Оборудование поездной радиосвязи

Оборудование поездной радиосвязи применяется для организации поездной, станционной, ремонтно-оперативной связи, а также для передачи данных в информационно-управляющих системах электропоездов. Оборудование поездной радиосвязи предназначено для служебных переговоров диспетчеров, дежурных по станциям и других работников, связанных с движением поездов с локомотивной бригадой электропоезда.

Пользуясь радиосвязью, диспетчер может оперативно руководить движением поездов, передавать поездным бригадам указания об изменении скорости, уточнять местоположение поезда на перегоне, выяснять причины его задержки и проводить другие мероприятия по введению в график опаздывающих поездов. Дежурные по станции могут предупреждать машинистов о приеме поезда на боковой путь, времени отправления поезда со станции, возникновении аварийной обстановки, требующей экстренной остановки поезда, и передавать другие сообщения, способствующие повышению оперативности работы и безопасности движения на станциях и прилегающих перегонах.

Для организации поездной радиосвязи на электропоезде используются:

  1. Радиостанция трех-диапазонная для передачи речи РЛСМ- 10-09-Д, которая состоит из следующих блоков:
    • модульный блок радиооборудования МБР-06-Д;
    • пульты управления ПУ2 с микротелефонными трубками МТТ (установлены в пульте машиниста).
  2. Радиостанция передачи данных РЛСМ-10-66 которая состоит из модульного блока радиооборудования МБР-66.
  3. Громкоговоритель (установлен на потолке кабины машиниста).
  4. Антенна АЛМ/2.130, которая включает в свой состав модуль компенсации и согласования МКС-1 (установлен в потолочной части служебного тамбура) и адаптер питания коаксиальный АПК-12 (шкаф 114).

Модульный блок радиооборудования соединяется с антенной АЛ2/160/900-2500/Н через дуплексный фильтр ДФ-160/Р8К (установленный в шкафу приборов безопасности 114), а также с антенной АЛМ/2.130 посредством модуля компенсации и согласования МКС-1 и адаптера питания коаксиального АПК-12.

Радиостанция обеспечивает:

  • установление соединений и ведение переговоров с помощью пультов управления и внешнего громкоговорителя;
  • подключение регистратора переговоров;
  • взаимодействие с аппаратурой телеуправления и телесигнализации (ТУ-ТС) и речевыми информаторами в диапазонах КВ и УКВ;
  • передачу диагностической информации по стыку RS-232;
  • диагностику состояния блоков и узлов от пультов управления;
  • дистанционный контроль работоспособности от СТОР-1М или системы мониторинга стационарной радиостанции.

Внешний вид радиостанции приведен на рисунке 1.

Радиостанция РЛСМ-10-09-Д

Рисунок 1 — Радиостанция РЛСМ-10-09-Д

Технические характеристики

На рисунке 2 представлена структура системы поездной радиосвязи.

Структура системы поездной радиосвязи

Рисунок 2 — Структура системы поездной радиосвязи

Система поездной радиосвязи установлена в вагонах 1 и 5 электропоезда и может работать в следующих диапазонах частот:

  • 2,13 МГц — передача речевых сообщений;
  • 160 МГц — передача речевых сообщений (стандарт DMR);
  • 160 МГц — передача диагностических данных системы управления (стандарт DMR);
  • 900 МГц — цифровая система радиосвязи GSM-R (передача диагностических данных системы управления) (опционально);
  • 900 МГц — передача речи в стандарте GSM-R (опционально).

Расположение компонентов поездной радиосвязи

Расположение компонентов поездной радиосвязи в вагонах и их количество представлено в таблице 1.

Таблица 1 — Компоненты системы поездной радиосвязи

Компоненты Головной
вагон 1
Вагон
2
Вагон
3
Вагон
4
Головной
вагон 5
Блок МБР-06-Д (состав РЛСМ-10-09-Д) 1 1
Блок МБР-66 (состав РЛСМ-10-66) 1 1
Пульт управления ПУ2 (состав РЛСМ-10-09-Д) 2 2
Микротелефонная трубка (состав РЛСМ-10-09-Д) 2 2
Дуплексный фильтр ДФ-160/Р8К 1 1
Громкоговоритель (состав СВОП) 1 1
Модуль компенсации и согласования МКС-1 (состав АЛМ/2.130) 1 1
Адаптер питания коаксиальный АПК-12 (состав АЛМ/2.130) 1 1
Модуль развязки каналов МРК-160/900 (состав АЛ2/160/900-2500/Н) 1 1
Антенна АЛМ/2.130 1 1
Антенна АЛ2/160/900-2500/Н 1 1
Антенна АЛ2/460/900* 1 1
«*» устанавливается опционально.

Модульный блок радиооборудования

Модульные блоки радиооборудования МБР-06-Д и МБР-66 (рисунок 3 и 4) установлены в шкафах приборов безопасности и предназначены для объединения всех компонентов радиостанции.

Блок МБР-06-Д состоит из:

  • системного модуля СМР-11;
  • модуля питания МПВ2-110;
  • приемопередатчика МПП-023 КВ диапазона;
  • приемопередатчика МПП-160Д МВ диапазона;
  • приемопередатчика МПП-GSM ДМВ диапазона.

Модульный блок радиооборудования МБР-06-Д

Рисунок 3 — Модульный блок радиооборудования МБР-06-Д

Модульный блок радиооборудования МБР-66

Рисунок 4 — Модульный блок радиооборудования МБР-66

Блок МБР-66 состоит из:

  • системного модуля СММ-01;
  • модуля питания МПВ1-110;
  • приемопередатчика МПП-160Д МВ диапазона;
  • приемопередатчика МПП-GSM ДМВ диапазона.

Электропитание модульных блоков радиооборудования осуществляется от бортовой сети напряжением 110 В постоянного тока, с допускаемыми отклонениями -25 % и +30 %. Технические характеристики модульного блока радиооборудования МБР указаны в таблице 2.

Таблица 2 — Технические характеристики модульного блока радиооборудования МБР

Наименование параметра Блок МБР-06-Д Блок МБР-66
Пределы напряжения питания блока от ±40 В до ±155 В от ±35 В до ±155 В
Рабочая температура окружающей среды, °С:-    минимальная-    максимальная -40+55
Температура окружающей среды, °С при относительной влажности воздуха 93 % 40

Синусоидальная вибрация:

—    диапазон частот, Гц:
—    амплитуда ускорения, м/с2:

— от 10 до 100
— 39,2
Механические удары при эксплуатации, пиковое ударное ускорение, м/с2: 250

Модуль компенсации и согласования МКС-1

МКС-1 установлен в потолочной части служебного тамбура, возле проходного изолятора и предназначается для согласования параметров усилителя мощности радиопередатчика и антенны.

Общий вид, габаритные и установочные размеры указаны на рисунке 5.

Модуль компенсации и согласования МКС-1

Рисунок 5 — Модуль компенсации и согласования МКС-1

Пульт управления радиостанции

Пульт управления радиостанции обеспечивает ведение переговоров, индикацию режимов работы, а также управление радиостанцией (настройка, выбор диапазонов частот и каналов).

Общий вид пульта управления ПУ2 представлен на рисунке 6.

Пульт управления с микротелефонной трубкой

Рисунок 6 — Пульт управления с микротелефонной трубкой

Дополнительный пульт управления

Дополнительный пульт управления

Рисунок 6 — Дополнительный пульт управления

Дополнительный пульт управления радиостанции устанавливается на пульте машиниста для помощника машиниста. Общий вид дополнительного пульта управления ДП2 представлен на рисунке 6.

 

Громкоговоритель располагается на потолке кабины машиниста за декоративной решеткой. Громкоговоритель предназначен для воспроизведения речи при работе радиостанции. Технические характеристики громкоговорителя представлены в таблице 3.

Внешний вид громкоговорителя приведен на рисунке 7.

Громкоговоритель

Рисунок 7 — Громкоговоритель

Таблица 3 — Технические характеристики громкоговорителя

Наименование Значение
Номинальная нагрузка, Вт 40
Импеданс, Ом 8
Диапазон передачи, Гц от 70 до 16000
Степень защиты IP 65
Рабочий диапазон температур, °С от минус 40 до плюс 80
Вес, кг 0,29

Антенны

На крышах головных вагонов электропоезда установлены антенны для радиостанций диапазонов (рисунок 8):

  • 2,13 МГц;
  • 160 МГц;
  • 900 МГц (GSM-R).
Расположение антенн на крыше головного вагона

Рисунок 8 — Расположение антенн на крыше головного вагона: 1 — антенна АЛ2/460/900/Н; 2 — монтажное пространство под антенну АЛ2/460/900; 3 — антенна АЛ2/160/900-2500/Н; 4 — монтажное пространство под антенну АЛЗ/800-3400;    5    — антенна гектометровых волн АЛМ/2.130; 6 — монтажное пространство под антенну АЛ1/160/Н.

Антенна АЛ2/160/900-2500/Н

Антенна локомотивная АЛ2/160/900-2500/Н

Рисунок 9 — Антенна локомотивная АЛ2/160/900-2500/Н

Антенна АЛ2/160/900-2500/Н предназначена для работы на подвижных объектах железнодорожного транспорта совместно с устройствами для передачи данных в метровом диапазоне волн, в стандартах GSM-R/GSM900/GSM1800, а также в составе систем определения местоположения стандартов ГЛОНАСС/GPS.

 

Антенна АЛ2/160/900-2500/Н в диапазоне 160 МГц используется совместно радиостанцией передачи речи РЛСМ-10-09-Д и радиостанцией передачи данных РЛСМ-10-66. Подключение к радиостанциям производится через дуплексный фильтр ДФ-160/Р8К. Антенна АЛ2/160/900-2500/Н диапазона 900 МГц (стандарт GSM-R) используется радиостанцией стандарта GSM-R (РЛСМ-10-09-Д) опционально.

Внешний вид антенны АЛ2/160/900-2500/Н представлен на рисунке 9. Технические характеристики антенны АЛ2/160/900-2500/Н представлены в таблице 4.

Таблица 4 — Технические характеристики антенны АЛ2/160/900-2500/Н

Наименование Значение
Рабочий диапазон частот, МГц от 151,7 до 156,0
от 850 до 990
от 1350 до 2500
Усиление по отношению к
четвертьволновому излучателю в рабочей полосе частот, dB
(151,7-156,0) МГц 0
(850 — 990) МГц 3,8
(1350- 1710) МГц 3,0
(1710-2500) МГц 2,4
Масса, не более, кг 3,2
Входное сопротивление, Ом 50
Рабочий диапазон температур, °С от минус 50 до плюс 60
Допустимая скорость ветра, м/с 120

Антенна гектометрового диапазона

Антенна гектометрового диапазона ГМВ (рисунок 10) используется для работы приемопередатчика гектометрового радиочастотного диапазона радиостанции передачи речи РЛСМ-10-09-Д.

Антенна АЛМ/2.130

Рисунок 10- Антенна АЛМ/2.130

Технические характеристики антенны АЛМ/2.130 представлены в таблице 5.

Таблица 5 — Технические характеристики антенны АЛМ/2.130

Наименование Значение
Волновое сопротивление, Ом 50
КСВ в диапазоне от 2130 до 2150 кГц, не более 2
Макс, допустимая подводимая к антенне мощность, Вт 25
Температура рабочая, °С от минус 50 до плюс 60
Степень защиты IP66
Вес, кг 9,0

Антенна АЛ3/800-3400/Н

Для передачи информации системы информирования пассажиров в диапазонах частот 760 — 3400 МГц используется антенна АЛ3/800-3400/Н (рисунок 11).

Антенна АЛ3/800-3400/Н

Рисунок 11 -Антенна АЛ3/800-3400/Н

Антенна АЛ2/460/900/Н

Рисунок 12 -Антенна АЛ2/460/900/Н

Антенна АЛ2/460/900/Н

Для передачи информации комплекса БЛОК в диапазонах 400 МГц (TETRA) и 900 МГц (GSM-R), а также для передачи речи в диапазоне 900 МГц (GSM-R) по радиостанции РВС-1, используется антенна АЛ2/460/900/Н (рисунок 12).

Дуплексный фильтр ДФ-160/Р8К

Общий вид дуплексного фильтра ДФ-160/Р8К представлен на рисунке 13.

Восьмиэлементный дуплексный фильтр полосно-режекторного типа модели ДФ-160/Р8К предназначен для обеспечения развязки передающего и приемного каналов в системах связи дуплексного типа с частотным разделением сигналов и располагается в шкафах приборов безопасности.

Технические характеристики ДФ-160/Р8К указаны в таблице 6.

Таблица 6 — Технические характеристики дуплексного фильтра ДФ-160/Р8К

Наименование Значение
Диапазон рабочих частот, МГц от 151,7 до 156,0
Разнос частот (прием-передача), МГц, не менее 1
Макс, подводимая мощность (непрерывная), Вт 150
Потери в канале Вход ВК — антенна, дБ, не более 2
Потери в канале Вход ВК — антенна, дБ, не более 2
Подавление сигнала в соседнем канале (вход ВК), дБ, не менее 50
Подавление сигнала в соседнем канале (вход НК), дБ, не менее 70
КСВ по входам, не более 1:1,5
Импеданс, Ом 50
Температура рабочая, °С от минус 40 до плюс 60
Габариты (ВхЩхД), мм 110x205x620
Вес, кг, не более 7,3

Антенно-согласующее устройство (АСУ)

Внешний вид антенно-согласующего устройства представлен на рисунке 14.

АСУ устанавливаются на потолке за обшивкой кабины, возле проходного изолятора и обеспечивает согласование приемопередатчика с локомотивной антенной гектометрового диапазона, имеющей индуктивный характер входного сопротивления.

В составе АСУ есть индикаторный прибор, предназначенный для контроля качества согласования с антенной.

Дуплексный фильтр ДФ-160/Р8К

Рисунок 13 — Дуплексный фильтр ДФ-160/Р8К

Общий вид АСУ

Рисунок 14 — Общий вид АСУ

Краткое содержание части 6 Руководства по эксплуатации электропоезда с асинхронным тяговым приводом типа ЭГЭ серии ЭС2Г  исполнения «Стандарт» (ЭС2Г.0.00.000.000-01 РЭ5) «Системы»

  1. Микропроцессорная система управления и диагностики
  2. Система видеонаблюдения и оповещения пассажиров
  3. Система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения
  4. Безопасный локомотивный объединенный комплекс
  5. Поездная радиосвязь
  6. Система отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха
  7. Система противоюзная
  8. Информационно-измерительная система
  9. Система доступа к сети Интернет

Вопрос АСПТ

Какие требования предъявляются к участкам обращения пассажирских поездов со скоростями более 140 км/ч?

На участках обращения пассажирских поездов со скоростями более 140 км/ч инфраструктура и железнодорожный подвижной состав должны обеспечивать движение с установленными скоростями и соответствовать нормам и правилам.

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

    © 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

    Принципиальные оговорки

    Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

    Ограниченная ответственность

    Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

    Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.