Электропневматический клапан автостопа 153А с блоком КОН

Электропневматический клапан автостопа (ЭПК) является составной частью системы безопасности движения поездов и служит для контроля бдительности машиниста в различных поездных ситуациях путем подачи предупредительных сигналов. При утрате бдительности машинистом, ЭПК по команде системы безопасности, производит разрядку тормозной магистрали электропоезда темпом экстренного торможения. Для предотвращения отключения ЭПК ключом, клапан электропоезд оборудован блоком контроля несанкционированного отключения (блок КОН).

В этой публикации:

Основные технические данные ЭПК 153А приведены в таблице 4, внешний вид на рисунке 16.

Таблица 4 – Основные технические данные ЭПК 153А

Наименование параметра Значение
Максимальное давление питания, МПа (кгс/см2) 1,0(10.1)
Номинальное напряжение питания постоянного тока, В 110
Время разрядки тормозной магистрали с (0,5 до 0, 25) МПа ((с 5,0 до 2,5) кгс/см2), с, не более 2
Время подачи сигнала бдительности, с 7+1
Величина остаточного давления в тормозной магистрали после разрядки, МПа (кгс/см2) 0,15 +0,05/-0,02
(
1,5+0,5/-0,2)
Электропневматический клапан автостопа 153А

Рисунок 16 – Электропневматический клапан автостопа 153А

Устройство

ЭПК состоит из клапана срывного, выключателя управления автоматического, вентиля электропневматического, резервуара, свистка, замка, имеющего привод от ключа и колодки с контактами (рисунок 17). Все составные части ЭПК собираются и устанавливаются на кронштейн-плите и сообщаются между собой через каналы в плите. Кронштейн-плита закрыта кожухом.

Автоматический выключатель управления совместно с замком ЭПК обеспечивает замыкание контактов в цепи тяги при включении ЭПК и наличии необходимого давления воздуха в тормозной магистрали. При срабатывании ЭПК на экстренное торможение размыкает контакты в цепи тяги и обеспечивает срабатывание срывного клапана.

Срывной клапан обеспечивает экстренную разрядку тормозной магистрали при автостопном торможении.

Вентиль электропневматический в обесточенном состоянии обеспечивает разрядку резервуара выдержки времени объемом 0,5 л и камеры выдержки времени через свисток в атмосферу. При подаче питания на вентиль прекращает их разрядку – отключением от свистка и атмосферы.

Колодка с контактами, диодом и резистором служит для удобства монтажа электрических соединений.

ЭПК 153А

Рисунок 3.17 – ЭПК 153А: 1 – колодка с контактами; 2 – резистор с диодами; 3 – выключатель автоматический управления; 4 – фильтр; 5 – клапан срывной; 6 – свисток; 7 – вентиль электропневматический; 8 – резервуар объемом 0,5 л; 9 – кронштейн-плита; 10 – кожух.

Замок обеспечивает при выключенном положении – разобщение питательной магистрали и резервуара выдержки времени объемом 0,5 л с вентилем электропневматическим и свистком. А так же размыкает контакты концевого выключателя (КВ). При включенном положении замок обеспечивает поступление воздуха из питательной магистрали и резервуара объемом 0,5 л и к электропневматическому вентилю, а так же замыкает контакты концевого выключателя (КВ).

Работа

Зарядка ЭПК

При выключенном ключе ЭПК, замок перекрывает доступ воздуха к электропневматическому вентилю и размыкает контакты своего концевого выключателя (КВ). При этом воздух из питательной магистрали через калиброванное отверстие диаметром 0,7 мм и отверстие диаметром 0,8 мм поступает в резервуар объемом 0,5 л и далее в камеру под диафрагмой (камера выдержки времени) автоматического выключателя управления. Диафрагма, преодолевая усилие пружины, прогибается вверх. Возбудительный клапан автоматического выключателя под усилием пружины закрывается, разобщая полость над поршнем срывного клапана с атмосферой (рисунок 18).

Зарядка ЭПК 153А

Рисунок 18 – Зарядка ЭПК 153А

Воздух из тормозной магистрали поступает в полость под поршнем срывного клапана и через калиброванное отверстие в поршне, диаметром 0,8 мм поступает в полость над поршнем и далее по каналу поступает в полость под возбудительный клапан и к поршню автоматического выключателя управления. Поршень автоматического выключателя перемещается вправо, замыкая контакты своего концевого выключателя (КВ) – подготавливая цепь тяги.

Для включения ЭПК необходимо ключ замка перевести во включенное положение – повернув его до упора против часовой стрелки. При этом замок открывает доступ воздуха из питательной магистрали и резервуара объемом 0,5 л в правую полость переключательного поршня и в канал, идущий под якорь с клапанным уплотнением электропневматического вентиля. Из правой полости переключательного поршня, сжатый воздух через свисток начинает выходить в атмосферу (рисунок 19).

Включение ЭПК 153А

Рисунок 19 – Включение ЭПК 153А

Одновременно, контакты концевого выключателя замка (КВ), подают питание на катушку электропневматического вентиля, и якорь открывает проход воздуха из правой полости переключательного поршня в левую полость. В результате разрежения правой полости переключательного поршня через свисток, поршень, под давлением в левой полости, перемещается вправо, садится на седло и перекрывает выход воздуха через свисток. ЭПК включен и готов к работе (рисунок 20).

ЭПК 153А в режиме готовности

Рисунок 20 – ЭПК 153А в режиме готовности

При нажатии на рукоятку бдительности, или по команде приборов безопасности, происходит снятие питания с электропневматического вентиля. При этом якорь вентиля, под действием пружины, садится своим клапаном на седло, перекрывая подачу сжатого воздуха в левую полость переключательного поршня и одновременно, сообщает ее с атмосферой. Переключательный поршень, под давлением сжатого воздуха в правой полости, перемещается влево и воздух из камеры под диафрагмой автоматического выключателя (камера выдержки времени) и резервуара объемом 0,5 л через свисток начинает выходить в атмосферу (рисунок 21).

Если в течение 7-8 секунд питание катушки электропневматического вентиля восстановится, ЭПК перейдет в режим зарядки и готовности. В случае отсутствия питания на катушке электропневматического вентиля более 7-8 секунд, давление воздуха в камере под диафрагмой автоматического выключателя (камера выдержки времени) понижается, диафрагма под действием пружины прогибается вниз, толкатель открывает атмосферный клапан, и воздух из камеры над поршнем срывного клапана через выключатель управления выходит в атмосферу. Под давлением сжатого воздуха из тормозной магистрали поршень срывного клапана будет отжат от седла и ТМ сообщится с атмосферой. ЭПК сработает и произойдет экстренная разрядка тормозной магистрали.

Срабатывание ЭПК 153А

Рисунок 21 – Срабатывание ЭПК 153А

ЭПК 153А с блоком КОН

ЭПК 153А с блоком КОН

Чтобы вернуть ЭПК в режим готовности, необходимо выполнить его зарядку – выключить ключ и после восстановления давления в тормозной магистрали, вновь включить его.

Работа ЭПК с блоком КОН

Блок контроля несанкционированного отключения ЭПК (блок КОН) состоит из электропневматического вентиля, установленного на кронштейн-плите ЭПК. Каналами в кронштейн-плите вентиль КОН соединен с камерой над поршнем срывного клапана. При отсутствии питания на вентиле, КОН не влияет на работу ЭПК.

При выключении машинистом ключа ЭПК при скорости движения электропоезда более 10 км/ч и давлении в цилиндрах тормозных блоков менее (0,07 ±0,01) МПа ((0,7 ±1) кгс/см2), системы безопасности электропоезда подает питание на катушку электропневматического вентиля КОН, и он через 10-14 секунд соединяет камеру над поршнем срывного клапана с атмосферой. ЭПК сработает и произойдет экстренная разрядка тормозной магистрали.

Исключение из работы ЭПК при выходе из строя или при пересылке (буксировке)

Для исключения срабатывания ЭПК при пересылке (буксировке) электропоезда или при неисправности ЭПК, необходимо перекрыть разобщительные краны на тормозной (КН1) и на питательной магистрали (КН2). Разобщительные краны КН1 и КН2 имеют диагностику (контроля положения). При эксплуатации электропоезда краны КН1 и КН2 должны быть открыты и опломбированы.

В этом разделе

Быстрый переход

Руководство по эксплуатации электропоезда с асинхронным тяговым приводом типа ЭГЭ серии ЭС2Г исполнения “Стандарт” (ЭС2Г.0.00.000.000-01 РЭ4) Краткое содержание части 5 “Тормозное и пневматическое оборудование“:

Вопрос АСПТ:

Что входит в стрелочный перевод?

Стрелочный перевод — устройство, служащее для перевода железнодорожного подвижного состава с одного железнодорожного пути на другой, состоящее из стрелок, крестовин и соединительных железнодорожных путей между ними.

Информационные разделы

Пояснения и комментарии

© 2009-2018 Машинист электропоезда. Интернет сайт создан и поддерживается обществом с ограниченной ответственностью "Керби дизайн" (ИНН: 7733695081, 125200, г. Москва, ул. Митинская, д. 19, оф. 97). Контактный телефон: +7 (495) 015-09-35.  Все права защищены.

Принципиальные оговорки

Названия торговых марок, зарегистрированных товарных знаков, знаков обслуживания (как графические, так и словесные) являются собственностью их владельцев и указываются на данном интернет-сайте исключительно с целью информационного освещения, на некоммерческой основе, на основании публичных разрешений владельцев или на основании заключённых партнерских соглашений.

Ограниченная ответственность

Редакция интернет-сайта Машинист электропоезда оставляет за собой право не вступать в переписку с читателями и посетителями сайта.

Рукописи и иллюстрации, не заказанные редакцией, не рецензируются и не возвращаются. Редакция не несёт ответственности за рекомендации, данные аналитиками, а также за мнения лиц, давших интервью. Ответственность за содержание интервью несёт лицо, давшее интервью.