Информационно-измерительная система (ИИС)

ИИС – это комплекс аппаратно-программных средств диагностики и контрольно-измерительной аппаратуры, предназначенный, для автоматизации процессов контроля и комплексной диагностики состояния железнодорожных магистралей при движении в составе поезда.

Состав систем ИИС

ИИС представляет собой комплекс измерительных систем, объединенных центральной системой. Перечень входящих в состав ИИС систем приведен в таблице 1.

Таблица 1 – Перечень входящих в состав ИИС измерительных систем

Система Функции
Центральная система Автоматизированное управление работой аппаратуры ИИС, выполнение требуемой циклограммы подготовки и функционирования измерительных систем, обеспечение заданных условий эксплуатации. Аппаратная синхронизация измерений. Хранение информации, полученной в процессе измерений, на отказоустойчивом сетевом накопителе. Дистанционный обмен данными с абонентами Заказчика.
Многофункциональная инерциальная бесконтактная измерительная система (МИБИС) Параметры геометрии рельсовой колеи, поперечного профиля рельсов, неровностей продольного профиля поверхности катания рельсов.
Система обзорного видеонаблюдения Видеоинформация о пути и прилегающих объектах инфраструктуры.
Система измерения температуры рельсов Температура рельсовых нитей
Система контроля контактной сети Контроль положения контактного провода в плане и высоте, высота отходящих ветвей контактного провода относительно рабочей поверхности полоза токоприемника.
Система видеоконтроля верхнего строения пути, система контроля очертания земляного полотна. Контроль расстояния от оси пути до элементов верхнего строения пути и земляного полотна, уровень заглубления балластного слоя, угоны рельсовых плетей, стыковые зазоры, дефекты на поверхности катания, дефекты рельсовых скреплений, эпюра шпал, перпендикулярность шпал к оси пути.

Состав оборудования ИИС и места его размещения

Расположение оборудования ИИС на вагоне состава ЭС2Г представлено на рисунках 1, 3-5.

Расположение шкафа ИИС в салоне вагона 4

Рисунок 1 – Расположение шкафа ИИС в салоне вагона 4

Компоненты оборудования ИИС

Шкаф ИИС

В шкафу ИИС располагается оборудование управления системой ИИС. Общий вид шкафа представлен на рисунке 2.

Также в шкафу установлен пожарный мультисенсорный извещатель, который выводит сигнал о пожаре непосредственно в МПСУиД. Что позволяет обеспечить гарантированное обнаружение перегрева, а также возгорания и вывод информации в кабину машиниста.

Конструкция шкафа ИИС

Рисунок 2 – Конструкция шкафа ИИС

Расположение оборудования ИИС на вагоне 4

Рисунок 3 – Расположение оборудования ИИС на вагоне 4: 1 – модули пространственного сканирования; 2 – вихревая воздуходувка; 3 – антенна глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС); 4 – видеоблок; 5 – изоляторы; 6 – датчик опоры; 7 -ресивер воздушный; 8 – фильтр; 9 – шкаф ИИС; 10 – датчик наклона кузова; 11 – система видеоконтроля верхнего строения пути; 12 – платформа МИБИС; 13 – датчик ДПС-У.

Расположение оборудования ИИС на крыше вагона 4

Рисунок 4 – Расположение оборудования ИИС на крыше вагона 4: 1,2- видеоблок; 3 – изоляторы; 4 – ресивер воздушный; 5 – концентратор; 6 – датчик опор; 7 – датчик положения контактного провода; 8 – концентратор сигналов; 9 – антенна Глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС); 10 – вихревая воздуходувка; 11 – модули оптических сканеров.

Расположение оборудования ИИС под кузовом вагона 4

Рисунок 5 – Расположение оборудования ИИС под кузовом вагона 4: 1 – платформа МИБИС; 2 – вихревая воздуходувка; 3 – коробка разводная №1; 4 – модули оптических сканеров; 5 – коробка разводная №2; 6 – система видеоконтроля верхнего строения пути; 7, 8 – датчики наклона кузова.

Ресивер на платформе

Рисунок 6 – Ресивер на платформе

Сжатый воздух от питательной магистрали поезда, подается через разводные коробки и ресивер, установленный на крыше вагона 4 (рисунок 6), к потребителям:

  • измерительной платформе МИБИС;
  • оборудованию системы контроля параметров контактной сети;
  • модулям видеоконтроля верхнего строения пути;
  • модулям контроля габарита приближающихся строений пути.

Принципиальная схема подключения к оборудованию ИИС представлена на рисунке 8.

Вихревая воздуходувка

Для обдува воздухом платформы МИБИС, системы видеоконтроля, модулей пространственного сканирования, удаления грязи, пыли, снега и других веществ, которые могут отрицательно повлиять на работу аппаратов и оборудования, установлены три вихревые воздуходувки (рисунок 7).

Вихревая воздуходувка

Рисунок 7 – Вихревая воздуходувка: 1 – фильтр; 2 – вихревая воздуходувка.

Принципиальная схема подключения ИИС к питательной магистрали поезда

Рисунок 8 – Принципиальная схема подключения ИИС к питательной магистрали поезда: КНК1 – KHK4 – кран разобщительный 426; КН7 – КН10 – кран разобщительный 1-8; КО – клапан обратный; ТМ – тормозная магистраль; ПМ – питательная магистраль; РУ1, РУ2 – рукав; МПС – модуль пространственного сканирования; ВВСП – система видеоконтроля верхнего строения пути; ПИ – платформа измерительная; КС – система контроля параметров контактной сети.

Измерительная платформа МИБИС (система контроля геометрии рельсовой колеи и рельсов) подвешенная через переходную раму под кузовом вагона 4, осуществляет контроль параметров верхнего строения пути и передачу данных в шкаф ИИС (рисунок 9).

Внешний вид измерительной платформы МИБИС

Рисунок 9 – Внешний вид измерительной платформы МИБИС

Платформа видеоконтроля

Рисунок 10 – Платформа видеоконтроля: 1 – рама; 2 – сенсоры.

Система видеоконтроля

Под вагоном 4 установлена платформа системы видеоконтроля верхнего строения пути (ПВ). Внешний вид представлен на рисунке 10.

С целью очистки сенсоров, располагающихся в районе измерительных приборов платформы ПВ, к ней подводится сжатый воздух от питательной магистрали электропоезда. Подача воздуха на сенсоры осуществляется через форсунки, которые по определенному алгоритму, осуществляют импульсную подачу сжатого воздуха на активные элементы сенсоров. Управление подачей воздуха осуществляется пневмораспределительным блоком, расположенным на платформе.

Система контроля параметров контактной сети (КС)

Система контроля параметров контактной сети состоит из:

  • 2-х видеоблоков;
  • 2-х датчиков опор;
  • датчика положения контактного провода;
  • концентратора сигналов.

Внешний вид видеоблока представлен на рисунке 11.

Система контроля габаритов верхнего строения пути состоит из:

  • модуля оптических сканеров под рамой кузова с двумя сканерами;
  • модуля оптических сканеров на крыше вагона с тремя сканерами.

Внешний вид модулей оптических сканеров представлен на рисунках 12 и 13.

Видеоблок

Рисунок 11 – Видеоблок: 1 – видеокамера в боксе; 2 – прожектор осветительный; 3 – платформа.

Модуль оптических сканеров под рамой кузова

Рисунок 12 – Модуль оптических сканеров под рамой кузова: 1 – рама; 2 – сенсор.

Модуль оптических сканеров на крыше вагона

Рисунок 13 – Модуль оптических сканеров на крыше вагона: 1 – рама; 2 – сенсор.

Датчик ДПС

Расположение дополнительной видеокамеры в кабине машиниста

Рисунок 14 – Расположение дополнительной видеокамеры в кабине машиниста

Для точной работы ИИС необходимы данные пробега и скорости. Эти данные ИИС получает с одометра дополнительного датчика пути и скорости (ДПС). Данный датчик расположен на первой оси колесной пары с правой стороны вагона 4 (рисунок 3). В кабинах машиниста устанавливаются по 1 видеокамере для съемки изображения расположенного впереди электропоезда (рисунок 14).

Кабельная сеть

Соединения измерительной платформы МИБИС, ПВ, сканеров габаритов, видеоблоков, крышевого оборудования с аппаратурой, размещенной в шкафу ИИС осуществляются через кабельную сеть и разводные коробки (рисунок 15)

Корпуса датчиков наклона кузова размещаются на раме кузова вагона 4, по обоим бортам вагона, таким образом, чтобы вертикальная ось датчиков совпадала с поворотной осью тележки. Тросы крепятся к раме тележки через зажимные хомуты (рисунок 16).

Разводная коробка

Рисунок 15 – Разводная коробка (слева коробка №1, справа коробка №2)

Размещение и конструкция датчика наклона кузова

Рисунок 16 – Размещение и конструкция датчика наклона кузова: 1 – платформа; 2 – датчик наклона кузова; 3 – трос; 4 – хомут.

Подключение питания ИИС

Энергоснабжение оборудования ИИС напряжением переменного тока 380 В, 50 Гц, мощностью 15 кВт обеспечивается питанием от бортовой сети электропоезда. Принципиальная схема питания ИИС показана на рисунке 17.

Принципиальная схема интегрирования ИИС

Рисунок 17 – Принципиальная схема интегрирования ИИС

Управление ИИС

Включение контактора электропитания ИИС (4.04.К01) осуществляется по команде БУК №2 подачей сигнала по проводу 3.4.04.001 (контакт В1) при выполнении следующих условий:

  • токоприемники подняты на обоих вагонах 2 и 4 (имеется признак «ТКП поднят»);
  • оба ПСН находятся в режиме нормальной эксплуатации на обоих вагонах 2 и 4 (имеется сигнал «ПСН в работе»);
  • отсутствует сигнал по проводу 3.4.04.003 на БВС №4 (контакт А4) о пожаре в установке ИИС;
  • отсутствует сигнал пожар в составе электропоезда.

В случае невыполнения хотя бы одного из вышеперечисленных условий, или при отсутствии сигнала контроля включения контактора ИИС более двух секунд после подачи команды на включение (сигнал БВС №4 по проводу 3.4.04.002 контакт А3) снимается команда на включение контактора ИИС.

При снятии команды по причине отсутствия контроля, формируется диагностическое сообщение «Контактор ИИС выключен по причине отсутствия контроля включения».

При наличии сигнала пожар в установке ИИС (имеется сигнал по проводу 3.4.04.003 БВС №4 контакт А4) формируется диагностическое сообщение «Пожар ИИС».

Краткое содержание части 6 Руководства по эксплуатации электропоезда с асинхронным тяговым приводом типа ЭГЭ серии ЭС2Г  исполнения “Стандарт” (ЭС2Г.0.00.000.000-01 РЭ5) “Системы

  1. Микропроцессорная система управления и диагностики
  2. Система видеонаблюдения и оповещения пассажиров
  3. Система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения
  4. Безопасный локомотивный объединенный комплекс
  5. Поездная радиосвязь
  6. Система отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха
  7. Система противоюзная
  8. Информационно-измерительная система
  9. Система доступа к сети Интернет

Вопрос АСПТ

Где должны устанавливаться ограждения  железнодорожных линий на участках обращения пассажирских поездов со скоростями более 160 км/ч?

Железнодорожные линии на участках обращения пассажирских поездов со скоростями более 160 км/ч должны быть ограждены. Ограждения могут не устраиваться в местах, где доступ к железнодорожному полотну ограничен естественными (водоемы, болота, скалы и т.д.) или другими искусственными препятствиями.

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.