Безопасный локомотивный объединенный комплекс

Безопасный локомотивный объединенный комплекс (далее — БЛОК) предназначен для применения на участках железных дорог с автономной и электрической тягой постоянного и переменного тока, оборудованных путевыми устройствами АЛСН, АЛС-ЕН, устройствами точечного канала, устройствами координатного регулирования движения поездов на базе цифрового радиоканала и дублирования показаний светофоров на перегонах и станциях, а также на участках, оборудованных устройствами полуавтоматической блокировки. Служит для регулирования и обеспечения безопасности движения поездов, автоматизации процесса расшифровки параметров движения поезда.

Комплекс БЛОК обеспечивает:

  • прием и обработку информации от непрерывных рельсовых каналов АЛСН, АЛС-ЕН, устройств точечного канала САУТ, с помощью устройств координатного регулирования движения поездов с передачей данных по радиоканалу и дублированием показаний светофоров на перегонах и станциях;
  • определение параметров движения электропоезда по информации от устройств: спутниковой навигации, бортовых датчиков пути и скорости, а также цифровой базы данных эксплуатируемого участка;
  • отсчет текущего времени и корректировку по астрономическому времени спутниковой навигации;
  • контроль бдительности и бодрствования машиниста по личным физиологическим параметрам с учетом правильности действий по управлению электропоездом;
  • передачу машинисту голосовых сообщений в соответствии с утвержденным списком;
  • запрет несанкционированного движения (скатывания).

Дополнительно БЛОК выполняет следующие дополнительные функции:

  • оперативный прием во внутреннюю энергонезависимую память через съемный носитель информации и цифровой радиоканал временных ограничений скорости движения по участку;
  • возможность расширенной предрейсовой диагностики комплексом БЛОК систем и узлов, взаимодействующих с ним;
  • диагностика комплексом БЛОК систем и узлов, взаимодействующих с ним по запросу машиниста с выводом результатов на монитор;
  • передача диагностической информации по средствам цифрового радиоканала в диспетчерский центр;
  • запись сигналов АЛС в модуль регистрации служебной информации.

Состав и структура БЛОК

Состав комплекса БЛОК представлен в таблице 1.

Таблица 1 — Перечень и расположение компонентов комплекса БЛОК

Обозначение Наименование компонента
1 2
РБП Рукоятка бдительности помощника машиниста
БИЛ-ИП Модуль индикации скорости движения поезда
мсс Модуль сигналов светофора
Монитор — 5 Монитор системы безопасности
МВ Модуль ввода
РБ Рукоятка бдительности машиниста
РБС Рукоятка бдительности машиниста специальная
БС-СН/БЛОК Блок связи со съемным носителем данных
CAN-T Сервисный интерфейс
БПР-Т Сервисный интерфейс
ЭПК 153А-01 Электропневматический клапан автостопа
КОН Блок несанкционированного доступа к ЭПК
Кнопка тревоги КН1 Кнопка тревоги машиниста
Кнопка тревоги КН2 Кнопка тревоги помощника машиниста
ТСКБМ-П Телемеханическая система контроля бдительности машиниста (приемная часть)
ТСКБМ-Н Носимая часть ТСКБМ
КП-РС Катушка приемная левая
КП-РС Катушка приемная правая
Узел стыковки Узел стыковки КП-РС левый
Узел стыковки КП-РС правый
ДПС-У Импульсный датчик пути и скорости левый
Импульсный датчик пути и скорости правый
Узел стыковки Узел стыковки ДПС-У левый и правый
Узел стыковки ДПС-У правый
ЭПК 266-1 Электропневматический клапан дистанционного управления
Шлюз CAN-Ithernet Шлюз линии CAN и Ithernet
СШ Системный шкаф комплекса БЛОК
АЛС-ТКС Автоматическая локомотивная сигнализация точечного канала связи
Дуплексный фильтр Дуплексный фильтр ДФ-160/Р8С
МОСТ-ММ1 Радиостанция МОСТ-ММ1
Клеммная рейка
БС-ДПС Блок согласования датчиков пути и скорости
АЛ 1/160МГц Антенна 160МГц
АЛ2/460/900/Н Антенна 460/900МГц /Н

Расположение компонентов БЛОК

Расположение элементов БЛОК на пульте управления показано на рисунке 1.

Расположение компонентов БЛОК на пульте машиниста

Рисунок 1 — Расположение компонентов БЛОК на пульте машиниста: 1 — рукоятка бдительности помощника машиниста РБП; 2 — модуль БИЛ-ИП; 3, 4 — модуль сигналов светофора МСС; 5 — монитор-5; 6 — модуль ввода МВ; 7 — рукоятка бдительности РБ; 8 — рукоятка бдительности специальная РБС; 9 — регистратор с кассетой БС-СН БЛОК; 10 — кнопка тревоги КН1; 11 — клапан ЭПК 153А-01; 12 — кнопка тревоги КН2.

Расположение приемника системы ТСКБМ (модуль ТСКБМ-ПCAN) показано на рисунке 2. Место для приемника ТСКБМ-ПCAN выбрано так, чтобы отсутствовали помехи радиоконтакту между передатчиком (переносной прибор ТСКБМ-Н на руке машиниста электропоезда) и приемной частью ТСКБМ-П.

Расположение приемника TCKБM-ПCAN

Рисунок 2 — Расположение приемника TCKБM-ПCAN: 1 — модуль ТСКБМ-ПСAN.

На панели шунтирующих выключателей, в кабине управления, расположен переключатель БЛОК, который предназначен для отключения системы в случае ее неисправности или выхода из строя (рисунок 3).

Панель шунтирующих выключателей

Рисунок 3 — Панель шунтирующих выключателей: 1 — шунтирующий переключатель системы БЛОК.

На рисунке 4 показан автоматический защитный выключатель для БЛОК, расположенный в шкафу приборов безопасности за задней стенкой кабины машиниста.

Расположение автоматических защитных выключателей БЛОК

Рисунок 4 — Расположение автоматических защитных выключателей БЛОК: 1 — автоматические защитные выключатели в шкафу на задней стенке.

Под моторным вагоном размещаются следующие компоненты системы БЛОК:

  • две приемные катушки БЛОК КП-РС;
  • два импульсных датчика пути ДПС-У;
  • электромагнитный клапан для экстренного торможения с дистанционным управлением ЭПК 266-1.

Монтаж приемных катушек выполняется на кузове вагона. Для защиты от воздействия гравия, льда и других предметов на катушках КП-РС устанавливаются защитные пластины, которые не создают помех для приема рельсовых сигналов.

Датчики скорости ДПС-У находятся на крышках буксовых коробок оси 1 слева и оси 2 справа. Перед 1-ой осью передней тележки на кузове вагона монтируются обе приемные катушки КП-РС БЛОК.

Датчик ДПС-У и катушка КП-РС

Рисунок 5 — Датчик ДПС-У и катушка КП-РС (вид с левой стороны вагона): 1 — датчик ДПС-У левый; 2 — узел стыковки левый; 3 — катушка КП-РС левая.

Датчик ДПС-У и катушка КП-PC

Рисунок 6 — Датчик ДПС-У и катушка КП-PC (вид с правой стороны вагона): 1 — датчик ДПС-У правый; 2 — узел стыковки правый; 3 — катушка КП-PC правая.

ЭПК 266-1 находится в защитном кожухе и располагается под нижней рамой головного вагона с левой стороны электропоезда, рядом с контейнером тормозного оборудования. Доступ обеспечивается через боковую дверцу, запираемую ключом.

Расположение ЭПК 266-1

Рисунок 7 — Расположение ЭПК 266-1

Компоновка шкафа электрооборудования

Рисунок 8 — Компоновка шкафа электрооборудования: 1 — шлюз CAN-MVB2; 2 — системный шкаф СШ; 3 — модуль АЛС-ТКС; 4 — дуплексный фильтр ДФ-160/Р8С; 5 — радиостанция МОСТ-ММ1; 6 — клеммная рейка; 7 — модуль БС-ДПС.

Компоненты БЛОК расположены в шкафу приборов безопасности на вагонах 1 и 5 (рисунок 8).

 

Устройство и работа

Компоненты БЛОК получают питание через встроенный в системный шкаф источник питания ИП-ЛЭ. Питание ИП-ЛЭ осуществляется по шине напряжением 110 В постоянного тока.

После включения аккумуляторной батареи, система комплекса БЛОК получает питание, но при этом остается в выключенном состоянии. И только после приведения одной из кабин машиниста в активное состояние происходит включение относящейся к данной кабине системы БЛОК.

Соединение комплекса БЛОК с системой управления электропоездом осуществляется с помощью шлюза CAN-Internet. Шлюз является местом сопряжения шины CAN шины Internet (многофункциональная поездная шина). Через данный шлюз передаются сигналы в систему БЛОК, а также команды и диагностическая информация от БЛОК к электропоезду.

При использовании аппаратуры БЛОК необходимо руководствоваться руководством по эксплуатации Безопасный локомотивный объединенный комплекс БЛОК 36905-000-00 РЭ.

Монитор системы безопасности

Монитор-5 предназначен для индикации следующей информации и сигналов:

  • допустимой скорости;
  • фактической скорости;
  • скорости рекомендуемой системой автоведения;
  • количества свободных блок-участков;
  • состояния путевых сигналов АЛС;
  • координаты нахождения поезда;
  • информации о расстоянии до места ограничения скорости;
  • режима движения поезда (маневровый, поездной);
  • текущего времени;
  • целевой скорости;
  • ускорения движения;
  • сигнала «Внимание»;
  • давления в системе торможения;
  • диагностической информации модулей системы БЛОК;
  • отображения параметров поезда и постоянных характеристик БЛОК при их вводе или просмотре;
  • согласованной информации по автоведению и ТСКБМ.
Внешний вид модуля ввода

Рисунок 9 — Внешний вид модуля ввода

Модуль ввода

Внешний вид модуля ввода представлен на рисунке 9.

Внешний вид модуля сигналов светофора

Рисунок 10 — Внешний вид модуля сигналов светофора

Модуль ввода предназначен для установки постоянных характеристик параметров движения поезда и введения специальных команд машинистом электропоезда или специальным техническим персоналом. Клавиатура модуля ввода имеет фоновую подсветку, которая обеспечивает комфортное распознавание клавиш при различных условиях освещения и не ослепляет машиниста.

Модуль сигналов светофора

Модуль сигналов светофора предназначен для информирования локомотивной бригады о показаниях путевых светофоров. Внешний вид модуля сигналов светофора представлен на рисунке 10.

Блок связи со съемным носителем БС-СН

Внешний вид блока связи со съемным носителем БС-СН

Рисунок 11 — Внешний вид блока связи со съемным носителем БС-СН

Блок связи со съемным носителем служит для записи в энергонезависимую память съемного носителя параметров движения электропоезда. В энергонезависимой памяти съемного носителя, записанные данные хранятся не менее 150 ч. Данные считываются с помощью стационарного устройства дешифрации СУД-У. Внешний вид блока связи со съемным носителем БС-СН представлен на рисунке 11.

Блок индикации БИЛ-ИП

Блок индикации БИЛ-ИП предназначен для формирования индикации фактической и допустимой скорости электропоезда. Внешний вид блока индикации БИЛ-ИП представлен на рисунке 12.

Блок индикации БИЛ-ИП

Рисунок 12 — Блок индикации БИЛ-ИП

Рукоятки бдительности РБ, РБП, РБС

Рукоятки бдительности предназначены для подтверждения работоспособности машинистом и его помощником. Внешний вид рукоятки бдительности представлен на рисунке 13.

ТСКБМ-П

Внешний вид ТСКБМ-П представлен на рисунке 14.

ТСКБМ-П обеспечивает непрерывный контроль работоспособности машиниста по параметрам электрического сопротивления кожи, получаемым от носимой части ТСКБМ-Н. Если по параметрам электрического сопротивления кожи состояние машиниста определяется как не работоспособное, ТСКБМ-П производит проверку работоспособности путем разрыва цепи питания электропневматического клапана ЭПК 150И-1А при работе с АЛСН, и передает сигнал    о    необходимости    произвести подтверждение    машинистом работоспособности.

Нажатие на верхнюю рукоятку РБС учитывается как подтверждение работоспособности, количество нажатий не ограничивается. В случае не подтверждения работоспособного состояния происходит автоматическое торможение электропоезда, путем срабатывания клапана автостопа ЭПК.

Внешний вид рукоятки бдительности РБ, РБП, РБС

Рисунок 13 — Внешний вид рукоятки бдительности РБ, РБП, РБС

Внешний вид TCKБM-ПCAN

Рисунок 14 — Внешний вид TCKБM-ПCAN

Датчики ДПС-У

Импульсные датчики скорости ДПС-У предназначены для получения информации о пройденном пути и скорости движения электропоезда. Внешний вид датчика ДПС-У представлен на рисунке 15.

Блок АЛС-ТКС

Блок универсального приемника АЛС-ТКС предназначен для приема непрерывных рельсовых каналов АЛСН, АЛС-ЕН, путевых генераторов САУТ. Данный блок формирует во внутренний CAN-интерфейс информацию от приемных катушек о текущем показании АЛСН и данных, полученных от напольных устройств САУТ.

Датчик ДПС-У

Рисунок 15 — Датчик ДПС-У

Блок АЛС-ТКС

Рисунок 16 — Блок АЛС-ТКС

Катушки КП-РС

Приемные катушки КП-РС предназначены для работы в двух диапазонах частот:

  • низкочастотный диапазон (НЧ) — принимаются сигналы от рельсовых цепей АЛСН;
  • высокочастотный диапазон (ВЧ) предназначен для приема сигналов путевых устройств САУТ.

Внешний вид катушки КП-РС представлен на рисунке 17.

Катушка КП-РС

Рисунок 17- Катушка КП-РС

Системный шкаф комплекса БЛОК

Рисунок 18 — Системный шкаф комплекса БЛОК

Системный шкаф

Системный шкаф (рисунок 18) является центральным узлом БЛОК, который выполняет следующие функции:

  • обработки информации:
    • принятой по каналам АЛСН и АЛС-ЕН;
    • принятой от датчиков пути и скорости;
    • принятой от датчиков давления;
    • принятой от цепей управления электропоездом;
    • от нажатия рукояток и кнопок модуля ввода;
    • принятой от устройств САУТ;
  • проверки уровня бдительности машиниста с учетом физиологического состояния по данным от ТСКБМ;
  • приема и передачи сигналов по радиоканалу (РК);
  • обработки принимаемой информации от блоков и модулей, входящих в комплекс БЛОК с последующим контролем их работоспособности;
  • выдачи информации на блок БИЛ-ИП для индикации;
  • регистрации данных в съемной кассете регистрации (КР);
  • приема и выдачи информации в дискретном виде;
  • обмена информацией с внешними системами;
  • управления электропневматическим клапаном (ЭПК) и дополнительным блоком КОН.
Антенна АЛ2/460/900/Н

Рисунок 19 — Антенна АЛ2/460/900/Н

В шкафу установлены следующие компоненты:

  • блок высокочастотного оборудования;
  • блок аппаратуры управления;
  • источник питания.

Антенна АЛ2/460/900/Н

На крыше головных вагонов размещается совмещенная антенна устройства радиоканала и спутниковой навигации GPS и ГЛОНАСС АЛ2/460/900/Н. Внешний вид антенны АЛ2/460/900/Н представлен на рисунке 19.

Модуль БС-ДПС

Модуль БС-ДПС (рисунок 20) используется для обеспечения приема данных от датчиков пути и скорости ДПС-У, контроля работоспособности датчиков, первоначальной обработки сигналов с гальванической развязкой от бортовой сети, вычисляет и формирует вектор фактической скорости, ускорения и фактической скорости движения поезда. Блок БС-ДПС также хранит данные о путевых характеристиках в энергонезависимой памяти.

Модуль БС-ДПС

Рисунок 20 — Модуль БС-ДПС

Краткое содержание части 6 Руководства по эксплуатации электропоезда с асинхронным тяговым приводом типа ЭГЭ серии ЭС2Г  исполнения «Стандарт» (ЭС2Г.0.00.000.000-01 РЭ5) «Системы»

  1. Микропроцессорная система управления и диагностики
  2. Система видеонаблюдения и оповещения пассажиров
  3. Система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения
  4. Безопасный локомотивный объединенный комплекс
  5. Поездная радиосвязь
  6. Система отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха
  7. Система противоюзная
  8. Информационно-измерительная система
  9. Система доступа к сети Интернет

Вопрос АСПТ

На каком основании производится закрытие и открытие перегона или железнодорожных путей общего пользования?

Закрытие и открытие перегона или железнодорожных путей общего пользования производятся в соответствии с распорядительным актом диспетчера поездного перед началом и по окончании работ, оформленным в форме письменного уведомления, телефонограммы или телеграммы.

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

    © 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

    Принципиальные оговорки

    Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

    Ограниченная ответственность

    Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

    Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.