лобовых стекол (5.03.А15) кабины машиниста осуществляется от трехфазной шины переменного тока напряжением 380 В, через включенный автоматический выключатель (5.03.Q11), замкнутый контактор (5.03.К07) “Разрешение обогрева лобового стекла”.

Обогрев пола кабины управления происходит за счет нагревательных элементов напольных плит, путем поступления напряжения 380 В, переменного тока, через трехфазную шину. При включенном положении контактора (5.03.Q10), напряжение поступает на плиту обогрева пола помощника машиниста, среднюю плиту обогрева пола и плиту обогрева пола машиниста. Управлением поддержания температуры в заданном диапазоне осуществляет датчик температуры и реле контроля температуры.

Санитарные модули, установленные на вагонах 1, 3 и 5, имеют нагревательные элементы для обогрева труб и внутреннего помещения при низких температурах.

Принципиальная схема питания обогрева лобовых стекол и пола кабины управления

Рисунок 7 – Принципиальная схема питания обогрева лобовых стекол и пола кабины управления

Обогрев помещения санузла происходит при наличии питания 380 В на нагревательном элементе (рисунок 8). Включение и выключение нагревательного элемента, при заданном температурном режиме, осуществляет термостат. Напряжение поступает через включенный автоматический выключатель (5.07.Q15), замкнутый контактор (5.07.К11) и далее на нагревательные элементы.

Принципиальная схема питания обогрева санитарного модуля

Рисунок 8 – Принципиальная схема питания обогрева санитарного модуля

2.8.2 Цепи питания обогревательных элементов напряжением 220 В

При наличии на выходе понижающего трансформатора напряжения 220 В, происходит питание потребителей, расположенных в вагоне электропоезда и в кабине машиниста.

Для обогрева труб санитарного модуля на вагонах 1, 3 и 5, необходимо напряжение 220 В. На выходе трансформатора (5.11.Т02), напряжение 220 В, поступает через включенный автоматический выключатель (5.11.Q18) «Розетки ~ 220 В», включенный автоматический выключатель (5.07.Q16) и замкнутый контактор (5.07.К12) и далее на нагревательные элементы обогрева труб. При замкнутом контакторе (5.07.К12), напряжение также поступает в коробку выводов (5.03.А26). Принципиальная схема питания обогрева труб санитарного модуля представлена на рисунке 8.

Обогрев модулей подачи песка на вагонах 1 и 5, осуществляется только на первой и четвертой колесных парах (рисунок 9).

Принципиальная схема питания обогрева модулей подачи песка на вагонах 1 и 5

Рисунок 9 – Принципиальная схема питания обогрева модулей подачи песка на вагонах 1 и 5

После появления на вторичной обмотке трансформатора (5.11.Т02) напряжения 220 В, питание поступает через включенный контактор (5.07.К12), на модуль обогрева подачи песка (5.03.А11 и 5.03.А12) первой колесной пары, а также на модуль обогрева подачи песка (5.03.А21 и 5.03.А22) четвертой колесной пары.

2.8.3 Цепи питания розеток напряжением 220 В

Принципиальная схема питания розеток 220 В

Рисунок 10 – Принципиальная схема питания розеток 220 В

Розетки располагаются на каждом вагоне электропоезда и получают питание напряжением 220 В со вторичной обмотки понижающего трансформатора (5.11.Т01), подключенного к трехфазной цепи переменного тока 380 В. После появления на выходе трансформатора напряжения 220 В, происходит питание розеток на каждом вагоне, через включенный автоматический выключатель (5.11.Q23) «Розетки ~ 220 В» и включенный автоматический выключатель (5.11.Q24) «Розетки ~ 220 В дверной стойки».

2.8.4 Цепи питания элементов сервисной зоны вагона 5

В вагоне 5 расположена сервисная зона для обслуживания пассажиров.

Принципиальная электрическая схема питания элементов сервисной зоны

Рисунок 11 – Принципиальная электрическая схема питания элементов сервисной зоны

Эта зона оборудуется различной бытовой техникой:

  • холодильный шкаф;
  • конвекционные печи;
  • кофе машина;
  • кулер и т.д.

Для всего этого оборудования необходимо электрическое питание 380 и 220 В. Принципиальная электрическая схема питания элементов сервисной зоны показана на рисунке 11.

Электропитание 220 В осуществляется со вторичной обмотки понижающего трансформатора (5.11.Т02), подключенного к трехфазной цепи переменного тока 380 В. После появления на выходе трансформатора напряжения 220 В, происходит питание розеток сервисной зоны, через включенный автоматический выключатель (5.11.Q18) «Розетки ~ 220 В» и включенный автоматический выключатель (5.11.Q19) «Розетки ~ 220 В сервисной зоны».

С поездной шины 380 В через автоматический выключатель (5.12.Q14) и замкнутый контактор (5.12.К10) напряжение 380 В подается к конвекционным шкафам. А через автоматический выключатель (5.12.Q13) и замкнутый контактор (5.12.К09) напряжение 380 В подается к холодильному шкафу.

Краткое содержание части 7 руководства по эксплуатации электропоезда с асинхронным тяговым приводом типа ЭГЭ серии ЭС2Г  исполнения “Стандарт” (ЭС2Г.0.00.000.000-01 РЭ6) “Электрические схемы

1. Электрические схемы силовых цепей

2. Электрические схемы вспомогательных цепей

3. Электрические схемы цепей управления

Приложения:

А. Электрические схемы силовых цепей электропоезда
Б. Перечень элементов электрической схемы силовой цепи электропоезда
В. Электрические схемы вспомогательных цепей электропоезда
Г. Перечень элементов электрической схемы вспомогательных цепей электропоезда
Д. Электрические схемы цепей управления электропоезда
Е. Перечень элементов электрической схемы цепей управления электропоезда
Ж. Распределение оборудования по группам и подгруппам
И. Буквенные коды наиболее распространенных видов элементов
К. Распределение кабелей по группам принадлежностей

Вопрос АСПТ

Периодичность плановых проверок продольных профилей сортировочных горок, подгорочных путей и профилированных вытяжек

Продольные профили сортировочных горок, подгорочных и профилированных вытяжных железнодорожных путей на сортировочных, участковых, промежуточных и грузовых железнодорожных станциях, железнодорожных путей для скатывания вагонов с вагоноопрокидывателей проверяются не реже одного раза в три года.

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.